Напоминание

«Современные образовательные технологии, направленные на формирование читательской грамотности младших школьников во внеурочной деятельности»


Автор: Гимадеева Лилия Марсовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №70"
Населённый пункт: г. Казани Республики Татарстан
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: «Современные образовательные технологии, направленные на формирование читательской грамотности младших школьников во внеурочной деятельности»
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 70 с углубленным изучением отдельных предметов»

Кировского района города Казани Республики Татарстан

Авторская работа

Программа «Современные образовательные технологии, направленные на фор-

мирование читательской грамотности младших школьников во внеурочной дея-

тельности»

Автор работы: Гимадеева Лилия Марсовна

учитель начальных классов

МБОУ «Школа №70»

Кировского района г. Казани РТ

Казань 2024 год

Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса «Современные образовательные техноло-

гии, направленные на формирование читательской грамотности младших школьников во

внеурочной деятельности» разработана в соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федера-

ции»;

Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального госу-

дарственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса

обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных

письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания

внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в

том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от

18.08.2017 № 091672.

Читательская грамотность в общем смысле определяется как потребность в читатель-

ской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазви-

тия. В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и

развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных тек-

стов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации),

способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с

учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в

жизненных ситуациях. Эти умения формируются в большей степени во время обучения в на-

чальной школе. Поэтому формирование читательской грамотности именно в начальной шко-

ле придается большое значение.

Цель данного курса:

- формировать читательскую грамотность младшего школьника, расширять культурное поле

обучающихся.

Задачи:

• формировать любовь к книге, к чтению;

• через организацию исследовательской, проектной, интерпретационной (театрализация) дея-

тельности совершенствовать знания, умения по литературному чтению;

• развивать речь обучающихся;

• дать представление о живописи как искусстве;

• формировать навык коллективного творческого общения и взаимодействия;

• воспитывать компетентного читателя, чуткого слушателя, интересную личность, любящую

Отечество, обладающую художественным вкусом, собственным мнением.

Место курса в учебном плане

Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в не-

делю/34 часа в год в каждом классе.

Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход.

Внеурочная деятельность как часть целостного образовательного и воспитательного процес-

са направлена на достижение планируемых результатов обучения (личностных, предметных

и метапредметных), формирование универсальных учебных действий и в итоге на всесто-

роннее развитие личности ребёнка.

Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны: смысловую и

техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных слов,

так и текста в целом.

Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную,

то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Эти про-

цессы имеют качественные характеристики, в первую очередь скорость и точность.

Исходя из сказанного, можно сформулировать основную задачу программы — полноценное

развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учеб-

ной деятельности.

Задачи:

– овладение учащимися технологии продуктивного чтения

– совершенствование культуры чтения, развитие интереса и мотивации к

чтению книг;

– формирование умения читать тексты с использованием трёх этапов работы

с текстом;

– развитие у детей способности самостоятельно мыслить в процессе

обсуждения прочитанного;

–обеспечение усвоения ряда понятий технологии продуктивного чтения: «прогнозирование»,

«диалог с автором», «комментированное чтение» и

др.;

– воспитание любови к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к

природе,

науке

и

искусству;

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Совре-

менные образовательные технологии, направленные на формирование читательской грамот-

ности младших школьников во внеурочной деятельности»

1 класс

Обучающийся научится

Обучающийся

получит

возможность

научиться

Личностные УУД

оценивать поступки

людей,

жизненные ситуации с точки зрения общеп

ринятых норм и ценностей; оценивать конк

ретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выража

ть свои эмоции;

понимать эмоции других

людей,

сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям проч

итанных произведений, к их поступкам.

Принимать

и осваивать социальную роль

обучающегося.

Уважительно относиться к иному мнению,

истории и культуре других народов, терпимо

относиться к людям иной национальной

принадлежности.

Ориентация на понимание причин успеха в

учебной

деятельности,

в

том

числе

на

самоанализ и самоконтроль результата, на

анализ

соответствия

результатов

требованиям

конкретной задачи.

Оценивать жизненные ситуации (поступки

людей) с точки зрения общепринятых норм и

ценностей:

в

предложенных

ситуациях

отмечать

конкретные

поступки,

которые

можно оценить как хорошие или плохие.

Называть и объяснять

свои чувства и

ощущения от созерцаемых произведений

искусства.

Регулятивные

УУД

Определять

и формировать цель деятельности

на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий н

а уроке;

учиться высказывать своё предположение

(версию) на основе

работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учите

Определять

и

формулировать

цель

деятельности на уроке с помощью учителя.

Способность принимать и сохранять цели и

задачи

учебной

деятельности,

находить

средства и способы её осуществления.

Проговаривать

последовательность

действий на уроке.

Учитывать

выделенные

учителем

ориентиры

действия

в

новом

учебном

материале в сотрудничестве с учителем.

лем плану

Планировать свои действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями её

реализации, в том числе во внутреннем

плане.

Познавательные

УУД

ориентироваться в учебнике (на разворот

е, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, илл

юстрациях;

делать выводы в результате совместной раб

оты класса и учителя;

Добывать новые знания: находить ответы

на

вопросы,

используя

учебник,

свой

жизненный

опыт

и

информацию,

полученную

на

уроке.

