Автор: Капшук Инна Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21"
Населённый пункт: г. Сергиев Посад
Наименование материала: статья
Тема: Причины неуспешности у детей с ЗПР
Раздел: начальное образование
Причины неуспешности у детей с ЗПР
Проблема неуспешности определенной части учащихся начальной общеобразовательной
школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков.
В нашей школе обучаются дети, которые имеют задержку психического развития и сегодня я
остановлюсь именно на них. Задержка психического развития (ЗПР)- это пограничная форма
интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение
познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её
функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая
форма, а замедленный темп развития.
В связи с этим, общие трудности, наблюдающихся у детей с проблемами в обучении:
- низкая динамика работоспособности на уроке;
- невнимательность;
- медленный темп осмысления информации, выполнения практических заданий;
- неусидчивость;
- не сразу понимают пояснение;
- неаккуратное ведение тетрадей;
- задание необходимо повторять несколько раз, прежде чем оно будет выполнено;
- плохо ориентируются в тетради;
- постоянно отвлекается на уроках (постоянно занимается посторонними делами);
- недостаточно развито словесно-логическое мышление;
- психосоматические нарушения;
- низкий уровень зрительно-слуховой памяти;
- плохо развита моторика рук;
- недостаточность абстрактного мышления;
Одной из главных причин неуспеваемости являются дефекты здоровья школьников. К
внутренним причинам относятся: низкое развитие интеллекта, отсутствие устойчивой
положительной мотивации учения и слабо развита волевая сфера.
Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.
1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой
школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто
конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то
же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает
необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со
строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают
страх или отказ играть.
2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей,
такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее
перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре
и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито,
поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп
работы ниже, чем у нормального ребенка.
5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не
соответствует темпу их индивидуального развития.
6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность
как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в
более доступную деятельность.
Поэтому главная задача педагога, у которого в классе есть ученик с задержкой, и
образовательного учреждения в целом – создать для него такие условия, которые помогут ему
наверстать то, что по каким-либо причинам упущено. Какие же нужны условия и что
именно для этого нужно делать?
Инклюзивное образование заключается в предоставлении качественного образования для всех
при уважении и учете различий потребностей, способностей, ожиданий учащихся.
Организационно-педагогические условия подразумевают под собой большей частью работу
учителя. Во-первых, это создание адаптированной образовательной программы. Под этим
термином понимается образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с
ЗПР, разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом
адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими
особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ. Строится
эта программа так же с учетом рекомендаций ПМПК. Для детей ЗПР это программы 7.1 и 7.2.
В прошлом году в МБОУ СОШ № 19 открылся ресурсный класс, в который могли быть
зачитододослены дети, которые по решению ПМПК попадали в общеобразовательную школу.
Ребенок.который успешно освоил программу 7.2 переводится на программу 7.1.
Прежде чем создавать АОП, нужно провести педагогическую диагностику и
выяснить глубину пробелов в знаниях (возможно, возникших очень давно), причины этих
пробелов, а также выявить «западающие» психические функции.
Разработка программы ведется с учетом особенностей развития, индивидуальных
возможностей и способностей. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается
поддержкой психолого-педагогического сопровождения и, при необходимости, тьютором.
Для обучающихся с ЗПР проводятся коррекционные занятия педагогом-психологом,
учителем-логопедом, учителем-дефектологом, учителем-предметником в соответствии с
рекомендациями ПМПК.
Еще одним фактором, способствующим преодолению неуспешности ребенка является
изучение метод.литературы, прохождение курсов, самообразование и обмен опытом с
коллегами. Для чего это нужно? Чтобы знать, что стоит требовать от ребёнка, а что ему будет
не под силу. Чтобы создавать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и
желание учиться дальше, преодолевать трудности (которых у него – вагон и маленькая
тележка).
В- третьих, это создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе, исключающей
неприятия остальными детьми ребенка с ЗПР, помогающей этому ребенку раскрыть свой
творческий потенциал, реализоваться в коллективе.
Следующий шаг — просветительский разговор с детьми. Полезно подключить к беседе
психолога или других специалистов.
Кроме того, в помощи нуждается и сам инклюзивный ребенок. Задача учителя поддержать его
и подсказать, как действовать в неприятных ситуациях.
Учителю стоит провести работу с родителями всего класса. Как и в предыдущем случае, здесь
возникает просветительская задача. Начать полезно именно с родителей, т. к. часто именно
сами взрослые невзначай формируют негативное отношение к особенному
ребенку. Немаловажной проблемой является отношение родителей как нормально
развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в
ОУ. Со стороны родителей «особых» детей зачастую возникает ситуация, когда они перестают
реально соотносить возможности особого ребенка и перспективы его развития, и просто
перекладывают ответственность за обучение и воспитание ребенка на специалистов. Эту
проблему нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, педагогов и специалистов ОУ.
Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными
потребностями, они боятся, что нахождение в классе ребенка с ОВЗ может навредить их
собственным детям. А ведь ни для кого не секрет, что отношения детей к особенным детям в
большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо
проводить
работу с
родителями, направленную на повышение уровня компетенции по
вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ОУ.
