Автор: Екимова Вероника Дмитриевна
Должность: тренер - преподаватель
Учебное заведение: ГАУ АО СШОР "ПОМОРЬЕ"
Населённый пункт: Г. Архангельск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Факторы надежности деятельности стрелка-винтовочника и методы ее оптимизации»
Раздел: дополнительное образование
«Факторы надежности деятельности стрелка-винтовочника и методы ее
оптимизации»
Автор: Екимова Вероника Дмитриевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................................................................………...3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы надежности в споте........…………....5
1.1.
Предпосылки развитии теории надежности в спорте..........………...5
1.2.
Основные понятия теории надежности в спорте.................……...…6
1.3.
Надежность стрелковой деятельности исбивающие факторы…….10
Заключение к обзору.................................................................................................12
Глава
II.
Методы
и
организация
исследования…………………...........................13
2.1.
Методы
исследования..........................................................................
13
2.2.
Организация исследования..................................................................14
Глава
III.
Характеристика
факторов
надежности
основныхвидов
подготовленности стрелков-винтовочников……………………………………...15
3.1.
Основная концепция исследования....................................................15
3.2.
Физическая
подготовленность.............................................................17
3.3.
Техническая подготовленность...........................................................23
3.4.
Тактическая
подготовленность............................................................26
3.5.
Психическая
подготовленность...........................................................28
3.6.
Интеллектуальная подготовленность.................................................32
3.7.
Функциональная подготовленность....................................................35
3.8.
Теоретическая подготовленность........................................................36
Выводы.......................................................................................................................39
Список использованных источников.......................................................................41
Приложения...............................................................................................................45
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Соревновательная надежность в стрельбе - это ком-
плексный результат совершенствования навыков и способностей спортсмена,
гарантирующих
заданные
достижения
в
соревновательной
деятельности
вопреки воздействию сбивающих факторов.
Современный стрелковый спорт требует от спортсмена идеального
соотношения всех сторон его подготовленности для надежного и стабильного
выступления на соревнованиях. Такое соотношение, именуемое в спорте
интегральной подготовленностью, состоящей их тактической, физической,
технических и других сторон подготовленности спортсмена в соревновательной
деятельности, в различных видах спорта неодинаково. Поэтому тренировочный
процесс должен быть направлен на совершенствование тех сторон, качеств и
способностей, которые в наибольшей степени отвечают специфическим
требованиям соревновательной деятельности в данном виде спорта. Специфика
соревновательной деятельности в пулевой стрельбе, пожалуй, как ни в каком
другом виде спорта, требует максимальной точности, сосредоточенности и
высоко развитых навыков стрельбы. Любое даже незначительное внешнее
воздействие
на
спортсмена
в
момент
соревнований
сказывается
на
результативности стрельбы. Отсюда роль, так называемых, сбивающих
факторов в стрельбе чрезвычайно высока. Поэтому тренировочный процесс
должен строиться с учетом подготовки спортсмена к адекватным действиям в
условиях воздействия сбивающих факторов. В связи с этим важно, прежде
всего определить основные факторы, обеспечивающие надежность различных
сторон подготовки в пулевой стрельбе, особенно в стрельбе из винтовки, как
наиболее сложном виде стрельбы.
В качестве объекта исследования была выбрана деятельность стрелка-
винтовочника.
Предметом исследования явились факторы, влияющие на надежность
различных сторон подготовленности стрелка-винтовочника.
Цель исследования.
Цель заключалась в разработке развернутой
характеристики основных видов подготовки стрелка-винтовочника.
Задачи исследования:
В работе поставлены следующие задачи:
1.
Определить
ведущие
компоненты
основных
видов
подготовки
стрелка-винтовочника обеспечивающие надежность его деятельности.
2.
Выявить влияние некоторых сбивающих факторов на основные виды
подготовки спортсмена.
3. Разработать рекомендации по оптимизации различных видов на-
дежности
стрелка-винтовочника
и
снижению
отрицательного
влияния
сбивающих факторов.
