Напоминание

Наша Родина - Россия


Автор: Стеняшина Наталья Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №5"
Населённый пункт: г.Альметьевск, Республика Татарстан
Наименование материала: Технологическая карта урока окружающего мира "Наша Родина- Россия"
Тема: Наша Родина - Россия
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

Автор: Стеняшина Наталья Михайловна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №5» города Альметьевск

Республики Татарстан

Тема: «Наша Родина - Россия»

Предмет: окружающий мир

Тип урока: «открытие» новых знаний

Класс: 2

Цели

образовательные

развивающие

воспитательные

- формировать у детей образ родной

страны,

как

Родины,

как

многонационального

государства,

огромного по своей территории,

богатого природными ресурсами,

культурным наследием

- научить использовать карты для

получения информации

- развивать кругозор, познавательный

интерес

-

развивать

умение

работать

с

картами, учебным текстом

-

развивать

навыки

контроля

и

самоконтроля, практической работы в

паре и группе

-

развивать

познавательную

активность

обучающихся,

умение

наблюдать, анализировать, обобщать

и делать выводы

-

содействовать

формированию

личности

обучающихся,

поддерживать мотивы и потребности

узнавать новое

-

способствовать

развитию

коммуникативных способностей

- прививать уважительное отношение

к своей Родине, другим народам

-

формировать

эмоционально-

положительное

отношение

к

предмету

- сплочение детского коллектива

УУД

предметные

метапредметные

личностные

-

уметь

объяснять

значение

терминов

«россияне», «русский»;

- работать с картами;

- расширить знания о

природе,

культурном

наследии России

регулятивные:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать

учебную проблему;

- после предварительного обсуждения самостоятельно

формулировать тему урока;

- прогнозировать предстоящую работу: определение

цели и задач учебной деятельности;

-

оценивать

учебные

действия

в

соответствии

с

поставленной задачей;

-

осуществлять

познавательную

и

личностную

рефлексию

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- ориентироваться на развороте учебника;

- извлекать и перерабатывать информацию для открытия

новых знаний;

- извлекать информацию, представленную в разных

формах (текст, таблица, карта, иллюстрация);

-

перерабатывать

полученную

информацию:

делать

выводы в результате совместной работы всего класса,

группы, пары

коммуникативные:

- слушать и понимать других;

-

строить речевое высказывание в соответствии с

поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить

- уметь выполнять самооценку

на основе критерия успешности

учебной деятельности;

- формировать мотивацию к

обучению и целенаправленной

познавательной деятельности;

- воспринимать одноклассников

как

членов

своей

команды

(группы);

- вносить свой вклад в работу

для

достижения

общих

результатов;

- быть толерантным к чужим и

собственным

ошибкам,

другому мнению и проявлять

готовность к их обсуждению

свою позицию до других;

- работать в паре

Оборудование:

учебники и рабочие тетради (Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 2 класс. «Наша планета

Земля» часть 2. М.: Баласс, 2012); компьютер, проектор, мультимедийные презентации (учителя и обучающихся),

облако из картона с названием темы урока, тучки и солнышки для игры «Найди свою пару», карточки разных цветов с

целями и задачами, полоски соответствующих цветов для обучающихся, смайлики из бумаги, коллекция полезных

ископаемых, гербарии злаковых растений, окончание пословиц о Родине на карточках, предметы русских народных

промыслов, для групп карточки с заданиями и распечатанные карты со слайдов презентации (физическая, природных

зон, полезных ископаемых, плотность населения), таблицы для работы в парах:

МАТЕРИК

ЧАСТЬ

СВЕТА

СТОЛИЦА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЯЗЫК

ОСНОВНОЕ

НАСЕЛЕНИЕ

Австралия

Австралия

Киев

английский

башкиры

Антарктида

Азия

Владимир

французский

буряты

Африка

Америка

Санкт-

Петербург

татарский

калмыки

Евразия

Антарктида

Москва

немецкий

русские

Северная

Америка

Африка

Екатеринбург

русский

чукчи

Южная Америка

Европа

Нижний

Новгород

китайский

якуты

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организаци

онный

момент

Актуализац

ия знаний

Введение в

тему урока

Постановка

целей и

- На протяжении нескольких уроков

мы вместе с тучками путешествовали

по различным странам, узнали много

нового и интересного. Куда тучка

отправится сегодня, нам ещё предстоит

выяснить. Вспомним, что такое

страна? Как называется главный город

страны, где заседает правительство?

