Напоминание

Работа над словесным ударением с детьми, имеющими нарушения речи


Авторы: Клюева Лариса Константиновна, Смирнова Ирина Анатольевна
Должность: учитель - логопед, учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ Центр "Росток"
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Работа над словесным ударением с детьми, имеющими нарушения речи
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование речевого дыхания при коррекции стертой

дизартрии

Л.К. Клюева,

учитель – логопедвысшей квалификационной категории

МБОУ Центр «Росток», г. Ульяновск

Аннотация.Работа над речевым дыханием при коррекции стертой

дизартрии формирует правильное звукопроизношение. Речь детей со стертой

дизартрией становится четкой, интонированной, выразительной. Все это

способствует успешному овладению чтением и письмом.

Ключевые слова: диафрагмальное дыхание, плавный равномерный

выдох, дыхательно – голосовые упражнения.

Важным разделом логопедической работы при коррекции стертой

дизартрии является формирование и развитие речевого дыхания. Правильное

речевое дыхание необходимо для верного звукопроизношения, громкости,

выразительности речи, формирования четких фонематических процессов.

Все это способствует успешному овладению чтением и письмом в

дошкольном возрасте и в начальной школе. У детей со стертой дизартрией

отмечаются: несформированность нижне-диафрагмального дыхания, слабая

направленность воздушной струи, чрезмерный забор воздуха на вдохе перед

началом речи, напряжение в мышцах лица и шеи во время речи,

неравномерность и уменьшение длительности речевого выдоха, расстройство

координации между дыханием, артикуляцией и голосом.

2

Формирование правильного речевого дыхания у детей со стертой дизартрией

осуществляется на логопедических занятиях по постановке, автоматизации,

дифференциациизвуков, обучению чтению. Правильное

речевое

дыхание

базируется на нижне - диафрагмальном дыхании. Поэтому постановке и

развитию нижне -

диафрагмального

дыхания отводится достаточное

количество времени. Детей обучают голосовому звучанию на плавном,

равномерном выдохе. Речевое дыхание тренируется в ходе произнесения

звуков, слогов, слов, предложений, стихотворений.

Работа по развитию речевого дыхания при стертой дизартрии имеет

определенную последовательность – этапы.

1

1 этап. Формирование нижне - диафрагмального

дыхания, которое

обеспечивает комфортное речевое дыхание. Этот этап включает примерно 4-

6 занятий. Постановку нижне -диафрагмального дыхания начинать следует в

положении ребенка лежа, так как мышцы тела расслаблены и диафрагмальное

дыхание

устанавливается

спонтанно,

автоматически.

Затем

тренируют

диафрагмальное дыхание в положении стоя и сидя. На этом этапе

проводятся следующие упражнения:

- ребенок лежит на спине, руку держит на животе: вдох носом –

живот поднимается, выдох через рот – живот опускается

-ребенок лежит на спине, руку держит на животе: вдох ртом – живот

поднимается, выдох через рот – живот опускается

- ребенок стоит, рука на животе: вдох – живот поднимается, выдох –

живот опускается

- ребенок сидит, рука на животе: вдох – живот поднимается, выдох –

живот опускается

2 этап. Статическая дыхательная гимнастика. Этот этап включает 5-6

занятий.

Для воспитания внеречевого дыханиядетей учат быстрому вдоху и

плавному равномерному выдоху с разной силой. На этом этапе используют

упражнения:

сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги)

сдуть ватку

подуть на султанчики

погреть ладошки

подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую

на цветке

задуть в ворота легкие ватные шарики (мячи)

сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы

вода забурлила)

подуть в дудочку, свирель, в трубу

подуть в детскую игрушку «тещин язык» и до конца расправить

скрученную спиралью полую полоску бумаги

подуть на подбородок - нижняя губа заводится под верхние резцы

сильно подуть в пузырек, горлышко которого касается нижней

губы.

3 этап. Динамическая дыхательная гимнастика. Этот этап включает 3-4

занятия.