Гипотезаисследования
предполагает,
что
воздействие
помех
на
соревновательную деятельность стрелка рассматривается не напрямую как
«фактор-результат», а опосредованно, по схеме: «фактор - вид подготовки -
результат».
Практическая значимость работы дает возможность более предметно
моделировать
учебно-тренировочный
процесс
с
учетом,
как
влияния
сбивающих факторов, так и качества или уровня видов подготовленности
спортсмена.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАДЕЖНОСТИ
В СПОРТЕ
1.1.
Предпосылки развития теории надежности в спорте
Проблема управления соревновательной деятельностью при сбивающих
факторах тесно связана с более широкой проблемой надежности в спорте,
которая стала одной из важнейших, особенно в практике спорта высших
достижений в последние пятнадцать-двадцать лет. Она возникла в связи с
возрастанием социальной значимости спорта и повышении требований к
профессиональной подготовке спортсмена.
Профессор З.С.Миронова [25], опытный специалист в области спорта и
медицины так пишет о надежности спортсменов: «Мне всегда казалось и
кажется теперь, что истинное мужество командной борьбы непременно
включает в себя способность человека в острейших, порой опаснейших
ситуациях находить в себе силу не только для самовыражения, самоутвер-
ждения, но и для того, чтобы остаться достойным и надежным партнером».
Одной из основных причин появления проблемы надежности в спорте
является резкое увеличение объема и интенсивности физических и психических
нагрузок в результате имманентного развития спорта и роста достижений. Так
если 30-40 лет назад спортсмены тренировались, как правило, несколько
месяцев в году, то сейчас круглый год. Раньше занимались 2-3 раза в неделю,
сейчас 2, а то и 3 раза в день [29].
Объективные причины повышения надежности в спортивной дея-
тельности потребовали изменения отдельных положений теории спортивных
тренировок, ее планирования, внедрения новых нетрадиционных средств
спортивной
тренировки,
новых
спортивных
сооружений
и
спортивных
снарядов. Кроме того, к существенным причинам появления проблемы
надежности в спорте относится также развитие самой спортивной науки.
Процесс
развития
науки
можно
охарактеризовать
как
установление
и
расширение связей между отдельными отраслями науки, выражающейся в
оптимальном решении наиболее актуальных проблем практики, осуще-
ствляемых, как правило, на стыках наук, в рамках системного, комплексного
междисциплинарного
подхода.
Теорию
надежности
в
спорте
следует
рассматривать как метанауку, предмет изучения которой связан с предметами
целого
ряда
других
наук
-
философией,
социологией,
математикой,
психологией, физиологией, биохимией и биомеханикой, теорией и методикой
физического воспитания и др.
В приведенной работе отмечается, что появление и развитие теории
надежности в спорте обусловлено целым радом причин объективного и
субъективного характера, значение которых с каждым годом заметно по-
вышается, соответственно возрастает и необходимость теоретической и
методической разработки данной важной научно-прикладной проблемы.
В связи с тем, что в стрелковом спорте надежность имеет свою суще-
ственную специфику, есть основание рассмотреть некоторые ее аспекты в
настоящей работе.
1.2.
Основные понятия теории надежности в спорте
Предлагаемые разными исследователями определения надежности в
спорте дают возможность объединить их в четыре группы [29].
В I
группу можно включить те определения надежности соревнова-
тельной деятельности спортсменов, которые относятся ко всем видам спорта.
Л.П. Матвеев [22] под «надежностью» действий спортсменов в сорев-
нованиях понимает комплексный результат совершенствования их навыков и
способностей, гарантирующих высокую эффективность действий вопреки
возникающим внешним и внутренним помехам.
А.Ф.Вендрих [4] считает, что надежность, которая характеризует процесс
реализации качества, не может быть определена ни как качество, ни как
свойство,
а
представляет
собой
одну
из
характеристик
процесса
функционирования любого объекта, и ее показателями служит степень
реализации присущих ей качеств в конкретных условиях в соответствии с
требованиями, предъявляемыми к ней.
