Напоминание

"Графические изобразительные средства линия и пятно в изображении натюрморта"


Автор: Костюкевич Анна Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ Краснозерского района Новосибирской области
Населённый пункт: р.п. Краснозерское, Новосибирская область
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Графические изобразительные средства линия и пятно в изображении натюрморта"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Краснозерского района Новосибирской области «Детская школа искусств»

Графические изобразительные средства линия и пятно в изображении

натюрморта.

Методическая разработка по предмету «Рисунок»

Преподаватель: Костюкевич Анна Анатольевна

Россия, Новосибирская область, рабочий поселок Краснозерское

2023 г.

Аннотация.

Методическая разработка раскрывает тему: «Технические приемы в

освоении учебного рисунка. Графические изобразительные средства». С этой

темы

начинается

обучение

рисунку

детей

в

Детской

школе

искусств.

Методический материал разработан для наглядного и словесного методов

обучения на

занятиях рисунком.

На

примере

работ

известных

мастеров

рассматриваются приемы выразительности в графике с помощью линии и

пятна.

Актуальность данной работы обусловлена важностью данной темы.

Поскольку

с

данной

темы

начинается

изучение

учащимися

предмета

рисунок, необходимо сразу заинтересовать детей. Также на примере работ

известных мастеров показать разнообразие графики и рисунка в частности.

Практическая

значимость

работы

состоит

в

том,

что

она

может

использоваться на уроках рисунка в детских школах искусств.

Новизна

методической

работы

заключена

в

обобщении

опыта

преподавания данной темы. В конце методической разработки предложены

примеры

работы

учащихся

Краснозерской

детской

школы

искусств,

выполненные по итогам изучения данной темы.

Всякое изображение формы начинается с рисунка, он лежит в основе

всех видов изобразительного искусства. В свою очередь обучение рисунку

невозможно

без

знакомства

с

основными

выразительными

средствами

графики. Одними из важнейших таких средств являются линия и пятно.

Линия – это один из главных художественно выразительных приемов в

изображении

рисунка.

Она

активно

используется

в

набросках,

в

декоративном

рисовании,

в

графике.

Ее

эмоциональная

палитра

разнообразна:

она

может

быть

жесткой

или

мягкой,

изысканной

или

колючей,

угловатой,

тонкой

или

решительной,

смелой,

порывистой

и

неуверенной, робкой, плавной и певучей, легкой и тяжелой. Линия может

иметь

и

пространственную

характеристику:

она

либо

усиливается,

либо

ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю

силу.

С

первых

уроков

учениками

приобретается

навык

в

рисовании

различных линий, одновременно осваивается понимание ее свойств.

Сначала

у

детей

возникает

желание

выполнить

линии,

особенно

прямые,

по

линейке.

Здесь

необходимо

разъяснять

учащимся,

что

научившись рисовать от руки разные по характеру линии, у ребят появляется

возможность решить самые разнообразные пластические и пространственные

задачи. Любая линия, в том числе прямая линия, нарисованная от руки,

отличается от таковой, прочерченной по линейке, первая линия «живая», она

имеет свой характер, вторая выглядит однообразно и скучно.

Выразительность линии придает ее контур, толщина, форма ее границ

и

даже

направление

линии

на

плоскости.

Так

толстые,

жирные

линии

утяжеляют форму, создавая впечатление веса, массы; вертикальные линии

вызывают

ощущение

устойчивости;

диагональные

динамику;

горизонтальные – покой; кривые линии передают впечатление замкнутости

или текучести.

Р. Эйхорн. Мешки. 1984. Карандаш.

Р. Эйхорн. Чай. 1980. Офорт.

Не менее важным изобразительным приемом в графике является

пятно. Пятно — это равномерно или неравномерно закрашенный участок

изображения.

В

графике

сформировать

пятно

можно

за

счет

концентрированного скопления точек. Пятно всегда имеет границу, даже

если она не имеет четких очертаний. Для восприятия композиции важную

роль

играют

форма,

цвет

и

соотношение

размеров

всех

пятен

в

изображении.

