Автор: Васильева Валерия Борисовна
Должность: преподаватель литературы
Учебное заведение: ОАПОУ "Старорусский агротехнический колледж"
Населённый пункт: город Старая Русса Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных методов, технологий обучения и воспита-ния на уроках литературы в колледже
Раздел: среднее профессиональное
Использование современных методов, технологий обучения и воспита-
ния на уроках литературы в колледже
Васильева Валерия Борисовна
Преподаватель литературы
ОАПОУ «Старорусский агротехнический колледж»
Среди множества современных технологий наиболее приемлемыми для
уроков литературы для меня являются следующие:
- технология проблемного обучения ;
- технология развития критического мышления;
- компьютерные технологии ( ИКТ);
- создание ситуации успеха на уроке.
Эти технологии привлекательны в первую очередь тем, что являются
предметно-личностно-ориентированными, в центре их внимания – ученик,
его личность, его неповторимый внутренний мир. Ведь от меня, как от совре-
менного учителя, требуется не только дать обучающемуся образование, но и
всемерно развивать познавательные и творческие возможности студентов,
воспитывать личность.
При использовании инновационных технологий в обучении литературы
успешно применяю следующие приемы, формы и методы:
- опорный конспект;
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- кластеры;
- синквейн;
- перепутанные логические цепочки;
- дидактическая игра;
- работа с тестами;
- групповая форма работы;
- коллективная форма работы;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
На уроках литературы наибольшее предпочтение я отдаю проблемному
обучению. В процессе урока обучающиеся заняты не столько заучиванием и
воспроизведением знаний, сколько решением задач - проблем, которые я
подбираю в определенной последовательности. Я организую работу обучаю-
щихся таким образом, чтобы они самостоятельно находили в учебном мате-
риале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делали необ-
ходимые обобщения и выводы, сравнивали и анализировали фактический ма-
териал. Обучающиеся определяют, что им уже известно, а что еще надо
найти, выявить, обнаружить. При таком методе работы внимание обучаю-
щихся обращается не только на содержание усваиваемых знаний, но и на
способы организации учебной деятельности по их усвоению. Кроме того,
усвоение знаний осуществляется путем совместной, коллективной деятельно-
сти моей и студентов.
Основным методом, который я использую при проблемном обучении,
является эвристический метод (частично поисковый.) Эвристический метод
позволяет развивать литературные способности обучающихся, учит само-
стоятельному приобретению знаний и развитию умений. Эвристический ме-
тод предполагает работу над текстом художественного произведения:
- анализ эпизода или целого произведения,
- подбор цитат для ответа на поставленный вопрос,
- анализ образа героя,
- сравнительную характеристику героев;
- выступления на диспуте,
- сочинения на частные и обобщающие темы как результат своей ра-
боты над произведением.
Сущность проблемного обучения заключается в умении найти проблемный
вопрос, создав тем самым на уроке проблемную ситуацию и организовав
способы ее решения. Я применяю несколько методических приемов для вы-
полнения этой задачи. Например:
1.
В начале урока создаю проблемную ситуацию
2.
Подвожу обучающихся к противоречию и предлагаю им самим найти
способ его разрешения.
3.
Организую поиски гипотезы и предположительного объяснения обнару-
женных противоречий.
4.
Побуждаю обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуа-
ции, сопоставлять события, факты (например, сравнивать высказывания
разных героев)
5.
Организую проверку гипотезы и поиск средств решения данной пробле-
мы.
6.
Излагаю различные точки зрения на данную проблему (например, проти-
воположные точки зрения критиков на образы главных героев, на фило-
софскую концепцию автора).
7.
Вместе с обучающимися анализируем результаты, делаем выводы, при-
меняя полученные знания во время занятия.
При проблемном обучении я довольно часто использую групповую
форму работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипо-
тез. Ответ на поставленные проблемы организую в форме коллективного по-
иска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии. В своей работе я во многом
опираюсь на работы В.Г.Марацмана, петербургского методиста, ученого,
считающего, что проблемная ситуация не замыкается в рамках одного урока.
Проблемные ситуации каждого урока он предлагает рассматривать как разви-
тие общей, исходной проблемной ситуации. В соответствии с его концепцией
при изучении романа Л.Н.Толстого «Война и мир» отдельные вопросы и за-
дания для проблемного изучения данного романа были разделены мною на
три блока под следующими названиями:
«Люди как реки»
1.