А.Б.Коренберг
[17]
рассматривает
надежность
как
обобщенную
функциональную характеристику, количественно измеряемую вероятностью
удачной попытки выполнить упражнение в заданных условиях. Надежность
следует отличать от стабильности, хотя эти характеристики в известной мере, и
связаны между собой. Стабильно хорошее (выше удовлетворительного
количественного уровня) выполнение упражнения является в то же время и
надежным, надежность же выполнения чаще всего сопровождается его
стабильностью.
Под
надежностью
соревновательной
деятельности
спортсмена,
Ю.Я.Киселев [15] понимает высокую вероятность реализации в соревновании
результата. Соответствующего максимальному или адекватному проявлению
функциональной
и
специальной
подготовленности
к
конкретным
соревновательным цепям,малую вероятность срыва в специфических условиях
деятельности.
Е.Г.Козлов [16] с соавторами соревновательную надежность определяют
как безотказную деятельность в условиях соревнований, соответствующую по
результативности обычной тренировочной деятельностью и Н.А.Худадов [10]
считают, что под надежностью в «большом спорте» следует понимать
безотказное выступление спортсмена в соревнованиях высшего ранга с
заданной результативностью в течение определенного периода времени.
Отсюда важнейшими компонентами надежности являются эффективность -
высшая результативность действий спортсмена, а затем устойчивость высшего
уровня в экстремальных условиях двигательной деятельности.
II группа объединяет в себе определения надежности спортсменов того
или иного вида спорта в рамках деятельностного подхода и особой
оригинальностью не отличается.
В III группу включены определения, рассматривающие надежность с
точки зрения технического мастерства спортсменов с учетом психологического
фактора.
К примеру, В.В.Давыдов и П.А.Жоров [6] утверждают, что одними их
важнейших компонентов надежности являются высокий уровень технико-
тактического мастерства спортсмена. Высокий уровень реальной технической и
тактической подготовленность спортсмена — это не формальный, не внешний
момент его подготовки, он обеспечивает высокий уровень самоконтроля
спортсмена и вместе с тем характеризует его отношение к собственным
резервам и собственным возможностям.
Б.Б.Коссов [18] также полагает, что принципиальное значение имеет
вопрос о соотношении психической надежности и уровня технического
мастерства спортсменов. По существу, в условиях соревнований высокий
уровень технического мастерства спортсменов обуславливается психической
надежностью. Следовательно, характеристика уровня технического мастерства
должна прямо входить и в характеристику психической надежности.
IV группа определений рассматривает надежность преимущественно в
рамках психологического подхода. Приводимые здесь некоторые определения
принадлежат специалистам-психологам.
Психическую надежность спортсмена целесообразно рассматривать,
пишет Т.Т.Джамгаров [7], как часть общей соревновательной надежности.
Однако, в реальных условиях соревнований в спорте высших достижений,
именно психическая надежность чаще всего определяет успех спортсмена или
команды.
По мнению В.Э.Мильмана [24], психическая надежность отражает одну
из сторон, обеспечивающую проявление общей надежности, - устойчивость
функционирования
психического
механизма
управления
спортивной
деятельностью. Прежде чем измерить такое сложное образование, нужно
расчленить
его
и
выявить
его
структуру,
а
именно
стабильность,
соревновательно-эмоциональную устойчивость, саморегуляцию и мотива-
ционный компонент.
Н.А.Худадов
под психической надежностью спортсмена понимает
вероятность стабильного сохранения
им высокого уровня эффективной
психической деятельности и положительного психического состояния в
экстремальных условиях тренировки и соревнований в течение заплани-
рованного
цикла
подготовки.
Устойчивая
эффективность
психической
деятельности
и
положительного
психического
состояния,
повышающая
работоспособность и результативность двигательной деятельности спортсмена,
обеспечивается комплексом психических составляющих[32].
