Автор: Шихов Николай Николаевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Краевой политехнический колледж"
Населённый пункт: п.Октябрьский
Наименование материала: статья
Тема: "Формирующее оценивание в профессиональном образовании"
Раздел: среднее профессиональное
Формирующее оценивание в профессиональном образование
Вопросы оценки качества профессионального образования и обучения
приобретают
все
большее
значение
в
современной
теории
и
практике
образования.
Формирование
надежной
системы
обеспечения
качества
я вл я е т с я
од н о й
и з
о с н о в н ы х
з а д ач
м од е р н и з а ц и и
с и с т е м ы
профессионального образования и обучения в России.
Адекватное оценивание дает возможность обучающимся сознательно
подходить
к
процессу
обучения
и
придает
им
уверенность
в
получении
качественного образования.
В
существующей
системе
оценивания
достижения,
обучающегося
сравнивают не с его предыдущими результатами, а со среднестатистической
нормой. Поэтому обучающийся лишен возможности получать адекватную
информацию о своих субъективных достижениях и, следовательно, не может
планировать результат, который он собирается достичь в процессе обучения.
Пятибалльная система оценивания не способствует этому. С помощью
разницы
в
один
балл
невозможно
детализировано
описать
уровни
достижения результатов образования.
Основными
функциями
оценки
являются:
констатирующая
(информационная),
контролирующая,
регулирующая.
Рассматривая
отметочную
(количественную)
систему
оценивания,
господствующую
в
современном российском образование, мы должны констатировать, что она
не выполняет перечисленные функции. Основные причины этого следует
искать не столько в способе формального выражения результатов оценивания
(отметке), сколько в подходах к самому оцениванию.
В принятой сегодня системе оценивания критерии неконкретны, т.е.
они не содержат описания действий или деятельности, свидетельствующих о
достижении какого-либо результата образования.
Оцениваются
те
параметры,
которые
можно
легко
измерить.
Сам
принцип
оценивания
заставляет
обучающихся
уделять
особое
внимание
темам, которые подлежали оценке, за счет других разделов курса обучения и
часто приводило к тому, что, успешно сдавая экзамены, обучающиеся, тем не
менее, не имели адекватного понятия о предмете изучения.
Очевидно, что на современном этапе развития образования необходимы
новые
подходы
к
системе
оценивания,
которые
помогут
избежать
противоречий
между
новыми
требованиями
стандарта
и
существующей
практикой.
Возникает
необходимость
оценивать
образовательный
результат,
который формируется в процессе обучения. В связи с этим и процедура
оценивания
должна
быть
направлена
на
формирование
индивидуальных
учебных достижений, т.е. оценивание должно приобрести новую функцию –
формирующую.
Однако
в
настоящее
время
о стаются
н е р а з р а б от а н н ы м и
технологические
подходы
к
реализации
формирующего
оценивания,
позволяющие
решать
проблему
оценивания
комплексно
с
учетом
новых
требований образовательного стандарта.
Формирующее оценивание - это оценивание в ходе обучения, когда
анализируются
знания,
умения,
ценностные
установки,
а
также
коммуникативные умения обучающегося, устанавливается обратная связь об
успехах и недостатках обучающегося. Формирующее оценивание призвано
выявить
пробелы
в
освоении
обучающегося
элемента
содержания
образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующее
оценивание
–
это
бесконечный
поток
обратной
связи
преподавателя
с
обучающимися
и
внесение
корректив
в
деятельность
преподавателя и обучающихся с целью улучшения процесса обучения
Формирующее
оценивание
предполагает
оценку
достижений
обучающихся
преподавателем,
который
их
обучает,
то
есть
человеком,
находящимся внутри процесса обучения тестируемых. Оно ориентировано на
конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении обучающегося
того или иного элемента содержания образования, с тем чтобы восполнить их
с максимальной эффективностью, и не предполагает сравнения результатов
разных обучающихся.
Это скорее не балльная, а словесная, описательная система.
Ученик
получает
доступ
к
оцениванию:
он
понимает,
как
его
оценивают, и становится сознательным участником процесса обучения.
Формирующее оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог
оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое
главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться
дальше, чтобы улучшить собственные результаты.