Динамические

дыхательные

упражнения

проводят

в

сочетании

с

движениями туловища, рук, ног. При этом темп выполнения упражнений

меняется (медленно – быстро). Детей обучают следующим упражнениям:

- подражание полету птиц

- на вдохе поднять руки до уровня плеч, на выдохе опустить как пустые

рукава

-на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить их по бокам

- вдох, на выдохе наклонить голову вперед, расслабляя мышцы

- на вдохе руки вверх, подняться на носках, на выдохе опуститься

- на вдохеподнять руки над головой, на выдохе руки опустить

- на вдохе развести руки в стороны, на выдохе руки свести перед собой

- на вдохе вытянуть руки вперед перед собой, на выдохе опустить по

бокам

- на вдохе отвести локти назад( кисти рук на поясе), на выдохе

поставить руки в исходное положение

4 этап. Дифференциация носового и ротового вдоха – выдоха.

Этот

этап

включает 5-6 занятий. Детей

обучают

следующим

упражнениям:

- вдох носом – выдох через рот

- вдох – выдох через нос

- вдох - выдох через рот

- вдох одной ноздрей – выдох другой

- вдох через одну ноздрю – выдох через обе ноздри

- вдох через нос – выдох через рот (губы в положении

«трубочка»)

- вдох через нос – выдох через рот толчками (губы в положении

«трубочка»)

5 этап. Основной этап формирования речевого дыхания. Включает 38-

42 занятия, на которых проводятся:

- дыхательно – голосовые упражнения на материале гласных звуков.

Дети произносят гласные звуки на плавном выдохе:

А______________

А_____О_____У_________________________

А_________О______________

А____О________У________И_______________________

- дыхательно – голосовые упражнения на материале согласных

звуков.

Дети произносят согласные звуки на плавном выдохе:

«Комарик» «Жук»

З_________________ Ж________________________

«Ветер» «Лопнула шина»

В_________________ Ф________________________

- дыхательно – голосовые упражнения на материале слогов.

Дети произносят слоги на одном выдохе. Используются правильно

произносимые звуки.

Па__________ Са ____________

Па – по Са – со

Па - по –пу Са – су – сы

Па – по – пу – пы Са – су – сы – со

- дыхательно – голосовые упражнения на материале слов.

Дети

произносят названия 2,3,4

картинок

на

одном

выдохе.

Тренируются в произнесении 2-3 дней недели, 2-3 месяцев, времен года на

одном выдохе. Используются счетные упражнения: счет от 1 до 15,

произнося по 3 числа на одном выдохе.

- дыхательно – голосовые упражнения на материале предложений,

фраз.

Дети произносят под отстукивание мячом пословицы, короткие

стихотворения, соблюдая логические паузы, правильно дыша. Используется

речевой материал по автоматизации поставленных звуков.

«Любишь кататься / – люби и саночки возить», «Береги нос / в

большой мороз», «В декабре, в декабре / все деревья в серебре…», «Мы

листики осенние / на веточках сидели,/ ветер дунул – полетели. Мы летели,

мы летели / и на землю тихо сели» и. т. д.

1

Развивать речевое дыхание необходимо на каждом логопедическом

занятии, соблюдая последовательность упражнений. На одном занятии

допускается применять не более 2-3 упражнений. Выполнять дыхательные

упражнения надо не более 4-7 минут, чтобы не вызвать у детей

головокружение, не допускать общего мышечного напряжения. Одежда

ребенка не должна стеснять движения, помещение должно быть хорошо

проветренным. Во время выполнения упражнений необходимо следить за

осанкой ребенка. Дыхательную гимнастику нельзя проводить сразу после

обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи

прошел один час.

3

Речевое дыхание – важная составляющая работы учителя – логопеда.

Работа над речевым дыханием при коррекции стертой дизартрии формирует

правильное звукопроизношение, развивает четкие фонематические процессы.

Все это способствует успешному формированию навыка чтения и письма.

2

Список литературы

1. Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. Методика развития речевого

дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., Книголюб, 2004г.

2. Е.Ф. Архипова, Коррекционно – логопедическая работа по преодолению

стертой

дизартрии

у

детей.

М.,

АСТ:

Астрель,

2008

г.

3. Т.А. Воробьева, П.А. Воробьева. Дыхание и речь. М., Литера, 2020 г.



В раздел образования