Таким образом, как свидетельствует краткий перечень определений,
надежность понимается по-разному. Вместе с тем, существенные свойства
термина очерчены четко. Они сводятся к тому, что надежность - это одно-
временно процесс и результат деятельности спортсмена, данная же дея-
тельность определяется уровнем технического мастерства, а его проявление
обусловлено психической надежностью. К сожалению, в настоящее время нет
единой точки зрения на предмет психической надежности, поэтому необходим
анализ этой проблемы, опирающейся на конкретные исследовательские данные
и практический опыт.
В заключение раздела, опираясь на приведенные определения надеж-
ности с учетом специфики стрелковой деятельности, можно предположить, что
соревновательная надежность применительно к стрелковому спорту - это
комплексный результат совершенствования навыков и способностей стрелка,
гарантирующих
заданные
достижения
в
соревновательной
деятельности
вопреки воздействию сбивающих факторов.
1.3.
Надежность стрелковой деятельности и сбивающие факторы
«Тактика пулевой стрельбы имеет свою специфику. Основными со-
перниками стрелка-спортсмена являются изменения внешней среды и его
психофункционального
состояния,
которые
усложняют
стрельбу,
могут
привести к ошибкам и, таким образом, к снижению результативности», - пишет
профессор Корх и выделяет 3 основные группы факторов, препятствующих
раскрытию
возможностей
спортсменов
в
непостоянных
условиях
ответственных соревнований:
1)
Объективные факторы внешней среды:
-
сильный порывистый ветер, изменяющийся по схеме и направлению;
-
изменение освещения;
-
несоответствие уровней мишени на соревнованиях и тренировках;
-
сбои, задержки в смене мишеней;
-
шум и реакция зрителей;
-
шум от стрельбы на соседних установках;
-
недостатки информации на соревнованиях;
-
вмешательство судьи и т. д.
2)
Субъективные факторы:
-
боязнь плохого выстрела, а также техническая неготовность к не-
ожиданно высокому результату серии;
-
высокая ответственность;
-
сомнения, неуверенность в самооценке своих действий;
- утомление, развивающееся в процессе выполнения упражнении;
- желание победы у стрелков, не обладающих высокими морально-
волевыми качествами.
3)
Субъективные факторы, отрицательно влияющие на эффективность и
стабильность отдельных значимых операций в сложно-структурной программе
выполнения отдельных выстрелов:
-
посторонние мысли, не связанные с выполнением предстоящего
выстрела, что сбивает самонастройку на него;
-
несовпадение
момента
выстрела
с
моментом
решения
стрелка
завершить обработку спуска;
-
раскоординация между устойчивостью оружия и нажимом на спусковой
крючок;
-
ухудшение устойчивости оружия и т. и. [34].
Эти конкретные выкладки в целом подтверждаются теоретическими
обобщениями, согласно которым современная тренировочная и особенно
соревновательная
деятельность
характеризуется
большим
количеством
«сбивающих» факторов. К ним относятся противодействие соперников,
прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное
место
соревнований,
оборудование,
недоброжелательное
отношение
болельщиков и т. д. Способность спортсмена к выполнению эффективных
приемов и действий в сложных ситуациях является основным показателем
стабильности техники и во многом определяет уровень технической под-
готовленности в целом [38].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ОБЗОРУ
Анализ литературы показывает, что сбивающие факторы заметно сни-
жают надежность соревновательной деятельности, поэтому особенно важно
искать методические приемы для уменьшения силы воздействия этих факторов.
Современный тренер должен «вооружить» своего спортсмена широким
арсеналом эффективного противодействия различного рода помехам, а,
следовательно, повысить соревновательную надежность стрелка-спортсмена.
Этому
в
определенной
мере
может
способствовать
данная
квалификационная работа, обобщающая и систематизирующая по опреде-
ленным признакам различные факты, имеющиеся в отечественной и зару-
бежной литературе по проблеме соревновательной надежности в стрелковом
спорте.
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.
Методы исследования
В процессе работы использовались следующие методы:
-
анализ научно-методической литературы;
-
педагогические наблюдения;
-
беседы.
