Автор: Львова Наталья Ивановна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал «Примокшанская ООШ» МБОУ «Ковылкинская СОШ имени Героя Советского Союза М.Г. Гуреева»
Населённый пункт: пос. Примокшанский (Ковылкинский район)
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение чтению как процесс реализации познавательного потенциала младших школьников"
Раздел: начальное образование
Особенности мышления младших школьников.
Младший школьный возраст называют вершиной детства.
В современной периодизации психического развития охватывает
период от 6-7 до 9-11 лет.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые
требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид
деятельности - учебная деятельность. В школе он приобретает не только
новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется
восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы,
ценности ребенка, весь его уклад жизни.
Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:
1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому
мышлению.
3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких
школьников к отметкам).
4. Мотивация достижения становится доминирующей.
5. Происходит смена распорядка дня.
6. Укрепляется новая внутренняя позиция.
7. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими
людьми.[
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится
мышление.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит
особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр
психического
развития
ребенка
(Л.С.
Выготский)
и
становится
определяющим в системе других психических функций, которые под его
влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Ранее было принято считать, что для детей младшего школьного
возраста
ведущим
является
конкретно-образное
мышление,
однако
в
настоящее время, в первую очередь благодаря работам Д. Б. Эльконина, В.В.
Давыдова и их сотрудников, доказано, что дети этого возраста имеют гораздо
большие познавательные возможности, что позволяет развивать у них
основы теоретических форм мышления.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на
переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-
образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает
мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное
мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным
наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные,
формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
Ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными
категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества
конкретных предметов и явлений, поэтому в младшем школьном возрасте
продолжает
развиваться
наглядно-действенное
и
наглядно-образное
мышление, что предполагает активное включение в обучение моделей
разного типа (предметные модели, схемы, таблицы, графики и т.п.)
Блонский П.П. пишет: "Книжка с картинками, наглядное пособие,
шутка учителя - все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие
школьники находятся во власти яркого факта, образы, возникающие на
основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки".
Младшие
школьники
склонны
понимать
буквально
переносное
значение
слов,
наполняя
их
конкретными
образами.
Ту
или
иную
мыслительную
задачу
учащиеся
решают
легче,
если
опираются
на
конкретные предметы, представления или действия. Учитывая образность
мышления, учитель принимает большое количество наглядных пособий,
раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на
ряде
конкретных
примеров.
И
запоминают
младшие
школьники
первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения
учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что
интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново.
Наглядно-образное мышление очень ярко проявляется при понимании,
например, сложных картин, ситуаций. Для понимания таких ситуаций
требуется ориентировочная деятельность. Понять сложную картину - это
значит понять ее внутренний смысл. Понимание смысла требует аналитико-
синтетической работы, выделения деталей сопоставления их друг с другом. В
наглядно-образном мышлении участвует и речь, которая помогает назвать
признак, сопоставить признаки. Только на основе развития наглядно-
действенного и наглядно-образного мышления начинает формироваться в
этом возрасте формально-логическое мышление.
Мышление детей этого возраста значительно отличается от мышления
дошкольников: так если для мышления дошкольника характерно такое
качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке
мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумываются и над
тем, что им интересней, что их увлекает, то младшие школьники в
результате, обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять
задания в обязательном порядке, научиться управлять своим мышлением.
Учителя знают, что мышление у детей одного и того же возраста
достаточно разное встречаются такие дети, которым трудно и мыслить
практически и оперировать образами, и рассуждать, и такие, которым все это
делать легко.
О хорошем развитии наглядно-образного мышления у ребенка можно
судить по тому, как он решает соответствующие этому виду мышления
задачи.
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое
мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года
обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих
классах объем такого рода занятий сокращается. Образное мышление все
меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.
В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассников.
Оно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и
представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь
тогда,
когда
они
конкретизируются
посредством
частных
примеров.
Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно
воспринимаемыми признаками предметов.
По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных
знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его
умственные
операции
становятся
менее
связанными
с
конкретной
практической
деятельностью
и
наглядной
опорой.
Дети
овладевают
приемами
мыслительной
деятельности,
приобретают
способность
действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений. С
развитием
мышления
связано
возникновение
таких
важных
новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия.
Младший школьный возраст имеет большое значение для развития
основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения
существенных и несущественных признаков, обобщения, определения
понятия, выведения следствия и пр. Несформированность полноценной
мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком
знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это
серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так,
например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся
возникают проблемы с обобщением учебного материала: подведением
математической задачи под уже известный класс, выделением корня в
родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста,
делением его на части, выбором заглавия для отрывка и т. п.
