Автор: Богданова Галина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №7 г.Няндома
Населённый пункт: г. Няндома Няндомский муниципальный округ
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми
Раздел: начальное образование
Богданова Галина Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ СШ №7 г. Няндома
Работа с одаренными детьми
В современном обществе все актуальнее стала проблема развития и поддержки
одарённых детей. И раскрытие их способностей и талантов являются неотъемлемой
частью
школьного образования.
Современное общество нуждается в творческой
личности, активной, готовой к новым открытиям в области науки и искусства. Именно эти
дети составляют генетический фонд России, её потенциал.
Наш президент В.В.Путин в Послании к Федеральному Собранию подчеркнул:
«Раскрытие талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России».
Каждый ребенок талантлив. Талантлив по-своему. Но эти таланты надо вовремя
разглядеть и начать развивать, иначе они просто угаснут.
По мнению психологов, процент одаренности ребенка с годами резко снижается.
Именно учителя начальной школы создают ту благоприятную почву, на которой с
успехом прорастают ростки природных талантов каждого ребенка.
Именно в младшем школьном возрасте ребенок как губка впитывает новые знания.
А задача учителя начальной школы, научить детей делать первые открытия, разбудить
пытливость ума маленького человека.
Цель нашей работы - научиться так строить свои уроки, чтобы они не только
давали знания ученикам, но и учили их мыслить, мыслить нестандартно, развивали
наблюдательность, учили сравнивать, анализировать, делать выводы, добывать знания, а
не получать их готовыми, как это было раньше.
Работу с одарёнными детьми нужно начинать с их выявления в детском
коллективе. Одной из форм диагностики в начальных классах является наблюдение.
Также хороший результат дают анкеты, тестирование.
Одаренные дети отличаются пытливостью ума. Они, как правило, задают много
вопросов об окружающем их мире, а также могут уловить связи между явлениями и
предметами, делать выводы. Кроме того, они способны удерживать в памяти огромный
объём информации. Их речь логически правильно выстроена, богатый словарный запас.
Легко обобщают и приходят к собственным умозаключениям. У них на все есть своя
точка зрения, их трудно переубедить. В то же время у таких детей хорошо развито
воображение и богатая фантазия.
Большой простор для развития талантов детей дает внеурочная деятельность:
всевозможные кружки, клубы по интересам, секции и т.д.
Я уже несколько лет веду школьный кружок «Эрудит». Главная задача этого
кружка способствовать развитию талантов и способностей ребенка
В своей работе использую разнообразные методы и формы. Основными являются
такие методы как: исследовательский, частично – поисковый, проектный, проблемный.
Именно исследовательская и поисковая активность – позволяют развивать в
учащихся стремление к открытиям, самопознанию
Так как кружковые занятия не предполагают выставление отметок, у ребят
снижается тревожность, они не боятся допустить ошибку. Это условие создает
простор для мысли ребенка, будит его воображение. Курс, по которому я работаю,
состоит из
тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и
развивающих игр разного характера. На занятиях кружка применяю предметные
олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные занимательные часы, конкурсы и
викторины, загадки, ребусы, кроссворды, словесные игры, проекты по различной
тематике, ролевые и деловые игры, индивидуальные творческие задания.
Смена
видов
деятельности
позволяет
избежать
утомляемости
младших
школьников. Разнообразные задания развивают у учащихся
умение наблюдать,
сравнивать, обобщать, находить закономерности, делать выводы. Нестандартные задачи
способствуют интеллектуальному развитию учащихся.
Очень важно научить младшего школьника строить правильные суждения,
доказывать, анализировать, сравнивать, устанавливать связи. Всему этому способствуют
задания, на формирование умения работать с алгоритмами. Игра «Выполни по образцу»,
«Незаконченные
рисунки»,
«Найди
закономерность»,
«Найди
лишнее»,
«Шифровальщик», «Отгадай слово», ребусы, «Зашифруй слова»
Развитию слуховой и зрительной памяти способствуют игры, содержащие приемы,
облегчающие запоминание: «Найди фигуру», «Запомни и нарисуй», «Найди слова в
цепочках», «Составь новые слова», «Наборщик», «Найди отличия».
Развитие
внимания,
объёма
внимания,
устойчивости,
переключения
и
распределения тоже важны в личностном росте учащихся. Игры «Раскрась фигуру»,
«Внимание», «Четвертый лишний», «Произнеси слова наоборот», «Магический квадрат»,
«Лабиринт»
Развитие воображения: «Магические треугольники», «Художник», «Дорисуй»,
кроссворды, изографы.
Главным результатом работы, проводимой с одарёнными детьми, является:
высокая мотивация учебной деятельности - они учатся самостоятельно добывать знания,
совершенствуют свои умения, формируют навыки работы с учебной и справочной
литературой,
развивают
творческие
способности,
повышается
их
познавательная
активность, участие в разного рода конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.