Напоминание

"Сыны Отечества, освободившие Россию"


Автор: Власова Людмила Петровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ ст. Исправной им. Д. И. Панченко"
Населённый пункт: Ст. Исправная Карачаево-Черкесской республики
Наименование материала: Научно-исследовательская работа
Тема: "Сыны Отечества, освободившие Россию"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа ст. Исправной имени Д. И. Панченко»

Муниципальный детский конкурс

научно-исследовательских и творческих работ

«Первые шаги в науке»

НАПРАВЛЕНИЕ: история и краеведение

Тема: «Сыны Отечества, освободившие Россию».

Выполнила: Власова Анастасия, ученица 7 класса

Руководитель: Власова Людмила Петровна

ст. Исправная

2024 год

2

Оглавление

стр.

Введение 3-4

Основная часть

1. В оковах Смуты 4-5

2. Польско-шведская интервенция 5-6

3. На краю гибели 6

4. Дело спасения страны в руках народа 6

5. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Создание Второго ополчения 6-10

6. На пути к победе 11

7. Освобождение Москвы 11

8. Жизнь героев после ополчения 12

9. Признание подвига Нижегородского ополчения 12-13

Заключение 13

Список использованной литературы 13

3

Введение

Ежегодно с 2005 года в мы празднуем 4 ноября День народного единства. Это день воинской

славы России. Установлен он в честь освобождения Москвы и нашей страны от иностранных

завоевателей. Истоки праздника восходят к славным и героическим событиям 1612 года. Тогда

люди

разных

вер,

разных

национальностей,

сословий

объединились

для

того,

чтобы

спасти

родину, отстоять

российскую государственность.

С этим великим подвигом народа навсегда

связаны имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной. (Наталья К

В

1818

году

на

Красной

площади

появился

самый

первый

памятник

в

Москве.

Он и сейчас стоит перед собором Василия Блаженного. На постаменте надпись: «Гражданину

Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». За что же этим людям такая честь: первый в

Москве памятник, на главной площади, да еще и с благодарностью от всей страны?

Что мы знаем об этих людях, живших так давно? Откуда они родом, почему Кузьму Минина и

Дмитрия Пожарского называют спасителями России? Каков их жизненный путь? В чем состоит их

подвиг?

Попытка найти ответы на эти вопросы побудила меня провести данное исследование. В связи с

вышесказанным была сформулирована тема исследования: «Сыны Отечества, освободившие

Россию».

Целью

работы

является

рассмотрение

роли

К.

Минина и

Д. Пожарского

в

национально-

освободительной борьбе русского народа с иностранными интервентами.

Задачи работы:

- проанализировать литературу по теме исследования;

- рассмотреть ход освободительной борьбы русского народа в 1608-1611 гг.;

- выяснить причину образования второго ополчения и определить его роль в истории;

- выяснить какой вклад внесли Минин и Пожарский в дело освобождения своего Отечества.

Тематика Смуты в отечественной истории освещена на столько на сколько позволяют это

сделать сохранившиеся источники и свидетельства.

В работе использованы следующие источники и литература:

1.«История

России для детей». А.О.

Ишимова. Книга, является памятником отечественной

историографии XIX столетия. Содержит обширную информацию о истории России с 9 в. по 1894

г.

2.«Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» Н.И. Костомаров. Это труд

одного из основоположников русской исторической мысли XIX столетия. Он охватывает период

истории

со

времени

правления

князя

Владимира

Святого

до

конца

правления

Елизаветы

Петровны.

3.«Школьная

энциклопедия

«Руссика»».

Том

«История

России.

9-17»

содержит

сведенья

о

событиях, городах и великих людях России, начиная от Древней Руси.

4. «Минин и Пожарский» А. Шишова. Книга содержит информацию о Минине и Пожарском,

показывает сложность и противоречивость Смутного времени на Руси.

4

5.«История России с древнейших времен до конца ХХ века» М. Н. Зуев. В истории изложены

основные факты и события истории России.

Методы исследования:

Изучение исторических источников.

Обработка информации интернет – сайта.

Этапы работы:

1.Информационно – познавательный. Подбор и изучение источников по теме.

2.Аналитический. Анализ, обобщение и систематизация собранного материала. 3.Формулировка

выводов.

