Автор: Берсенева Светлана Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Вихляевская ООШ"
Населённый пункт: Свердловская обл, Талицкий р-н, деревня Упорова
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Агния Львовна Барто "Веревочка". Особенности авторского текста
Раздел: начальное образование
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования администрации Талицкого городского округа
МКОУ "Вихляевская ООШ"
Открытый урок
по литературному чтению (2 класс)
УМК «Школа России»
Тема: « А.Л. Барто «Верёвочка». Особенности авторского текста».
Разработала: Берсенева Светлана Валентиновна
Учитель начальных классов
Первая квалификационная категория
Д. Вихляева 2023 г
Дата проведения
15.02.2024
Цели
деятельности
учителя
Создать условия для ознакомления с биографией и творчеством А.Л. Барто, со стихотворением «Верёвочка»;
способствовать развитию навыков выразительного чтения, умению заучивать стихи наизусть
Тип урока
Открытие нового знания
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные:
научатся: читать выразительно, отражая настроение стихотворения;
получат возможность научиться: рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно
читать юмористические эпизоды из произведения.
Метапредметные:
познавательные: используют разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимают и
оценивают содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении; регулятивные: выбирают
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные: слушают
собеседника и ведут диалог, признают различные точки зрения.
Личностные:
развивают посредством литературных произведений целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии
Методы и формы
обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический
Оборудование
компьютер; портрет А. Л. Барто; выставка книг поэтессы
О
рганизационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые умения
(универсальные учебные
действия)
I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности
Эмоциональная,
психологическая и
мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
Приветствует учащихся, проверяет
готовность класса и оборудования;
эмоционально настраивает на
учебную деятельность.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
– Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить,
размышлять!
Слушают учителя.
Демонстрируют
готовность к уроку
Коммуникативные:
учатся слушать и
понимать других;
планируют учебное
сотрудничество с
учителем и сверстниками.
Личностные: понимают
значение знаний для
человека и принимают
его; проявляют интерес к
изучаемому предмету,
понимают его важность
II. Актуализация
знаний
1. Проверка
домашнего задания.
2. Речевая разминка
С. Михалков «Мой щенок».
Шесть мышат в шалаше шуршат.
1. Прочитаем глазами.
– Что это? Для чего нужна
скороговорка?
2. Прочитаем хором.
– Какой звук повторяется? Что вы
знаете об этом звуке?
3. Прочитаем быстрым темпом.
Затем друг другу в парах.
4. Чтение на выдохе 2–З раза с
повышением голоса и с понижением
голоса
Выразительно
читают
стихотворение, 3–4
ученика
рассказывают о
любимых
домашних
животных.
Выполняют
задания.
Отвечают на
вопросы
Познавательные:
осуществляют смысловое
чтение; структурирование
знаний; работу с
информацией, выполнение
логических операций;
анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогию,
классификацию;
подведение под понятие;
извлечение информации
из схем, иллюстраций,
текстов; выявление
сущности, особенности
объектов; владеют
способами решения
проблем творческого и
поискового характера.
Регулятивные: осознают
правило контроля и
успешно используют его в
решении учебной задачи;
умеют высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника; принимают и
сохраняют учебные
задачи, осуществляют
поиск средств их решения.
Коммуникативные:
умеют слушать друг
друга, строить понятные
для партнера по
коммуникации речевые
высказывания, задавать
вопросы с целью
получения необходимой
для решения проблемы
информации.
Личностные: имеют
представление о
разнообразии
человеческих эмоций,
чувств, настроений,
которые проявляются в
ответ на мнение о
прочитанном
произведении
III. Постановка
темы, цели урока
– Сегодня мы начнем знакомиться с
творчеством еще одного очень
известного автора, который много
написал для детей.
– Зачеркните все повторяющиеся
буквы и прочитайте его фамилию.
Выполняют
задание
IV. Работа по теме
урока
1. Рассказ учителя
об А. Л. Барто.
Использование презентации к
уроку.
В феврале 1906 года в семье
московского врача-ветеринара Льва
Волова родилась девочка, которую
назвали Агния. Отец мечтал, чтобы
его дочь стала известной балериной.
Юная Агния пошла учиться в
балетное училище, не смея
противиться воле отца. Уже тогда
она часто писала небольшие
стихотворения.
Именно отец привил дочери любовь к
литературе. В их доме пели
канарейки, читались вслух басни
Крылова.Когда Агния Барто впервые
принесла в издательство свои стихи
«Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-
Слушают учителя.
Выполняют
задания, отвечают
на вопросы.
Выполняют
задания.
Отвечают на
вопросы
воришка» и стих «Очень, очень
вкусный пирог» ей было всего 19 лет.
Это было в 1925 г. Стихи получили
самую высокую оценку редактора и
их выпустили отдельной книжкой.
Первая огромная популярность
пришла к Барто после того, как
вышел в свет цикл стихов для
самых маленьких под
названием «Игрушки» Когда были
написаны эти замечательные стихи
Агния
с удивлением и облегчением
поняла,что хочет и
должна писать именно
для детей. К тому моменту
у нее самой
уже появилась дочка Таня.
После войны Агния Барто стала
вести программу на радио «Найти
человека», где зачитывала письма, в
которых люди делились
воспоминаниями о своих
родственниках, пропавших в годы
войны. За несколько лет работы на
радио Барто смогла объединить
около тысячи семей. За девять лет с
ее помощью воссоединились 927
семей. По мотивам передачи Барто
написала книгу «Найти человека».