Каков итог жизненных исканий Андрея Болконского?
2.
Что может послужить причиной кардинального изменения в жизни ге-
роев?
3.
Приведите примеры стремления Пьера Безухова «быть вполне хорошим»
4.
В чем истинная красота человека? (на примере характера Наташи Росто-
вой)
«Мысль народная в романе»
1.
Как в главных героях романа прослеживается «мысль народная»?
2.
Привести примеры о роли антитезы в идейном содержании романа.
3.
Согласны ли, что образ Платона Каратаева является основополагающим
в оценке деятельности Пера Безухова в эпилоге романа?
4.
Как вы понимаете метафору «дубина народной войны»?
Осуждение бонапартизма в романе
1.
В чем смысл противопоставления Кутузова и Наполеона?
2.
Какую роль при описании Наполеона играет эпитет «маленький»?
3.
Привести примеры проявления бонапартизма у второстепенных героев
романа.
4.
Под влиянием чего меняются взгляды Андрея Болконского и Пера Без-
ухова на Наполеона?
5.
Перечитайте эпилог романа и объясните значение сна Николеньки Бол-
конского.
Нередко я организую проведение урока проходит в форме диспута,
который позволяет аргументировано формировать суждения и оценки, де-
лать их развернутыми и отточенными. Сам характер полемики заставляет
четко определять свое и чужое, совместное и несовместимое в мнениях.
Например, рассматривая философскую проблематику поэмы А. Блока „Две-
надцать", задаю вопрос: „Почему в конце поэмы возникает образ Христа?"
В белом венчике из роз —
Впереди — Иисус Христос.
И предлагаю обучающимся три мнения по этому вопросу.
1.
Образ Христа появляется для того, чтобы показать «святость револю-
ции», благословить ее
2.
«Христос вовсе не идет во главе 12 красногвардейцев, а, напротив, пре-
следуется ими».
3.
Вероятнее всего, Иисус выступает в поэме как Спаситель грешных
душ, заблудших в политическом мраке людей. Он надеется на раскаяние тех,
которые „не ведают, что творят".
При обсуждении проблемных вопросов высказываются различные мнения,
нередко противоположные. И это особенно важно, так как показывает, что
студенты думают, переживают, отстаивают свою точку зрения.
Таким образом, технология проблемного обучения позволяет оживить
и активизировать учебный процесс, способствует формированию нравствен-
ного воспитания учащихся, учит проникать в суть изучаемого произведения,
выявлять не только идею, проблему художественного произведения, но и
определять значение средств художественной выразительности.
В практике своей работы я применяю игровые технологии. Это очень
действенный метод для развития и совершенствования познавательных, ум-
ственных и творческих способностей обучающихся. Игровые технологии
способствуют расширению кругозора, формированию определенных умений
и навыков, необходимых в практической деятельности. Игровые технологии
формируют нравственные, эстетические и мировоззренческие установки;
способствуют воспитанию сотрудничества, чувства коллективизма, воспита-
нию самостоятельности и воли. Использование игровых технологий приоб-
щает к нормам и ценностям общества; адаптации к условиям среды; стрессо-
вый контроль, обучение общению; психотерапия.
При реализации игровых технологий мною используются такие формы,
как:
- урок - викторина;
- урок - ролевая игра;
- урок - КВН;
- урок - театр;
- урок - конкурс;
- урок - диспут;
- урок - аукцион знаний;
- урок - концерт и другие.
Большой интерес вызывают у студентов уроки - концерты, уроки-кон-
курсы, которые проводятся при изучении творчества поэтов. На них пред-
ставлены и биография, и творчество поэта, и его стихи; обязательно музы-
кальное сопровождение. В такой форме проводились уроки по творчеству
поэтов Серебряного века, А.А.Ахматовой, С.А.Есенина, А.А.Блока. Эти уро-
ки позволили за ограниченное время дать максимум эмоциональных впечат-
лений и обобщить огромный учебный материал.
Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за
внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых техноло-
гий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа, но она окупается
сторицей, так как ставит обучающихся в обстоятельства, побуждающие и
обязывающие их прочесть литературное произведение.