Пользоваться

памятками

(даны

в

конце

учебника);

Перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать предметы и их

образы. Строить рассуждения в форме связи

простых суждений об объекте, его строении,

свойствах и связях.

Коммуникативн

ые УУД

оформлять свои мысли в устной и письме

нной форме (на уровне

предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать тек

ст;

договариваться с одноклассниками совмес

тно с учителем о правилах поведения и об

щения и следовать им;

учиться работать в

паре, группе; выполнять различные роли

(лидера исполнителя).

Оформлять

свою

мысль

в

рисунках,

доступных для изготовления изделиях.

Излагать

своё мнение и аргументировать

свою

точку

зрения

и

оценку

событий.

Допускать

возможность существования у

людей различных точек зрения, в том числе

не

совпадающих

с

его

собственной,

и

ориентироваться на позицию партнёра в

общении и взаимодействии.

Предметные

результаты

осмысленно, правильно читать целыми слова

ми;

отвечать на вопросы учителя по содержани

ю прочитанного;

подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

заучивать наизусть небольшие стихотворения

;

соотносить автора, название и героев про

читанных произведений;

различать рассказ и стихотворение.

-делить

текст

на

смысловые

части,

составлять его простой план;

-подробно

пересказывать

небольшие

по

объёму тексты по задаваемым учителям

вопросам;

-читать наизусть небольшие стихотворения

(по выбору);

-уметь

самостоятельно

выбирать

интересующую

литературу,

пользоваться

словарями и справочными источниками для

понимания

и

получения

дополнительной

информации;

-развивать

художественно-творческие

способности, уметь создавать собственный

текст

на основе художественного про-

изведения, репродукции картин художников,

по иллюстрациям, на основе личного опыта.

2 класс

Обучающийся научится

Обучающийся

получит

возможность

научиться

Личностные

УУД

оценивать поступки людей, жизненные ситуа

ции с точки зрения

общепринятых норм и ценностей; оценива

ть конкретные поступки

как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать

свои эмоции;

понимать эмоции других

людей,

сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочи

танных произведений, к их поступкам.

Принимать

и осваивать социальную роль

обучающегося.

Уважительно относиться к иному мнению,

истории и культуре других народов, терпимо

относиться к людям иной национальной

принадлежности.

Ориентация на понимание причин успеха в

учебной

деятельности,

в

том

числе

на

самоанализ и самоконтроль результата, на

анализ

соответствия

результатов

требованиям

конкретной задачи.

Оценивать жизненные ситуации (поступки

людей) с точки зрения общепринятых норм и

ценностей:

в

предложенных

ситуациях

отмечать

конкретные

поступки,

которые

можно оценить как хорошие или плохие.

Называть и объяснять

свои чувства и

ощущения от созерцаемых произведений

искусства.

Регулятивные

УУД

определять и формулировать цель

деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий н

а уроке;

учиться высказывать своё предположение (

версию) на основе

работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учител

ем плану

Определять

и

формулировать

цель

деятельности на уроке с помощью учителя.

Способность принимать и сохранять цели и

задачи

учебной

деятельности,

находить

средства и способы её осуществления.

Проговаривать

последовательность

действий на уроке.

Учитывать

выделенные

учителем

ориентиры

действия

в

новом

учебном

материале в сотрудничестве с учителем.

Планировать свои действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями её

реализации, в том числе во внутреннем

плане.

Познавательны

е УУД

ориентироваться в учебнике (на развороте

, в оглавлении,

в

условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллю

страциях;

делать выводы в результате совместной рабо

ты класса и учителя;

Добывать новые знания: находить ответы

на

вопросы,

используя

учебник,

свой

жизненный

опыт

и

информацию,

полученную

на

уроке.

Пользоваться

памятками

(даны

в

конце

учебника);

Перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать предметы и их

образы. Строить рассуждения в форме связи

простых суждений об объекте, его строении,

свойствах и связях.

Коммуникатив

ные УУД

оформлять свои мысли в устной и письменн

ой форме (на уровне

предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь

других;

выразительно читать и пересказывать текст

;

договариваться с одноклассниками совместн

о с учителем о правилах поведения и общени

я и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнят

ь различные роли (лидера исполнителя).

Оформлять

свою

мысль

в

рисунках,

доступных для изготовления изделиях.

Излагать

своё мнение и аргументировать

свою

точку

зрения

и

оценку

событий.

Допускать

возможность существования у

людей различных точек зрения, в том числе

не

совпадающих

с

его

собственной,

и

ориентироваться на позицию партнёра в

общении и взаимодействии.

Предметные

результаты

воспринимать на слух тексты в исполнении у

чителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать

целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выб

ирать наиболее под- ходящее заглавие из дан

ных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части; в

ыбирать наиболее точную формулировку глав

ной мысли из ряда

данных;

подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитан

ного произведения по плану;

размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров:

сказка, пословица,

загадка, песенка, скороговорка; различать на

родную и литературную

(авторскую) сказку находить в сказке зачин,

концовку, троекратный повтор и другие сказо

-делить

текст

на

смысловые

части,

составлять его простой план;

-подробно

пересказывать

небольшие

по

объёму тексты по задаваемым учителям

вопросам;

-читать наизусть небольшие стихотворения

(по выбору);

-уметь

самостоятельно

выбирать

интересующую

литературу,

пользоваться

словарями и справочными источниками для

понимания

и

получения

дополнительной

информации;

-развивать

художественно-творческие

способности, уметь создавать собственный

текст

на основе художественного про-

изведения, репродукции картин художников,

по иллюстрациям, на основе личного опыта.

