Напоминание

Формирование читательской грамотности обучающихся 7 классов


Автор: Назарова Евгения Николаевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Тюнгюлюнская СОШ
Населённый пункт: с. Тюнгюлю
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование читательской грамотности обучающихся 7 классов
Раздел: среднее образование





Назад




Перед вами подборка текстов о древнем музыкальном инструменте якутского народа хомус,

который вмещается в ладони, но при этом обладает уникальной способностью издавать звуки

живой природы. Прочитайте тексты и выполните задания.

Текст 1

Варган – инструмент широко распространенный по

всему миру. Ученые считают, что он появился более

5

тысяч лет назад. В одних странах его можно найти

только в музеях, а в других его музыкальная судьба

продолжается, получая новое современное звучание,

новую жизнь, превращая его в любимый инструмент.

Древний якутский музыкальный инструмент хомус

близок

варгану.

Хомус

является

символом

национальной культуры Республики Саха. На хомусе издавна играли шаманы. Они использовали

его для лечения людей и изгнания злых духов. Считалось, что его звук соткан из космических

вибраций, благодаря которым осуществляется связь человека с верхним миром.

Однако хомус – не самозвучащий инструмент. Без того, чтобы человек буквально не вдохнул

в него жизнь, он не зазвучит. Тайна состоит в том, что хомус представляет единое целое с

дыхательно-голосовым аппаратом человека. Поэтому, когда хомусист сольется с хомусом в

музыкальный инструмент, взволнуется вместе с ним, волшебная музыка хомуса способна удвоить

человеческую радость, разогнать печаль, исцелить от болезней.

Игра на хомусе – это всегда импровизация, отражающая внутреннее состояние исполнителя.

Когда мастер-импровизатор играет на хомусе, звуки сливаются в настоящую музыку. И это

музыка волнует любого человека.

Хомусы изготовлялись из дерева, кости и железа. Из деревянных известны бамбуковые

хомусы народов Азии, Африки. Северяне делали хомусы из кости, но наиболее широкое

распространение во всем мире получили железные и медные хомусы.

В древности у народа Саха были деревянные хомусы, но в настоящее время их нет.

Возрождается якутский двуязычковый хомус, но основным инструментом остается железный

хомус с одним язычком.

Он состоит из следующих частей: корпус имеет вид кольца (тиэрбэс) и два его прямых конца

(сы

ҥ

аахтар) имеет четыре грани, которые называются внутренними (ис) и внешними (тас)

щечками (иэдэстэр). Язычок (тыл) имеет колено (хохуора) и закругленный кончик (чыычаах).

Чтобы научиться играть на хомусе, необходимо приобрести пять основных навыков:

- научиться правильно держать корпус;

- овладеть приемами ударов пальцами о язычок;

- правильно дышать;

- уметь слушать основной звук хомуса и его обертоны;

- научиться видоизменять звук.

При игре на хомусе необходимо взяться левой рукой за кольцо корпуса и , приоткрыв зубы,

освобождая место для колебания язычка, прижать наружные щечки корпуса к зубам. Хомус звучит

за счет колебания язычка, поэтому на всем протяжении игры необходимо следить за тем, чтобы

колебания язычка не прекращались и бить по нему согнутым указательным пальцем, в результате

чего возникает основной звук хомуса.

Хомус издает звук только на одной ноте, но когда исполнитель научится управлять этим

звуком, изменять его с помощью своих органов дыхания и речи происходит настоящее чудо: все

человеческие чувства и его оттенки изливаются в самых причудливо-неожиданных чувствах.

(Из книги С.С.Шишигина «Играйте на Хомусе»)

Текст 2

Международный музей и центр хомуса «Ил Хомус»

В Якутии есть Музей и центр хомуса «Ил Хомус», который выделяется оригинальностью и

уникальностью фондовых сокровищ инструментов музыкального фольклора народов мира.

