Автор: Баришполец Татьяна Петровна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: Калининградская обл.,г.Калининград
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Основные исполнительские средства аккомпанемента вокальных произведений"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств «Гармония»
Методическое сообщение
на тему: «
Основные исполнительские средства аккомпанемента вокальных
произведений»
Выполнила:
Баришполец Татьяна Петровна
концертмейстер
МАУ ДО «ДШИ «Гармония»
г. Калининград, 2024
Типичные
формы
аккомпанемента
должны
направит
внимание
исполнителя на ряд важных моментов, таких как: 1) содержательность
различных фактур и их смена; 2) роль шаговой основы в сопровождении; 3)
процесс возникновения мелоса в движении гармонической опоры.
Эти
задачи
необходимо
дополнить
основными
выразительными
средствами, такими как : артикуляция, агогига и динамика.
В инструментальной музыке тот или иной оттенок и его мера
определяются знанием стиля и жанра, ощущением общих музыкальных
закономерностей. В вокальной музыке исполнение подчиняется более
объективным и точным критериям логики. Здесь становится необходимым
момент понимания образа, метода его воплощения поэтом и композитором,
роли того или иного исполнительского средства, особенностей технологии
«вокальной
речи».
Все
это
становится
необходимой
опорой
художественности сопровождения и ансамблевого контакта.
Артикуляция
Понятие «артикуляция» - это абсолютная протянутость отдельных
звуков в пределах обозначенной временной доли и характер их связи
(звуковедение). В штрихе legato звук заполняет всю временную долю и
переходит в другой звук без перерыва звучания. В штрихах pizzicato, staccato
и т.п. имеет место прерывистость звучания. Отношение между фактическим
звучанием и паузой в пределах соответственной временной доли, в сочетании
с характером «атаки» звука, создает различие штрихов.
Характер артикуляции также определяется такими терминами как
pesante, marcato, leggiero и другими.
Тот или иной вид артикуляции имеет важнейшее значение для
обрисовки реалистического конкретного образа.
Основной вид мелодической артикуляции – пластически гибкая и
связная линия,
legato, часто
дополняемое определением «cantabile» -
совершенно очевидно восходит к принципу пения, а отсюда – к образу
личности.
Поэтому
и
мелодизация
аккомпанемента,
возникновение
сопутствующих голосов, вызывает образ сочувственных реплик, имеющих
вокальный, личностный характер.
Тесная
связь
с
декламационным
принципом
оказывает
непосредственное влияние на артикуляцию в вокальной музыке, особенно в
эпизодах речитативного характера.
Речитативная
декламация
определяет
собой
и
артикуляцию
сопровождения.
Аккордовые
опоры
речитативов
иногда
даны
как
утверждение, в них – то спокойная уверенность, то- робость, испуг,
вздрагивание.
Существенной
стороной
артикуляции
является
разнообразная
трактовка лиг.
Разная степень пропетости длинного звука, характер окончания лиги-
более отрывистый или мягкий, затухающий или активный- в связи со
словесным
текстом
приобретает
особенную
конкретно-образную
и
эмоциональную выразительность.
Агогика дыхания и цезур тесно связана с характером речи и является
особой сферой выразительности. Потребность взять дыхание нередко требует
агогическую цезуру и в случаях скороговорки ( ария Фарлафа, «Гопак»
Мусоргского).
Но обычно смены дыхания соответствуют членению речи, то есть
определяются синтаксическим построение и пунктуацией. В этом своем
качестве они подчеркивают и подкрепляют логическое изложение мысли.
Являются логической цезурой.
Пунктуация, логическое членение речи, объективно отражает весьма
сложный процесс оформления мысли и эмоции. Знаки препинания не
препятствуют мысли, а раскрывают ее подтекст. Широкий круг связей и
отношений. А дыхание, соответствующее пунктуации, подчеркивает и эту
сторону высказывания. Насыщая логические цезуры глубоким подтекстом.
