Автор: Сасина Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 7
Населённый пункт: с. Калиновское Александровского муниципального округа Ставропольского края
Наименование материала: Выступление на заседании МО начальных классов
Тема: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации обновлённых ФГОС»
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №7» имени полного кавалера ордена Славы
Н. Г. Ситникова с. Калиновское
Александровского района Ставропольского края
Выступление
на заседании МО начальных классов
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках
реализации обновлённых ФГОС»
(из опыта работы)
Учитель начальных классов:
Сасина Елена Сергеевна
С.Калиновское
2024г.
Слайд 1
Вопросы
духовно-нравственного
развития,
воспитания,
совершенствования человека волновали общество во все времена. Духовно-
нравственное возрождение человека стало сегодня одной из главных тем
обсуждения в отечественном образовании. Это обусловлено утратой нашим
обществом многих идеалов, ценностных ориентаций, норм поведения, символов,
образцов положительных примеров, т.е. всего того, что входит в понятие
«воспитание».
Слайд 2
Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым
родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы
уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами
счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно
переносить трудности закладывается в раннем возрасте. Дети чутки и
восприимчивы ко всему, что их окружает. Поэтому возникла необходимость
говорить, как о проблемах духовно-нравственном воспитании, так и о
колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении.
Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество,
свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот
вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В ситуации безнравственности во
многих сферах жизни, окружающих ребёнка, - в быту, во дворе и на улице – в
том мутном потоке, что льётся на него с экранов телевизоров, всем, а особенно
ребёнку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы
нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда
спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен
уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления
ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается
нравственный фундамент личности. Что делать, где искать ребёнку сегодня эти
нравственные опоры и образцы?
Таким образом, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся
является первостепенной задачей современной образовательной системы и
представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Методологической основой реализации федерального государственного
образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания.
Слайд 3
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и
воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы
духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию
школьников
Слайд 4
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш
многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство,
наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются
базовые национальные ценности.
Слайд 5
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи всех
основных видов деятельности:
• урочной;
• внеурочной (культурные практики);
• внешкольной (социальные практики);
• общественно полезной.
Учебная
деятельность
–
формирует
преимущественно
когнитивный
компонент российской идентичности. Базовые национальные ценности и
соответствующая им система воспитательных задач должны быть встроены в
содержание учебных предметов. Важными принципами являются принципы
культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования,
нравственного развития личности.
Внеурочная деятельность. Праздники, викторины, выставки, дискуссии, игры,
деятельность кружков, секций, клубов и других форм дополнительного
образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности
является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами
и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в
меняющиеся
культурные
среды,
расширяет
их
опыт
конструктивного,
обучаемого, творческого поведения в культуре.
Во внеурочной и внешкольной деятельности формируются преимущественно
эмоционально
–
ценностный
и
поведенческий
компоненты
российской
идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное
воспитание.
Интеграция
воспитательных
усилий
семьи
и
школы
имеет
приоритетное значение на ступени начального общего образования.
Слайд 6
Участниками
духовно-нравственного
воспитания
становятся:
школа,
семья, общественные организации, учреждения дополнительного образования,
СМИ.
Слайд 7
Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через
содержание программного и дидактического материала, самой организацией
урока, личностью учителя.
На уроках необходимо использовать такие формы и виды деятельности, как
педагогические задачи, игры, игровые ситуации, исследовательские и проектные
методы обучения, изобразительную деятельность, прикладное творчество,
коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов,
занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий.
Особенно большие возможности для духовно-нравственного воспитания
школьников
имеет
учебный
материал
по
литературе,
русскому
языку,
окружающему миру, и т.д. В нём содержится большое количество морально-
этических суждений по отношению к человеку и обществу.
На уроках литературного чтения используются следующие формы работы:
1.Использование в начале урока в качестве эпиграфа высказывания писателя
или его героя. Цель не столько удивить ученика, а настроить его на идейную
волну урока, пробудить в нем душевные переживания.
2.Анализ текста – это основной вид работы на уроке литературы.