Основная часть

1.

В оковах Смуты

В начале семнадцатого века на нашу землю пришла большая беда. Великое Московское

разорение,

Лихолетье

так

называют

период

социально-политического,

экономического

и

династического кризиса, сопровождавшегося народными восстаниями, правлением самозванцев,

разрушением государственной власти, польско-шведской интервенцией.

В 1598 году умер бездетный царь Федор Иоаннович. Ещё ране в Угличе в 1591 г. при

загадочных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий (младший брат Федора). Так пресеклась

династия Рюриковичей, в стране разразился династический кризис. В 1598 г. Земский собор

избрал новым царём Бориса Фёдоровича Годунова. И началось в Русском государстве страшное

время, которое назвали Смутой.

В 1601—1603 гг. в следствие неурожая в стране разразился небывалый голод, погубивший до

трети

населения

страны.

Положение

народа

резко

ухудшилось.

Повсеместно

помещики,

оказавшиеся не в состоянии кормить своих холопов и дворовых слуг, выгоняли их из своих

усадеб. Обречённые на голодную смерть люди объединялись в разбойничьи отряды, грабившие и

разорявшие целые города. Разбойничье движение охватило 19 западных, центральных и южных

районов страны. Пытаясь ослабить социальное напряжение, правительство Годунова временно

разрешило переход крестьян от одного помещика к другому. В Москве были организованы

государственные работы, осуществлялась даровая раздача денег и хлеба. Но даже эти меры не

помогли справиться с тяжёлой ситуацией внутри страны. Появилось мнение, что все беды от того,

что царь «поганый» … (ненастоящий, незаконный). В это же время стали распространяться слухи

о том, что царевич Дмитрий не погиб, а чудесно спасён и скрывается.

В соседней Речи Посполитой только и ожидали повода вмешаться во внутренние дела

ослабевшей России. В 1603 году там объявился человек, выдававший себя за чудом уцелевшего

царевича Дмитрия. В действительности самозванцем был монах Чудова монастыря Григорий

Отрепьев. Польский король Сигизмунд III признал его и помог собрать войско, чтобы отвоевать

«отцовский» престол. За эту услугу самозванец пообещал отдать королю Смоленск и западные

русские земли. Лжедмитрий I принял католичество и дал обещание Римскому папе, что при

восшествии на престол установит в России западную веру.

В

октябре

1604

года

Лжедмитрий

вступил

в

южные

окраины

страны,

охваченные

волнениями и восстаниями. Народ поддержал «истинного» царя: на сторону самозванца перешёл

ряд городов, отряды запорожских и донских казаков, отряды местных повстанцев. Войско быстро

продвигалось к Москве. 13 апреля 1605 года внезапно умер Борис Годунов, и на престол вступил

5

его 16-летний сын Фёдор. Боярство не признало нового царя, и он был свергнут. На сторону

Лжедмитрия перешло царское войско во главе с воеводами Петром Басмановым и князьями

Голицыными.

1 июня 1605 года Москва присягнула самозванцу, обосновавшемуся в Кремле. Однако

вскоре надежды на «доброго и справедливого» царя рухнули. На русский престол сел польский

ставленник. Чужеземцы, наводнившие столицу, вели себя как в завоёванном городе. Бояре тоже

более не нуждались в царе-авантюристе. Новому заговору предшествовала свадьба Отрепьева с

Мариной

Мнишек

-

католичка

была

увенчана

царской

короной

православного

государства.

Москва

забурлила.

В

ночь

на

17

мая

1606 года

началось

восстание

горожан.

Заговорщики

ворвались в Кремль и убили Лжедмитрия I, а царем, прямо на Красной площади «выкрикнут»

знатный московский боярин Василий Иванович Шуйский. Однако прекратить «междоусобную

брань» в Московском государстве новый властитель не смог. Ему пришлось отбиваться сначала от

повстанческих армий Ивана Болотникова, затем от пришедшего из-за литовско-польского рубежа

войска нового самозванца - Лжедмитрия II, выдававшего теперь себя уже за спасшегося царя

Дмитрия (т.е. Лжедмитрия II). Обосновался новый самозванец в селе Тушино под Москвой (за что

получил прозвище «Тушинский вор»). Здесь Лжедмитрий II вершил свой суд, здесь заседала его

«Боярская дума», «приказы» и другие учреждения. Началась осада столицы. Часть столичной

знати переметнулась от царя Василия Шуйского к новому претенденту на русский трон. В этот

период в стране установился фактически режим двоевластия. Отряды тушинцев контролировали

значительную часть Российского государства, грабя и разоряя население. В самом тушинском

лагере

самозванцем

полностью

управляли

предводители

польских

отрядов.