Международный центр и Музей хомуса были основаны 30 ноября 1990 года. Создателем

музея является известный хомусист-импровизатор, неутомимый пропагандист возрождения

хомусной музыки, заслуженный работник культуры РФ и РС(Я), доктор филологических наук

Иван Егорович Алексеев.

В музее сосредоточено более 1 762 различных хомусов и аналогичных ему инструментов 57

народов земного шара, всего в фонде насчитывается 9 224 музейных экспоната. Самая крупная

коллекция хомусов была подарена музею Фредериком Крейном – она насчитывала 597

музыкальных инструментов. Вход в музей украшает самый большой в мире хомус (длина 106 см),

а среди экспонатов есть самый маленький хомус размером 0,8 мм. Самый дорогой хомус музея

инкрустирован серебром, золотом и 16-ю бриллиантами. Коллектив музея проводит хомусный

диктант, научно-практические конференции, в год ими проводится более 40 выставок.

Текст 3

Основные части хомуса

1. Кольцо (тиэрбэс)

2. Два прямых конца (сы

ҥ

аахтар)

3. Внешние щечки (тас иэдэстэр)

4. Внутренние щечки (ис иэдэстэр)

5. Язычок (тыл)

6. Колено язычка (хохуора)

7. Кончик язычка (чыычаах)

Текст 4

Интересные факты

В 2011 году был установлен рекорд, который вошел в Книгу рекордов Гиннеса.

Тогда на арене якутского цирка на хомусе одновременно сыграли 1 344 человека.

Якутский хомус в декабре 2011 года был отправлен на космическую орбиту, где

вместе с экипажем космического корабля «Союз» пробыл более 190 суток.

Ежегодно 30 ноября в Якутии отмечается День хомуса. В Якутии много хомусистов

как среди взрослых, так и среди детей.

2 ноября 2019 года в Якутске впервые провели акцию «Хомусный диктант».

Нахождение и извлечение информации

1. Что такое Хомус? Отметьте ОДИН верный вариант ответа.

o

Самозвучащий музыкальный инструмент.

o

Древний музыкальный инструмент народов Республики Саха (Якутия).

o

Музыкальный инструмент, широко распространенный по всему миру.

o

Бамбуковый музыкальный инструмент народов Азии, Африки.

2. Соотнесите части хомуса с их названиями, опираясь на текст 3.

А. Внешние щечки (тас иэдэстэр)

Б. Язычок (тыл)

В. Кольцо (тиэрбэс)

Г. Кончик язычка (чыычаах)

Д. Колено язычка (хохуора)

Е. Два прямых конца (сы

ҥ

аахтар)

Ж. Внутренние щечки (ис иэдэстэр)

А_____, Б______, В______, Г______, Д______, Е_______, Ж_______

3. Какая часть инструмента создает основной звук хомуса? Отметьте ОДИН верный вариант

ответа.

o

Внешние щечки

o

Язычок

o

Внутренние щечки

o

Два прямых конца

4. Какой информации нет в тексте 1 о хомусе? Отметьте ОДИН верный вариант ответа.

1) о том, что хомус делали из разных материалов

2) из каких частей состоит якутский хомус

3) о пяти основных навыках игры на хомусе

4) о приемах игры на якутском хомусе

5. Соотнесите даты и связанные с ними события. Каждую дату из левого столбика соедините

линией с соответствующим ей событием из правого столбика.

Даты

События

1990г.

Первая акция «Хомусный диктант» в г.Якутске.

2011г.

Якутский хомус был отправлен на космическую орбиту.

2019г.

Открытие Музея и центра хомуса «Ил Хомус» в г.Якутске.

Интеграция и интерпретация информации текста

6. Опираясь на текст 1, ответьте, какие утверждения об инструменте хомус являются доказанными

фактами, а какие – мнением. В каждой строке таблицы обведите слово «Факт» или «Мнение».

Утверждение

Факт или мнение?

1. В древности у народа Саха были деревянные хомусы.