В

крайнем

выражении

«пятновая»

графика

приходит

к

искусству

силуэта.

Создание

различных

по

конфигурации

пятен-

плоскостей определяет изобразительные формы.

В зависимости от разновидностей изображений и творческих целей

художника роль отдельных средств может повышаться или понижаться.

Средства упорядочения (организации) основных элементов графики или

предметных форм, примененные в полном объеме, создают то, что мы

называем композицией.

Важное

место

в

обучении

рисунку

принадлежит

графическому

натюрморту. А.Г. Венецианов, понимая значение натюрморта в учебном

процессе,

настоятельно

советовал

своему

бывшему

ученику

А.А.

Алексееву, занявшему место учителя рисования в Пскове, обратиться к

натюрморту. «Давай рисовать с чашек, стаканов, подсвечников, стульев,

сапог, перчаток, каменьев, цветов, бумажных вздоров и прочего…», —

писал он ему в 1836 г. Венецианов считал, что натурный натюрморт с

первых шагов в

искусстве позволяет увидеть и понять естественность

бытия.

При

этом изображая на бумаге

линиями образ,

мы уже

создаем

ситуацию, которая даже при всем стремлении к реальности изначально

условна.

Поэтому,

рассматривая

натюрморт

как

уникальный

жанр,

позволяющий сосредоточиться на чисто художественных

вопросах, мы

должны понимать, что графически их можно решать весьма необычно.

Здесь

очень

важно

понять,

каким

образом

основные

элементы

графики

участвуют

в

строительстве

натюрмортной

композиции

в

отдельности и в сочетаниях друг с другом. Для этого полезно обратиться к

работам мастеров графики с мировыми именами.

Большим мастером рисунка был Анри Матисс. Он считал рисунок не

упражнением для

обретения

особых

навыков,

а

в

первую

очередь

средством выражения чувств и передачи своего душевного состояния.

А. Матисс. Натюрморт. 1947

Предметы,

очерченные

Матиссом

достаточно

жестким

контуром,

окутаны

и

пронизаны

светом

белой

бумаги

и

как

бы

купаются

в

пространстве

листа.

Композиционная

выверенность

не

противоречит

внутреннему

движению,

скрытому

в

каждом

апельсине,

яблоке

или

лимоне, лежащем перед мастером на натюрмортном столе.

Графика, как искусство отвлечения, абстракции, с ее очень условным

языком,

позволяет

в

натюрмортных

композициях

выявить

сложные,

опосредованные

от

конкретной

действительности,

символизированные

«построения»

с

многоплановыми

внутренними

связями.

Эти

связи,

выхваченные из среды световым потоком или упрятанные в игре теней,

образуют

особый

таинственный

мир,

присущий

каждой

предметной

композиции. Мы знаем, что линий, так широко используемых в графике, в

природе не существует.

Многие

художники

обладали

великолепным

чувством

линии

и

оставили нам замечательное наследие, но ни один из них не изображал

линией натюрмортные композиции так, как А. Матисс. «Линия точная, в

одну

толщину

и

одного

напряжения,

вьется

словно

нитка,

обозначая

преимущественно контур и кое-что внутри силуэта», — так описывает

графическое изображение, выполненное А. Матиссом А.М. Лаптев.

Матисс так определил свои устремления: «Мы стремимся достичь

внутренней гармонии через упрощение идей и пластических форм. Наш

единственный

идеал

заключается

в

композиционном

единстве.

Детали

вредят чистоте линий и интенсивности переживаний, мы их отвергаем».

Рисунок

в

искусстве

Матисса

имел

определяющее

значение,

и

художник всегда рисовал с упоением. В соответствии с этим рисунки,

созданные им, содержат все качества картины или настенной живописи.

А. Матисс. Анемон и девушка. 1937

Не

менее

обширно, чем

у

Анри

Матисса,

графическое наследие

известного художника Пабло Пикассо.