Стихи Барто переведены на многие
языки мира. Агния Барто очень рано
научилась читать, и , идя по улице
маленькая Агния читала всё подряд:
вывески, афиши, плакаты, а к
2. Чтение учителем
статьи
в учебнике
(с. 38).
3. Отгадывание
стихотворений
по подсказке.
4. Подготовка к
восприятию
стихотворения
«Веревочка».
5. Аудиозапись
стихотворения
прочитанным словам всегда
подбирала рифмы. Это у неё со
временем быстро и здорово
получалось. По этой причине
стихотворения Агнии Львовны
обладают яркой и необычной
рифмой. Стихи написаны в легком
ненавязчивом стиле. Писательница,
словно рассказывает ребенку
историю. В ее стихотворениях
всегда присутствуют имена
реальных героев, чьи поступки
становятся темой для рассказа.
– На предыдущих уроках мы читали
стихотворения С. В. Михалкова, а
сейчас послушайте отрывок из его
статьи об А. Л. Барто.
– Что вы узнали об Агнии Львовне?
Как она писала?
– На экране вы видите слова из
стихов. Прочитайте их и отгадайте, о
каких стихах идет речь.
– Посмотрите внимательно на
рисунки, попробуйте соединить их
со словами из стихов.
– Сегодня мы познакомимся со
стихотворением «Веревочка» (с. 40–
42).
– Как вы думаете, о чем оно?
- Подтвердились ли ваши
предположения?
– Понравилось ли вам
стихотворение? Почему?
Физкультминутка
Я спортсменом стать хочу,
На скакалке я скачу,
Подойду к велосипеду.
И быстрее всех поеду.
Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,
Я до пола дотянусь,
Пола я легко коснусь
Осторожно распрямлюсь.
Ручки вверх я подниму.
Где там небо – не пойму!
Я зажмурюсь и руками
Поиграю с облаками.
Я присяду, спинка прямо.
Пусть меня похвалит мама!
Ведь зарядку каждый день.
Делать мне совсем не лень.
Выполняют
упражнения
Регулятивные:
принимают и сохраняют
поставленную задачу
V. Закрепление
знаний и способов
действий
1. Работа
с текстом.
2. Выполнение
задания 5 (учеб.,
– Прочитайте текст приемом
жужжащего чтения.
– Так почему стихотворение названо
«Веревочка»?
– Какую веревочку имела в виду
автор?
– Какие приметы весны подметила
А. Барто на улицах Москвы?
Прочитайте по одной примете.
– Выполните задания 1, 2 (учеб., с.
43).
– Найдите отрывок, где поэтесса
описывает, как скачет Лида.
– Услышали ли вы звуки скакалки,
бьющейся об асфальт? Что вам
помогло это сделать?
– Как вы думаете, как нужно читать
Отвечают на
вопросы,
выполняют за-
дания.
Читают с
Познавательные:
осуществляют смысловое
чтение, структурирование
знаний, извлечение
необходимой информации
из текстов, выявление
сущности, особенности
объектов; владеют
способами решения
проблем поискового
характера.
Регулятивные:
осуществляют контроль;
коррекцию; принимают и
сохраняют учебные
задачи, осуществляют
поиск средств их решения.
с. 43).
3. Выборочное
чтение.
4. Отработка
выразительного
чтения
это стихотворение?
Контролирует выполнение задания
– Прочитать строки, где говорится,
какими звуками полны улицы
города.
– Почему так шумно вокруг и
почему все радуются?
– Прочитайте, как умели прыгать
девочки.
– Прочитайте, что рассказано про
Лиду.
– Так как же умела прыгать Лида?
– А сейчас научимся красиво,
выразительно читать это
стихотворение.
– Как надо читать это
стихотворение?
– Какие слова повторяются?
– Расставим паузы и прочитаем
выразительно. Какие бывают паузы?
Весна! Весна на улице, //
Весенние деньки! — |^
– Самостоятельно расставим паузы в
отрывке «Вышла Лидочка вперед...»
прохлопыванием в
ладоши ритма.
Читают отрывки.
Выполняют
задания
Коммуникативные:
выражают свои мысли с
достаточной полнотой и
точно-
стью; учитывают разные
мнения; координируют
в сотрудничестве разные
позиции.
Личностные:
осуществляют
смыслообразование;
нравственно-этическое
оценивание усваиваемого
содержания
VI. Итоги урока.
Рефлексия
Обобщение
полученных на
уроке
сведений.
Заключительная
беседа.
Выставление
оценок
– Почему все так радуются в
стихотворении?
Закончите предложения:
- На уроке я узнал…
- Мне понравилось…
- Мне показалось сложным…
Отвечают на
вопросы
Познавательные:
ориентируются в системе
знаний.
Регулятивные:
оценивают собственную
деятельность на уроке.
Личностные: проявляют
интерес к предмету,
стремятся к приобретению
новых знаний
Домашнее задание
Инструктаж по
выполнению
домашнего задания
Подготовить выразительное чтение
стихотворения «Веревочка», по
желанию выучить понравившийся
отрывок стихотворения.
Задают
уточняющие
вопросы
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебные задачи,
осуществляют поиск
средств их решения