Напоминание

Причины неуспешности у детей с ЗПР


Автор: Капшук Инна Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21"
Населённый пункт: г. Сергиев Посад
Наименование материала: статья
Тема: Причины неуспешности у детей с ЗПР
Раздел: начальное образование





Назад




Причины неуспешности у детей с ЗПР

Проблема неуспешности определенной части учащихся начальной общеобразовательной

школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков.

В нашей школе обучаются дети, которые имеют задержку психического развития и сегодня я

остановлюсь именно на них. Задержка психического развития (ЗПР)- это пограничная форма

интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение

познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её

функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая

форма, а замедленный темп развития.

В связи с этим, общие трудности, наблюдающихся у детей с проблемами в обучении:

- низкая динамика работоспособности на уроке;

- невнимательность;

- медленный темп осмысления информации, выполнения практических заданий;

- неусидчивость;

- не сразу понимают пояснение;

- неаккуратное ведение тетрадей;

- задание необходимо повторять несколько раз, прежде чем оно будет выполнено;

- плохо ориентируются в тетради;

- постоянно отвлекается на уроках (постоянно занимается посторонними делами);

- недостаточно развито словесно-логическое мышление;

- психосоматические нарушения;

- низкий уровень зрительно-слуховой памяти;

- плохо развита моторика рук;

- недостаточность абстрактного мышления;

Одной из главных причин неуспеваемости являются дефекты здоровья школьников. К

внутренним причинам относятся: низкое развитие интеллекта, отсутствие устойчивой

положительной мотивации учения и слабо развита волевая сфера.

Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.

1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой

школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто

конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то

же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает

необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со

строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают

страх или отказ играть.

2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей,

такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.

3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее

перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре

и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито,

поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп

работы ниже, чем у нормального ребенка.

5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не

соответствует темпу их индивидуального развития.

6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность

как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в

более доступную деятельность.

Поэтому главная задача педагога, у которого в классе есть ученик с задержкой, и

образовательного учреждения в целом – создать для него такие условия, которые помогут ему

наверстать то, что по каким-либо причинам упущено. Какие же нужны условия и что

именно для этого нужно делать?

Инклюзивное образование заключается в предоставлении качественного образования для всех

при уважении и учете различий потребностей, способностей, ожиданий учащихся.

Организационно-педагогические условия подразумевают под собой большей частью работу

учителя. Во-первых, это создание адаптированной образовательной программы. Под этим

термином понимается образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с

ЗПР, разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом

адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими

особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ. Строится

эта программа так же с учетом рекомендаций ПМПК. Для детей ЗПР это программы 7.1 и 7.2.

В прошлом году в МБОУ СОШ № 19 открылся ресурсный класс, в который могли быть

зачитододослены дети, которые по решению ПМПК попадали в общеобразовательную школу.

Ребенок.который успешно освоил программу 7.2 переводится на программу 7.1.

Прежде чем создавать АОП, нужно провести педагогическую диагностику и

выяснить глубину пробелов в знаниях (возможно, возникших очень давно), причины этих

пробелов, а также выявить «западающие» психические функции.

Разработка программы ведется с учетом особенностей развития, индивидуальных

возможностей и способностей. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается

поддержкой психолого-педагогического сопровождения и, при необходимости, тьютором.

Для обучающихся с ЗПР проводятся коррекционные занятия педагогом-психологом,

учителем-логопедом, учителем-дефектологом, учителем-предметником в соответствии с

рекомендациями ПМПК.

Еще одним фактором, способствующим преодолению неуспешности ребенка является

изучение метод.литературы, прохождение курсов, самообразование и обмен опытом с

коллегами. Для чего это нужно? Чтобы знать, что стоит требовать от ребёнка, а что ему будет

не под силу. Чтобы создавать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и

желание учиться дальше, преодолевать трудности (которых у него – вагон и маленькая

тележка).

В- третьих, это создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе, исключающей

неприятия остальными детьми ребенка с ЗПР, помогающей этому ребенку раскрыть свой

творческий потенциал, реализоваться в коллективе.

Следующий шаг — просветительский разговор с детьми. Полезно подключить к беседе

психолога или других специалистов.

Кроме того, в помощи нуждается и сам инклюзивный ребенок. Задача учителя поддержать его

и подсказать, как действовать в неприятных ситуациях.

Учителю стоит провести работу с родителями всего класса. Как и в предыдущем случае, здесь

возникает просветительская задача. Начать полезно именно с родителей, т. к. часто именно

сами взрослые невзначай формируют негативное отношение к особенному

ребенку. Немаловажной проблемой является отношение родителей как нормально

развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в

ОУ. Со стороны родителей «особых» детей зачастую возникает ситуация, когда они перестают

реально соотносить возможности особого ребенка и перспективы его развития, и просто

перекладывают ответственность за обучение и воспитание ребенка на специалистов. Эту

проблему нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, педагогов и специалистов ОУ.

Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными

потребностями, они боятся, что нахождение в классе ребенка с ОВЗ может навредить их

собственным детям. А ведь ни для кого не секрет, что отношения детей к особенным детям в

большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо

проводить

работу с

родителями, направленную на повышение уровня компетенции по

вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ОУ.