Пикассо

исполнил

множество

натюрмортов

карандашом,

тушью,

углем. Он часто вклеивал в композиции куски обоев и газет, внося в работы

особую фактуру материалов, взятых прямо из сует ной жизни. «Трудно

провести

резкую

разделительную

черту

между

тем,

что

в

творчестве

Пикассо является графикой, и тем, что относится к живописи» — писал

советский

искусствовед

Алпатов

М.В.

Многие

работы

Пикассо

с

изображением человека, включают в себя натюрмортные композиции. В

своей

графике Пикассо больше

всего

пользуется

контурной линией,

он

прибегает к ней и во многих своих живописных картинах.

П. Пикассо. Трапеза бедняков. 1904. Офорт

Тем не менее, в офорте П. Пикассо «Трапеза бедняков» мы можем

заметить наряду с линией и другие выразительные средства — пятно и

светотень.

Интересно

пронаблюдать,

к

каким

выразительным

приемам

прибегнул

художник

в

своей

картине,

чтобы

донести

до

зрителя

настроение

людей

изнуренных

нуждой.

Пикассо

изображает

свои

персонажи как бы вырванными из шумного потока жизни, наедине со

своими

нерадостными

раздумьями

в

обстановке

убогого

кабачка.

Удлиненные пропорции фигур, подчеркнуто изломанный рисунок контура,

напряженное мерцание светотени — все это наполняет офорт настроением

тоски и одиночества. «Искусство есть эманация боли и печали», — говорит

в свои молодые годы Пикассо и превращает жанровые сцены в символ

безрадостного существования в мире, холодном и враждебном к людям.

Основополагающая роль в графической композиции, влияющая на

образное

восприятие

в

искусстве

принадлежит

распределению

свето-

теневых отношений. С точки зрения физики, белый свет — это световой

поток,

состоящий из

волн

различной

длины.

Поверхности,

на

которые

падают лучи света, поглощают и отражают лучи по-разному, вследствие

чего

они

получают различную

окраску, цвет.

Таким

образом,

световой

поток, льющийся на нас от солнца, позволяет нам видеть все многообразие

живой и неживой природы, наблюдать жизнь во всей ее полноте.

Н.Н. Купреянов. Натюрморт с лампой. 1920. Ксилография

Кроме

знакомства

с

выразительными

средствами

графики,

для

изображения

графического

натюрморта

необходимо

знание

основных

принципов

построения

графической

композиции.

К

ним

относятся:

цельность,

симметрия,

асимметрия,

ритм

и

пластика.

Разберем,

как

эти

принципы действуют в графике натюрморта.

Цельность

первое

требование

основного

закона

композиции,

и

звучит оно так: всякое произведение должно быть законченным, цельным и

не

содержать

таких

частей

и

элементов,

которые

бы

разрушали

или

противоречили его функциональной, художественной или конструктивной

сущности. С цельностью связывают ясность и простоту восприятия форм.

Чем

сложнее

композиция,

тем

ценнее

простота

ее

восприятия.

Это

отмечалось во все времена. «Простота без многообразия совершенно пресна

и в лучшем случае разве что не вызывает неудовольствия» — утверждал У.

Хогарт в своей работе «Анализ красоты».

Д. Штеренберг, литография

Симметрия в широком значении этого слова — соразмерность. Обычно

в

искусствознании

симметрия

связывается

со

спокойным

равновесием.

Признавая

огромную

роль

простого

равновесия

(равного

«веса»

составляющих целое частей) в понятии о симметрии, мы осознаем значение

его закономерностей не только для всех типов натюрмортов, но и для всего

изобразительного

искусства.

Изображения

предметов,

имеющих

разную

форму, цвет, размер и находящихся на неодинаковом расстоянии от оси

симметрии, имеют разный «вес» в композиции. Но не следует забывать, что

идеальной симметрии не существует, ни в природе, ни в искусстве. Строгое

следование

симметрии

часто

лишает

произведение

жизненной

силы,

понижает выразительность.