чные приметы;

3 класс

Обучающийся научится

Обучающийся

получит

возможность

научиться

Личностные

УУД

эмоциональность; умение осознавать и опре

делять (называть)свои эмоции;

эмпатия -

умение осознавать и определять эмоции д

ругих

людей; сочувствовать другим людям, сопере

живать; чувство прекрасного -умение воспри

нимать красоту природы, бережно

относиться ко всему живому; чувствовать

красоту художественного слова, стремиться

к совершенствованиюсобственной

речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, к

ультуре, истории; понимание ценности семьи,

чувства уважения, благодарности,

ответственности по отношению к своим близ

ким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автор

ом текста; потребность в чтении; наличие с

обственных читательских приоритетов и ува

жительное отношение к предпочтениям други

х людей; ориентация в нравственном содерж

ании и смысле поступков –своих и

окружающих людей;

этические чувства

совести, вины, стыда –

как регуляторы

морального поведения.

Принимать

и осваивать социальную роль

обучающегося.

Уважительно относиться к иному мнению,

истории и культуре других народов, терпимо

относиться к людям иной национальной

принадлежности.

Ориентация на понимание причин успеха в

учебной

деятельности,

в

том

числе

на

самоанализ и самоконтроль результата, на

анализ

соответствия

результатов

требованиям

конкретной задачи.

Оценивать жизненные ситуации (поступки

людей) с точки зрения общепринятых норм и

ценностей:

в

предложенных

ситуациях

отмечать

конкретные

поступки,

которые

можно оценить как хорошие или плохие.

Называть и объяснять

свои чувства и

ощущения от созерцаемых произведений

искусства.

Регулятивные

УУД

самостоятельно формулировать тему и цели

урока; составлять план решения учебной п

роблемы совместно с учителем; работать по

плану, сверяя свои действия с целью, коррект

ировать свою деятельность; в диалоге с учит

елем вырабатывать критерии оценки и опре

делять степень успешности своей работы и

работы других в соответствии с этими крите

риями

Определять

и

формулировать

цель

деятельности на уроке с помощью учителя.

Способность принимать и сохранять цели и

задачи

учебной

деятельности,

находить

средства и способы её осуществления.

Проговаривать

последовательность

действий на уроке.

Учитывать

выделенные

учителем

ориентиры

действия

в

новом

учебном

материале в сотрудничестве с учителем.

Планировать свои действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями её

реализации, в том числе во внутреннем

плане.

Познавательны

е УУД

вычитывать все виды текстовой

информации: фактуальную,

подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изуча

ющим, просмотровым, ознакомительным; из

влекать информацию, представленную в р

азных формах(сплошной текст; несплошной

текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать инфор

мацию из одной формы в другую (составлять

план, таблицу, схему);

Добывать новые знания: находить ответы

на

вопросы,

используя

учебник,

свой

жизненный

опыт

и

информацию,

полученную

на

уроке.

Пользоваться

памятками

(даны

в

конце

учебника);

Перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать предметы и их

образы. Строить рассуждения в форме связи

простых суждений об объекте, его строении,

свойствах и связях.

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникатив

ные УУД

оформлять свои

мысли в устной и письменной форме с учёт

ом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства дл

я решения различных коммуникативных зад

ач; владеть монологической и диалогической

формами речи;высказывать и обосновывать

свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться прини

мать иную точкузрения, быть готовым корре

ктировать свою точку зрения;договариватьс

я и приходить к общему решению в совмест

ной деятельности; задавать вопросы.

Оформлять

свою

мысль

в

рисунках,

доступных для изготовления изделиях.

Излагать

своё мнение и аргументировать

свою

точку

зрения

и

оценку

событий.

Допускать

возможность существования у

людей различных точек зрения, в том числе

не

совпадающих

с

его

собственной,

и

ориентироваться на позицию партнёра в

общении и взаимодействии.

Предметные

результаты

воспринимать на слух тексты в исполнении у

чителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать в

слух;– самостоятельно прогнозировать содерж

ание текста по заглавию,

фамилии автора,

иллюстрации, ключевым словам;

самостоятельно читать про себя незнакомый

текст, проводить

словарную работу;

делить текст на части, составлять простой п

лан;

самостоятельно формулировать главную мысл

ь текста;

находить в тексте материал для характеристи

ки героя;

подробно и выборочно пересказывать текст;

высказывать и аргументировать своё отн

ошение к прочитанному, в том числе к худ

ожественной стороне текста (что понравил

ось из прочитанного и почему);

относить произведения к жанрам рассказа

, повести, пьесы по

определённым признакам;

различать в прозаическом произведении гер

оев, рассказчика и автора;

видеть в художественном тексте сравнения,

эпитеты, олицетворения;соотносить автора

название и героев прочитанных произведен

ий.