Игровые формы я использую и как элемент урока. Они легко подбира-
ются по тематическому принципу для каждого раздела учебного курса. Игры
являются удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед
началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока,
контроля в конце учебного занятия.
Очень часто использую на уроке кроссворды, в особенности те, кото-
рые составлены самими обучающимися. Здесь творчество неиссякаемо. Та-
кие игры не только разнообразят урок, но и заставляют обучающихся моби-
лизовать все знания, полученные ими во время обучения. Это своеобразный
тест на проверку знаний и умений их применить на практике.
Литературные викторины я использую в познавательных играх, где на
первый план выступает также наличие знаний. Игра должна соответствовать
знаниям, которыми располагают обучающиеся, и в этом случае надо опреде-
лить, кому следует адресовать ту или иную игру. Очень часто на уроке я на-
хожу время для небольшой викторины по произведениям, изучаемым в шко-
ле.
Ролевые игры позволяют мне учитывать индивидуальные особенности
обучащихся, их интересы, расширяют контекст деятельности, выступают как
эффективное средство создания мотива к диалогическому общению, способ-
ствуют реализации деятельностного подхода в обучении, когда в центре вни-
мания находится обучающийся со своими интересами и потребностями. При-
менение игровых форм на уроке позволяет мне создавать предпосылки для
активизации познавательной деятельности, для эффективности восприятия и
понимания обучающимся учебного материала, для раскрытия творческих
способностей обучающихся. Игра на уроке создает ситуацию психологиче-
ской раскованности, способствует повышению общего развития, умению
ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах. Таким образом,
использование игровой технологии на уроках литературы отражает всё
многообразие человеческой деятельности: интеллектуальную, эстетическую,
нравственно-психологическую, коммуникативную и другие.
Применение технологии критического мышления актуально потому,
что теоретико-методологической базой ее исследования являются идеи гума-
низации профессионального образования. Для меня, как преподавателя, тех-
нология развития критического мышления привлекательна тем, что предлага-
ет очень оригинальные приемы и методы ее использования. В рамках техно-
логии критического мышления возможно использование широкого набора
методических приемов и стратегий ведения проблемного занятия. Рассмот-
рим некоторые из них, которые я считаю наиболее действенными на уроках
литературы.
Прием «Корзина» идей, понятий, имен.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучаю-
щихся использую в основном на начальной стадии урока, когда идет актуа-
лизация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что
знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме урока. Применяемый
на стадии «вызова», данный прием актуализирует и обобщает имеющиеся
знания по данной теме или проблеме, вызывает устойчивый интерес к изу-
чаемой теме, мотивирует к учебной деятельности.
На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет
собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. В данном
случае это тема «И.С. Тургенев. Жизнь и творчество». Она не вызывает
трудностей, так как опирается на знания учащиеся, приобретенные в сред-
нем звене общеобразовательной школы. Работу провожу в два этапа.
Этап 1. Перед студентами ставится проблема:
- написать на листке все, что они знают о жизненном и творческом пути
И.И.Тургенева..
Это индивидуальная работа. Написав самостоятельно все, что они знают,
студенты записывают свои варианты ответа.
Я на доске записывает все возможные варианты ответов студентов, склады-
вая их в «корзину».
2 этап. Коллективная работа.
Вместе с обучащимися находим неверные ответы и убираем «гнилые грибы»
(то есть неверные ответы) из корзины.
Этот прием действен тем, что активизирует у студентов мыслительную дея-
тельность, способствуют хорошему усвоению знаний, учит видеть свои
ошибки («гнилые грибы») и позволяет в дальнейшем избежать их при харак-
теристике жизни и творчества писателя.
Прием кластер
Прием кластер близок к приему «корзина» идей, понятий. Приём кла-
стер («гроздь») - это выделение смысловых единиц текста и графическое их
оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи,
зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым об-
разом, компонуем по категориям. «Грозди» — графический прием система-
тизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. рас-
полагаются в определенном порядке.
Последовательность действий проста и логична:
- посередине чистого листа (классной доски) студенты пишут ключевое сло-
во или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;
- вокруг «накидывают » слова или предложения, выражающие идеи, факты,
образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);
- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с клю-
чевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляют-
ся «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши раз-
мышления, определяет информационное поле данной теме.
