Напоминание

Развитие естественнонаучной (функциональной) грамотности на уроках химии через проблемный вопрос.


Автор: Зайкина Лариса Вячеславовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ "Кочуровская школа"
Населённый пункт: с.Кочуры Милославского района Рязанской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие естественнонаучной (функциональной) грамотности на уроках химии через проблемный вопрос.
Раздел: полное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ (ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ)

ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНЫЙ

ВОПРОС

Современное

образование

направлено

на

подготовку

учащихся,

способных решать актуальные проблемы и эффективно применять

полученные

знания

в

реальной

жизни.

В

этом

контексте

особое

значение

приобретает

развитие

естественнонаучной,

или

функциональной,

грамотности.

Она

подразумевает

способность

учащихся использовать знания из области естественных наук, включая

химию, для решения повседневных задач, анализа и интерпретации

данных, а также принятия обоснованных решений.

Одним из эффективных подходов для развития естественнонаучной

грамотности является использование проблемных вопросов на уроках

химии.

Данный

метод

предполагает

постановку

перед

учащимися

открытого

вопроса,

не

имеющего

однозначного

ответа.

Это

стимулирует развитие критического мышления, навыков исследования

и самостоятельного поиска решений.

Суть проблемного вопроса на уроках химии

Проблемный вопрос — это инструмент, который помогает учащимся

выйти за рамки стандартных учебных задач и сосредоточиться на

решении

реальной

проблемы.

Например,

вопрос

может

касаться

экологических

проблем,

медицинских

задач

или

производственных

процессов, где химические знания играют ключевую роль.

Примеры проблемных вопросов на уроках химии:

Как использование пластиковых упаковок влияет на окружающую

среду и здоровье человека?

Какими способами можно снизить загрязнение воздуха выбросами

заводов и автомобилей?

Как изменяются свойства веществ при разных условиях, и как это

можно использовать в быту или на производстве?

Такого

рода

вопросы

вовлекают

учащихся

в

процесс

активного

поиска ответов. Это побуждает их применять свои знания о химических

реакциях, химических элементах, составах веществ и их свойствах.

Также они учатся анализировать последствия химических процессов,

что является важным аспектом естественнонаучной грамотности.

Преимущества

проблемного

подхода

в

химическом

образовании

Развитие критического мышления. Столкнувшись с проблемным

вопросом, учащиеся вынуждены анализировать различные аспекты

проблемы, искать возможные решения и оценивать их эффективность.

Это требует не только понимания теоретических основ химии, но и

способности связать их с реальной жизнью.

Укрепление междисциплинарных связей. Вопросы, касающиеся

химии,

часто

пересекаются

с

биологией,

физикой,

экологией,

географией

и

другими

науками.

Такой

подход

способствует

расширению кругозора учащихся и помогает им увидеть взаимосвязь

между различными научными дисциплинами.

Развитие

самостоятельности

и

исследовательских

навыков.

Проблемный

подход

подразумевает,

что

учащиеся

не

получают

готовых ответов от учителя. Вместо этого они должны самостоятельно

искать информацию, проводить эксперименты, сравнивать результаты

и делать выводы.

Практическая

направленность

обучения.

Решение

реальных

проблем

требует

от

учеников

применения

полученных

знаний

на

практике. Это делает обучение более осмысленным и мотивирующим,

так как учащиеся понимают, как их знания могут быть использованы в

жизни.

Пример использования проблемного вопроса на уроке химии

Допустим, учитель ставит перед классом вопрос: "Как можно снизить

вредное

воздействие

кислотных

дождей

на

экосистемы

и

инфраструктуру?"

Учащиеся начинают с обсуждения, что такое кислотные дожди и как

они образуются. Это включает химические реакции, происходящие в

атмосфере, например, взаимодействие оксидов азота и серы с водой.

Следующим

шагом

будет

исследование

последствий

кислотных

дождей, таких как разрушение зданий и памятников из мрамора и

известняка,

а

также

негативное

влияние

на

водоемы

и

лесные

экосистемы.

Далее учащиеся исследуют возможные способы решения проблемы,

включая

технологии

снижения

выбросов

оксидов,

использование

нейтрализаторов кислот и меры по восстановлению пострадавших

экосистем.

Во время работы над проблемой учащиеся не только углубляют свои

знания по химии, но и учатся применять эти знания для анализа

реальных проблем.

Заключение

Использование

проблемного

вопроса

на

уроках

химии

является

эффективным

средством

для

развития

естественнонаучной

грамотности. Такой подход помогает учащимся научиться не только

понимать

теоретические

аспекты

химии,

но

и

применять

их

для

решения актуальных задач современности. В условиях, когда общество

сталкивается с новыми вызовами в области экологии, здравоохранения

и промышленности, развитие функциональной грамотности становится

ключевым элементом качественного образования.



В раздел образования