Анализ научно-методической литературы
Анализ
научно-методической
литературы
позволил
обобщить
и
систематизировать мнения специалистов, касающиеся проблемы надежности в
спорте, а также выработать общую концепцию исследования.
Изучение литературных источников проводилось по следующим на-
правлениям:
-
предпосылки развития теории надежности в спорте;
-
основные понятия теории надежности;
-
надежность стрелковой деятельности и сбивающие факторы.
Всего проанализировано 42 работы.
Педагогические наблюдения
Педагогические наблюдения проводились на базе ДАУ АО РЦСП
«Поморье» расположенного по адресу город Архангельск
ул. Гагарина, 8, корп.
1, со стрелками-винтовочниками различной квалификации от I разряда до МС, что
позволили выявить индивидуальные и групповые особенности основных видов
подготовленности стрелков-винтовочников, определить значимость тех или
иных факторов, влияющих на результативность стрельбы.
Беседы
Беседы с тренерами и ведущими стрелками города Архангельска, всего
было опрошено 40 человек, из них 10 тренеров и 30 спортсменов различной
квалификации от
I
разряда
до МС, чтопозволили выявить основные
компоненты
деятельности
стрелка,
обеспечивающие
результативность
соревновательного
выступления,
определить
особенности
возникновения
«помех» в деятельности спортсмена, а также выработать ряд рекомендаций по
их устранению.
2.2.
Организация исследования
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе 2017-2018г.проводился анализ научно-методической
литературы
по
проблеме
исследования,
позволивший
конкретизировать
исследовательские задачи и определить схему эмпирической части работы.
На втором этапе 2018-2019 г.была дана характеристика основных видов
подготовленности стрелка-винтовочника, определены основные факторы на-
дежности деятельности стрелка, а также ряд сбивающих факторов.
На
третьем
этапе
2019-2020г.
разрабатывались
методические
рекомендации по устранению влияния сбивающих факторов и оптимизации
соревновательной надежности деятельности стрелка-винтовочника.
Четвертый этап 2021г. был посвящен систематизации полученных
данных и документальному оформлению исследования и ее защита на ГА.
ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ НАДЕЖНОСТИ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТРЕЛКОВ-
ВИНТОВОЧНИКОВ
3.1. Основная концепция исследования
Как известно, соревновательная деятельность в спорте представляет
собой организованное по определенным правилам соперничество с целью
выявления и объективного сравнения спортивного мастерства [33].
В структуре соревновательной деятельности принято различать два
относительно самостоятельных аспекта:
1)
Факторы обеспечения данной специализированной деятельности, к
которым относятся функциональные возможности спортсмена, прежде всего
его физическая работоспособность.
2)
Факторы реализации потенциальных возможностей, проявляющие-
ся в уровнях и качестве специализированных видов подготовки, т.е. физи-
ческой, технической, тактической, и др.
В обобщенном представлении оба эти фактора воплощены в понятии
«интегральная подготовленность», которая включает в себя все виды под-
готовленности спортсмена, а также весь комплекс его морфофункциональных
потенциальных
возможностей.
Интегральная
подготовленность,
а,
следовательно, и результат соревновательной борьбы, теснейшим образом
связаны
с
обеспечением
надежности
выступления
спортсмена
на
со-
ревнованиях. Такая связь существует практически во всех видах спорта,
однако, в каждом из них имеются свои специфические особенности.
Так, во многих атлетических видах спорта надежность в немалой мере
обусловлена
уровнями
физической,
технической
и
другими
видами
подготовленности.
В известной мере, аналогично, надежность проявляется и в стрелковом
спорте.
Однако
его
специфика,
определяющая
надежный
результат
соревновательной деятельности, в значительной степени зависит от влияния
различного рода внешних, по отношению к спортсмену-стрелку, условий,
обычно называемых «помехами» или «сбивающими факторами».