Их

разбойные

действия вызывали вооружённый отпор окрестных крестьян и горожан. 16 месяцев (с сентября

1608 г. по январь 1610 г.) польско-литовские отряды осаждали Троице-Сергием монастырь, но его

защитники отбили все приступы врага.

Оказавшись

в

безвыходной

ситуации,

блокированный

в

Москве

Василий

Шуйский

вынужден был обратиться за помощью к Швеции. В феврале 1609 года правительство Шуйского

заключило со шведским королём Карлом IХ договор, по которому Швеция предоставляла России

наёмные отряды (преимущественно из немцев и шведов) в обмен за уступку ей части русских

пограничных

земель

на

севере.

Объединённое

русско-шведское

войско

под

командованием

талантливого воеводы Василия Скопина-Шуйского вело достаточно успешные действия против

«тушинских отрядов» и смогло освободить часть территории страны.

2.

Польско-шведская интервенция

Тем временем, польский король Сигизмунд III (который находился в состоянии войны со

Швецией) воспользовался тем, что был заключён русско-шведский союз, объявил войну России.

Осенью 1609 года Речь Посполитая начала открытую интервенцию против России. В конце

сентября огромная польская армия начала осаду Смоленска. Гарнизон города под командование

воеводы М. Б. Шеина 20 месяцев оказывал героическое сопротивление врагу.

В это же время начался распад тушинского лагеря. Отряды польской шляхты по требованию

Сигизмунда III ушли в королевский лагерь под Смоленск. Самозванец бежал в Калугу.

Попытка царя Василия Шуйского спасти осаждённый Смоленск окончилась неудачей. Посланное

на выручку войско во главе с братом царя Дмитрием Шуйским в июне 1610 года у деревни

Клушино было разбито небольшой польской армией С. Жолкевского.

Лжедмитрий II вновь подступил к Москве. Это решило судьбу Василия Шуйского, против

которого поднялось дворянство. 17 июля 1610 года царя свергли и насильно постригли в монахи.

6

Власть

перешла

в

руки

правительства

из

семи

бояр

во

главе

с

Ф.

И.

Мстиславским.

«Семибоярщина» признала русским царём польского королевича Владислава, сына Сигизмунда

III. В ночь на 21 сентября 1610 года бояре совершили национальное предательство – тайно

впустили польские войска в Москву и в Кремль.

Вновь стал расти авторитет Лжедмитрия II, но он не смог воспользоваться сложившейся

ситуацией и встать во главе народного движения против иноземцев. Он не доверял никому. В

Калуге воцарилось всеобщее недоверие и всеобщая подозрительность. Вскоре самозванец был

убит.

3.

На краю гибели.

Тем временем шведские войска начали захват Севера: новгородских и псковских земель. Для

Российского государства наступили сложные дни:

- одни поляки осаждали Смоленск, а другие хозяйничали в Москве;

- шведы удерживали Новгород;

- боярское правительство, предавшее страну и народ, потеряло авторитет;

- на Западе стали уже признавать в качестве «законного» русского царя польского королевича, а

другие – шведского принца.

Над Россией нависла страшная угроза утраты своей национальной независимости!

4.

Дело спасения страны в руках народа.

Осознавая

великую опасность

для

страны,

народ

поднялся

на

борьбу за

освобождение

Отечества. К борьбе с интервентами открыто призывал Патриарх Гермоген. По всей стране

рассылались его грамоты с призывом «идти на Москву», очистить столицу от завоевателей,

собрать в Москве представителей «всей земли», выбрать русского православного царя. На этот зов

откликнулись рати из Рязани и Нижнего Новгорода, Ярославля и Костромы, Суздаля и Калуги.

