Напоминание

экологический проект "Одуванчик - маленькое солнышко"


Автор: Малюшкова Ольга Леонидолвна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ центр развития ребенка - детский сад "Теремок" № 9
Населённый пункт: г. Комсомольск - на - Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: экологический проект "Одуванчик - маленькое солнышко"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологический проект.

Тема: « Одуванчик – маленькое солнышко. Берегите одуванчик».

Продолжительность проекта: 4 недели

Тип проекта: познавательно- творческий

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети средней группы, родители.

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание, прежде всего, воспитание человечности,

доброты, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом

и потомкам, которым нужно оставить землю, пригодной для полноценной

жизни. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все способны

видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба,

листьев, воды. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не

развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а

воспитывается. Бережное отношение к природе должно быть нормой

поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет

внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять

задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и

богаче. Большинство современных детей редко общаются с природой.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами

ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день.

Огромную роль в этом играет практическая, исследовательская деятельность

в природных условиях. Высокая личная ответственность за бережное

отношение к природе должна воспитываться с раннего возраста. Чем раньше

будет начата эта работа, тем больше будет её педагогический эффект. Работа

по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста является, на

сегодняшний день, очень актуальной. Проведенный проект определяет

цели, задачи, направленные на экологическое воспитание дошкольников.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих

способностей у дошкольников среднего возраста в процессе разработки

познавательно- исследовательский проекта «Одуванчик – маленькое

солнышко. Берегите одуванчик».

Задачи:

● Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное,

бережное отношения к ней;

1

● Прививать экологическую и моральную ответственность перед каждым

живым существом;

● Формировать представление о связи растений с различными

экологическими факторами;

● Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные

связи между объектами природы;

● Воспитывать бережное отношение к одуванчику;

● Познакомить со строением одуванчика;

● Развивать наблюдательность;

● Формировать умения видеть красоту.

Ожидаемый результат:

● Осознанное правильное отношение детей к растениям.

● Стремления детей к выполнению оригинальных творческих работ.

● Развитие познавательной активности детей.

● Усвоение детьми необходимых знаний по теме «рост и развитие растений».

● Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного и

растительного мира.

● Успешное интеллектуально-личностное развитие детей.

● Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление

заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое

развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Подготовительный этап:

● Подготовить природный объект для деятельности детей,

● Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме;

загадок; поговорок; стихотворений по теме проекта.

● Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.

● Слушание музыки И. Чайковского «Времена года».

● Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы.

● Чтение произведений художественной литературы по теме:

● Подготовка материала для изобразительной деятельности;

2

Реализация проекта.

1.Занятия познавательного цикла:

Беседа, наблюдения. « Строение одуванчика», « Одуванчик лекарственное

растение», «Одуванчик – удивительное растение».

Проведение экспериментальной деятельности : « Как долго может жить

сорванный одуванчик».

2. Занятия по художественно – эстетическому развитию.

Рисование «Одуванчики на нашем участке»

Программное содержание:

• Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики.

• Развивать умение передавать красоту увиденного в коллективной работе.

• Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: Альбомные листы, желтая и зеленая гуашь, салфетки.

Аппликация «Носит одуванчик беленькое платьице».

Программное содержание:

• Развивать умение передавать форму цветка, с помощью нетрадиционной

техники из скомканной бумаги

• Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия

Материал: лист бумаги голубого цвета, салфетки белого и желтого цвета,

гофрированная бумага зеленого цвета.

Лепка «Цветок одуванчика».

Программное содержание:

• Закрепить знания о строении одуванчика, о его отличительных признаках,

(есть стебель, лист и цветок; стебель хрупкий, легко ломается);

•Развивать мелкую моторику рук.

Материал: модель одуванчика, пластилин, дощечки для лепки, стеки

3. Речевое развитие. Знакомство с художественной литературой.

Чтение, заучивание наизусть

– заучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик»,

– чтение рассказа М.М. Пришвина «Золотой луг»

– заучивание стихотворения О.Высотской «Одуванчик»,

– чтение рассказов Н. Павловой «Желтый, белый и лиловый», «В живой

комнатке»,

– чтение Э. Шим «Рассказы и сказки о природе»;

3

4. Деятельность детей.

– наблюдение за одуванчиком с появления первых всходов до созревания

семян;

– коллективное рисование «Одуванчики на лугу».

– объёмная аппликации «Носит одуванчик беленькое платьице»,

– лепка «Цветок одуванчика»,

– проведение опытов: «Зачем одуванчику корень (цветы)?»,

– подвижные игры «Найди одуванчик», «Собери цветок»,

– дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы весенней природы», «Кто

быстрей».

– дидактические игры: «Узнай по запаху», «Назови часть растения» (в

течение всего проекта). «Где растут?», «Найди по описанию»,

– настольные игры: «Сложи цветок», «Клумба», «Что где растет?»,

– пальчиковая гимнастика «Солнышко».