Наблюдение над словом,
содержащим эмоциональные знаки, которые
характерны для раскрытия внутреннего мира персонажа.
Анализ разными художественными способами - описание портрета героя,
его жилища, поведения, жестов, отношения к природе и другим героям.
Внимательное
прочтение
учит
детей
видеть
внешние
проявления
внутреннего состояния героев, глубже воспринять мир их чувств,
отражающийся в их мимике, жестах, действиях, интонации.
Наши дети учатся у героев полюбившихся произведений разным чувствам:
радости и огорчению, восторгу и печали. Урок литературного чтения учит
жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К
тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический
вкус.
Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение, нужно для того,
чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть,
поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой
разобраться читателю, чему учит данное произведение.
Выразительное чтение и анализ прочитанного один из самых полезных
видов работы на уроке. Вдумчивое чтение, передающее настроение героя
его чувства, владение интонацией текста помогает ребенку понять
внутренний мир героя, соотнести его поступки со своим мироощущением.
Ведь даже одна реплика героя, прочитанная с нужной глубиной
восприятия и правильной интонацией, требует повышенного внимания и
заслуживает похвалы. Сами ученики отмечают такое чтение своими
отзывами о герое: «Мне его жалко», «Я понял, почему он так делал».
Слайд 8
3.Рисование
иллюстраций
к
прочитанному тексту, где
ученики
интерпретируют
по-своему
произведение,
выражают
свое
эмоционально
отношение к нему.
Слайд 9
На уроках развития речи важно создание атмосферы «творческого
комфорта», «общего вдохновения». Почему не все ученики пишут искренне?
Возможно, бояться быть непонятыми. У меня свой подход к творчеству
учащихся.
1.Никогда не читать вслух работы учеников (только по их желанию).
2. Самые удачные мысли подчеркиваю в тексте и выношу на поля: «Молодец!»
или «!».
3.Предлагаю темы, которые увлекают ребят, являются актуальными для этого
класса
и
доступными,
побуждающими
каждого
к
самоанализу,
но
не
провоцирующие на излишнюю откровенность. Тем бывает не менее 3-х (на
выбор ученика).
4.Каждая работа требует индивидуального похода, поэтому комментарии (2-3
предложения) в виде пожелания, похвалы обязательно даю после проверочной
работы.
Слайд 10-11
В начальной школе закладываются основы познавательного интереса
школьника к изучению им окружающего мира, создаются условия для
формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне
осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в
привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним
взаимодействовать и т.д.
Сегодня учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в
достаточной степени с его прошлым и настоящим. И даже имеющийся
небольшой объем материала носит абстрактный характер. Поэтому включаем в
программу уроки по изучению родного края. Важным этапом работы в этом
направлении является целенаправленная классная, внеклассная и внешкольная
воспитательная
работа.
Большое
значение
имеет
связь
с
социосредой
(родителями, учреждениями села, способными помочь в освоении социальной,
культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой
работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я —моё
село”), значения Ставропольского края в истории и культуре России (“Я — моё
село,
мой
край,
мое
Отечество”).
Она
содействует
формированию
гражданственности, патриотизма.
Слайд 12
Другим важным источником духовно - нравственного опыта школьников
является разнообразная внеклассная и внеурочная деятельность.
Слайд 13
классные часы «Дорогою добра». «Какой я?». Цель: учить ребят взаимному
уважению друг к другу, а также к пожилым людям, воспитание культуры
межличностных отношений. При подготовке классных часов я опиралась на
книгу «Уроки добра и красоты», авторы: Потанина Л.Г., Щуркова Н.Е.
Слайд 14-15
Если рассуждать о сфере нравственного сознания, духовной культуры
личности, вряд ли можно найти чувство более высокое, более значимое, чем
патриотизм. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая,
устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении,
нравственных идеалах, нормах поведения, социально-значимой деятельности.
Воспитанию
любви
к
родине,
исторической
памяти,
уважения
к
защитникам
Отечества
способствуют
рассказы
о
ветеранах
Великой
Отечественной войны.