Кластер использую на разных этапах урока:
- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;
- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его
- для структурирования этого материала;
- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения
итогов того, что обучающиеся изучили.
Чаще всего этот прием используется мною на стадии вызова и рефлексии.
Система кластеров привлекает тем, что позволяет охватить избыточный
объем информации, обобщить предметный материал, увидеть связи между
идеями и понятиями. Следующая немаловажная причина - в сравнительно
короткий срок можно опросить всю группу и выставить оценки.
Приём «Верные – неверные утверждения»
Приём «верные – неверные утверждения» (или «Верите ли вы?») хо-
рош тем, что является нетрадиционным и вызывает живой интерес у обучаю-
щихся. Использую чаще всего на стадии вызова: предлагаю несколько утвер-
ждений по ещё не изученной теме. Студенты выбирают «верные» утвержде-
ния, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание
на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.
Затем на одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму,
чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Полученные ре-
зультаты совместно обсуждаем. Такая работа позволяет обучающимся, встре-
чаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать
выводы о точности и ценности данной информации.
Использовать прием «верные – неверные утверждения» можно и на стадии
осмысления, рефлексии. Приведу пример данного приема.
Тема: «Индивидуалистический бунт Раскольникова».
1.Раскольников сочувствует «униженным и оскорбленным».
2. Раскольников идет на убийство, чтобы помочь бедным подняться из нище-
ты.
3. Преступление Раскольникова состоит в том, что он поделил людей на
«низших» и «высших», разрешив «кровь по совести».
4. Слова «… кто у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» принад-
лежат Свидригайлову».
5. В начале «Эпилога» Раскольников не раскаивается в своей теории.
Прием синквейн.
Название приема происходит от французского слова «cing» – пять. Это
стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза
материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать ин-
формацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких
выражениях. Синквейн обычно используется мною на уроке как индивиду-
альное самостоятельное задание для работы в парах; реже как коллективное
творчество и на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадицион-
ная форма на стадии вызова.
Правила написания синквейна:
1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно
именем существительным;
2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами при-
лагательными;
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами,
обычно глаголами;
4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение ав-
тора к данной теме;
5. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образ-
ном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Приведу пример синквейна, составленного студентом на стадии рефлексии.
Тема: «Нигилизм Базарова»
Нигилист
Материалистический, скептический
Отрицает, проверяет, утверждает
Известность не в медицине
Революционер
Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве
инструмента для обобщения сложной информации. Они помогают развитию
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, способствует
формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самореали-
зации.
Прием «Перепутанные логические цепочки».
Данный прием я применяю при обобщении темы.
Вариант 1
Представляет собой модификация приема «Ключевые термины». Дополни-
тельным моментом является расположение на доске ключевых слов в специ-
ально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с
текстом, на стадии «рефлексии» обучающимся предлагается восстановить на-
рушенную последовательность.
Вариант 2
На отдельные листы выписываются 5-6 предложений из текста, которые де-
монстрируются перед учебной группой в заведомо нарушенной последова-
тельности. Обучающимся предлагается восстановить правильный порядок
хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания раз-
личных мнений и придя к более или менее единому решению, я предлагаю
обучающимся познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли
были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логиче-
ского мышления.
Используемые мною технологии проблемного обучения, игровые, тех-
нологию критического мышления я использую при организации и проведе-
нии нетрадиционных уроков. Подготовку к нетрадиционным урокам прово-
жу очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени . В сво-
ей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм
урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе
проблемной ситуации, деловая игра, зачет, урок-семинар. Выбор зависит от
нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности студен-
тов, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой те-
мой.
Например: урок-семинар «Проза второй половины ХХ века. Тема Великой
Отечественной войны в прозе второй половины ХХ века». Проведение этого
занятия требует большой подготовительной работы и состоит из нескольких
этапов:
1) сообщение учащимся о предстоящем занятии, указание даты и времени
проведения;
2) ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели
до проведения);
3)осмысление и выбор микротем;
4) подбор материала к семинару;
5) консультации учителя (за 7-10 дней до проведения семинара).
