Автор: Каленчук Анна Андреевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5
Населённый пункт: г.Лабытнанги
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЕМАМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Раздел: среднее образование
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЕМАМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ХИМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Аннотация: Статья посвящена методическому описанию определения
понятий школьного курса химии. В материале рассматриваются основные
виды
деятельности
учащихся
при
формировании
и
развитии
умения
формулировать
химические
понятия.
Также
в
статье
предложены
разработанные методические рекомендации для учителей, осуществляющих
деятельность по формированию и развитию у школьников умения давать
определения химическим понятиям. В работе дан анализ исходного уровня
сформированности рассматриваемого умения у учащихся восьмых классов, а
также полученного после работы с учащимися по разработанной методике.
Ключевые слова: понятия, определения, метапредметные умения.
Процесс мышления, независимо от ориентации и уровня, реализуется и
происходит в трех основных формах: понятия, оценка и заключение. Логично,
что анализ форм мышления обычно начинается с понятий и продолжается в
соответствии
с
оценкой
и
выводами.
Это
связано,
во-первых,
с
методологическими аспектами и, во-вторых, с ролью понятий и суждений в
структуре выводов. Понятия формальной логики являются простейшей формой
мышления. Это основа духовной деятельности и универсальная единица, без
которой само мышление невозможно. Прежде всего, мышление означает
отражение мира через понятия – концепции. Мышление можно рассматривать,
как способность работать с понятиями [1].
Понятие – одно из важных элементов системы знаний. Научное понятие
имеет несколько определений [2]:
•
это мысль, которая фиксирует существенные признаки отобража-
емых в ней предметов, явлений и позволяет отличать эти предметы и явления
от других;
•
это логическая форма мышления, в которой отражаются суще-
ственные признаки предмета или класса предметов;
•
это обобщенное знание, отражающее существенные свойства
(признаки) предметов или явлений.
В большинстве случаев формирование понятий тесным образом связано с
их определением и объяснением.
По мнению ряда исследователей, например. В.В. Давыдова [3], Н.И.
Кондакова [4], Е.К. Войшвилло [5]
определение понятия
трактуется как
логическая операция, посредством которой раскрывается содержание понятия,
то есть дается перечень признаков, которые в нем мыслятся.
Проанализировав
Фундаментальное
ядро
содержания
общего
образования [6], требования к структуре и содержанию программ обучения,
можно сделать вывод о том, что инвариантная часть химии образована так
называемыми системообразующими теоретическими понятиями, среди которых
оксиды, основания, кислоты, простое вещество, сложное вещество и пр.
Понятия и, соответственно, их определения динамичны по своему со-
держанию, т.е. изменяются (расширяются, углубляются) и процесс их усвое-
ния осуществляется поэтапно [7]. Важным при анализе содержания понятия
является то обстоятельство, что понятия и, соответственно, определения их не
формируются в готовом виде.
По мнению методистов С.Г. Шаповаленко, И.Н. Черткова, Г.И. Саран-
цева [8] можно выделить следующие виды деятельности учащихся на основе
интеграций специальных и общеучебных умений для овладения понятием:
1.
Выделять существенный признак понятия;
2.
Давать определение понятия на соответствующем теоретическом
уровне;
3.
Выбирать из перечисленных фактов объекты, соответствующие
содержанию (определению) понятия;
4.
Давать качественную (количественную) характеристику понятия на
основании той или иной формы условной записи;
5.
Выражать содержание понятия с помощью различных форм
условной записи.
Учителю необходимо профессионально подойти к процессу формиро-
вания у учащихся умения давать определения научным понятиям и научиться
ориентироваться в методической литературе по данному вопросу [9]. Таким
образом, нами были сформулированы основные методические рекомендации
для
педагогов
при
организации
учебного
процесса
направленного
на
формирования умения давать определения понятиям.
1.
Первым действием в компетенции педагога является анализ
определений,
предлагаемых
в
учебнике
по
предмету.
При
выявлении
нарушений методических требований к содержанию и построению определения
понятия,
их
необходимо
корректировать,
а
в
некоторых
случаях,
формулировать определения понятий самостоятельно.
2.