2. Волшебная музыка хомуса способна исцелить от болезней.

3. Хомус звучит за счет колебания язычка.

4. Музыкальная судьба хомус продолжается, получая

современное звучание, новую жизнь, превращая его в любимый

инструмент.

5. Звук хомуса соткан из космических вибраций, благодаря

которым происходит связь человека с верхним миром.

7. Пользуясь информацией, представленной в текстах, определите верно или неверно каждое

утверждение. В каждой строке данной ниже таблицы обведите ответ «Верно» или «Неверно» для

каждого утверждения.

Утверждение

Верно или неверно?

1. Якутский хомус в декабре 2011 года был отправлен на

космическую орбиту, где пробыл 190 суток.

2. Хомус издает звук только на одной ноте.

3. Во всех странах, где есть хомус (варган), используют его как

музыкальный инструмент.

4. Деревянные хомусы и ныне сохранились у народа Саха.

5. В музее хомуса представлена уникальная коллекция Фредерика

Крейна.

8. Какова основная мысль текста 1? Отметьте ОДИН правильный ответ.

1. Объяснить, как устроен инструмент варган.

2. Рассказать о древнем музыкальном инструменте хомус.

3. Убедить в том, что хомус издает звук только на одной ноте.

4. Объяснить, как научиться играть на хомусе.

9.Восстановите очередность изложения фактов в тексте 1. В ответе укажите верную

последовательность цифр.

1.

Хомусы изготовлялись из дерева, кости и железа.

2.

Возрождается якутский двуязычковый хомус.

3.

На хомусе издавна играли шаманы.

4.

Игра на хомусе – это импровизация.

Ответ________________________________________________________________________________

10. Почему музыку хомуса считают волшебной? Приведите два примера из текста 1.

1 пример_____________________________________________________________________________

2 пример_____________________________________________________________________________

11. Впервые акция «Хомусный диктант» была проведена в очной форме в 2019 году в г.Якутске,

где приняли участие только жители республики. Начиная с 2020 года акция проводится в

дистанционной форме. Она вышла за границы нашей республики, охватив многие регионы нашей

страны. Наблюдается также участие в акции жителей иностранных государств. Как думаете, что

способствовало расширению географии участников?

США

Великобритания Франция

Китай

Германия

0

20

40

60

80

100

120

140

160

Ответ__________________________________________

_____________________________________________________________________________________

______________________________________

12. Познакомьтесь с изображениями и описаниями варганов других народов. Соотнесите описание с

изображениями.

А) Алтайский комуз – инструмент небольших размеров. Петля рамки имеет гладко – овальную

форму. Инструмент обладает легким язычком.

Б) Вьетнамский Дан Мои – пластинчатый инструмент с мягким, долгим и высоким звуком. При

звукоизвлечении прижимается не к зубам, а к губам.

В) Немецкий маультроммель – инструмент достаточно больших размеров с низким и мощным

звучанием.

Г) Непальская мурчунга – небольшой инструмент, отличающийся необычной формой: язычок

удлинен в обратную сторону. Звучание удивительное и неповторимое.

1______________ 2_____________ 3_____________ 4_____________

13. С какой целью написан текст «Международный музей и центр хомуса «Ил Хомус»»? Отметьте

ОДИН верный вариант ответа.

1) Знакомит с датой основания музея хомуса.

2) Рассказывает о том, что в музее есть самый большой и самый маленький хомусы.

3) Приглашает посетить музей и центр хомуса.

4) Знакомит с историей возникновения музея, экспонатами и его работой.

14. Согласны ли вы с мнением, что варган является достижением культуры разных народов мира?

Ответьте ДА или НЕТ и объясните свою точку зрения, опираясь на тексты 1 и 2.

ДА ________

НЕТ_______

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

15. Какая информация из текста 2 может быть полезной для посещения музея и центра «Ил

Хомус»?