В период подготовки к уроку я консультирую обучающихся, обговариваю
программу выступления, помогая обучающимся уложиться в отведенное вре-
мя (5-6 мин), помогаю отобрать необходимый материал для выступлений.
Фрагмент семинара: сообщения выступающих
1.
Художественно-документальные произведения о войне. С.Смирнов.
«Брестская крепость»
Вопрос - Почему, по вашему мнению, С.Смирнов обратился к документаль-
ной прозе?
(Предлагаются возможные варианты ответов)
- чтобы дать правдивую картину борьбы удивительного народного подвига.
-чтобы восстановить справедливость: ведь оставшиеся немногие защитники
Брестской крепости были объявлены предателями. Так Сталин называл всех
попавших в плен советских солдат и офицеров.
- чтобы люди помнили о героях Брестской крепости.
Слово учителя. Нельзя не согласиться со словами, сказанными вами.
С.Смирнов собрал и напечатал огромный документальный материал, чтобы
люди помнили о героях Брестской крепости. Ведь благодаря усилиям
С.Смирнова, об их подвиге стало известно всей стране, а крепости присвоено
звание Крепость-герой. Благодарные потомки создали там Мемориальный
комплекс, с которым вы познакомитесь, прослушав защиту проекта-презен-
тации «Брестская крепость».
Презентация «Брестская крепость»
2.
Героико-эпические произведения о войне. К. Симонов « Живые и
мертвые»
Слово учителя . Следующее выступление посвящено героико-эпическо-
му произведению о войне К.Симонова «Живые и мертвые»
- что вы можете сказать о главной особенности романа-эпопеи?
Блиц-опрос проводит преподаватель после выступления студента.
- какова главная особенность романа-эпопеи «Живые и мертвые»?
(Изображение жизни народа в переломный исторический период, когда в
наибольшей степени проявляется его национальный характер. В романе «Жи-
вые и мертвые» - это Великая Отечественная война)
- какое событие повлияло на судьбу Синцова, заставившее его оставить жур-
налистику?
(Подбитые 23 танка на передовой подполковника Серпилина. Синцов увидел
его решимость сражаться, а не отступать и впервые поверил в возможность
победы. Своим участием в боевых действиях Синцов решил приблизить этот
день.)
- почему вторая часть эпопеи «Живые и мертвые» называется «Солдатами не
рождаются»
(Писатель утверждает, что умение воевать приходит с боевым опытом в ходе
ожесточенных сражений, побед и поражений.)
После обсуждения делается вывод: главная особенность романа-эпопеи «Жи-
вые и мертвые» К. Симонова заключается в том, в нем показан широчайший
охват действительности, философское осмысление грандиозных историче-
ских процессов, взаимосвязь жизни отдельного человека с жизнью всего на-
рода.
3.
Романтизация героев повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»
(Взаимные вопросы)
Вопрос выступающего
- для чего понадобилось Борису Васильеву романтизировать образ деву-
шек-зенитчиц?
(для того, чтобы показать несовместимость таких понятий как женщина и
война. Отдав жизнь за Родину, они никогда не узнают радость мате-
ринства; писатель знает об этом, и ему хочется оставить в памяти читателя
их светлый образ.)
Вопрос к выступающему
- как в повести Б.Васильева проявились особенности лейтенантской прозы?
(в повести описывается не грандиозное сражение, а бой местного значе-
ния, который даже в военных сводках не отражен)
Вывод. Эта повесть о подвиге, оставшемся неизвестным широкой обществен-
ности, не отмеченном высокими наградами. Это повесть о подвиге прекрас-
ных молодых женщин, пожертвовавших собой, до конца исполнивших свой
долг перед Родиной, в борьбе за свободу своей страны, за счастливую жизнь
будущих поколений. Показывая, что у «войны не женское лицо», писатель
восхищается героизмом девушек-зенитчиц. Сцены из прошлой жизни помо-
гают создать их романтический облик. Читатель испытывает горечь от того,
что они навеки останутся «девятнадцатилетними».
4.
Проблема нравственного выбора в повести Б.Васильева «Сотников»
Вопрос к учащимся преподавателя
Почему повести В.Быкова называют повестями-притчами?
(Быкова интересовал в первую очередь не исход какого-то исторического
сражения, а нравственное поведение человека на войне, его готовность или
неготовность совершить подвиг, о котором даже никто не узнает.)