Только совместно с родителями мы можем решать поставленные перед нами задачи. А порой
родители являются единственными, кто может помочь своему ребенку не замыкаться в стенах
своего дома. Наши родители требуют к себе особого подхода, нуждаются в специальной
подготовке. Огромное значение имеет и то,
что родители ни в коем случае не должны
оставаться в стороне. Во-первых, именно они – главные и первые воспитатели и учителя
ребёнка, с ними ребёнок проводит (или должен проводить) большую часть времени, а во-
вторых, педагогам просто не успеть без участия родителей «нагнать» с обучающимся то, что
было упущено и не усвоено.
Но не все родители согласны, чтобы их дети обучались совместно с таким инклюзивным
ребенком, своих детей также настраивают такого ребенка. Людям свойственно бояться
неизвестного. Поэтому задача педагога — провести просветительскую работу, и начать с азов.
Рассказать об инклюзии в целом, о детях с ОВЗ, об особенностях конкретного ученика.
Ещё один из ключевых моментов – в оказании медицинской помощи ребёнку. Как уже
говорилось выше, у детей с задержкой психического развития практически всегда отмечается
отставание в развитии психических функций. А причиной этого, в свою очередь, является
недостаточное или замедленное созревание определённых областей коры головного мозга..
Как учить ребёнка с задержкой в условиях класса? Ответ и прост, и сложен
одновременно:
применяя
индивидуальный
и
дифференцированный
подход.
Что
это
значит? Учителю
необходимо
уделять
для
него на
уроке отдельное время
и
особое
внимание. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже
приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему
непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим
количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать
несколько другие задания, которые ему в данный момент под силу (например, на карточках).
Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность
увидеть и услышать образец ответа. Разрешать ему при ответе, при выполнении заданий
пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами,
планами
и
пр.
В
общем,
это
означает
для
учителя
большую
предварительную,
подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с
подобными проблемами.
Для этого необходимо приобщать таких детей к жизни класса и школы, к участию в
общественных мероприятиях. А они очень любят такого вида занятия. Дети с ЗПР охотно
участвуют в творческих номерах, рисуют, поют, танцуют.
Это помогает им уверенно чувствовать себя в коллективе, установить контакт с
одноклассниками. Особенно когда эти занятия становятся успешными.
В план учебно-воспитательной работы нужно включать мероприятия по формированию
толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, так как
проблема обучения детей с ограниченными возможностями в обычных общеобразовательных
школах назрела давно. Необходимо вести работу по привлечению детей с ЗПР занятиям
внеурочной деятельности, проводить индивидуальные беседы со школьниками, их
родителями, приобщать к творческим делам класса и школы.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание
того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти
дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных
возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является
то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в
жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно понимать, принимать и
учитывать.
Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается
их оценивания: какими критериями пользоваться при выставлении отметки? Можно ли
ставить положительные оценки «за работу», «за старание» или «чтобы не отбить желание
учиться»? Обучающиеся с задержкой психического развития вполне могут усваивать
общеобразовательную программу (если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не
нужно им ставить повышенные отметки из жалости. Оценивать их нужно в соответствии
с адаптированной программой. Критерии оценки остаются теми же, что и для всех
остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий.
Первое – опираться на то содержание учебного материала, которое в данный момент
осваивает данный ученик, и на его возможности. Например, весь класс за урок решил десять
примеров и три задачи, а этот успел справиться с пятью примерами и одной задачей (конечно,
при условии, что он не ерундой занимался половину урока, а тоже работал) – ставим отметку
за качество выполнения, а не за количество.
Второе – не надо требовать и ждать от него повышенного уровня знаний: пусть он успеет
понять и запомнить хотя бы обязательный минимум или так называемый «средний уровень».
Для профилактики неуспешности рекомендуются следующие приемы и методы:
Устная похвала ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
Проведение минуток активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями.
Минимальное количество отвлекающих предметов в классе (картин, стендов).
Индивидуальная работа с гиперактивными детьми. Оптимальное место для таких детей — в
центре класса, напротив доски. Обучающиеся находятся перед глазами учителя. Им
предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях
затруднений.
Направление лишней энергии гиперактивных детей в полезное русло
(привлечение к ведущей роли в учебной игре, участию в проектах и т.д.).
При использовании проблемного обучения, повышение мотивации учеников через
элементы игры, соревнования, выполнение творческих, развивающих заданий, частая смена
заданий с небольшим числом вопросов и, наоборот, избегание монотонной деятельности,
На определённый отрезок времени дается лишь одно задание. Если ученику предстоит
выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей.
Учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые
коррективы.
Предоставление задания в соответствии с рабочим темпом и способностями
ученика. Избегание предъявления завышенных или заниженных требований к ученику.
Создание ситуации успеха для каждого ученика. Обучение ребят лучше использовать свои
сильные стороны, чтобы компенсировать нарушенные функции за счёт здоровых.
Совместно с психологами оказание помощи ребёнку адаптироваться в условиях школы и в
классном коллективе — воспитание навыков работы в школе, обучение необходимым
социальным нормам и навыкам общения.
У детей с ОВЗ необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с
окружающим, преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного
взаимодействия со сверстниками, взрослыми, умение понять себя и окружающих. Познавание
мира во всех его проявлениях является существенным условием позитивных изменений в
развитии детей, способствует успешному формированию личности ребенка.