Ответ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Ответы

Объект оценки

Содержание критерия

Баллы

Нахождение и извлечение информации

1

Находить и извлекать одну

единицу информации

Верно выбран следующий ответ: «Древний

музыкальный инструмент народов Республики

Саха (Якутия)»

1

Выбран

другой

вариант

ответа

или

ответ

отсутствует.

0

2

Находить и извлекать

несколько единиц

информации

Верно: А-3, Б-5,В-1, Г-7, Д-6, Е-2, Ж-4

1

Выбран

другой

вариант

ответа

или

ответ

отсутствует.

0

3

Находить и извлекать одну

единицу информации

Верно выбрана одна единица: «Язычок»

1

В других случаях

0

4

Находить и извлекать одну

единицу информации

Верно выбрана одна единица: «4) о приемах

игры на хомусе»

1

В других случаях

0

5

Находить и извлекать

несколько единиц

информации

Все даты правильно соотнесены с событиями:

1990г.- Открытие Музея и центра хомуса «Ил

Хомус» в г.Якутске.

2011г. - Якутский хомус был отправлен на

космическую орбиту.

2019г. - Первая акция «Хомусный диктант» в

г.Якутске.

1

В других случаях.

0

Интерпретация и интеграция информации текста

6

Различать факт и мнение

Выбраны следующие ответы и никакие другие:

1 – факт, 2 – мнение, 3 – факт, 4 – мнение, 5 –

факт.

2

Допущены 1-2 ошибки.

1

Выбраны другие варианты ответа или ответ

отсутствует.

0

7

Понимать фактологическую

информацию

Выбраны следующие ответы и никакие другие:

1 – верно, 2 – верно, 3 – неверно, 4 – неверно, 5

– верно.

2

Допущены 1-2 ошибки.

1

Выбраны другие варианты ответа или ответ

отсутствует.

0

8

Понимать смысловую

структуру текста

(определять основную

мысль текста)

Верно выбрана одна единица: «2) Рассказать о

древнем музыкальном инструменте хомус»

1

Дан другой ответ или ответ отсутствует

0

9

Понимать смысловую

структуру текста

Верно выбрана последовательность цифр: «3, 4,

1, 2».

1

Выбрана другая последовательность или ответ

отсутствует.

0

10

Делать выводы на основе

информации,

представленной в тексте

Дан ответ, в котором приведены два примера из

следующих возможных:

- дарит радость

- изгоняет печаль

- исцеляет от болезней

2

Дан ответ, в котором приведен один пример

1

Другой ответ или ответ отсутствует

0

11

Делать выводы на основе

Дан ответ из следующих возможных:

1

информации

«Дистанционная форма/заочная форма/онлайн -

формат»

Другой ответ или ответ отсутствует

0

12

Соотносить графическую и

вербальную информацию

Верно: 1-Г, 2-А, 3-Б, 4-В.

1

Другой ответ или ответ отсутствует

0

Осмысление и оценка содержания и формы текста

13

Умение понимать

коммуникативное намерение

автора, назначение текста

Верно выбрана одна единица: 4) Знакомит с

историей возникновения музея, экспонатами и

его работой.

1

Другой ответ или ответ отсутствует

0

14

Формулировать на основе

полученной из текста

информации собственную

гипотезу

Дан ответ «ДА», дается объяснение.

Пример

ответа:

«Варган

как

музыкальный

инструмент

имеется

у

разных

народов,

отличается

формой,

звучанием

и

стал

неотъемлемой частью их культуры».

1

Дан

ответ

«НЕТ»

и

приведено

любое

обоснование, или дан ответ «ДА» и приведено

неверное обоснование, либо обоснование не

приведено.

Ответ отсутствует.

0

15

Формулировать на основе

полученной из текста

информации собственную

гипотезу

Дан ответ, в котором сформулирована

собственная гипотеза, которая строится на

основе полученной из текста информации.

1

Другой ответ или ответ отсутствует.

0



В раздел образования