Автор: Калашникова Ирина Юрьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ Новоульяновская СШ № 1
Населённый пункт: город Новоульяновск Ульяновская область
Наименование материала: методика
Тема: "Карта одаренности ребенка"
Раздел: среднее образование
МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ ребенка»
Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти
относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка.
Внимательно
изучите
их
и
дайте
оценку
вашему
ребенку
по
каждому
параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++)
–
если
оцениваемое
свойство
личности
развито
хорошо,
четко
выражено, проявляется часто;
(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не
четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают
друг друга;
(-)
–
более
ярко
выражено
и
чаще
проявляется
свойство
личности,
противоположенное оцениваемому.
Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас
нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке
ответов пустой.
Лист вопросов:
1.
Склонен
к
логическим
рассуждениям,
способен
оперировать
абстрактными понятиями.
2.
Нестандартно
мыслит
и
часто
предлагает
неожиданные
оригинальные
решения.
3.
Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4.
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно
изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6.
Любит сочинять рассказы или стихи.
7.
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или
других.
8.
Интересуется механизмами и машинами.
9.
Инициативен в общении со сверстниками.
10.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом
объеме движений.
11.Проявляет
большой
интерес
и
исключительные
способности
к
классификации.
12.Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.
13.Быстро
запоминает
услышанное
и
прочитанное
без
специального
заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.
14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину,
слышит
музыку,
видит
необычную
скульптуру,
красивую
(художественно
выполненную) вещь.
15.Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16.Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая
разрешением какого-либо конфликта.
17.Интересуется актерской игрой.
18.Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали
для создания новых поделок, игрушек.
19.Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых
людей.
20.Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
21.Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22.Изобретателен
в
выборе
и
использовании
различных
предметов
(например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы
быта и др. вещи).
23.Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники
обычно не заноют.
24.Способен
составлять
оригинальные
композиции
из
цветов,
рисунков,
камней, марок, открыток и т.д.
25.Хорошо поет.
26.Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета,
не теряет основную мысль.
27.Меняет
тональность
и
выражение
голоса,
когда
изображает
другого
человека.
28.Любит
разбираться
в
причинах
неисправности
механизмов,
любит
загадочные поломки и вопросы на «поиск».
29.Легко общается с детьми и взрослыми.
30.Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31.Хорошо
улавливает
связь
между
одним
событием
и
другим,
между
причиной и следствием.
32.Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
33.Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально
должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.
34.Любит
использовать
какой-либо
новый
материал
для
изготовления
игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой
площадке.
35.В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии,
чувств.
36.Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все
несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37.Разыгрывая
драматическую
сцену,
способен
понять
и
изобразить
конфликт.
38.Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39.Улавливает
причины
поступков
других
людей,
мотивы
их
поведения.
Хорошо понимает недосказанное.
40.Бегает быстрее всех в классе.
41.Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.
42.Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
43.Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44.Охотно
рисует,
лепит,
создает
композиции,
имеющие
художественное
назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без
побуждения взрослых.
45.Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида
можно слушать музыку.
46.Выбирает
в
своих
рассказах
такие
слова,
которые
хорошо
передают
эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.
47.Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48.Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых
приборов, машин, механизмов.
49.Часто руководит играми и занятиями других детей.
50.Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51.Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52.Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие
идеи.
53.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих
сверстников на год или два.
54.Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и
настроения.
55.Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56.Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания
события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не
упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57.Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о
чем- то с увлечением рассказывает.
58.Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об
этом.
59.Склонен
принимать
на
себя
ответственность,
выходящую
за
рамки,
характерные для его возраста.
60.Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61.Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62.Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже
испытанные варианты.
63.Умеет делать выводы и обобщения.
64.Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином,
бумагой и клеем.
65.В пении и музыке стремится выразить вои чувства и настроение.
66.Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное,
когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67.С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные
состояния.
68.Проводит
много
времени
над
конструированием
и
воплощением
собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)
69.Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и
занятиям.
70.Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
71.Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении
и функциях предметов.
72.Продуктивен,
чем
бы
не
занимался,
способен
предложить
большое
количество самых разнообразных идей и решений.
73.В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские
энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает
художественные книги (сказки, детективы и т.д.)
74.Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства,
пытается
воспроизвести
то,
что
ему
понравилось,
в
своем
собственном
рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75.Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
76.Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их
характер, чувства, настроения.
77.Любит игры- драматизации.
78.Быстро и легко осваивает компьютер.
79.Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80.Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус
взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым
столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у
ребенка следующих видов одаренности:
1.
Интеллектуальная;
2.
Творческая;
3.
Академическая;
4.
Художественно-изобразительная;
5.
Музыкальная;
6.
Литературная;
7.
Артистическая;
8.
Техническая;
9.
Лидерская;
10.
Спортивная.
Для наглядности можно построить «профиль одаренности».