Игра «Найди свою пару» проводится

под мелодию песни «Облака». На

партах лежат тучки и солнышки. На

обратной стороне тучки – название

страны, у солнышка – название

столицы.

- Но одно солнышко с надписью

МОСКВА у нас осталось без тучки.

Как вы думаете, почему?

- Где же может быть его тучка?

- Какова будет ЦЕЛЬ нашего занятия?

На доске появляется карточка

Самоорганизация, оценивают свою

готовность и настрой на работу.

Отвечают на вопросы учителя.

По сигналу учителя помогают

тучкам найти своё солнышко,

соединяют страну и столицу,

выстраиваются парами в две

колонны у доски.

-Москва – это столица России, а мы

её ещё не проходили

-На доске – это ТЕМА урока

- Узнать побольше о России, узнать

что-то интересное.

познавательные:

-ориентироваться в

своей системе знаний

регулятивные:

-после

предварительного

обсуждения

самостоятельно

формулировать тему

урока

-прогнозировать

предстоящую работу:

определение цели и

задач учебной

задач

Постановка

учебной

проблемы

Поиск

решения

ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ.

- Что для этого вам нужно будет

сделать?

Появляются карточки разных цветов:

ИЗУЧИТЬ УЧЕБНИК, ТЕТРАДЬ;

ПОРАБОТАТЬ В ГРУППАХ, ПАРАХ;

РАССМОТРЕТЬ КАРТУ. Это наши

ЗАДАЧИ на уроке.

Работа в парах с таблицей.

- Предложите задание для своих

одноклассников.

Проверка на интерактивной доске

красным маркером.

- Во времена древней Руси столицей

был город Киев, потом Владимир, во

времена Петра 1 Санкт-Петербург.

- Все согласны?

- Кто скажет полное название нашей

страны?

- Что означает слово «федерация»?

- Где можем проверить свои

- Послушать учителя, прочитать в

учебнике, выполнить задания в

тетради, поработать с картой,

поработать в группах, парах.

- Выбрать в каждом столбике то

слово, которое относится к России.

- Россия расположена на материке

Евразия, в двух частях света,

столица – Москва.

- Государственный язык – русский,

основное население – русские.

Обнаруживают проблему,

недостаток знаний.

- Российская Федерация.

деятельности

коммуникативные:

- работать в паре

регулятивные:

- совместно с

учителем

обнаруживать и

формулировать

учебную проблему

проблемы

(открытие

нового

знания)

предположения, куда обратиться?

Работа с учебником на странице 82.

- Наша страна самая большая на

Земле. Чтобы указать, что и где

конкретно находится в России, её

территорию делят на части (страница

83). А чтобы легче было руководить

такой огромной страной, все

населённые пункты на карте России

объединены в 7 федеральных округов,

каждый из которых в свою очередь

состоит из различных республик,

краёв, областей. Их объединение, союз

и есть Российская Федерация (показ по

карте на слайде). В каждом округе

выбран центральный город,

административный центр, его также

называют столицей федерального

округа. Вернёмся к таблице.

- Все эти люди живут в нашей стране

(на слайде башкиры, буряты, калмыки,

чукчи, якуты по карте перемещаются в

место проживания). Можно ли назвать

эти народы русскими? Кто такие

русские?

Обратимся к учебнику на странице 84.

Что узнали?

Предлагают свои версии.

- К учебнику.

Находят определение слова

«федерация».

- Европейская часть, Кавказ, Урал,

Сибирь, Дальний Восток.

Предлагают версии, обнаруживают

недостаток знаний.

познавательные:

- ориентироваться на

развороте учебника

Динамическ

ая пауза

Совместное

открытие

знаний

(продолжен

ие)

- В России живёт более 180 народов.

Но чтобы все люди, живущие на

территории нашей страны могли

понимать друг друга, существует

государственный язык русский.

Вы, наверное, устали? И поэтому все

встали.

Вместе мы вперёд пойдём, не спешим,

не отстаём!

А теперь вращаем ручки, словно

разгоняем тучки,

Гоним их вперёд, назад. Солнцу

каждый будет рад!

А вот и солнышко большое встаёт,

тёплые лучики нам подаёт.