Каждому
учителю
при
организации
учебного
процесса,
направленного
на
формирование
или
развитие
умения
формулировать
химические понятия необходимо учитывать этап определения в соответствии с
тематическим планированием учебного курса. Так, например, определение
«Кислоты – это электролиты, в растворах которых нет других катионов, кроме
ионов
водорода»
нельзя
использовать
при
знакомстве
с
классами
неорганических веществ на первых этапах знакомства с химией, т.к. для этого
ученику необходимо предварительно узнать еще определения понятий таких
как «электролит» или «катион», которые рассматриваются намного позже.
3.
Компетентный
педагог
знает,
что
наиболее
эффективным
в
достижении учебных целей в ходе образовательного процесса является
организация совместной деятельности ученика с учителем. Для этого ученику
целесообразно
представить
образец
(правило,
блок
–
схему,
алгоритм
действий), по которому под руководством учителя он сможет разработать свою
систему действий, способствующей усвоению умения давать определения
химическим понятиям.
4.
Для организации дальнейшей работы учитель должен понимать, что
ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен
научиться применять их в собственной практике. Поэтому необходимо создать
систему упражнений, необходимых для использования полученных умений.
Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть
разнообразны.
С учетом данных рекомендаций нами была организована работа с
учащимися
8-х
классов.
Школьникам
были
предложены
упражнения,
направленные на формирование умения давать определения химическим
понятиям. Также был определен исходный уровень сформированности данного
умения, оценивавшийся количественно с использованием коэффициента
усвоения знаний. Исходный уровень оказался средним (50 %). Оценка
эффективности передоложенной системы упражнений проводилась также с
использованием количественного показателя Ку. Умение давать определения
понятиям оценивалось с учетом освоения учащимися этапов (подумений),
которые были прописаны выше. Основные результаты, полученные в ходе
работы с учащимися, представлены на рисунке 1. Диаграмма отражает
количественные изменения полученных данных оценки сформированности
подумений умения давать определения понятиям по сравнению и с исходными
данными.
Рис.1. Оценка сформированности умения давать определения
понятиям
Таким образом, на основании полученных результатов, можно сказать о
том, что разработка и использование системы упражнений, направленной на
осознанное усвоение учащимися определений «оксид», «кислота», «основание»
и «соль» оказывает положительное влияние на результативность их усвоения,
что позволяет применять понятия в ходе учебного процесса, а так же в новых,
нестандартных учебных ситуациях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Устюгов В.А. Философские проблемы химии // Образы науки в
зеркале философии Грицков Ю.В., Кудашов В.И., Черепанов С.К., Мосиенко
М.К., Илларионов Г.А., Седельников М.В., Устюгов В.А., Полуян П.В.,
Григоренко Е.В., Кульбижеков В.Н. монография. Сибирский федеральный
университет. Ульяновск, 2018.- с.127-214.
2.
Волкова М.Н., Истомина О.А., Павловский В.В. Психология
личности // учеб.пособие. – Изд-во: Московский университет, 2007.- 347 с.
3.
Рожин М.Г. Проблема формирования системы понятий о веществе в
школьном курсе химии // В сборнике: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОВРЕМЕННОСТИ: ОТ РАЗРАБОТКИ К ВНЕДРЕНИЮ 2018. - С. 61-65.
4.
Давыдов В.В. О понятии развивающего обученич: сб.статей. –
Томск: Пеленг, 1995. – 142 с.
5.
Глаголева А.А., Космодемьянская С.С. Применение активных
методов обучения на уроках химии // В сборнике: Образовательная система:
новации в сфере современного научного знания сборник научных трудов.
Казань, 2019. С. 126-129.
6.
Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к
результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире:
материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). –
СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 74-76.
7.
Мадыкова Ж.Х. Изучение начальных понятий химии учащимися 8
классов // Проблемы эффективного использования научного потенциала
общества / сборник статей по итогам Международной научно-практической
конференции: в 3 частях. 2018. - С. 67-69.
8.
Курильчик А.А. Использование технологии развития критического
мышления при обучении химии // В сборнике: Система методических ресурсов
процесса развития методологической культуры учащихся Сборник научных и
научно-методических статей. 2019. - С. 58-61.
9.
Михайлец И.В. Практическое применение методики приобретения
учащимися методологических знаний при обучении химии // В сборнике:
Инновации в технологиях и образовании сборник статей участников XII
Международной научно-практической конференции. 2019. - С. 191-193.