Напоминание

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе


Автор: Шумкова Зульфия Зуфаровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №21"
Населённый пункт: г Казань
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Шумкова Зульфия

Зуфаровна. Я учитель начальных классов. Сегодня мы с вами поговорим о

формировании функциональной грамотности у младших школьников.

( СЛАЙД 1)

Понятие функциональной грамотности впервые было предложено

ЮНЕСКО в 1957 году. Под функциональной грамотностью

подразумевалось наличие базовых навыков чтения, счёта и письма,

позволяющих индивиду решать простейшие жизненные задачи.

В 1978 году организация ЮНЕСКО дополнила это определение:

«Функционально грамотным считается только тот, кто может принимать

участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима

для эффективного функционирования его группы и которые дают ему

также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом

для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины

(социального окружения)»

В 1990 году ЮНЕСКО провела Международный год грамотности, а

Организация Объединенных Наций объявила Десятилетие грамотности с

2002 по 2012 годы. С этого времени функциональная грамотность начинает

приобретать всё большую значимость.

( 2 слайд)

В структуре функциональной грамотности выделяются читательская,

математическая и естественно-научная составляющие как универсальный

компонент, формирующий основу для социальной и профессиональной

адаптации личности. Это базовые основные компоненты по которым мы с

вами работаем на каждом уроке.

Также мы работаем над развитием финансовой грамотности, креативного

мышления и развитием глобальных компетенций.

( 3 слайд)

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская

грамотность.

Читательская грамотность - Способность человека понимать,

использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением

для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и

возможности, участвовать в социальной жизни.

Смысловое чтение – форма организации познавательной деятельности,

которая позволяет учителю создать условия для обучения детей анализу

текста с целью его точного понимания и осознания, развития устной и

письменной речи

Раньше мы работали над смысловым чтением. Его вводили после

овладения техникой чтения.

Сравним эти понятия. Они имеют много общего. У низ одна цель:извлекать

информацию, понимание прочитанного.

На основе

прочитанного дети

могут привести свои примеры . Вспомнить случаи из жизни. Этому учит

читательская грамотность. Еще до введения понятия функциональная

грамотность мы уже развивали эти компетенции.

( СЛАЙД 4) Существуют технологи развитии критического мышления

через чтение и письмо при работе со сплошными текстами. Многие вам

уже знакомы.

Верные неверные утверждения

Ключевые слова (из текста выписываются основные, важные слова,

как для плана

Сравнительные

таблицы

(сравнивать

различные

понятия,

произведения, находить сходные черты и различные)

Кластеры (выстраивают понятие в определенную структуру)

Чтение с остановками (прочитав небольшой отрывок остановились,

проанализировали прочитанное, и выдвигаем свои версии развития

событий.)

Лови ошибку (составляется текст в котором содержатся ошибки,

первая ошибка основана на опыте детей, а вторая ошибка, без

изучения нового материала ваши ученики не найдут.

( слайд 5 )

Инсерт (дети читают текст и делают пометки это я знаюставят

галочку, это новая информация плюсик, это мне непонятно знак

вопроса, я думал по - другому минус)

Эти способы помогают нам научить детей критически относится к

прочитанному, понимать, запоминать текст.

( СЛАЙД 6)

Также на уроках при работе со сплошными текстами мы часто

применяем рабочие листы, здесь мы учим детей выделять главное.

Записывать кратко и только основное.

( СЛАЙД 7 )

Также мы работаем с несплошными текстами. Это диаграммы, географ

карты, обложки журналов, афиши.

Часто в школе раздают афиши или буклеты о работе кружков. Но все

могут увидеть нужную информацию и начинаются вопросы, а где это

будет,

а

когда

это

будет.

На

афише

написано,

где

проходит

представление, с какого по какое число и во сколько сеанс. Таким

образом мы учим вдумчиво читать о оценивать информацию. Работу с

несплошным текстом можно использовать на любом уроке.