В научной и учебно-методической литературе уже выявлены многие
сбивающие факторы, снижающие эффективность соревновательной дея-
тельности, а также предпринимались попытки их классифицировать. Так, А.В.
Ивойлов [13] все подобные факторы делит на две большие группы - экзогенные
(внешние) и эндогенные (внутренние) по отношению к спортсмену.
В пулевой стрельбе А.Я.Корх [24] также осуществил классификацию
сбивающих факторов. Для: данной работы представляет интерес, главным
образом, группа сбивающих факторов, названная им «объективными фак-
торами внешней среды».
Однако наличие самой классификации сбивающих факторов является
лишь необходимым условием для целенаправленной подготовки стрелка с
учетом их влияния на результат. Работа тренера в этом плане станет более
эффективной, если он будет обладать знаниями о характере и специфике
влияние сбивающих факторов на конкретные виды подготовленности, а также
сумеет
внедрить
в
учебно-тренировочный
процесс
основные,
наиболее
эффективные способы нейтрализации воздействия различного рода помех.
С учетом вышеизложенного, общую концепцию рассмотрения темы
настоящей работы можно выразить в следующей схеме: вид подготовки
спортсмена, его роль и место в интегральной подготовленности стрелка;
фактические материалы о воздействии некоторых сбивающих факторов, а
также возможные пути и способы снижения или снятия отрицательного
влияния сбивающих факторов на данный вид подготовленности спортсмена.
3.2.
Физическая подготовленность
Физическая подготовленность, как известно, является тем фундаментом,
на котором возможны все другие виды спортивного совершенствования.
Отношение к физической подготовке стрелка в настоящее время ста-
новится все более адекватным той роли, которую играет она в интегральной
подготовке.
Большинство
авторов
учебно-методической
литературы
по
стрельбе считают физическую подготовку совершенно необходимой [5, 8, 11,
30, 34].
На основе анализа и обобщения специальной литературы, педагогических
наблюдений, бесед с ведущими специалистами и спортсменами, личного
практического опыта, изучения теории и методики спортивной тренировки,
физиологии и др. можно заключить, что для обеспечения надежности
деятельности
стрелка-винтовочника
иерархия
физических
качеств
будет
выглядеть следующим образом.
Ведущими физическими качествами являются:
-
общая выносливость, обеспечивающая спортсмену хорошую физи-
ческую работоспособность и возможность продолжительных, систематических
учебно-тренировочных занятий по всем видам подготовки стрелка;
-
специальная выносливость, как основа для обеспечения специфиче-
ской работоспособности стрелка;
-
силовая статическая выносливость, позволяющая стрелку без лиш-
них мышечных напряжений экономно и технически правильно выполнять все
соревновательные действия: сохранять изготовку, удерживать винтовку и т. д;
-
координационные способности, особенно такие их параметры как
точность
(пространственная,
временная,
динамическая
и
ритмическая),
способность сохранять равновесие. А также умение расслабляться.
Важными качествами являются:
- собственно-силовые способности, в частности, статическая сила.
Она гарантирует совершенствование ведущего физического качества - си-
ловой статической выносливости.
К физическим качествам не определяющего значения можно отнести:
-
Быстрота. Для стрелка определенное значение имеет скорость дви-
гательной реакции, а остальные две формы проявления быстроты - скорость
одиночного движения и частота движений малозначимы.
-
Скоростно-силовые способности (динамическая или "взрывная си-
ла") для винтовочника нехарактерны;
-
Гибкость, как активная, так и пассивная особой роли в стрельбе так-
же не играет.
С точки зрения обеспечения надежности соревновательной деятельности,
можно
отметить,
что
неведущие
физические
качества
необходимо
совершенствовать до такого уровня, чтобы обеспечивалась необходимая
современному человеку физическая подготовленность и работоспособность,
всесторонность, гармоничность и крепкое здоровье.
Ведущие
для
стрелка-винтовочника
физические
качества
требуют
специального направленного развития.