Только совместно с родителями мы можем решать поставленные перед нами задачи. А порой

родители являются единственными, кто может помочь своему ребенку не замыкаться в стенах

своего дома. Наши родители требуют к себе особого подхода, нуждаются в специальной

подготовке. Огромное значение имеет и то,

что родители ни в коем случае не должны

оставаться в стороне. Во-первых, именно они – главные и первые воспитатели и учителя

ребёнка, с ними ребёнок проводит (или должен проводить) большую часть времени, а во-

вторых, педагогам просто не успеть без участия родителей «нагнать» с обучающимся то, что

было упущено и не усвоено.

Но не все родители согласны, чтобы их дети обучались совместно с таким инклюзивным

ребенком, своих детей также настраивают такого ребенка. Людям свойственно бояться

неизвестного. Поэтому задача педагога — провести просветительскую работу, и начать с азов.

Рассказать об инклюзии в целом, о детях с ОВЗ, об особенностях конкретного ученика.

Ещё один из ключевых моментов – в оказании медицинской помощи ребёнку. Как уже

говорилось выше, у детей с задержкой психического развития практически всегда отмечается

отставание в развитии психических функций. А причиной этого, в свою очередь, является

недостаточное или замедленное созревание определённых областей коры головного мозга..

Как учить ребёнка с задержкой в условиях класса? Ответ и прост, и сложен

одновременно:

применяя

индивидуальный

и

дифференцированный

подход.

Что

это

значит? Учителю

необходимо

уделять

для

него на

уроке отдельное время

и

особое

внимание. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже

приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему

непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим

количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать

несколько другие задания, которые ему в данный момент под силу (например, на карточках).

Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность

увидеть и услышать образец ответа. Разрешать ему при ответе, при выполнении заданий

пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами,

планами

и

пр.

В

общем,

это

означает

для

учителя

большую

предварительную,

подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с

подобными проблемами.

Для этого необходимо приобщать таких детей к жизни класса и школы, к участию в

общественных мероприятиях. А они очень любят такого вида занятия. Дети с ЗПР охотно

участвуют в творческих номерах, рисуют, поют, танцуют.

Это помогает им уверенно чувствовать себя в коллективе, установить контакт с

одноклассниками. Особенно когда эти занятия становятся успешными.

В план учебно-воспитательной работы нужно включать мероприятия по формированию

толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, так как

проблема обучения детей с ограниченными возможностями в обычных общеобразовательных

школах назрела давно. Необходимо вести работу по привлечению детей с ЗПР занятиям

внеурочной деятельности, проводить индивидуальные беседы со школьниками, их

родителями, приобщать к творческим делам класса и школы.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание

того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти

дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных

возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является

то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в

жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно понимать, принимать и

учитывать.

Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается

их оценивания: какими критериями пользоваться при выставлении отметки? Можно ли

ставить положительные оценки «за работу», «за старание» или «чтобы не отбить желание

учиться»? Обучающиеся с задержкой психического развития вполне могут усваивать

общеобразовательную программу (если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не

нужно им ставить повышенные отметки из жалости. Оценивать их нужно в соответствии

с адаптированной программой. Критерии оценки остаются теми же, что и для всех

остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий.

Первое – опираться на то содержание учебного материала, которое в данный момент

осваивает данный ученик, и на его возможности. Например, весь класс за урок решил десять

примеров и три задачи, а этот успел справиться с пятью примерами и одной задачей (конечно,

при условии, что он не ерундой занимался половину урока, а тоже работал) – ставим отметку

за качество выполнения, а не за количество.

Второе – не надо требовать и ждать от него повышенного уровня знаний: пусть он успеет

понять и запомнить хотя бы обязательный минимум или так называемый «средний уровень».

Для профилактики неуспешности рекомендуются следующие приемы и методы:

Устная похвала ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

Проведение минуток активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями.

Минимальное количество отвлекающих предметов в классе (картин, стендов).

Индивидуальная работа с гиперактивными детьми. Оптимальное место для таких детей — в

центре класса, напротив доски. Обучающиеся находятся перед глазами учителя. Им

предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях

затруднений.

Направление лишней энергии гиперактивных детей в полезное русло

(привлечение к ведущей роли в учебной игре, участию в проектах и т.д.).

При использовании проблемного обучения, повышение мотивации учеников через

элементы игры, соревнования, выполнение творческих, развивающих заданий, частая смена

заданий с небольшим числом вопросов и, наоборот, избегание монотонной деятельности,

На определённый отрезок времени дается лишь одно задание. Если ученику предстоит

выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей.

Учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые

коррективы.

Предоставление задания в соответствии с рабочим темпом и способностями

ученика. Избегание предъявления завышенных или заниженных требований к ученику.

Создание ситуации успеха для каждого ученика. Обучение ребят лучше использовать свои

сильные стороны, чтобы компенсировать нарушенные функции за счёт здоровых.

Совместно с психологами оказание помощи ребёнку адаптироваться в условиях школы и в

классном коллективе — воспитание навыков работы в школе, обучение необходимым

социальным нормам и навыкам общения.

У детей с ОВЗ необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с

окружающим, преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного

взаимодействия со сверстниками, взрослыми, умение понять себя и окружающих. Познавание

мира во всех его проявлениях является существенным условием позитивных изменений в

развитии детей, способствует успешному формированию личности ребенка.



В раздел образования