-делить

текст

на

смысловые

части,

составлять его простой план;

-подробно

пересказывать

небольшие

по

объёму тексты по задаваемым учителям

вопросам;

-читать наизусть небольшие стихотворения

(по выбору);

-уметь

самостоятельно

выбирать

интересующую

литературу,

пользоваться

словарями и справочными источниками для

понимания

и

получения

дополнительной

информации;

-развивать

художественно-творческие

способности, уметь создавать собственный

текст

на основе художественного про-

изведения, репродукции картин художников,

по иллюстрациям, на основе личного опыта.

4 класс

Обучающийся научится

Обучающийся

получит

возможность

научиться

Личностные

УУД

эмоциональность; умение осознавать и опре

делять (называть)свои эмоции;

эмпатия -умение осознавать и определять

эмоции других

Принимать

и осваивать социальную роль

обучающегося.

Уважительно относиться к иному мнению,

истории и культуре других народов, терпимо

относиться к людям иной национальной

людей; сочувствовать другим людям, сопере

живать;

чувство прекрасного -умение воспринимать

красоту природы, бережно

относиться ко всему живому; чувствовать

красоту художественного слова, стремиться

к совершенствованиюсобственной

речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, к

ультуре, истории; понимание ценности семьи,

чувства уважения, благодарности,

ответственности по отношению к своим близ

ким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автор

ом текста; потребность в чтении; наличие с

обственных читательских приоритетов и ува

жительное отношение к предпочтениям други

х людей;ориентация в нравственном содержа

нии и смысле поступков –своих и

окружающих людей;

этические чувства

совести, вины, стыда –

как регуляторы

морального поведения.

принадлежности.

Ориентация на понимание причин успеха в

учебной

деятельности,

в

том

числе

на

самоанализ и самоконтроль результата, на

анализ

соответствия

результатов

требованиям

конкретной задачи.

Оценивать жизненные ситуации (поступки

людей) с точки зрения общепринятых норм и

ценностей:

в

предложенных

ситуациях

отмечать

конкретные

поступки,

которые

можно оценить как хорошие или плохие.

Называть и объяснять

свои чувства и

ощущения от созерцаемых произведений

искусства.

Регулятивные

УУД

самостоятельно формулировать тему и цели

урока; составлять план решения учебной п

роблемы совместно с учителем; работать по

плану, сверяя свои действия с целью, коррект

ировать свою деятельность; в диалоге с учит

елем вырабатывать критерии оценки и опре

делять степень успешности своей работы и

работы других в соответствии с этими крите

риями

Определять

и

формулировать

цель

деятельности на уроке с помощью учителя.

Способность принимать и сохранять цели и

задачи

учебной

деятельности,

находить

средства и способы её осуществления.

Проговаривать

последовательность

действий на уроке.

Учитывать

выделенные

учителем

ориентиры

действия

в

новом

учебном

материале в сотрудничестве с учителем.

Планировать свои действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями её

реализации, в том числе во внутреннем

плане.

Познавательны

е УУД

вычитывать все виды текстовой

информации: фактуальную,

подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изуча

ющим, просмотровым, ознакомительным; из

влекать информацию, представленную в р

азных формах(сплошной текст; несплошной

текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать инфор

мацию из одной формы в другую (составлять

план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Добывать новые знания: находить ответы

на

вопросы,

используя

учебник,

свой

жизненный

опыт

и

информацию,

полученную

на

уроке.

Пользоваться

памятками

(даны

в

конце

учебника);

Перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать предметы и их

образы. Строить рассуждения в форме связи

простых суждений об объекте, его строении,

свойствах и связях.

Коммуникатив

ные УУД

оформлять свои

мысли в устной и письменной форме с учёт

ом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства дл

я решения различных коммуникативных зад

ач; владеть монологической и диалогической

формами речи;высказывать и обосновывать

свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться прини

мать иную точкузрения, быть готовым корре

ктировать свою точку зрения;договариватьс

я и приходить к общему решению в совмест

ной деятельности; задавать вопросы.

Оформлять

свою

мысль

в

рисунках,

доступных для изготовления изделиях.

Излагать

своё мнение и аргументировать

свою

точку

зрения

и

оценку

событий.

Допускать

возможность существования у

людей различных точек зрения, в том числе

не

совпадающих

с

его

собственной,

и

ориентироваться на позицию партнёра в

общении и взаимодействии.

Предметные

результаты

воспринимать на слух тексты в исполнении у

чителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать в

слух;

самостоятельно прогнозировать содержание т

екста до чтения;

самостоятельно находить ключевые слова;

самостоятельно осваивать незнакомый текс

т (чтение про себя,

задавание вопросов автору по ходу чтения,

прогнозирование ответов,

самоконтроль; словарная работа по ходу чте

ния);

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста;

писать сочинение на материале прочитанно

го с предварительной подготовкой;

аргументированно высказывать своё отнош

ение к прочитанному, к героям, понимать и

определять свои эмоции;

понимать и формулировать своё отношени

е к авторской манере письма;

иметь собственные читательские приорите

ты, уважительно относиться к предпочтения

м других;

самостоятельно давать характеристику ге

роя (портрет, черты характера и поступки, р

ечь, отношение автора к герою; собственное

отношение к герою);

относить произведения к жанру басни, фан

тастической повести

по определённым признакам;

видеть языковые средства, использованные

автором.