Взволнованность музыкальной речи органически вызывает и смещение
цезур вздоха («Все, все, все…для тебя»- «День ли царит» Чайковского).
В вокальной музыке наиболее отчетливо выступает агогика интонаций.
Она особенно ярко проявляется в экспрессивности интервального скачка.Ход
мелодии на болшой интервал всегда свидетельствует о значительном
эмоциональном сдвиге, иногда – в сторону повышения энергии выражения,
иногда – в сторону мечтательного порыва и т.п. экспрессивная интонация
естественно влечет мобилизацию связок, дыхательного аппарата. Затрату
определенной мускульной энергии.
Скачок голоса часто подготавливается опеванием исходного звука
(группетто и т.д.) «Это своего рода накопление энергии перед броском и
поиски выражения» - явление, аналогичное живой, импровизированной речи.
Тенденцию к расширению имеет вся фигура.
Есть общие закономерности в вокальной музыке, которые выходят за
пределы проблем сопровождения. Это – подчеркивание диссонантных
сочетаний,
ладовых
смещений
и
сложных
модуляционных
ходов;
напряжение доминанты и утверждение тоники ( характерное расширение
кадансов); расширение кульминаций, некоторая подчеркнутость начала
фразы или вступления нового голоса.
Агогика
Агогические отклонения не возникают спонтанно, а на основе разных
побудительных
поводов,
исходящих
из
психологической
активности
исполнителя.
Концертмейстеру не следует воспринимать агогические отступления
вокалиста как неожиданность или случайность. Он должен понять их
логичность и эмоционально-смысловую оправданность,
воспринять и
усвоить художественный образ и все тонкости музыкальной речи персонажа.
Именно
это
и
составляет
основную
предпосылку
ансамблевой
синхронности.
Концертмейстер должен помочь вокалисту вести фразу к икту,
предоставить ему удобную цезуру для дыхания, поддержать выразительность
пунктуации, содействовать артикуляции речи, подкрепить экпрессивные
взлеты интонации, объединять и разделять мысли-предложения и более
крупные смысловые части целого.
Вокальная
музыка
позволяет
в
наибольшей
степени
раскрыть
психофизические основы, которые определяют и сам принцип агогики.
Гибкость, подвижность ритмической пульсации передает само биение жизни
во всей её органичности и конкретности.
Динамика
Динамика – одно из наиболее действенных средств индивидуальной
интерпретации. В аккомпанементе возникает особый аспект проблем
динамики и в эстетико-методологическом , и в практическом отношении.
Понятие «музыкальная динамика» имеет две стороны: уровень силы
звучания и изменения этого уровня. Они тесно связаны друг с другом, но
далеко не тождественны по значению.
Шкала динамики возникла в неразрывной связи с определенным
кругом слыслов и представлений. За такими терминами, как piano, fortissimo
и
т.д.,
лежит
глубокое
историческое
и
социально-психологическое
содержание.
Расчлененность динамических уровней устанавливает более точные
меры исполнительской интерпретации по сравнению с агагическими
указаниями.
«Исходным уровнем» динамической меры является поющий голос.
Этот уровень, присущий нормальному «cantabile», определяется терминами
«mezzo piano» и «mezzo forte», которые относятся к среднему звучанию.
Повышения экспрессии, кульминации, восклицания, призыв, приказ и
т.п. приводят к усилению динамики до forte. И наоборот: падение энергии,
робкое признание, затаенная угроза и прочее снижают уровень до piano.
В аккомпанементе к вокальному произведению существуют разные
виды активности – от поддержки пульса высказывания до развернутых
сопоставлений и противоречий. Три момента – поддержка, сопоставление,
противоречие- образуют соответственно три степени смысловой связи: фон,
диалог, конфликт.
Этим
обосновывается
и
конкретная
мера
соответствия:
пока
сопровождение только фон, оно подчинено солирующему голосу всецело и
отвечает художественному образу данного произведения.
