Напоминание

"Формирующее оценивание в профессиональном образовании"


Автор: Шихов Николай Николаевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Краевой политехнический колледж"
Населённый пункт: п.Октябрьский
Наименование материала: статья
Тема: "Формирующее оценивание в профессиональном образовании"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирующее оценивание в профессиональном образование

Вопросы оценки качества профессионального образования и обучения

приобретают

все

большее

значение

в

современной

теории

и

практике

образования.

Формирование

надежной

системы

обеспечения

качества

я вл я е т с я

од н о й

и з

о с н о в н ы х

з а д ач

м од е р н и з а ц и и

с и с т е м ы

профессионального образования и обучения в России.

Адекватное оценивание дает возможность обучающимся сознательно

подходить

к

процессу

обучения

и

придает

им

уверенность

в

получении

качественного образования.

В

существующей

системе

оценивания

достижения,

обучающегося

сравнивают не с его предыдущими результатами, а со среднестатистической

нормой. Поэтому обучающийся лишен возможности получать адекватную

информацию о своих субъективных достижениях и, следовательно, не может

планировать результат, который он собирается достичь в процессе обучения.

Пятибалльная система оценивания не способствует этому. С помощью

разницы

в

один

балл

невозможно

детализировано

описать

уровни

достижения результатов образования.

Основными

функциями

оценки

являются:

констатирующая

(информационная),

контролирующая,

регулирующая.

Рассматривая

отметочную

(количественную)

систему

оценивания,

господствующую

в

современном российском образование, мы должны констатировать, что она

не выполняет перечисленные функции. Основные причины этого следует

искать не столько в способе формального выражения результатов оценивания

(отметке), сколько в подходах к самому оцениванию.

В принятой сегодня системе оценивания критерии неконкретны, т.е.

они не содержат описания действий или деятельности, свидетельствующих о

достижении какого-либо результата образования.

Оцениваются

те

параметры,

которые

можно

легко

измерить.

Сам

принцип

оценивания

заставляет

обучающихся

уделять

особое

внимание

темам, которые подлежали оценке, за счет других разделов курса обучения и

часто приводило к тому, что, успешно сдавая экзамены, обучающиеся, тем не

менее, не имели адекватного понятия о предмете изучения.

Очевидно, что на современном этапе развития образования необходимы

новые

подходы

к

системе

оценивания,

которые

помогут

избежать

противоречий

между

новыми

требованиями

стандарта

и

существующей

практикой.

Возникает

необходимость

оценивать

образовательный

результат,

который формируется в процессе обучения. В связи с этим и процедура

оценивания

должна

быть

направлена

на

формирование

индивидуальных

учебных достижений, т.е. оценивание должно приобрести новую функцию –

формирующую.

Однако

в

настоящее

время

о стаются

н е р а з р а б от а н н ы м и

технологические

подходы

к

реализации

формирующего

оценивания,

позволяющие

решать

проблему

оценивания

комплексно

с

учетом

новых

требований образовательного стандарта.

Формирующее оценивание - это оценивание в ходе обучения, когда

анализируются

знания,

умения,

ценностные

установки,

а

также

коммуникативные умения обучающегося, устанавливается обратная связь об

успехах и недостатках обучающегося. Формирующее оценивание призвано

выявить

пробелы

в

освоении

обучающегося

элемента

содержания

образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующее

оценивание

это

бесконечный

поток

обратной

связи

преподавателя

с

обучающимися

и

внесение

корректив

в

деятельность

преподавателя и обучающихся с целью улучшения процесса обучения

Формирующее

оценивание

предполагает

оценку

достижений

обучающихся

преподавателем,

который

их

обучает,

то

есть

человеком,

находящимся внутри процесса обучения тестируемых. Оно ориентировано на

конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении обучающегося

того или иного элемента содержания образования, с тем чтобы восполнить их

с максимальной эффективностью, и не предполагает сравнения результатов

разных обучающихся.

Это скорее не балльная, а словесная, описательная система.

Ученик

получает

доступ

к

оцениванию:

он

понимает,

как

его

оценивают, и становится сознательным участником процесса обучения.

Формирующее оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог

оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое

главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться

дальше, чтобы улучшить собственные результаты.



В раздел образования