-делить

текст

на

смысловые

части,

составлять его простой план;

-подробно

пересказывать

небольшие

по

объёму тексты по задаваемым учителям

вопросам;

-читать наизусть небольшие стихотворения

(по выбору);

-уметь

самостоятельно

выбирать

интересующую

литературу,

пользоваться

словарями и справочными источниками для

понимания

и

получения

дополнительной

информации;

-развивать

художественно-творческие

способности, уметь создавать собственный

текст

на основе художественного про-

изведения, репродукции картин художников,

по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание учебного предмета

1 класс

«В гостях у сказки»: русские народные сказки. Анализировать прочитанный материал,

характеризовать основные проблемы героев. Систематизировать сказки по поднимаемым в

них проблемам. Организовывать игры на основе сказок Слушать чтение сказок учителем,

использовать раскраски со сказками, лепить героев из пластилина. Формировать классный

обменный фонд книг.

С.Я. Маршак «Вам, дети, про все на свете».

Организовать игровое путешествие по

произведениям С.Я. Маршака. Читать наизусть. Представлять полюбившегося текста (с

аргументацией).

И.И. Акимушкин «Жил-был бобр», рассказы о животных. Экскурсия-игра, выразительное

чтение, обсуждение, обзор литературы о животных.

В.А. Осеева «Волшебное слово». Выразительное чтение, обсуждение, беседа, дискуссия

(работа в творческих группах).

Н.Н. Носов «Фантазеры и затейники». Беседа, инсценировка, викторина. Представление

других произведений Н.Н. Носова. Обсуждение выставки иллюстраций (либо экранизации

произведений)

«В гости в библиотеку!», совместно с библиотекарем. Экскурсия в библиотеку. Знакомство

с библиотекарем и библиотекой. Правила пользования библиотекой. Обзор литературы для

детей.

Д. Биссет «Все кувырком». Коллективное чтение, конкурс рисунков, игра.

Приобщение к библиотеке, Оптимальное повышение техники чтения;

В.П. Катаев «Цветик-семицветик». Коллективное чтение, обсуждение, беседа, дискуссия

(работа в творческих группах).

Народные песенки, потешки. Музыкально-игровая программа. (Чтение учителем, заучивание

наизусть, игры и хороводы), беседа об экранизациях, содержащих элементы народной

культуры)

В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы».

Чтение и пересказ рассказов учащимися,

обсуждение, дискуссия. Приобщение к библиотеке, Оптимальное повышение техники

чтения.

«Книжная полка папы и мамы»: книги детства родителей. Литературный час совместно с

родителями, книжная выставка, прослушивание аудиозаписей, обсуждение.

Г.Б. Остер «Зарядка для хвоста». Чтение учащимися, видеопросмотр, викторина, лепка из

пластилина.

«Попробуй, отгадай!». Викторина – презентация. Викторина (либо брейн-ринг) между

группами по прочитанным произведениям.

«Спасибо тебе, Азбука!». КВН для первоклассников: инсценированная программа.

«Стихи о детях и для детей». Встреча с детским поэтом. Чтение стихов учителем и

учащимися, в том числе и наизусть, игры.

«Литературное лето». Обзор рекомендательного списка литературы для летнего чтения.

Определение проблем, рассматриваемых в книгах.

2 класс

«Что за прелесть эти сказки!» Викторина по сказкам Шарля Перро. Обмен информацией

по прочитанным сказкам. Викторина, конкурс иллюстраций.

Приобщение к библиотеке, Оптимальное повышение техники чтения;

“Моя книжная полка”.

Организовать выставку книг семейной библиотеки.

Рисование

обложки любимой книги. Участвовать в организации классного обменного фонда.

В каждой басне есть намек, добрым молодцам урок!» Басни И.А. Крылова . Производить

аналитический обзор басен прочитанных учащимися вне школьной программы. Участвовать

в викторине по басням И.А. Крылова.

« Путешествие в Лукоморье» по сказкам А.С. Пушкина.

Драматизация отрывков из

произведений, игры, конкурсы, просмотр видео-фрагментов.

«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена. Обмен информацией по прочитанным сказкам.

Литературная игра. Обогащение знаний о литературе;

«В гости в библиотеку!», совместно с библиотекарем.

Обзор журналов для младших

школьников: «Познайка», «А почему?», «Клёпа», «Мурзилка», «Весёлые картинки»,

«Миша», «Колобок» и т.д.

А.К. Вестли. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик». Читательская конференция,

фотовыставка «Моя семья». Развитие аналитических способностей, воображения, фантазии;

А. Милн. «Вини Пух и все – все - все». Чтение по ролям, дискуссия по героям. Информация о

переводной литературе (А.Толстой «Буратино», Дж. Родари «Чиполино»).

Клуб «Перышко». Маршак, Чуковский и др. Знакомство с творчеством детских поэтов.

Чтение любимых стихотворений. «Поиск рифмы» (пробуем сочинять стихи).