Необходимо
отметить,
что
у
некоторых
детей
способности
к
обобщению различного по содержанию материала развиты одинаково -- они
одинаково хорошо или одинаково плохо обобщают любой материал. Другие
школьники математический материал обобщают свободно и быстро, при
обобщении
же
нематематического
материала
испытывают
большие
трудности. И наоборот, некоторые учащиеся легко и свободно обобщают
нематематический материал, а математический -- только после многих
тренировочных упражнений. Поэтому, чтобы судить об особенностях
мышления ребенка, необходимо проанализировать выполнение им (и
неоднократное!) заданий из разных областей знаний.
Усвоение любого учебного предмета во многом зависит от того, как
развита у ребенка способность к обобщению материала. Может ли он
выделять общее в разном и на этой основе познавать главное, скрытое за
разнообразием внешних проявлений и несущественных признаков, может ли
выделять существенные общие свойства объектов, т. е. такие свойства, без
которых предмет не может существовать как таковой.
Владение
основными
мыслительными
операциями
требуется
от
учащихся уже в первом классе. Поэтому в младшем школьном возрасте
следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей
основным приемам мыслительной деятельности.
В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются
индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы
"теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в
словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и
практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У
большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными
видами мышления.
Важное условие для формирования теоретического мышления -
формирование
научных
понятий.
Теоретическое
мышление
позволяет
ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и
связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.
Чтобы
сформировать
у
младшего
школьника
научное
понятие,
необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам
предметов. Следует показать, что есть существенные признаки, без наличия
которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Понятие - это
обобщённые
знания
о
целой
группе
явлений,
предметов,
качеств,
объединённых по общности их существенных признаков. Если учащиеся 1-2
класса отмечают наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие
действие объекта (что он делает) или его назначение (для чего он), то к 3
классу школьники уже в большей мере опираются на знания, полученные в
процессе обучения и позволяющие выявлять существенные признаки
предметов. Так, в понятие растения включаются такие разные предметы, как
высокая сосна и маленький колокольчик. Объединяются эти разные
предметы в одну группу потому, что каждый из них обладает общими для
всех растений существенными признаками: они живые организмы, растут,
дышат, размножаются.
К 8-9-летнему возрасту у ребенка происходит переход к стадии
формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития
способности к абстрагированию (умение выделять существенные признаки
предметов
и
отвлечься
от
второстепенных
признаков
предметов)
и
обобщению. Критерием овладения тем или иным понятием является умение
им оперировать.
Третьеклассники
должны
также
уметь
устанавливать
иерархию
понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи
между родовыми и видовыми понятиями.
Мышление младшего школьника в своём развитии идёт от способности
анализировать связи и отношения между предметами и явлениями. К концу 3
класса учащиеся должны научиться таким элементам анализа, как выявление
отношений между понятиями и явлениями: противоположность (например,
трус - храбрец), наличие функциональных связей (например, река и рыба),
часть и целое (например, деревья - лес).
Некоторые трудности отмечены у младших школьников в овладении
такой мыслительной операцией, как сравнение. Сначала ребенок вообще не
знает, что такое сравнивать. На вопрос: "Можно ли сравнивать яблоко и мяч"
- часто слышим в ответ: "Нет, нельзя, яблоко можно кушать, а мяч катится".
Если задать вопрос иначе, то можно получить правильный ответ. Следует
сначала расспросить детей, чем похожи предметы, а затем - чем отличаются.
Детей необходимо подвести к правильному ответу.
Особые
трудности
возникают
у
младших
школьников
при
установлении причинно-следственных связей. Младшему школьнику легко
устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине.
Это можно объяснить тем, что при умозаключении от причины к следствию
устанавливается прямая связь. А при умозаключении от факта к вызвавшей
его причине такая связь непосредственно не дана, так как указанный факт
может быть следствием самых разных причин, которые нужно специально
анализировать. Таким образом, при одном и том же уровне знаний и развития
младшему школьнику легче ответить на вопрос: "Что произойдёт, если
растение не поливать?", чем на вопрос: "Почему это дерево засохло?"
К окончанию третьего класса учащийся должен научиться таким
элементам анализа, как выявление следующих связей: расположенность,
порядок
следования,
противоположность,
наличие
тех
или
иных
функциональных отношений, часть и целое.
Развитие теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях,
способствует
возникновению
к
концу
младшего
школьного
возраста
рефлексии (рефлексия - процесс самопознания своих внутренних актов и
состояний), которая, являясь новообразованием подросткового возраста,
преображает познавательную деятельность и характер их отношений к самим
себе и другим людям.