Мелодизация аккомпанемента, возникновение попевок, имитаций.
Самостоятельных голосов – ступени, ведущие к диалоговым формам, где
значимость вторых голосов почти уравнивается с солирующим голосом, в
частности в плане динамики.
А
в
принципе
противоречия.
Конфликта
возникает
из
противопоставления индивиду чего-то превосходящего его по мощи:
различные разбушевавшиеся силы природы, олицетворение Судьбы, Войны,
Смерти и др.
Такие образы, естественно, подсказывают оттенки, превышающие
личностную
«норму»
и
представляют
наиболее
высокие
ступени
динамической шкалы ( fff и т.д.).
А еле слышные шорохи, таинственность, отдаленность, оцепенение,
засыпание и др. – соответствуют нижним уровням динамики (ppp и др.)
Таким
образом,
в
зависимости
от
конкретной
художественной
функции, в аккомпанементе может быть использован весь диапазон силы
звучания, от крайнего pianissimo до предельного forte.
Динамика образует упорядоченную систему ступеней, измиряемую
определенными показателями (ppp – pp- p и т.д.). Они говорят при этом не
только о количественном отличии разных динамических уровней, но также
об их качественном, смысловом своеобразии.
Еще одна сторона динамики – нарастание или падение силы звука. Это,
как известно, выразительное средство музыки, производящее огромное
воздействие на слушателя. Это в полной мере относится к вокальному
произведению и к партии сопровождения. Мельчайшие динамические
нарастания и падения служат интонационному звукосопряжению, равно
естественности и выразительности слова и фразы и выступают в совместной
связи с агогикой.
В вокальной музыке сюжет, персонаж во многих случаях подсказывают
и динамику аккомпанемента. Тем не менее всегда следует учитывать меру
силы, аккомпанируя, к примеру, лирическому сопрано или драматическому
тенору и соответственно этому регулировать весь динамический план. И ,
разумеется, надо учитывать индивидуальные данные исполнителя.
Тесситура (регистр) голоса также является важнейшим регулятором
динамики. Концертмейстер должен иметь в виду относительную звонкость
верхних регистров и некоторую затемненность нижних и соизмерять с этим
силу звучности при всех прочих обстоятельствах.
Вывод
Артикуляция, агогика и динамика имеют каждое своё выразительное
значение и специфику. В вокальной музыке они выступают в сложном
единстве, поэтому механическое разделение этих выразительных средств
невозможно. В своей работе концертмейстер должен понимать агогические
отступления, точно следовать динамическим критериям, наиболее полно
владеть всеми приёмами артикуляции и знать точную «меру» всех штрихов.
Все исполнительские средства содержательны, их взаимосвязь в
исполнительском
варианте
создает
каждый
раз
особенный
оттенок
выразительности, смысла. Исполнительский замысел композитора предельно
ясен, если чётко следовать указаниям в тексте. Но это не говорит о том, что
не нужно считаться с возможностями конкретного исполнителя, с его
особенностями голоса и темперамента.
Список методической литературы:
1.Визная И.,Геталова О. Аккомпанемент, изд. Композитор, СПб,2009
2. Гофман И. «Фортепианная игра. Вопросы и ответы» М. 1938
3. Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. –
Л.Музыка,1961
4. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-
концертмейстера. Музыка в школе.- 2001 - №4
5. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента. Л. –Музыка -1972г.
6. Мур. Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания и размышления о
музыке. Перевод с английского и предисловие В.Н.Чачавы. – М. –
Радуга.1987
7. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. –
М. – Музыка,1996
8.Чачава В.Н. Некоторые вопросы обучения концертмейстера//Фортепиано -
№2, 2003
9.Савельева М.В. Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском
классе чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и
аккомпанементу//Методические записки по вопросам музыкального
образования: Сб.ст./Ред.-сост. А.Лагутин. -Вып. 3 – М. Музыка,1991.