«И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова. Конкурс знатоков. Конкурс стенных газет,

посвященных творчеству Носова, конкурс писем любимому герою.

«Тот самый Карлсон» (по книге А. Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне"). Пересказ

понравившихся эпизодов, чтение и обсуждение эпизодов, выставка рисунков. Информация о

других произведения А. Лингренд

Б.С. Житков «Рассказы о животных». Знакомство с книгой О.Ф. Кургузова «По следам

Почемучки».

Чтение и пересказ понравившихся эпизодов и произведений, беседа,

обсуждение. Выставка рисунков. Обогащение знаний о литературе;

«Берегите книги!» Беседа в библиотеке о бережном отношении к книге, учимся «лечить»

книжки, конкурс на лучшую закладку.

В.В.

Чаплина

«Питомцы

зоопарка».

Литературная

«Зоо-экскурсия».

Обсуждение

прочитанного. Рассказы ребят о лесных животных и насекомых по прочитанному материалу

(по собственным наблюдениям).

«Как приходит лето красное, ясно светит солнце ясное!»:

Литературно-музыкальный

утренник на материале русского фольклора, выставка иллюстраций по прочитанным

произведениям.

3 класс

Самые интересные книги, прочитанные летом. Обмен рекомендациями и впечатлениями.

Знакомство со списком рекомендуемой литературы. Встреча с местными поэтами и

писателями. Формируем классный книжный фонд для обмена.

«Очей очарованье»: осень в стихах и музыке.

Стихи русских поэтов об осени в

сопровождении музыкальных произведений русских композиторов. Рисование иллюстраций

к услышанному (интегрированный урок).

Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» Обсуждение прочитанного, чтение и пересказ

понравившихся

эпизодов,

дискуссия.

Составление

словарика

литературоведческих

терминов.

И. Соколов-Микитов «Русские сказки о природе» Обсуждение прочитанного материала.

Рассказ о собственных наблюдениях. Литературная викторина.

А. Волков. «Волшебник изумрудного города» Знакомство с творчеством А. Волкова и его

произведениями (работа в группах). Чтение и пересказ понравившихся эпизодов.

Фотоконкурс и урок- рассуждение на тему: «Я читаю!» Информация о прочитанных

книгах с анализом и рекомендациями. Фотоконкурс - выставка фотографий, сделанных в

семье, классе, библиотеке.

Современные детские журналы и газеты ( урок-конференция) Обзор детской периодики в

библиотеке. Чтение и обсуждение докладов.

Д. Мамин – Сибиряк. «Серая шейка» Знакомство с творчеством Д. Мамина – Сибиряка

(доклад), обсуждение прочитанного, беседа о литературе, посвященной животным.

Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Чтение самых ярких эпизодов, обсуждение

просмотр эпизодов фильма.

Ю.Д. Дмитриев "Кто в лесу живет и что в лесу растет" Обсуждение прочитанного

материала, беседы об охране животного мира.

Обогащение знаний о литературе;

Э. Распэ «Приключения Барона Мюнхгаузена». Знакомство с книгами Ю.Б. Вийры «Мой

папа – Мюнхгаузен», С.Л. Макеева «Мюнхгаузен в России», «Русский дневник барона

Мюнхгаузена».

Чтение и пересказ отрывков, обзор, тест-игра, подготовка совместно с

учащимися вопросов для брейн-ринга по прочитанным рассказам. Расширения кругозора

чтения; Обогащение

знаний о литературе; Развитие

аналитических способностей,

воображения, фантазии;

Знакомство с книгами Л.Б. Гераскиной «В стране невыученных уроков», «В стране

невыученных уроков – 2», «Путешествие в страну невыученных уроков» Урок-путешествие,

прослушивание аудиозаписи, чтение отрывков, просмотр отрывков из мультфильмов,

обсуждение. Умение работать с текстом, книгой; Заинтересованность и участие родителей в

развитии познавательных способностей своих детей.

«Моя любимая сказка»

Выставка книг и презентация своей самой любимой сказки,

инсценировки, обсуждение.

«Защитники»: рассказы о подвиге детей в Великой Отечественной войне. И. Туричин, Н.

Богданов, Ю. Коваль, Е. Рябчиков и др. Чтение любимых рассказов, отрывков, пересказ

любимых эпизодов, доклады, выставка иллюстраций, беседа.

«Русская народная загадка». Доклад о загадке, как о малом жанре фольклора. Знакомство с

загадками, собранными В.И. Далем. «Состязание смекалистых» (работа в группах. Конкурс

сочиненных ребятами загадок.

4 класс

«Твоя книжная полка». Посещение библиотеки. Обзор новых книг и журналов для младших

школьников. Создание обменного фонда книг в классе.

Литературная гостиная Встреча с писателем. Чтение стихотворений, обсуждение, беседа,

обмен впечатлениями

И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни.

Дополняем литературоведческий словарик.

Умение работать с текстом, книгой; Заинтересованность и участие родителей в развитии

познавательных способностей своих детей.

Литературные сказки зарубежных писателей. Литературный ринг. Выставка иллюстраций

«Любимая сказка». Приобщение к библиотеке

П.Бажов. «Каменный цветок» Выразительное чтение, обсуждение, беседа. Знакомство по

иллюстрациям с другими произведениями П. Бажова.