( СЛАЙД 8)

Математическая грамотность Вы также работаете на каждом уроке для

формирования

математической

грамотности.

Что

же

такое

математическая грамотность. Это :

Понимание необходимости математических знаний.( и вы объясняете

детям зачем нам нужна математика . Элементарно посчитать сдачу)

Потребность и умение применять математику в повседневных

ситуациях. Самое всем известное объяснение для чего нам нужно

уметь находить площадь и периметр. Для того, чтобы купить нужное

количество краски или нужное количество плинтусов. Или сколько

нам понадобится столов в столовой, если нас 30 человек, а за один

стол помещается 6 человек )

Способность

различать

математические

объекты,

устанавливать

математические

отношения,

зависимости,

сравнивать,

классифицировать. (задание на карточке найди сходство и различие)

Действовать по инструкции, решать учебные задачи связанные с

измерением, вычислением, упорядочиванием. Сначала мы ребят учим

инструкциям, алгоритмам, Затем уже ребята работая в группах или

индивидуально будут выполнять задания самостоятельно.

Формулировать

суждения

с

использованием

математических

терминов, знаков. Это тоже мы проговариваем на каждом уроке.

Чтобы найти найти

уменьшаемое, нужно к разности прибавить

вычитаемое и т д

(СЛАЙД 9)

Возвращаемся к афише. При отработке сложения можно ребятам

предложить

рассчитать

стоимость

билета

на

новогоднее

представление.

Для этого мы смотрим афишу и видим, что цена билета от 400 руб.

Заходим на сайт продажи онлайн билетов. Нам нужно выбрать дату,

посмотреть на схеме свободные места. Обратить внимание , что

стоимость билета зависит от удаленности от сцены. На схеме ребята

должны определить местонахождение сцены. После покупки билета

мы должны прибавить стоимость билета и рассчитать необходимую

сумму.

Можно изменить вопрос. Хватит ли 500 руб на покупку билета и

проезд. Вот здесь мы не только

развиваем математическую

грамотность , но и финансовую.

( Слайд 10)

Естественнонаучная грамотность

Способность человека занимать активную гражданскую позицию по

общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками,

и его

готовность интересоваться естественно-научными идеями .

Здесь уделяем большое внимание

Опытам

Наблюдениям

Экспериментам

Например вести календарь природы. Мы с ребятами при прохождении

темы Рост и развитие растений посадили на подоконнике семена перца и

косточку манго. Теперь наблюдаем за их ростом.

( Слайд 11 )

Финансовая грамотность

Способность знать финансовые понятия и риски, владеть навыками,

иметь

мотивацию

и

уверенность,

необходимые

для

принятия

эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях .

Уметь планировать бюджет, вести учет доходов и расходов.

Составлять финансовую подушку безопасности.

Конечно не все

взрослые это умеют. Но делать небольшие шаги мы можем.

В своей работе мы используем сайт учи.ру.

На сайте проходят

олимпиады по финансовой грамотности. Также можно пройти задачи

прошлых олимпиад.

( СЛАЙД 12)

УЧИ РУ ОЛИМПИАДА

( СЛАЙД 13)

Глобальные компетенции это

вариативное мышление, креативное

мышление, личностные качества. Это критический взгляд на разные

точки

зрения.

Эффективное

взаимодействие

с

другими

людьми.

Принимать верные решения в индивидуальной работе или работе в

группе . Управлять поведением.

Развитие функциональной грамотности проходит и на внеурочных

мероприятиях.

Мы второй год принимаем участие в переписке с

ребятами из других городов. Также писали письма Дел Морозу, ведь

правильно заполненный конверт одна из важных составляющих, для

доставки письма адресату.

В прошлом году состоялись настоящие

выборы президента.

С преставлением своей программы и тайным

голосованием.

Дорогие коллеги, хочу пожелать вам успехов в работе. Многое , что вы

сейчас услышали вам знакомо.



В раздел образования