Автор: Светлана Игоревна Стельмашова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 644
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Семейный бюджет.
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Стельмашова Светлана Игоревна
ФИО педагога
ГБОУ школа № 644 Приморского р-на СПб
краткое название образовательной организации
Секреты функциональной грамотности
учебный предмет
3 класс
класс
Тема: Семейный бюджет
Тип: изучение нового материала
Цель урока: создать условия для формирования элементарных экономических представлений о бюджете семьи.
Планируемые результаты
Предметные:
знать структуру семейного
бюджета, уметь применять полученные знания
на практике
Метапредметные:
уметь
работать
с
информацией и таблицами
.
Личностные: уметь работать в группе, быть
бережливым, договариваться и приходить к
общему мнению и совместной деятельности
Ресурсы урока:
Для учителя: проектор, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, таблички с названием кирпичиков, карточки с новыми
словами
Для учеников: карточки-схемы
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Мотивация к деятельности
Приветствие обучающихся, проверка готовности к занятию.
Ребята, сегодняшнее занятие я хотела бы начать с игры. «Добрый
день».
Мне очень хочется пожелать вам доброго дня, всем и каждому. Я
буду говорить слова «Добрый день» и назову кого-то из нашего
класса, а те , кого я назову, помашут мне рукой, это будет означать,
что вы меня услышали и ответили на моё приветствие.
Попробуем?
Дети слушают учителя, приветствуют. Садятся на места и
настраиваются на урок.
УУД:
Коммуникативные: уметь слушать учителя, одноклассников.
- Добрый день девчонкам!
- Добрый день мальчишкам!
-Добрый день всем, кто сегодня у нас в гостях!
- Добрый день всем, кто любит помогать друзьям!
- Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным, старательным,
сообразительным!
- Определите своё настроение на начало занятия.
Оценивают своё настроение.
Актуализация необходимых знаний
Организует диалог с обучающимися.
У каждого человека есть мечта: кто-то мечтает об отличной отметке,
кто-то хочет поехать путешествовать,
кто-то выбрать интересную
профессию. Есть мечта и у меня. Я хочу построить для вас необычный дом, а вы
мне будете помогать. Почему именно дом? У каждого человека должен быть
дом – не просто жилище с крышей над головой, а то место, где его любят и
ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.
- Любой дом имеет фундамент. Чтобы заложить первый камень фундамента,
давайте вспомним, что мы изучили на прошлом занятии.
Актуализирует с детьми полученные ранее знания
Блиц-опрос
- что такое бюджет?
- как называются деньги, идущие в бюджет?
- как называются деньги, уходящие из бюджета?
Дети слушают учителя.
УУД:
Личностные: организовать своё рабочее место.
Познавательные: уметь работать с информацией, анализировать, делать
правильные выводы.
Регулятивные: уметь адекватно реагировать на указанные ошибки.
Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге,
отвечать на вопросы.
Дети отвечают на вопросы учителя, вспоминают пройденный материал.
-план доходов и расходов государства
- доходы
- расходы
Организация познавательной деятельности
Кирпич Мудрости. Введение в тему. Постановка проблемы.
- Скажите, пожалуйста, в какой стране мы живём?
- Как называется бюджет нашей страны?
- А я знаю одну семью, где живут Кирилл и София. Предположите,
как будет называться их бюджет?
Знакомит детей с жизненной ситуацией, представленной в виде
сценки.
В России
Государственный
Дети высказывают свои предположения.
Театрализация сценки.
- Подтвердились ли ваши предположения?
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?
(Тема)
- Какие задачи поставим перед собой?(Задачи)
- За партами вы сидите группами, значит, семьи у вас уже есть, а
сейчас мы определим фамилии ваших семей. Для этого нужно
отгадать загадки, а отгадки преобразовать в фамилии.
1) Кто так заливисто поёт о том, что солнышко встаёт? (Петух -
Петуховы). Табличку на парту.
2) Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц
- Зайцевы). Табличку на парту.
(Закладываю первый кирпич Мудрости)
- Поскольку у нас первая задача, узнать что такое Семейный
Бюджет, предлагаю эту задачу решить. Откройте, пожалуйста,
рабочую тетрадь на с. 64
- Давайте прочитаем, как свой семейный бюджет планирует семья
Ромы.
Чтобы
помочь
Роме
убедиться
в
правильности
его
предположения, выполним задание №2.
Видя, как вы работаете в парах…
(Закладываю
кирпич
Понимания,
Находчивости,
Дружбы,
Взаимопомощи)
- Как вы думаете, планировать Семейный Бюджет легко?
- Давайте отдохнём(Физминутка)
«Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и
безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На
четвёртую
монетку
купим,
есть,
и
пить (отгибаем
указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в
кулак, согнув все пальцы).
- Отдохнули, пора снова за работу.
Ответы детей.
О семейном бюджете.
Узнать, что такое семейный бюджет.
Научиться объяснять, из чего складывается семейный бюджет.
Работа в парах.
Петуховы
Зайцевы
УУД:
Познавательные: уметь анализировать, выделять существенную
информацию, делать правильные выводы.
Регулятивные: уметь ставить цели, адекватно реагировать на
указанные ошибки.
Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге,
отвечать на вопросы.
Ответы детей.
Физминутка
- Посмотрите, пожалуйста, из чего состоит бюджет семьи?
- Найдите ответ на вопрос в рабочей тетради задание № 2.
- А чтобы узнать откуда ещё берутся в семье доходы, поиграем в
игру.
У каждой семьи на столах лежат конверты. Достаньте, пожалуйста,
карточки. Каждый член нашей семьи должен выбрать свой источник
доходов. Семья встаёт у доски и каждый из членов семьи держит
карточку, указывающую на источник доходов.
(Закладываю кирпич Хозяйственности)
- Теперь давайте заполним кластер «Доходы семьи».
- Все кирпичи заложили, дом почти готов. Чего не хватает? Не
просто крыши, а крыши хорошего настроения.(Закладываю крышу).
Подведение итогов.
- Что такое семейный бюджет?
- Из чего складывается семейный бюджет?
.
Ответы детей.
Дети читают, что такое доход.
Каждый член семьи выбирает свой источник доходов.
Коллективная работа.
Выстраиваются у доски. Демонстрация доходов.
Работа в группе.
Ответы детей.
Ответы детей.
Рефлексия деятельности
Акцентирует внимание на конечных результатах обучающихся на
занятии. Управляет подведением итогов – все ли задачи выполнены.
Предлагает взять смайлик либо с положительными эмоциями, либо с
отрицательными.
Регулятивные: умение оценивать свои достижения.
Дети оценивают своё настроение.
Пенсия
Зарплата
Пенсия
Зарплата
Рента
Гонорар
Выигрыш в
лотерею
Наследство
Премия
Пособие по
уходу за
ребёнком