Ю. Олеша. «Три толстяка»

Прослушивание эпизодов. Чтение и пересказ любимых

эпизодов. Конкурс рисунков по произведению

В.В. Бианки «Лесная газета» Беседы о животных и об охране окружающей среды на примере

личных наблюдений и прочитанных произведений.

Клуб «Перышко». Конкурс буриме (сочиняем стихи на заданные рифмы). Знакомство с

другими литературными играми.

«В волшебной долине Муми-троллей» (по произведениям Т. Янссон) «Праздник чтения»,

обсуждение видеопросмотра (отрывки из мультфильма), чтение и пересказ эпизодов.

«В поисках клада» Дж.Свифт. «Остров сокровищ» Игра-путешествие по книге Дж. Свифта.

Умение работать с текстом, книгой; Заинтересованность и участие родителей в развитии

познавательных способностей своих детей.

«Мои герои – животные» (по произведениям Э. Сетона-Томпсона).

Рассказываем о

наблюдениях за животными, фотовыставка своих домашних животных. Доклады об

экзотических животных.

«Чемодан приключений» КВН на тему приключенческой литературы для детей.

В.П. Катаев «Сын полка» и Е.И. Ильина «Четвертая высота» Доклады о войне и детях на

войне, чтение, беседа, обсуждение выставки книг.

Приобщение к библиотеке,

«Мир фантазии». С.Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика», Л.Лагин «Старик

Хоттабыч» и др. «Круглый стол»: рецензирование книги и рекомендации одноклассникам.

Фантастическая и приключенческая литература. Формирование книжной полки для летних

каникул.

«Посвящение

в

читатели»

Литературный

утренник

совместно

с

классными

руководителями, родителями, педагогами дополнительного образования, библиотекарем.

Тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1

«В гостях у сказки»: русские народные сказки.

3

2.

С.Я. Маршак «Вам, дети, про все на свете»

2

3.

И.И. Акимушкин «Жил-был бобр», рассказы о животных

2

4.

В.А. Осеева «Волшебное слово»

1

5.

Н.Н. Носов «Фантазеры и затейники»

2

6.

«В гости в библиотеку!», совместно с библиотекарем.

1

7.

Д. Биссет «Все кувырком»

2

8.

В.П. Катаев «Цветик-семицветик»

1

9.

Народные песенки, потешки.

3

10.

В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы»

2

11.

«Книжная полка папы и мамы»: книги детства родителей

2

12.

Г.Б. Остер «Зарядка для хвоста»

2

13.

«Попробуй, отгадай!»

2

14.

«Спасибо тебе, Азбука!»

3

15.

«Стихи о детях и для детей»

3

16.

«Литературное лето»

2

Итого: 33

2 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1

«Что за прелесть эти сказки!» Викторина по сказкам Шарля Перро.

2

2.

“Моя книжная полка”

2

3.

В каждой басне есть намек, добрым молодцам урок!» Басни И.А.

Крылова

3

4.

« Путешествие в Лукоморье» по сказкам А.С. Пушкина.

3

5.

«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена.

2

6.

«В гости в библиотеку!», совместно с библиотекарем.

1

7.

А.К. Вестли. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»

3

8.

А. Милн. «Вини Пух и все – все - все»

2

9.

Клуб «Перышко». Маршак, Чуковский и др.

3

10.

«И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова.

2

11.

«Тот самый Карлсон» (по книге А. Линдгрен "Три повести о Малыше

и Карлсоне")

2

12.

Б.С. Житков «Рассказы о животных». Знакомство с книгой О.Ф.

Кургузова «По следам Почемучки»

2

13.

«Берегите книги!»

2

14.

В.В. Чаплина «Питомцы зоопарка»

2

15.

«Как приходит лето красное, ясно светит солнце ясное!»:

3

Итого: 34

3 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

2.

«Очей очарованье»: осень в стихах и музыке.

3

3.

Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

2

4.

И. Соколов-Микитов «Русские сказки о природе»

2

5.

А. Волков. «Волшебник изумрудного города»

3

6.

Фотоконкурс и урок- рассуждение на тему: «Я читаю!»

2

7.

Современные детские журналы и газеты ( урок-конференция)

2

8.

Д. Мамин – Сибиряк. «Серая шейка»

2

9.

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

2

10.

Ю.Д. Дмитриев "Кто в лесу живет и что в лесу растет"

2

11.

Э. Распэ «Приключения Барона Мюнхгаузена». Знакомство с

книгами Ю.Б. Вийры «Мой папа – Мюнхгаузен», С.Л. Макеева

«Мюнхгаузен в России», «Русский дневник барона Мюнхгаузена».

3

12.

Знакомство с книгами Л.Б. Гераскиной «В стране невыученных

уроков», «В стране невыученных уроков – 2», «Путешествие в страну

невыученных уроков»

2

13.

«Моя любимая сказка»

3

14.

«Защитники»: рассказы о подвиге детей в Великой Отечественной

войне. И. Туричин, Н. Богданов, Ю. Коваль, Е. Рябчиков и др.

3

15.

«Русская народная загадка».