4. Работа с родителями:

● Проведение консультаций для родителей: «Познавательное развитие

детей», «Как знакомить детей с окружающим миром».

● Совместное изготовление детьми и родителями экологических плакатов,

листовок на тему « Берегите природу», « Берегите первоцветы».

Фотовыставка « Природа и дети». « Одуванчик – маленькое

солнышко».

5. Подведение итогов.

●Выставка детских работ

●Оформление коллективной газеты «Одуванчик-маленькое солнышко».

Содержание познавательно – исследовательской деятельности.

1.Наблюдения за появлением первых ростков одуванчиков, почек, их

ростом и цветением.

***

С неба солнышко пригрело -

Птичка песенку запела.

И расцвёл от песни той

Одуванчик золотой.

Огляделся, улыбнулся,-

Хорошо-то как вокруг!

И воскликнул: - Я проснулся!

4

Здравствуй, солнце! Здравствуй, луг

***

Вырос он сегодня прямо на дорожке -

Желтый одуванчик, солнышко на ножке!

Я – одуванчик, солнечный мальчик

К солнцу тянусь золотой головой.

***

Сколько одуванчиков в жёлтых сарафанчиках!

По полянке кружат, с солнцем очень дружат.

***

На лужайке, где кусты, ярко-желтые цветы

С солнышком проснулись, сладко потянулись.

***

Лишь солнышко пригрело, у тропинки в ряд,

Цветочки приодели свой солнечный наряд.

Нежатся на солнышке, купаются в росе,

Светятся, как звездочки, в низенькой траве.

2.Наблюдения за поведением цветков одуванчиков в солнечную погоду,

в дождливую, в разное время суток (утром, днем, вечером)

«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он

внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило

одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так

полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет

солнце на востоке— одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит —

одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату — одуванчик не

спускает с заката взгляда»

(С. Красиков).

«Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время — одуванчик

раскрывается в 5—6 часов утра, а к 2—3 часам дня уже гаснут желтые

огоньки» (Д. Зуев).

3.Места обитания одуванчиков.

Стойкость и крайнее жизнелюбие, неприхотливость и плодовитость

одуванчика вызывают неподдельное восхищение. Несмотря на то, что

одуванчик является сорняком и с удовольствием растет по огородам и садам,

он любим как детьми, так и взрослыми. У одуванчика было множество

5

названий, до сих пор еще используемых в разных регионах: пустодуй, светик,

молочник, пушица, грядуница, солдатик, летушка, пухлянка, воздушный

цвет, дойник, масляный цветок, мартовский куст. Одуванчики - одно из

самых распространенных растений. Он растёт на лугах и полянах, около

жилья и дорог, на выгонах, как сорняк в полях, садах, парках и огородах.

***

Под забором, на газоне по последнему фасону,

Одуванчик рос да рос. Жалко мне его до слез.

***

Расцвели веселые, желтые болванчики,

И укрыли землю нашу одуванчики.

Крутят любопытными, милыми мордашками,

И дружить стараются с разными букашками.

***

Ароматный одуванчик -

Золотисто-жёлтый мальчик

На высокой тонкой ножке

Встал у краешка дорожки.

Отражает солнца свет.

Он кивает всем: "Привет!"

4. Одуванчик — лекарственное растение.

Из него делают настой, делают одуванчиковый мёд, он повышает аппетит,

улучшает работоспособность. И про одуванчик можно сказать, что он

бесценный друг и помощник.

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много. Если

вы сорвёте редкий цветок, то семян от него не будет и такие цветы в природе

будут встречаться всё реже и реже. Поэтому рвать редкие цветы нельзя.

Цветами нужно любоваться. Сорванный цветок быстро увядает.

Эксперимент: Сколько стоит в воде сорванный цветок одуванчика?

Сейчас сорвём три желтых одуванчика, в группе поставим в воду, а во второй

половине дня посмотрим, что же будет с нашими одуванчиками.

Дети идут в группу и ставят их в воду. В конце дня воспитатель обращает

внимание детей на то, что головки поникли, букет завял. А на зелёной траве

одуванчики были красивы. Хоть их и было много, но рвать их не стоило,

потому что они погибли, а на газоне они еще радовали бы нас своей

красотой.

6

5. Превращения одуванчика.

К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки.

Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых

волосков.

Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух,

словно маленькие парашютики. Одна корзиночка цветов дает больше

двухсот семечек, а все растение — до трех тысяч!

Разлетаются семена – парашютики по ближайшим газонам, паркам, скверам.

А некоторые улетают далеко – далеко! Они падают на землю, их поливает

дождик, греет солнышко и прорастают новые ростки одуванчиков.

***

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.

Жёлтый одуванчик снял свой сарафанчик,

Сменил он платье скучное на белое воздушное.

Расшалился ветерок: сильно дул, умело…

И отправился в полёт одуванчик белый!

Около канавки, в зеленой травке

Одуванчик приуныл, белый свет ему не мил.

Удержать не просто пышную прическу.

