Напоминание

"Карта одаренности ребенка"


Автор: Калашникова Ирина Юрьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ Новоульяновская СШ № 1
Населённый пункт: город Новоульяновск Ульяновская область
Наименование материала: методика
Тема: "Карта одаренности ребенка"
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ ребенка»

Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти

относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка.

Внимательно

изучите

их

и

дайте

оценку

вашему

ребенку

по

каждому

параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++)

если

оцениваемое

свойство

личности

развито

хорошо,

четко

выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не

четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают

друг друга;

(-)

более

ярко

выражено

и

чаще

проявляется

свойство

личности,

противоположенное оцениваемому.

Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас

нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке

ответов пустой.

Лист вопросов:

1.

Склонен

к

логическим

рассуждениям,

способен

оперировать

абстрактными понятиями.

2.

Нестандартно

мыслит

и

часто

предлагает

неожиданные

оригинальные

решения.

3.

Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4.

В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно

изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5.

Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6.

Любит сочинять рассказы или стихи.

7.

Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или

других.

8.

Интересуется механизмами и машинами.

9.

Инициативен в общении со сверстниками.

10.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом

объеме движений.

11.Проявляет

большой

интерес

и

исключительные

способности

к

классификации.

12.Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.

13.Быстро

запоминает

услышанное

и

прочитанное

без

специального

заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.

14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину,

слышит

музыку,

видит

необычную

скульптуру,

красивую

(художественно

выполненную) вещь.

15.Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16.Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая

разрешением какого-либо конфликта.

17.Интересуется актерской игрой.

18.Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали

для создания новых поделок, игрушек.

19.Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых

людей.

20.Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.

21.Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22.Изобретателен

в

выборе

и

использовании

различных

предметов

(например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы

быта и др. вещи).

23.Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники

обычно не заноют.

24.Способен

составлять

оригинальные

композиции

из

цветов,

рисунков,

камней, марок, открыток и т.д.

25.Хорошо поет.

26.Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета,

не теряет основную мысль.

27.Меняет

тональность

и

выражение

голоса,

когда

изображает

другого

человека.

28.Любит

разбираться

в

причинах

неисправности

механизмов,

любит

загадочные поломки и вопросы на «поиск».

29.Легко общается с детьми и взрослыми.

30.Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31.Хорошо

улавливает

связь

между

одним

событием

и

другим,

между

причиной и следствием.

32.Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

33.Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально

должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.

34.Любит

использовать

какой-либо

новый

материал

для

изготовления

игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой

площадке.

35.В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии,

чувств.

36.Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все

несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37.Разыгрывая

драматическую

сцену,

способен

понять

и

изобразить

конфликт.

38.Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39.Улавливает

причины

поступков

других

людей,

мотивы

их

поведения.

Хорошо понимает недосказанное.

40.Бегает быстрее всех в классе.

41.Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.

42.Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.

43.Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44.Охотно

рисует,

лепит,

создает

композиции,

имеющие

художественное

назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без

побуждения взрослых.

45.Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида

можно слушать музыку.

46.Выбирает

в

своих

рассказах

такие

слова,

которые

хорошо

передают

эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.

47.Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48.Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых

приборов, машин, механизмов.

49.Часто руководит играми и занятиями других детей.

50.Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51.Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52.Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие

идеи.

53.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих

сверстников на год или два.

54.Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и

настроения.

55.Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56.Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания

события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не

упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57.Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о

чем- то с увлечением рассказывает.

58.Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об

этом.

59.Склонен

принимать

на

себя

ответственность,

выходящую

за

рамки,

характерные для его возраста.

60.Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61.Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62.Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже

испытанные варианты.

63.Умеет делать выводы и обобщения.

64.Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином,

бумагой и клеем.

65.В пении и музыке стремится выразить вои чувства и настроение.

66.Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное,

когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67.С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные

состояния.

68.Проводит

много

времени

над

конструированием

и

воплощением

собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)

69.Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и

занятиям.

70.Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.

71.Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении

и функциях предметов.

72.Продуктивен,

чем

бы

не

занимался,

способен

предложить

большое

количество самых разнообразных идей и решений.

73.В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские

энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает

художественные книги (сказки, детективы и т.д.)

74.Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства,

пытается

воспроизвести

то,

что

ему

понравилось,

в

своем

собственном

рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75.Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

76.Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их

характер, чувства, настроения.

77.Любит игры- драматизации.

78.Быстро и легко осваивает компьютер.

79.Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80.Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус

взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым

столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у

ребенка следующих видов одаренности:

1.

Интеллектуальная;

2.

Творческая;

3.

Академическая;

4.

Художественно-изобразительная;

5.

Музыкальная;

6.

Литературная;

7.

Артистическая;

8.

Техническая;

9.

Лидерская;

10.

Спортивная.

Для наглядности можно построить «профиль одаренности».



В раздел образования