беседы «От любви к матери – до любви к Родине», «Кого мы называем добрым».
дискуссии, конкурсы рисунков, посвященные Дню Победы, Дню защитника
Отечества. В связи с событиями, происходящими сегодня мы с детьми тоже не
остаёмся в стороне. Рисунки, письма, посылки солдатам –это то, что ребята
делают от души. С огромным интересом 1 сентября в нашем классе прошла
онлайн встреча с участником СВО Гаджимусиловым А.О. Всё это способствует
формированию ценностного отношения к родине, ее героическому прошлому и
настоящему, государственным символам, родному языку, народным традициям,
старшему поколению
Слайд 16 - 22
Познание нравственных, общечеловеческих ценностей, превращение их в
личное убеждение происходит во время спортивных соревнований, Дней
здоровья, экскурсий в музеи города, постоянных пеших прогулок, которые мы с
классом очень любим.
Выставки рисунков, конкурсы, коллективные игры, - все это включает
младшего
школьника
в
деятельность,
способствующую
формированию
устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника,
решаются задачи становления его гражданского мировоззрения. Вырабатывается
способность
самостоятельно
оценивать
происходящее
и
строить
свою
деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Слайд 23
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в
семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют
непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в
семье
проецируются
на
отношения
в
обществе
и
составляют
основу
гражданского поведения человека. Однако, педагогическая функция семьи в
настоящее время несколько снижена. Поэтому в плане воспитательной работы с
родителями и классным коллективом достаточно много места отведено
семейному воспитанию, где семья рассматривается как малая социальная группа,
естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности
ребенка.
Слайд 24
Чтобы рассказать родителям о развитии ребёнка в семье, как личности,
вовлечь детей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов; дать
детям и взрослым возможность почувствовать, оценить, гармоничны ли
отношения между ними в семье, проведено родительское собрание «Я и моя
семья». Были поставлены вопросы, перед родителями: «Ваш ребёнок не убрал
свою постель. Как вы поступите: уберёте сами, заставите его убрать или
поступите как-то иначе?» Ученики же искали ответ на вопрос «Как выразить
свою любовь к родителям?». Разыгрывалась ситуация конфликта дочери и мамы.
Участникам
родительского
собрания
необходимо
было
найти
пути
их
примирения.
Для
семей
были
коллективные
задания,
направленные
на
построение крепкого и счастливого семейного дома. Дети и родители совместно
рисовали дома и демонстрировали их. По окончании родительского собрания
дети и родители сделали вывод:
1.
Есть одно правило жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого.
А поэтому нужно стараться жить так, чтобы в семье было всё хорошо.
2.Дети будут помогать родителям по дому, выполнять домашние задания,
слушаться старших всегда и во всём, быть примером для маленьких братьев и
сестёр.
Слайды 25
В
нравственном
опыте
ребенка
немаловажную
роль
выполняет
пространство, в котором он находится.
Естественно, что нравственное воспитание детей зависит и от личного
примера педагога, его поведения, отношения к ученикам, мировоззрения,
деловых
качеств,
авторитета.
Известно,
что
для
большинства
младших
школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем.
Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей
личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно.
Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и
тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет
расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно. Я считаю, что
всегда нужно начинать с себя. Поэтому воспитывать патриотов своей страны я
начала со своей семьи.
Слайд 26
В педагогической деятельности, решая задачи духовно-нравственного
воспитания младших школьников, я опираюсь на Азбуку нравственной культуры
В. А. Сухомлинского, которая обращена к ученику:
1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое
желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница
между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки
вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все
так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе
счастье детства. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай
товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они
дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным
гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь
непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло
другим
людям,
обкрадывает
общество.
Овладевая такой Азбукой морали, дети, как говорил великий педагог, «
постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и
несправедливости».
Духовно-нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается
с рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд может
показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном
процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика
зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые
возможности для духовно-нравственного воспитания. Ребенок, подросток и
юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания.
Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает
проектировать в воспитании его дальнейший рост.
Слайд 27
Спасибо за внимание.