Напоминание

Агния Львовна Барто "Веревочка". Особенности авторского текста


Автор: Берсенева Светлана Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Вихляевская ООШ"
Населённый пункт: Свердловская обл, Талицкий р-н, деревня Упорова
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Агния Львовна Барто "Веревочка". Особенности авторского текста
Раздел: начальное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области

Управление образования администрации Талицкого городского округа

МКОУ "Вихляевская ООШ"

Открытый урок

по литературному чтению (2 класс)

УМК «Школа России»

Тема: « А.Л. Барто «Верёвочка». Особенности авторского текста».

Разработала: Берсенева Светлана Валентиновна

Учитель начальных классов

Первая квалификационная категория

Д. Вихляева 2023 г

Дата проведения

15.02.2024

Цели

деятельности

учителя

Создать условия для ознакомления с биографией и творчеством А.Л. Барто, со стихотворением «Верёвочка»;

способствовать развитию навыков выразительного чтения, умению заучивать стихи наизусть

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные:

научатся: читать выразительно, отражая настроение стихотворения;

получат возможность научиться: рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно

читать юмористические эпизоды из произведения.

Метапредметные:

познавательные: используют разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимают и

оценивают содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении; регулятивные: выбирают

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные: слушают

собеседника и ведут диалог, признают различные точки зрения.

Личностные:

развивают посредством литературных произведений целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии

Методы и формы

обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

компьютер; портрет А. Л. Барто; выставка книг поэтессы

О

рганизационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока

Обучающие

и развивающие

компоненты, задания

и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые умения

(универсальные учебные

действия)

I. Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Эмоциональная,

психологическая и

мотивационная

подготовка

учащихся к

усвоению

изучаемого

материала

Приветствует учащихся, проверяет

готовность класса и оборудования;

эмоционально настраивает на

учебную деятельность.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

– Рады слышать мы звонок,

Начинается урок!

Интересно нам читать,

Думать, спорить,

размышлять!

Слушают учителя.

Демонстрируют

готовность к уроку

Коммуникативные:

учатся слушать и

понимать других;

планируют учебное

сотрудничество с

учителем и сверстниками.

Личностные: понимают

значение знаний для

человека и принимают

его; проявляют интерес к

изучаемому предмету,

понимают его важность

II. Актуализация

знаний

1. Проверка

домашнего задания.

2. Речевая разминка

С. Михалков «Мой щенок».

Шесть мышат в шалаше шуршат.

1. Прочитаем глазами.

– Что это? Для чего нужна

скороговорка?

2. Прочитаем хором.

– Какой звук повторяется? Что вы

знаете об этом звуке?

3. Прочитаем быстрым темпом.

Затем друг другу в парах.

4. Чтение на выдохе 2–З раза с

повышением голоса и с понижением

голоса

Выразительно

читают

стихотворение, 3–4

ученика

рассказывают о

любимых

домашних

животных.

Выполняют

задания.

Отвечают на

вопросы

Познавательные:

осуществляют смысловое

чтение; структурирование

знаний; работу с

информацией, выполнение

логических операций;

анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогию,

классификацию;

подведение под понятие;

извлечение информации

из схем, иллюстраций,

текстов; выявление

сущности, особенности

объектов; владеют

способами решения

проблем творческого и

поискового характера.

Регулятивные: осознают

правило контроля и

успешно используют его в

решении учебной задачи;

умеют высказывать своё

предположение на основе

работы с материалом

учебника; принимают и

сохраняют учебные

задачи, осуществляют

поиск средств их решения.

Коммуникативные:

умеют слушать друг

друга, строить понятные

для партнера по

коммуникации речевые

высказывания, задавать

вопросы с целью

получения необходимой

для решения проблемы

информации.

Личностные: имеют

представление о

разнообразии

человеческих эмоций,

чувств, настроений,

которые проявляются в

ответ на мнение о

прочитанном

произведении

III. Постановка

темы, цели урока

– Сегодня мы начнем знакомиться с

творчеством еще одного очень

известного автора, который много

написал для детей.

– Зачеркните все повторяющиеся

буквы и прочитайте его фамилию.

Выполняют

задание

IV. Работа по теме

урока

1. Рассказ учителя

об А. Л. Барто.

Использование презентации к

уроку.

В феврале 1906 года в семье

московского врача-ветеринара Льва

Волова родилась девочка, которую

назвали Агния. Отец мечтал, чтобы

его дочь стала известной балериной.

Юная Агния пошла учиться в

балетное училище, не смея

противиться воле отца. Уже тогда

она часто писала небольшие

стихотворения.

Именно отец привил дочери любовь к

литературе. В их доме пели

канарейки, читались вслух басни

Крылова.Когда Агния Барто впервые

принесла в издательство свои стихи

«Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-

Слушают учителя.

Выполняют

задания, отвечают

на вопросы.

Выполняют

задания.

Отвечают на

вопросы

воришка» и стих «Очень, очень

вкусный пирог» ей было всего 19 лет.

Это было в 1925 г. Стихи получили

самую высокую оценку редактора и

их выпустили отдельной книжкой.

Первая огромная популярность

пришла к Барто после того, как

вышел в свет цикл стихов для

самых маленьких под

названием «Игрушки» Когда были

написаны эти замечательные стихи

Агния

с удивлением и облегчением

поняла,что хочет и

должна писать именно

для детей. К тому моменту

у нее самой

уже появилась дочка Таня.