А.Н. Чернов. Груши. 1985. Линогравюра

Асимметрия

в

обыденном

ее

понимании

это

отклонение

от

симметрии или ее отсутствие. Не любое отклонение от строгой симметрии

есть явная асимметрия, но это уже первый шаг в ее сторону. Так, утрата

какой-либо части строго симметричной композиции все равно позволяет

судить

о

целой

симметричной

форме.

Асимметрия

по

своей

природе

настроена на более активные связи с окружающей средой. Проблема более

быстрого «вхождения» новой формы в жизненную среду или же, наоборот,

проблема

выделения

из

окружающей

среды

чаще

всего

решается

на

динамических формах, так как среда в целом всегда тяготеет к статике.

Д.П. Штеренберг

Проявления

симметрии

и

асимметрии

в

искусстве

натюрморта

результат воздействия двух взаимно проникающих методов, которые дают

множество

произведений

с

гармоничным

существованием

статики

и

динамики. Они как бы выражают две стороны жизни человека, его характер.

Знание особенностей статичных и динамичных построений дает возможность

выхода на композиции с нюансированным преобладанием тех или других

начал.

В натюрморте ритм в наиболее ярком виде проявляется в декоративных

композициях

со

значительной

орнаментальной

составляющей.

Ритм

в

элементах графики проявляется в характере их начертания. Так, линия может

включать в себя прямую, кривую и зигзаг, очертания пятна могут иметь

различные по конфигурации участки и т.д.

Р. Кент. Окно хижины. 1920. Тушь, перо

Если в ритме важна повторность элементов, мерность их чередования,

то пластика определяет характер расположения, движение, протяженность

данных

элементов

на

плоскости

и

в

пространстве.

Можно

говорить

о

пластике элементов графики (например, линии в натюрмортах А. Матисса),

пластике предметных форм и пластике всей композиции.

Прежде,

чем

приступить

к

работе

над

графическим

натюрмортом,

можно обратиться к схеме с изображением простейших форм с помощью

линии и пятна.

При формулировке задания нужно учесть возраст учеников. Так,

например,

в

первом

классе

не

освоив

различные

виды

перспективы,

ученики изображают предметы в одной и той же проекции, используя

чертежный

метод.

Такой

рисунок

можно

назвать

чертежным

языком,

например «Вид спереди», в нем отсутствует перспективное изображение.

Таким

образом,

в

прикладной

графике

формируется

знаковость,

выражаемая

в

виде

схематических

символов.

Примеры

использования

чертежных методов на рисунке ниже.

а

б

Чертежный метод изображения: а — схематический контур натюрморта; б —

Г.И. Нарбут. Книжная заставка. Тушь.

В

практической

работе

по

выполнению

графического

натюрморта

ставится

задача

установить

равновесие

в

рисунке,

используя

тональные

пятна.

Для начальных классов предлагается натюрморт из предметов быта,

имеющих различную ровную тональную окраску, поставленных с условием

читаемости силуэта и заданного равновесия в натюрморте.

Можно

использовать

принцип

черное на

белом,

белое

на

черном.

Материал: черные маркеры различной толщины, тушь, перо, кисть.

В старших классах по мере изучения перспективного изображения

объектов, добавляется возможность применения светотени. Пятном может

быть как собственная тень, так и падающая.

Примеры работ учеников Краснозерской детской школы искусств.

София. 10 лет. Тушь.

София. 13 лет. Тушь.

Екатерина. 15 лет. Маркер

Использованная литература:

1.

Ли Н.Г.Рисунок. Основы учебного академического рисунка:

Учебник. – М, 2006.

2.

Барщ А.О. «Наброски и зарисовки». М., 1970.

3. Могилевцев В.А. Основы рисунка: Учеб. пособие. – СПб, 2007.

4. Н.П. Бесчастнов. Графика натюрморта: Учебное издание. – М, 2007.

5. Гусейнов Г.М. Пропедевтика. (Основы композиции): учебно-

методическое пособие. — ГОУ ВПО «Гжельский государственный

художественно-промышленный институт». Кафедра дизайна, 2011.



В раздел образования