Напоминание

"Толерантность - путь к миру"


Автор: Мусина Альбина Марсовна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МОУ "СОШ №28"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: Классный час в 10 классе Толерантность - путь к миру
Тема: "Толерантность - путь к миру"
Раздел: полное образование





Назад




Китайская притча «Ладная семья»

(художественное чтение, подготовить ученика) Дорофеев Савелий

Жила была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек

насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили сей семьей и сем

селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что

семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни

ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить,

правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота,

красота, достаток и мир. Хорошо детям. Спокойно старикам. Удивился владыка. Решил

узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как

ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал

что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем предал лист

владыке. Тот вял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и

удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце

листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал,

как водится за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всей хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Проявления нетерпимости включают:

Критерии толерантности

Проявления терпимости включают:

- равноправие;

- взаимоуважение;

-доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и

группам в целом;

- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных

меньшинств;

- возможность следовать своим традициям;

- свобода вероисповедания;

- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических отношений,

отношений между полами.

Критерии интолерантности

- оскорбления, насмешки;

- игнорирование (отказ в признании, беседе);

- негативные стереотипы, предубеждения (составление мнения о человеке на основе

отрицательных характеристик);

- этноцентризм (оценка жизненных явлений через ценности и традиции своей

группы как лучшей, эталонной по сравнению с другими);

- поиск врага (перенос вины за свои проблемы на других);

- преследование, запугивание, угрозы;

- дискриминация, расизм;

- национализм;

-

эксплуатация

(использование

чужого

времени

труда

без

справедливого

вознаграждения);

- изгнание, депрессии, фашизм, геноцид, терроризм, экстремизм

Я, думаю, что теперь каждый из вас, глядя на эту табличку, сможет говорить

о себе, как о толерантной личности.

Конечно – же, все мы разные, но все мы имеем право на свою

индивидуальность. На принятие, понимание, уважение нас такими, какие мы

есть.

Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу

терпимо, чтобы строить мирное будущее.

1. Для того чтобы не было войны…а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут

всегда! б) нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе проходит акция «Милосердие»…а) это тебя не интересует; б) пытаешься, чем

можешь, помочь ветеранам.

3. Ты противостоишь насилию…а) насилием; б) ты присоединяешься к другим людям,

чтобы сказать нет.

4. Один товарищ тебя предал…а) ты мстишь ему; б) ты пытаешься объясниться с ним.

5. Видишь, когда сильный обижает слабого…а) равнодушно проходишь мимо; б)

вмешиваешься.

6. Ты не согласен с кем-то…а) ты не даешь ему говорить; б) ты все-таки слушаешь его.

7. Учитель ждет ответа учащегося…а) кричишь с места; б) даешь возможность ответить

другому.

8. У тебя в классе новый одноклассник….а) ты не общаешься с ним; б) помогаешь ему

влиться в коллектив.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под

пунктом «б» получилось.

Ключ к тесту

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты

являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 5 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься

навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение.

Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.

Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был

настроен более оптимистично, и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более

счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.

-Мы попытались выяснить, на сколько мы толерантны.

Давайте все вместе попробуем назвать черты толерантной личности и интолерантной

личности. Я предлагаю вам выбирать определения и располагать их в той колонке,

которой они, на ваш взгляд, принадлежат.

12 форм толерантности

Политическая толерантность - отношение к деятельности различных партий

и объединений.

Межнациональная толерантность - отношение к представителям различных

наций, способность не переносить недостатки и негативные поступки

отдельных представителей национальности на других людей.

Расовая толерантность - отсутствие предубеждений к представителям другой

расы.

Религиозная

толерантность

-

признание

религиозных

особенностей

различных концессий.

Гендерная толерантность - непредвзятое отношение к представителям

другого пола.

Возрастная толерантность - непредвзятость в отношении людей разных

возрастов.

Физиологическая толерантность - отношение к больным, инвалидам, людям с

внешними недостатками.

Образовательная толерантность - терпимое отношение к высказыванием и

поведению людей с низким образовательным уровнем со стороны более

образованных слоев населения.

Географическая толерантность - непредвзятость к жителям небольших

городов, сел, других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.

Межклассовая толерантность - терпимое отношение к представителям

разных имущественных слоев - богатых к бедным, бедных к богатым.