Центром их объединения стала Рязанская земля. В марте 1611 года к стенам Москвы подошло

Первое ополчение по главе с воеводой Прокопием Ляпуновым.

Изменники-бояре требовали от Гермогена «унять» поднявшиеся по его слову русские полки.

Но ответом им было: «Да будут Благословенны те, которые идут для очищения Московского

государства, а вы, изменники, будьте прокляты!» Ополчение Ляпунова было не велико, да и

недостаточно хорошо организовано, поэтому взять Москву не смогло. После смерти руководителя

оно распалось.

Вновь Гермоген призвал собрать истинно православное войско и ударить по полякам и

изменникам. На этот раз призыв нашёл горячий отклик у жителей Нижнего Новгорода. Во главе

Второго

ополчения

стали

нижегородский

староста

Кузьма

Минин

и

воевода

князь

Д.

И.

Пожарский.

5.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Создание Второго народного ополчения.

Кузьма Минин.

7

В начале сентября 1611года Кузьма Минин был избран главным человеком в Нижнем Новгороде –

земским старостой. В земские старосты избирали только «лучших» людей, всеми уважаемых,

зажиточных и в зрелом возрасте. Староста занимался сбором налогов и пожарным надзором,

рассматривал ходатайства по мирским делам, руководил работами по благоустройству.

Полное его имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий. Происходил Кузьма из многодетной

семьи

солепромышленника

Мины

Анкудинова.

Кузьму

при

его

жизни

нередко

называли

Миничем.

«Минич»

(сын

Минин)

первоначально

было

отчеством

Кузьмы,

а

потом

оно

превратилось в родовую фамилию – Минин. Год рождения Кузьмы Минина неизвестен, зато

известно, что был он «говядарь» – торговец мясом. Купец Минин владел не одной лавкой. В

сентябре 1611 года Минин возглавил организацию Второго ополчения. Беды Отечества Минин

воспринял как свою личную боль. Он призвал к «собранию ратных людей» и первым отдал своё

имущество на организацию ополчения.

На всенародной сходке у собора в Нижнем Новгороде Кузьма Захарыч Минин – Сухорук

говорил народу: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем

животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жён, детей заложим и будем бить

челом, чтоб кто-нибудь стал у нас начальником. Дело великое! Мы совершим его, если Бог

поможет. И какая хвала будет всем нам от русской земли, что от такого малого города, как наш,

произойдет такое великое дело. Я знаю, только мы на это подвинемся, так и многие города к нам

пристанут, и мы избавимся от иноплеменников»

1

1

Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.- М.; «Эксмо»,

2006. С.368.

8

К. Е. Маковский. Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году.

Нижегородцы прониклись речью Минина, и решились на великое дело, назначив при этом его

главным среди них. Минин сначала отказывался, а потом, как бы нехотя, принял предлагаемую

должность.

Став выборным человеком всей русской земли, Минин попросил составить договор, по

которому все нижегородцы обязывались слушаться его: «ни в чем не противится, давать деньги на

жалование ратным людям».

Минин не только говорил, но и делал: продал своё имущество, принёс деньги и сказал, что

жертвует их для спасения России. По договору, Минин отбирал пятую часть достояния на земское

дело. Для этого были избраны оценщики имущества. Не допускалось ни льгот, ни отсрочек. Кто

скупился, у тех отнимали силою. Не спускали ни попам, ни монастырям.

Таким образом, став выборным человеком всего Московского государства, на плечи Минина

легла

сложная задача.

Он

должен

был

хранить казну, распоряжаться

устройством

войска

и

изыскивать средства для его содержания.

Дмитрий Михайлович Пожарский.

9

Собрать воинство – пол дела, надо было найти полководца. Немногие из воевод в Смутное

время

сумели

сохранить

свою

честь

незапятнанной.

Кузьма

Минин

обратился

к

Дмитрию

Пожарскому. Не приставал он к Тушинскому вору, не просил милости у польского короля.

Дмитрий Пожарский родился 1 ноября 1578 года, и поздней осенью 1611 года, когда он

встретился с Мининым для начала совместной борьбы против поляков, ему исполнилось 33 года.

Он

принадлежал

к

старинному

роду,

ведущему

свою

родословную

от

легендарного

князя

Рюрика.