2

Итого: 34

4 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1

«Твоя книжная полка».

1

2.

Литературная гостиная

2

3.

И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...»

3

4.

Литературные сказки зарубежных писателей.

2

5.

П.Бажов. «Каменный цветок»

2

6.

Ю. Олеша. «Три толстяка»

2

7.

В.В. Бианки «Лесная газета»

3

8.

Клуб «Перышко».

2

9.

«В волшебной долине Муми-троллей» (по произведениям Т. Янссон)

2

10.

«В поисках клада» Дж.Свифт. «Остров сокровищ»

2

11.

«Мои герои – животные» (по произведениям Э. Сетона-Томпсона).

3

12.

«Чемодан приключений»

3

13.

В.П. Катаев «Сын полка» и Е.И. Ильина «Четвертая высота»

2

14.

«Мир фантазии». С.Прокофьева «Приключения желтого

чемоданчика», Л.Лагин «Старик Хоттабыч» и др.

2

15.

«Посвящение в читатели»

3

Итого: 34

Календарно-тематическое планирование

1 класс

п/п

Тема занятия

Дата

1

«В гостях у сказки»: русские народные сказки.

2.

С.Я. Маршак «Вам, дети, про все на свете»

3.

И.И. Акимушкин «Жил-был бобр», рассказы о животных

4.

В.А. Осеева «Волшебное слово»

5.

Н.Н. Носов «Фантазеры и затейники»

6.

«В гости в библиотеку!», совместно с библиотекарем.

7.

Д. Биссет «Все кувырком»

8.

В.П. Катаев «Цветик-семицветик»

9.

Народные песенки, потешки.

10.

В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы»

11.

«Книжная полка папы и мамы»: книги детства родителей

12.

Г.Б. Остер «Зарядка для хвоста»

13.

«Попробуй, отгадай!»

14.

«Спасибо тебе, Азбука!»

15.

«Стихи о детях и для детей»

16.

«Литературное лето»

2 класс

п/п

Тема занятия

Дата

1

«Что за прелесть эти сказки!» Викторина по сказкам Шарля Перро.

2.

“Моя книжная полка”

3.

В каждой басне есть намек, добрым молодцам урок!» Басни И.А.

Крылова

4.

« Путешествие в Лукоморье» по сказкам А.С. Пушкина.

5.

«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена.

6.

«В гости в библиотеку!», совместно с библиотекарем.

7.

А.К. Вестли. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»

8.

А. Милн. «Вини Пух и все – все - все»

9.

Клуб «Перышко». Маршак, Чуковский и др.

10.

«И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова.

11.

«Тот самый Карлсон» (по книге А. Линдгрен "Три повести о Малыше и

Карлсоне")

12.

Б.С. Житков «Рассказы о животных». Знакомство с книгой О.Ф.

Кургузова «По следам Почемучки»

13.

«Берегите книги!»

14.

В.В. Чаплина «Питомцы зоопарка»

15.

«Как приходит лето красное, ясно светит солнце ясное!»:

3 класс

п/п

Тема занятия

Дата

1

Самые интересные книги, прочитанные летом.

2.

«Очей очарованье»: осень в стихах и музыке.

3.

Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

4.

И. Соколов-Микитов «Русские сказки о природе»

5.

А. Волков. «Волшебник изумрудного города»

6.

Фотоконкурс и урок- рассуждение на тему: «Я читаю!»

7.

Современные детские журналы и газеты ( урок-конференция)

8.

Д. Мамин – Сибиряк. «Серая шейка»

9.

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

10.

Ю.Д. Дмитриев "Кто в лесу живет и что в лесу растет"

11.

Э. Распэ «Приключения Барона Мюнхгаузена». Знакомство с книгами

Ю.Б. Вийры «Мой папа – Мюнхгаузен», С.Л. Макеева «Мюнхгаузен в

России», «Русский дневник барона Мюнхгаузена».

12.

Знакомство с книгами Л.Б. Гераскиной «В стране невыученных уроков»,

«В стране невыученных уроков – 2», «Путешествие в страну

невыученных уроков»

13.

«Моя любимая сказка»

14.

«Защитники»: рассказы о подвиге детей в Великой Отечественной

войне. И. Туричин, Н. Богданов, Ю. Коваль, Е. Рябчиков и др.

15.

«Русская народная загадка».

4 класс

п/п

Тема занятия

Дата

1

«Твоя книжная полка».

2.

Литературная гостиная

3.

И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...»

4.

Литературные сказки зарубежных писателей.

5.

П.Бажов. «Каменный цветок»

6.

Ю. Олеша. «Три толстяка»

7.

В.В. Бианки «Лесная газета»

8.

Клуб «Перышко».

9.

«В волшебной долине Муми-троллей» (по произведениям Т. Янссон)

10.

«В поисках клада» Дж.Свифт. «Остров сокровищ»

11.

«Мои герои – животные» (по произведениям Э. Сетона-Томпсона).

12.

«Чемодан приключений»

13.

В.П. Катаев «Сын полка» и Е.И. Ильина «Четвертая высота»

14.

«Мир фантазии». С.Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика»,

Л.Лагин «Старик Хоттабыч» и др.

15.

«Посвящение в читатели»



В раздел образования