Шейке тонкой, нету сил! Одуванчик загрустил.

Слез наплакал море. Ветер спас от горя .

Дунул раз и в один миг одуванчика постриг!

Одуванчик на опушке горевал: Какой позор!

Ветер сдул с его макушки белый праздничный убор.

- Эй, старик, не падай духом: - тополь зашумел в ответ, -

Я тебе охапку пуха дам на новенький берет.

Удивились комары: нет цветов, одни шары,

Нежные, пушистые, светло-серебристые.

Мимо ветерок бежал, ветер шарики качал,

И летит за рядом ряд парашютиков отряд.

7

6.Пословицы и поговорки про одуванчик.

В гибели одуванчика и есть его бессмертие.

Одуванчик неказист, да силу имеет великую.

Приметы про одуванчик.

- Одуванчик сжимает шар — к скорому дождю.

- Если снится одуванчик в зеленой траве, то вас ждет счастливый союз.

- Если за один раз Вам удастся сдуть все семена одуванчика, - то загаданное

желание сбудется, при условии, что из сдутых семян вырастет хоть один

цветок.

Загадки про одуванчик.

1.Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка, был цветок — и нет цветка.

2. В летний солнечный денек золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке все дремал он у дорожки,

А проснулся - улыбнулся: - Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь, тише, ветер луговой!

3. Я шариком пушистым белею в поле чистом,

А дунул ветерок - остался стебелёк.

4. Над лугом парашютики качаются на прутике.

На ветру качаются, по ветру разлетаются.

5. Капли солнца спозаранку появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик нарядился...

6. Молодой и золотой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова,

Спрячу я в карманчик бывший...

7. Глазок золотой на солнце глядит,

как солнце нахмурится — тот глазок прищурится.

8

8. Рос шар бел, ветер дунул - улетел.

7 .Дидактические игры:

«Узнай по описанию», «Что раньше, что потом?» «Собери картинку»,

«Опиши цветок», «Нарисуй и расскажи», «С кем он дружит?»

Предполагаемый результат:

- дети должны знать и называть части строения одуванчика.

- иметь простейшие представления о его характерные особенностях, способе

размножения, этапах роста;

- знать о пользе или вреде, которую одуванчик приносят людям и животным;

- освоение разных технических приемов для изображения одуванчика.

Предварительная работа:

- наблюдение за одуванчиками;

- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме

«Одуванчик»;

- знакомство и разучивание стихов об одуванчике: Е. Серова «Одуванчик»,

З. Александрова «Одуванчик», О. Высотская «Одуванчик», В. Данько

«Одуванчики», Т. Собакина «Если я сорву цветок», отгадывание загадок;

- Д/и «Цветы», парные картинки, П/и «Найди цветок»;

- разучивание песни «Одуванчик» и танца «Веселые одуванчики»;

- просмотр мультфильма «Почему у одуванчика такие большие щеки? »;

- изготовление одуванчиков из гофрированной бумаги и салфеток.

Сотрудничество с семьёй:

- Создание экологической газеты об одуванчике.

- Выставка поделок «Солнышко на ножке».

Взаимодействие со специалистом : разучивание песенки про одуванчик.

9

Продукт проектной деятельности: экологическая газета, лэпбук

«Одуванчик», иллюстрации, фото- выставка , аппликация из салфеток

«Одуванчик», семейные фотографии «Одуванчик – маленькое солнышко»,

выставка рисунков «Одуванчики», цветы из бумаги.

10

Рисование «Одуванчики на нашем участке»

Программное содержание:

• Учить передавать образ цветка, его строение и форму методом тычка.

• Развивать умение передавать красоту увиденного в работе.

• Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: Альбомные листы, желтая и зеленая гуашь, салфетки.

Аппликация «Носит одуванчик беленькое платьице».

Программное содержание:

• Развивать умение передавать форму цветка, с помощью нетрадиционной

техники из скомканной бумаги

11

• Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия

Материал: лист бумаги голубого цвета, салфетки белого и желтого цвета,

гофрированная бумага зеленого цвета.

Конструирование из счетных палочек «Цветочная полянка».

12

Лэпбук «Одуванчик»

13

14

В результате проведения проекта дети познакомились с живой и неживой

природой, проявляя осознанное, бережное отношения к ней;

Научились проявлять экологическую и моральную ответственность перед

каждым живым существом(нельзя рвать одуванчики, потому что они нужны

бабочкам, пчелам; одуванчики нужны для красоты).

У детей сформировались представления о связи растений с различными

экологическими факторами ( без воды, воздуха, земли одуванчик погибнет)

Дети научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные

связи между объектами природы;

В ходе проведения проекта дети познакомились со строением одуванчика,

его пользой, научились бережно относиться к одуванчику, поняли, что

нельзя рвать одуванчики, ими нужно любоваться. Через рисунки, фотогафии

увидели красоту одуванчиков.

15

16

Экологический проект.

маленькое солнышко.

Берегите одуванчик».



В раздел образования