Дмитрий

получил

положенную

князю

военную

подготовку,

любил

читать,

был

благочестив и набожен. Он рано начал служить при государевом дворе, и к 20 годам, при царе

Борисе

Годунове,

Пожарский

был

«стряпчим

с

платьем»

отвечал за царские одежды. Через несколько лет Дмитрий Михайлович становится стольником, а в

1610 году он был назначен воеводой в город Зарайск. Дмитрий Пожарский с отрядом стрельцов

нёс дозорную службу, отражая набеги разбойничьих шаек крымских татар. В жарких пограничных

схватках закалялся характер будущего полководца, крепло его мужество, обреталось воинское

искусство. Вместе с Первым ополчением князь принимал участие в освобождении Москвы. В ему

удалось

закрепиться

со

своим

отрядом

на

окраине

города.

Израненный

в

боях

Дмитрий

Михайлович был вывезен в Троице-Сергиеву обитель.

Он ещё не оправился от ран, полученных им в Москве, когда к нему прибыли из

нижегородского Печерского монастыря архимандрит Феодосий и дворянин Ждан Болтин с

посадскими людьми, по совету Минина, приглашать его сделаться начальником ополчения.

Пожарский недолго отказывался, но в конце концов согласился.

10

Котарбинский В. А. «Больной князь Дмитрий Пожарский принимает московских послов».

По прибытии в Нижний Пожарским отправлены были во все стороны гонцы с грамотами, где

описывалось несчастное положение Московского государства, русские всех городов призывались

стать заодно с нижегородцами. Нижегородские грамоты повсюду читались на народных сходках,

потом постановлялись приговоры, собирались деньги на жалование ратным людям. Затем из

ближних городов приходили в нижний и ополчения.

6.

На пути к победе.

В Нижнем Новгороде состоялись проводы ополчения. Весь город был на ногах. При

звоне колоколов и звуке ратных труб отряд за отрядом выступал из стен Нижегородского

кремля. В конце февраля 1612 г. ополчение двинулось по правому берегу Волги, на Балахну,

где ратники были встречены жителями с радостью.

Основу

Нижегородского

ополчения

составляли

нижегородские,

коломенские,

рязанские, смоленские, вяземские, дорогобужские отряды, частично входившие и в Первое

ополчение. По уточненным данным в ополчении находилось 3500 стрельцов, тысяча всадников и

18 осадных пушек. По пути вливались новые добровольческие силы. В начале апреля 1612 г.

ополченцы вступили в Ярославль.

Главной святыней Нижегородского ополчения являлась Казанская икона Божией Матери,

принесённая из Казани. В сердцах и умах тысяч ратников была готовность отдать себя для спасения

Отечества, а если нужно, то и сложить в битве свои головы. Никто не мог предугадать, чем

закончится начатое дело. Минин и Пожарский, будучи глубоко верующими людьми, много и

усердно молившимися по обычаю тех времён, понимали, что без помощи Бога и заступницы России

- Божией Матери (Девы Марии) - они не в силах будут одолеть врагов.

В Ярославле, Минин и Пожарский приступили к окончательному обустройству народной рати и

создали стройную военную организацию. Пехоту и конницу учили тесному взаимодействию в бою.

11

Здесь же окончательно оформилось «земское правительство», образованное в Нижнем Новгороде, то

есть «Совет всея земли», в количестве 50 человек. При правительстве были созданы органы

управления - приказы: Разрядный, Поместный, Посольский, Дворцовый и другие. Нижегородское

ополчение во главе с Мининым и Пожарским 27 июля 1612 г. выступило из Ярославля и

двинулось на Москву.

В это время на помощь осаждённым в столице полякам спешил с большим войском гетман

Ходкевич. Пожарскому удалось опередить его и расположиться на западной окраине Москвы.

7.

Освобождение Москвы.

22 августа подошли литовские войска во главе с гетманом. Три дня отряды ополченцев

бились с войском Ходкевича и победили его. При этом особенно отличился Минин с отборной

дружиной, он проявил большую активность, инициативу и воинскую доблесть; возглавил отряд,

внезапный удар которого по флангу войска гетмана Ходкевича сыграл важную роль в достижении

общего перелома в ходе сражения. Оставив артиллерию и весь обоз, Ходкевич с позором бежал от

Москвы.