(притча позволяет автору, сохраняя описание конкретного события, дости-
гать широких философских обобщений).
Вывод. Стремление В. Быкова к созданию ситуаций, которые по своей уни-
версальности и категоричности нравственно-этических выводов приближа-
лись бы к притче, только обогащенной вполне реалистическими подробно-
стями, объясняется тем, что писатель размышляет над «вечными» вопросами
о природе добра и зла, степени ответственности человека за поступки, про-
диктованные вроде бы необходимостью. Именно на войне, когда человек ча-
ще всего попадает в ситуацию выбора, по мнению В.Быкова, проявляется ис-
тинная его сущность.
5.
.Человек и война в романе Ю.Бондарева «Горячий снег».
При обсуждении этого сообщения учащиеся задают вопросы выступающему.
Вывод. Среди книг Юрия Бондарева о войне “Горячий снег» занимает особое
место. В нем показана вся несостоятельность дискуссии об «окопной» и
«масштабной» правде: в романе органически соединились два взгляда на
войну: позиция лейтенанта Кузнецова и точка зрения командарма Бессонова.
В повести Ю.В. Бондарева «Горячий снег» авторское внимание сосредоточе-
но не только на нравственном выборе человека на войне и развитии сложных
взаимоотношений героев, находящихся в одном окопе. На первый план вы-
двигается совпадение локального и масштабного взглядов на войну, анализ
жизненно важных, необходимых принципов ведения войны, руководства ею
и поведение человека в бою, дающее объемное представление о войне.
Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомились с замечательными произведениями во-
енной прозы, узнали много нового о той героической эпохе и в ходе урока
пытались ответить на проблемный вопрос: чем объясняется жанровое разно-
образие военной прозы. Ответы были различны, но их объединяло одно: по-
нимание того, что разнообразие жанров в военной прозе объясняется индиви-
дуальным подходом каждого писателя в стремлении донести до читателя
правду о войне, одновременно показав народное сопротивление врагу и изоб-
разив подвиг советских людей, вставших на защиту родины.
Остались ли вы равнодушными к услышанному на уроке, или затронутая те-
ма вас глубоко взволновала, можете передать свое эмоциональное состояния
с помощью звездочек, которые можете прикрепить к стенду «Эмоциональное
состояние»
Подводя итог, можно отметить, что современные образовательные тех-
нологии обучения помогают формировать творческий, инновационный под-
ход к пониманию изученного, развивают самостоятельность мышления, поз-
воляют преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить
умения и навыки. Они воспитывают чувство ответственности по отношению
к родному слову, чуткость к красоте и выразительности родной речи, помога-
ют формированию внутренней потребности личности в непрерывном ду-
ховно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализо-
вать свои личные возможности. Как показывает практика, использование раз-
нообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у студентов
интерес к самой учебно-познавательной деятельности и формирует потреб-
ность в систематическом чтении художественных произведений, способству-
ющих приобщению к величайшим произведениям искусства.
Библиография
1.
Русская литература ХХ века. 11 класс. Учебник для общеобразователь-
ных учреждений. М., «Дрофа»
2.
Учебник литературы для студентов СПО под редакцией М. Ф. Обернихи-
ной. – М., изд. центр «Академия
3.
Ю.К. Бабанский. Оптимизация процесса обучения. М., Просвещение
4.
Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.-
М, Просвещение
5.
Д.С. Левитас. Практика обучения: современные образовательные техно-
логии. Мурманск
6.
Селевко Г. К., Современные образовательные технологии. М., Народное
образование
7.
Максаков, А.И. Учите, игра: Игры и упражнения со звучащим словом ∕
А.И. Максаков ,Г.А. Тумакова. - М.: Просвещение
8.
Михелькевич В.Н. и др. Справочник по педагогическим инновациям.-
Самара
9.
Полат Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей
10.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании.
Дидактические проблемы, перспективы использования
11.Ширинкина М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образова-
ния. Пермь: Пермский государственный университет
12.Пташкина, В.Н. Игровые технологии на уроках литературы. Волгоград:
Учитель
13.Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Из опыта
работы ∕ Г.С. Швайко. - М., Просвещение