Сексуально-ориентационная толерантность - терпимое отношение к лицам с

нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Маргинальная толерантность (толерантность по отношению к маргинальным

представителям общества) - отношение к нищим, бомжам, заключенным

Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов

терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой Генеральной

конференции ЮНЕСКО Под толерантностью в Декларации понимается «уважение,

принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм

самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация

провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему

виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и

сохранять свою индивидуальность» 16 ноября – международный день, посвящённый

терпимости

Игра «Волшебная рука

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальцах свои

хорошие качества, а на ладони – то, что хотелось бы изменить в себе

Проверка качества выполнения задания. Таблица «Толерантная и интолерантная

личность»

Толерантная

личность

Интолерантная

личность

Терпимость

Бессердечность

Сострадание

Непонимание

Прощение

Вспыльчивость

Снисходительность

Злорадство

Милосердие

Лживость

Сотрудничество

Раздражительность

Доверие

Зависть

Умение владеть

собой

Пренебрежение

Чуткость

Равнодушие

Альтруизм

Агрессивность

Доброжелательность

Эгоизм

Рефлексия «Дерево толерантности» .Творческая работа.

- Вырастим вместе дерево Толерантности в нашем классе. Пусть наше дерево распустит

листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями

на тему «Планета Толерантности». Возьмите каждый по листочку и напишите на них,

что, по-вашему, надо сделать, наша школа стала пространством толерантности. Затем

листочки приклейте на дерево.(на доске).

Пожелания: Гильмутдинов Данил

Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с

вами.

Пожелания: Бахарева Настя

Будьте добрыми, любящими, терпеливыми, милосердными.

Пожелания: Чумакова Даша

Будьте надёжными, честными, правдивыми, выполняйте свои

обещания.

Пожелания: Чернова Даша

Старайтесь быть заботливыми, вежливыми, внимательными,

любезными.

Пожелания: Борисов Саша

Давайте будем щедрыми, бескорыстными, великодушными,

готовыми всегда помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным мир!!!

2. Расшифровка понятия «Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь» – …

(на каждую букву слова подбирается слово-синоним на ту же букву, например:

Т – терпение, товарищество, труд; О – общение, отзывчивость и т.д.).

Таким образом, толерантность - это способность и умение терпеть, быть

терпеливым, мириться с чужим мнением. Это прощение, снисходительность,

мягкость, милосердие, сострадание.

Существует очень много пословиц и поговорок, в которых затрагивается

понятие толерантности. Давайте мы с вами попробуем их перечислить.

Раздачи памятки «Правило 7 «П».

- Я предлагаю вам повесить эту памятку у себя в классе, чтобы она всегда

была у вас перед глазами и где бы вы ни находились, чем бы ни занимались,

всегда помнили об этих 7 правилах.

Правило 7 «П»

Понять

Принять

Простить

Поговорить

Поддержать

Помочь

Полюбить

Т О Л Е

Р А Н Т

Н О С Т

Ь

В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее

явление, как терроризм. Терроризм и экстремизм — это тоже война. И от них не

застрахован никто.

Савчук Данил

Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные

слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый знает о том, что

скрывается за этими понятиями. «Толковый словарь» В.И.Даля трактует

терроризм как стремление устрашать смертью, казнью, угрозами насилия и

физического уничтожения, жестокими карательными мерами и истязаниями,

расстрелами.

В последние годы терроризм стал особенно изощрен, кровав и

безжалостен. Взрывы в публичных местах: поездах, на вокзалах, ресторанах,

в метро; похищения государственных деятелей, партийных лидеров;

убийства, ограбления, захваты государственных учреждений, посольств,

самолетов. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма:

воздушный, ядерный, биологический, экологический и информационный.

Все они носят явные черты политического терроризма.

Экстремизм - это деяния и пропаганда деяний, направленных на ущемления

прав человека по признаку его социальной, расовой, национальной,

религиозной принадлежности

Федеральные законы, регулирующие ответственность за экстремистскую и

террористическую деятельность:

- Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О

противодействии экстремистской деятельности»

- Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (ред. 20 30.12.2008) «О

противодействии терроризму» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2010г.)

- Уголовный кодекс Российской Федерации

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Экстремизм (равно как и терроризм) относится к числу самых опасных и

трудно прогнозируемых явлений современности.

План выступления

1. О террористических актах в нашей стране (коротко рассказать,

информация будет на экране)

За последние десять лет совершено 6500 актов международного

терроризма, от которых погибли 5 тысяч человек, пострадали более 11 тысяч

человек! За последние годы крупными террористическими актами в нашей

стране стали:

9 сентября 1999 года в Москве произошел чудовищный теракт: при

взрыве жилого дома на улице Гурьянова погибли 124 человека, 164

были ранены. Через несколько дней последовали взрывы домов на

столичном Каширском шоссе и в городе Волгодонске.