После войны Агния Барто стала

вести программу на радио «Найти

человека», где зачитывала письма, в

которых люди делились

воспоминаниями о своих

родственниках, пропавших в годы

войны. За несколько лет работы на

радио Барто смогла объединить

около тысячи семей. За девять лет с

ее помощью воссоединились 927

семей. По мотивам передачи Барто

написала книгу «Найти человека».

Стихи Барто переведены на многие

языки мира. Агния Барто очень рано

научилась читать, и , идя по улице

маленькая Агния читала всё подряд:

вывески, афиши, плакаты, а к

2. Чтение учителем

статьи

в учебнике

(с. 38).

3. Отгадывание

стихотворений

по подсказке.

4. Подготовка к

восприятию

стихотворения

«Веревочка».

5. Аудиозапись

стихотворения

прочитанным словам всегда

подбирала рифмы. Это у неё со

временем быстро и здорово

получалось. По этой причине

стихотворения Агнии Львовны

обладают яркой и необычной

рифмой. Стихи написаны в легком

ненавязчивом стиле. Писательница,

словно рассказывает ребенку

историю. В ее стихотворениях

всегда присутствуют имена

реальных героев, чьи поступки

становятся темой для рассказа.

– На предыдущих уроках мы читали

стихотворения С. В. Михалкова, а

сейчас послушайте отрывок из его

статьи об А. Л. Барто.

– Что вы узнали об Агнии Львовне?

Как она писала?

– На экране вы видите слова из

стихов. Прочитайте их и отгадайте, о

каких стихах идет речь.

– Посмотрите внимательно на

рисунки, попробуйте соединить их

со словами из стихов.

– Сегодня мы познакомимся со

стихотворением «Веревочка» (с. 40–

42).

– Как вы думаете, о чем оно?

- Подтвердились ли ваши

предположения?

– Понравилось ли вам

стихотворение? Почему?

Физкультминутка

Я спортсменом стать хочу,

На скакалке я скачу,

Подойду к велосипеду.

И быстрее всех поеду.

Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,

Я до пола дотянусь,

Пола я легко коснусь

Осторожно распрямлюсь.

Ручки вверх я подниму.

Где там небо – не пойму!

Я зажмурюсь и руками

Поиграю с облаками.

Я присяду, спинка прямо.

Пусть меня похвалит мама!

Ведь зарядку каждый день.

Делать мне совсем не лень.

Выполняют

упражнения

Регулятивные:

принимают и сохраняют

поставленную задачу

V. Закрепление

знаний и способов

действий

1. Работа

с текстом.

2. Выполнение

задания 5 (учеб.,

– Прочитайте текст приемом

жужжащего чтения.

– Так почему стихотворение названо

«Веревочка»?

– Какую веревочку имела в виду

автор?

– Какие приметы весны подметила

А. Барто на улицах Москвы?

Прочитайте по одной примете.

– Выполните задания 1, 2 (учеб., с.

43).

– Найдите отрывок, где поэтесса

описывает, как скачет Лида.

– Услышали ли вы звуки скакалки,

бьющейся об асфальт? Что вам

помогло это сделать?

– Как вы думаете, как нужно читать

Отвечают на

вопросы,

выполняют за-

дания.

Читают с

Познавательные:

осуществляют смысловое

чтение, структурирование

знаний, извлечение

необходимой информации

из текстов, выявление

сущности, особенности

объектов; владеют

способами решения

проблем поискового

характера.

Регулятивные:

осуществляют контроль;

коррекцию; принимают и

сохраняют учебные

задачи, осуществляют

поиск средств их решения.

с. 43).

3. Выборочное

чтение.

4. Отработка

выразительного

чтения

это стихотворение?

Контролирует выполнение задания

– Прочитать строки, где говорится,

какими звуками полны улицы

города.

– Почему так шумно вокруг и

почему все радуются?

– Прочитайте, как умели прыгать

девочки.

– Прочитайте, что рассказано про

Лиду.

– Так как же умела прыгать Лида?

– А сейчас научимся красиво,

выразительно читать это

стихотворение.

– Как надо читать это

стихотворение?

– Какие слова повторяются?

– Расставим паузы и прочитаем

выразительно. Какие бывают паузы?

Весна! Весна на улице, //

Весенние деньки! — |^

– Самостоятельно расставим паузы в

отрывке «Вышла Лидочка вперед...»

прохлопыванием в

ладоши ритма.

Читают отрывки.

Выполняют

задания

Коммуникативные:

выражают свои мысли с

достаточной полнотой и

точно-

стью; учитывают разные

мнения; координируют

в сотрудничестве разные

позиции.

Личностные:

осуществляют

смыслообразование;

нравственно-этическое

оценивание усваиваемого

содержания

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение

полученных на

уроке

сведений.

Заключительная

беседа.

Выставление

оценок

– Почему все так радуются в

стихотворении?

Закончите предложения:

- На уроке я узнал…

- Мне понравилось…

- Мне показалось сложным…

Отвечают на

вопросы

Познавательные:

ориентируются в системе

знаний.

Регулятивные:

оценивают собственную

деятельность на уроке.

Личностные: проявляют

интерес к предмету,

стремятся к приобретению

новых знаний

Домашнее задание

Инструктаж по

выполнению

домашнего задания

Подготовить выразительное чтение

стихотворения «Веревочка», по

желанию выучить понравившийся

отрывок стихотворения.

Задают

уточняющие

вопросы

Регулятивные:

принимают и сохраняют

учебные задачи,

осуществляют поиск

средств их решения



В раздел образования