Положение польских войск, засевши в Кремле и Китай-городе стало безнадёжным.

Кремль окружили со всех сторон и не пропускали туда ничего съестного. Там сделался страшный

голод. Пытаясь согреться, поляки рубили на дрова иконы, жгли старинные греческие книги. В

половине октября

голод

достиг

ужасающих

размеров.

Осаждённые

переели

лошадей, собак,

кошек, мышей, грызли ремни, выкапывали из земли гнилые трупы и пожирали. От такого рода

пищи смертность увеличилась. Живые стали бросаться на живых, резали друг друга и пожирали.

2

Ещё в сентябре 1612 Пожарский предложил польскому гарнизону сдаться. Условия были

почётными: поляки могли уйти с оружием и знамёнами, но без награбленных сокровищ, но

жадные ляхи отказались. Ждали помощи извне. К октябрю 1612 года поляки съели последние

запасы продовольствия. Теперь уже сами поляки попытались начать переговоры с Пожарским, но

он ни на какие уступки не пошёл. Только безоговорочная капитуляция.

22 октября штурмом был взят Китай-город, 26 октября сдался польский гарнизон Кремля. Москва

была полностью освобождена от захватчиков.

Освобождение столицы позволило восстановить государственную власть в стране. В ноябре

1612 года Минин и Пожарский разослали извещения о созыве Земского собора. В январе 1613 года

в Москве собрались представители от дворян, бояр и духовенства, казаков и стрельцов, а также

посланцы 50 городов. Всего в работе Земского собора приняли участие примерно 700 человек.

Около

двух

месяцев

обсуждался

вопрос

о

выборе

нового

царя.

Сразу же

были

отклонены

кандидатуры иностранцев. После жарких споров царём был избран 16-летний Михаил Фёдорович

Романов,

сын

тушинского

патриарха

Филарета,

родственник

по

материнской

линии

Фёдора

Ивановича. Это событие стало началом окончания Смутного времени.

Многочисленные шведские и польские банды ещё бродили по русской земле. Польша и

Швеция

не

прекращали

своих

притязаний

на

русский

престол.

Они

продолжали

вести

вооружённую борьбу против России. Русскому народу ещё долго с оружием в руках пришлось

отстаивать свою честь и государственную независимость.

2

Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.- М.; «Эксмо»,

2006. С.373.

12

8.

Жизнь героев после ополчения.

За заслуги в организации второго ополчения в 1613 году Кузьма Минин получил чин думного

дворянина (третий по чести чин после бояр и окольничих, имели право участвовать в заседаниях

Боярской

думы)

и

вотчину

(наследственное

земельное

владение).

Жить

остался

в

Москве,

выполняя важные поручения царя, собирал пятину (государственный налог в 20 процентов от

имущества). В 1615 году, после восстания татар в Поволжье, Минин был отправлен туда для

выяснения причин недовольства. На обратном пути, не успев добраться до Москвы, умер.

В

годы

после

Смуты

князь

Пожарский

часть

своей

жизни

проводил

в

Москве.

В

последующие десятилетия, не менее тяжёлые для государства, он возглавлял ряд российских

приказов - Ямской, Разбойный (где разбирались дела воровства, грабежей и убийств), Поместный,

Судный.

С

1620

по

1624

г.

Пожарский

был

воеводой

в

Новгороде.

В

Судном

приказе он

прослужил с 1628 по 1637 г., участвовал в дипломатических переговорах с Польшей и крымским

ханом в 1638-1640 гг. В апреле 1638 г. Дмитрий Михайлович Пожарский был назначен и

служил вторым воеводой в Переяславле-Залесском, на случай войны с крымским ханом. За

заслуги перед Отечеством в 1613 году ему был пожалован чин боярина, переданы земли в

Суздальском уезде в вотчинное владение.

Пожарский пережил Минина на 25 лет. Умер 20 апреля 1642 года. Похоронен в Спасо-

Евфимиевском монастыре Суздаля.