Террористический акт 9 мая во время парада в Каспийске в 2002 г. унёс

жизни 45 человек, 86 ранено.

2002 год. 50 чеченских боевиков (18 из них – женщины) захватили

театр на Дубровке во время представления "Норд-Ост" и удерживали

заложников в течение трёх дней. Погибло 130 человек, десятки ранено.

Взрывы в Московском метро 29 марта 2010 г. двумя террористками-

смертницами дагестанского происхождения унесло жизни людей

из нескольких стран: погибло 40 человек, ранено 88.

Террористический акт в Домодедово Московского аэропорта

в зале

международных прилётов 24 января 2011 г. Погибло 37 человек, ранено 117.

2. О создании «Росгвардии» (когда, кем, зачем)

3. Беседа с учениками.

Если бы ты шёл по коридору школы. Тишина. Ты услышал тиканье

будильника, но вокруг ничего не увидел. Ваши действия.

Если бы ты зашёл в подъезд и увидел подозрительный предмет

(свёрток, коробка, игрушка, лежащие без присмотра). Ваши действия.

4. Раздать памятки «Что нужно делать, чтобы не стать жертвой террора»

Как же не стать жертвой теракта? Об этом, об основных правилах поведения в условиях

угрозы террористических актов, мы просим рассказать нашего гостя, сотрудника…

Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов?

(Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность

администрацию, дождаться прибытия милиции).

Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в

комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).

Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (ответы: запомнить разговор,

оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после

звонка в правоохранительные органы). Если рядом прогремел взрыв, ваши действия?

(Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться,

постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения

спасателей). Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить, что главная – цель

остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не

предпринимать без разрешения, Помнить – спецслужбы начали действовать).

Памятка

Что нужно делать, чтобы не стать жертвой террора.

Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам

покажется подозрительным, сообщить об этом старшим.

Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков; не подбирайте никаких вещей, даже

ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.

О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам

патрульно-постовой службы.

Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.

По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.

Если Вы обнаружили подозрительный предмет:

Заметив взрывоопасный предмет (гранату, снаряд, бомбу и т.п.), подозрительные предметы

(оставленный пакет, коробку), не подходите близко к ним, немедленно сообщите о находке по

следующему экстренному телефону: 02

До приезда сотрудников милиции, или других служб, постарайтесь организовать охрану,

оцепление этого предмета, не допускайте к нему людей, не позволяйте им прикасаться к опасному

предмету или пытаться обезвредить его.

Совершая поездки в общественном транспорте, обращайте внимание на оставленные сумки,

портфели, свертки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться взрывные

устройства. Немедленно сообщите водителю, машинисту, любому работнику милиции. Не

открывайте, не трогайте руками опасный предмет, предупредите находящихся рядом людей об

опасности. Заходя в подъезд, обращайте внимание на посторонних людей и на незнакомые

предметы. Как правило, взрывные устройства закладываются в здании в подвалах,

мусоропроводах, лифтах, под лестницами.

подручных средств (доски, кирпич) укрепите потолок от обрушения и дожидайтесь помощи.

Памятка

Что нужно делать, чтобы не стать жертвой террора.

Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам

покажется подозрительным, сообщить об этом старшим.

Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков; не подбирайте никаких вещей, даже

ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.

О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам

патрульно-постовой службы.

Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.

По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.

Если Вы обнаружили подозрительный предмет:

Заметив взрывоопасный предмет (гранату, снаряд, бомбу и т.п.), подозрительные предметы

(оставленный пакет, коробку), не подходите близко к ним, немедленно сообщите о находке по

следующему экстренному телефону: 02

До приезда сотрудников милиции, или других служб, постарайтесь организовать охрану,

оцепление этого предмета, не допускайте к нему людей, не позволяйте им прикасаться к опасному

предмету или пытаться обезвредить его.

Совершая поездки в общественном транспорте, обращайте внимание на оставленные сумки,

портфели, свертки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться взрывные

устройства. Немедленно сообщите водителю, машинисту, любому работнику милиции. Не

открывайте, не трогайте руками опасный предмет, предупредите находящихся рядом людей об

опасности. Заходя в подъезд, обращайте внимание на посторонних людей и на незнакомые

предметы. Как правило, взрывные устройства закладываются в здании в подвалах,

мусоропроводах, лифтах, под лестницами.

подручных средств (доски, кирпич) укрепите потолок от обрушения и дожидайтесь помощи.



В раздел образования