Ты же руку другу подай, улыбнись,

соберись и работать продолжай!

Дальше изучать Россию мы будем в

группах (работа с картами и

информацией в учебнике).

1 группа. Назовите моря, омывающие

Россию (отметьте те, которых нет на

карте в учебнике на стр. 114-115).

Расскажите о флаге и гербе Российской

Федерации.

2 группа. Расскажите о природных

- Все народы – граждане России

или по-другому россияне, а не

русские. А русские – это народ,

национальность, но это основное

население РФ.

Выполняют соответствующие

движения.

Объединяются в группы,

выполняют задания.

личностные:

- быть толерантным к

чужим и собственным

ошибкам, другому

мнению и проявлять

готовность к их

обсуждению

познавательные:

- ориентироваться на

развороте учебника

познавательные -

извлекать

информацию из

иллюстраций, текстов

-перерабатывать

Первичное

применение

новых

знаний

зонах России. Какие домашние

животные и культурные растения

выращивают в нашей местности?

3 группа. Что называют полезными

ископаемыми? Расскажите, где их

добывают в России и как используют.

4 группа. Расскажите, в каких частях

нашей страны живёт больше людей и

почему? Назовите героев сказок

народов России.

Презентация ответов с помощью

слайдов на интерактивной доске.

По ходу ответов участников групп у

доски, идёт выполнение заданий в

рабочих тетрадях.

Выполнение задания №4 (страница 70)

в рабочей тетради. На все вопросы

отвечает ученик с табличкой

«эксперт».

1 группа – задание №1 (страница

69)

2 группа – задания №3,5 (страница

70-71), рассматривание образцов

культурных злаковых растений

3 группа – рассматривание

образцов из коллекции полезных

ископаемых

4 группа – задание №2(страница

69)

Один из учеников заранее дома

готовит доклад о том, что

полученную

информацию: делать

выводы в результате

совместной работы

всей группы

коммуникативные

- слушать и понимать

других

- работать в группе

регулятивные -

высказывать своё

предположение на

основе работы с

материалом учебника

- прогнозировать

предстоящую работу

личностные

-воспринимать

одноклассников как

членов своей команды

(группы)

- вносить свой вклад в

работу для

достижения общих

результатов

регулятивные:

Физкультми

нутка для

глаз

«Облачко»

Первичное

закрепление

нового

материала

Закрепление

нового

- Почему встали?

Посмотрите, из нашей тучки на доске

тоже появилась какая-то капелька в

виде сердечка с надписью Р1А.

Интересно, что она обозначает?

- Тема нашего урока Россия – наша

Родина. Что такое Родина (Отечество,

Отчизна)?

Игра «Собери пословицы». На

интерактивной доске – начало

пословицы. Найдите в классе карточку

с продолжением и повернитесь.

По заданию «Что изображено на

фотографиях» (страница 86) двое

учеников заранее готовят дома

презентации и короткие рассказы.

Блиц - опрос (да – руки вверх, как

лучики у солнышка; нет –

нахмурились, как тучки, и присели)

- Москва – столица России?

производят на заводах и фабриках в

нашем городе.

Учащиеся наблюдают за

движением тучки и капель дождя

на слайде, встают, услышав гимн.

Отвечают на вопрос.

- Родина, это ребус.

Отвечают на вопрос.

Выполняют задание.

Презентация индивидуальных

домашних заданий по темам

«Памятные места России»,

«Народные промыслы»

- оценивать учебные

действия в

соответствии с

поставленной задачей

личностные

- формируем

мотивацию к

обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности

- уметь выполнять

самооценку на основе

материала

(продолжен

ие)

Итог

работы.

Рефлексия.

- Башкиры – граждане России?

- Россия расположена на материке

Африка?

- Государственный язык в России –

украинский?

Вернёмся к нашей цели и задачам.

Какие из них вам удалось решить в

полной мере?

Оцените своё состояние на уроке.

Домашнее задание №6 в рабочей

тетради (совместно с родителями).

- Да.

- Да.

- Нет.

-Нет.

- Да.

Показывают полоски

соответствующих цветов.

Оценивают своё состояние с

помощью смайликов.

критерия успешности

учебной деятельности

регулятивные:

- оценивать учебные

действия в

соответствии с

поставленной задачей

регулятивные:

-осуществлять

познавательную и

личностную

рефлексию



В раздел образования