В 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность

за

помощь

и

заступничество

в

борьбе

с

польско-литовскими

захватчиками

был

построен

Казанский собор, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1649 г. Алексей Михайлович установил в память об освобождение Москвы от польско-

литовских

интервентов

празднование

церковного

праздника

Казанской

иконы

Пресвятой

Богородицы.

9.

Признание подвига вождей Нижегородского ополчения.

В XVII и XVIII веках ни власти страны, ни сам российский народ еще не осознали в

полной

мере

величие

и

значение

подвига

вождей

Нижегородского

ополчения

в

исторической судьбе России.

Более стали ценить заслуги Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина и возрождать

память о них лишь после победоносной для России Отечественной войны 1812 г. В 1818 году на

деньги, собранные народом Нижнем Новгороде, на родине Минина, памятник работы скульптора

И. Мартоса был установлен в разорённой французами столице. Скульптор изобразил момент,

когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и

призывает

его

встать

во

главе

русского

войска.

Опираясь

на

щит,

раненый

воевода

приподнимается со своего ложа, что символизирует

пробуждение народного самосознания в

трудный для отечества час.

В очередной

раз вспомнили о

подвиге

Дмитрия

Пожарского и Кузьмы Минина в

трагические дни нападения Германии на

нашу страну 22 июня 1941 г. Имена этих героев

прозвучали из уст руководителя советского государства.

В современной России государство проявляет большую заботу о сохранении и передаче

исторической памяти последующим поколениям. В 2005 году подвиг народа и главных его

героев был признан на государственном уровне и воплощён государственном празднике Дне

народного единства. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский остаются важными фигурами в

13

истории нашей страны, напоминая о силе и единстве народа в трудные времена. Их подвиги

служат примером для нас и будущих поколений, вдохновляют на сохранение и защиту

Родины.

Заключение

На протяжении многих столетий не раз русскому народу приходилось вести кровопролитную

войну за право на самостоятельное историческое развитие. Так было и во времена Смуты, когда

крушение и распад государства могли стать свершившимся фактом. Правители оказались за одно с

врагами, разорявшими землю огнём и мечом. Бедствия страны были очень велики, но они не

сломили дух народа.

Проводя

исследования,

я

выяснила,

что

смертельная

опасность

объединила

все

патриотические

силы

страны.

Народное

движение

спасло

русскую

государственность.

Преодоление Смуты показало, какие неисчерпаемые силы таятся в недрах народа, защищающего

свою Отчизну. В это нелёгкое время проявились лучшие черты русского народа – его стойкость и

мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради неё пожертвовать жизнью.

Выходец

из

народа,

Кузьма

Минин

стал

самым

выдающимся

из

вождей

земского

освободительного движения начала XVII века. Все его помыслы, сила духа, великая энергия были

направлены к одной цели – освобождению Родины. Воевода князь Дмитрий Пожарский выступил

в качестве ближайшего соратника Минина.

В первые годы Смуты Минин и Пожарский оставались либо безмолвными свидетелями, либо

рядовыми участниками развернувшейся исторической драмы. Но в переломный момент разум и

воля этих людей наложили глубокую печать на всё происходящее. В час величайшей опасности

они действовали как истинные патриоты своей Отчизны.

Сейчас

для

нашей

станы

тоже

наступили

нелучшие

времена.

Снова

«недруги»

наши

объединились и развязали гибридную войну: экономическую, информационную, политическую,

вооружённый конфликт на Украине. А цель у них одна – ослабить нашу страну, навязать нам свои

условия,

по

которым

нам

нужно

будет

жить.

Тем

самым

посягают

на

суверенитет

нашего

государства. Настало время повторить подвиг народа начала XVII века: объединиться и победить

врага. Выстояли тогда, победим и сейчас. Я в этом уверена.

Список использованной литературы:

1.«История России для детей». А.О. Ишимова. Москва; Эксмо, 2022 г.

2.«Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» Н.И. Костомаров. Москва; Эксмо,

2006 г.

3.«Школьная энциклопедия «Руссика»» История России 9-17 вв. Москва; «ОЛМА-ПРЕСС

Образование», 2003 г.

4. «Минин и Пожарский» А. Шишов. Москва; Воениздат,1990 г.

5.«История России с древнейших времен до конца ХХ века» М. Н. Зуев. Москва; Дрофа, 2013 г.

14



В раздел образования