Общая выносливость,как способность противостоять утомлению при
функционировании большей части мышечного аппарата в режиме умеренной
или средней интенсивности [12], практически всеми специалистами по
стрелковому спорту признается в качестве важнейшего физического качества.
А.Я.Корх пишет, что только хорошо тренированный стрелок в состоянии
в течение 1,5 часов выдерживать большую физическую нагрузку. Известно, что
с наступлением усталости к концу стрельбы стрелок пытается компенсировать
недостаточность выносливости изменением наклона туловища (в стрельбе
стоя), что в свою очередь приводит к изменениюсредней точки попадания и
результата стрельбы[24].
Выполнение различных циклических упражнений для воспитания общей
выносливости можно ограничить умеренной или средней интенсивностью
(ЧСС порядка 130-150 уд/мин), т.к. при большей интенсивности появляется
кислородный долг, в большинстве случаев не характерный для стрелков-
винтовочников. Основными методами воспитания общей выносливости могут
считаться смешанный метод (чередование бега с ходьбой) - на первых этапах
занятий, в дальнейшем - равномерный метод (выполнение любой циклической
работы на ЧСС 120-140 уд/мин с равномерной скоростью). И только затем,
повысив
функциональные
возможности
организма,
можно
использовать
переменный метод, как основной в тренировке общей выносливости (средне-
дистанционная ЧСС 130-150 уд/мин.).
Кроме физических упражнений, в качестве дополнительного средства
развития общей выносливости, можно использовать дыхательные упражнения,
связанные с нормированной задержкой дыхания, отработкой ритма, темпа и
глубины дыхания, Но подобные упражнения могут быть отнесены к
воспитанию специальной выносливости стрелка.
Силовая статическая выносливость в деятельности стрелка занимает
довольно значительное место, т.к., содержание и характер этого вида спорта
очень тесно связана со статическими нагрузками. Компонент статических
усилий (сохранение неподвижной позы, удерживание оружия), очевидно,
преобладает над, необходимостью проявления динамических усилий, и поэтому
надежность стрелковой деятельности напрямую связана с хорошей статической
силовой выносливостью.
Тренировочные занятия по совершенствованию силовой статической
выносливости
стрелка
целесообразно
планировать,
руководствуюсь
следующими соображениями:
Веса отягощениидля развития силовой статической выносливости руки
должны превосходить вес винтовки, но не намного. Более тяжелые веса
нежелательны, т. к. возможно увеличение тремора и отрицательное влияние на
технику.
Продолжительность отдельных статических повторений с такими
отягощениями
может
ограничиваться
типичным
временем
выполнения
выстрела, либо незначительно его превосходить.
Число повторений в одном занятии можно доводить до появления
выраженного мышечного утомления. Для экономии времени целесообразно
сокращать интервалы отдыха между повторениями таким образом, чтобы
тренировка шла в режиме полуинтервальной методики.
Кроме вышеприведенного, вполне приемлем второй подход в воспитании
силовой статической, выносливости, когда применяются более легкие, чем в
первом случае отягощения, но силовая тренировочная работа в медленном и
статическом режиме равняется по времени продолжительности обычного
тренировочного занятия или соревнования. Для большей надежности можно
несколько увеличить время занятий, создавая тем самым некоторый запас
статической выносливости, как важного фактора, направленного против
действия различных внешних и внутренних помех.
Специальная
выносливость.
Фактически
силовая
статическая
выносливость полностью считается специальной, но, кроме того, в стрельбе
выделяют понятие специальной выносливости зрительного и слухового
анализаторов.
К сожалению, в литературе не удалось найти какой-то методики
совершенствования зрительного и слухового анализаторов. Поэтому вполне
естественным остается принцип максимально бережного отношения к этим
органам. Для профилактики органов зрения Е.С.Старкова предлагает комплекс
физических упражнений, с помощью которых укрепляются глазные мышцы и
совершенствуется их координация. Она же рекомендует для снятия утомления
органов зрения также процедуры, как ванны глаз, промывание глаз и
компрессы[25].
Что касается профилактики слухового анализатора, то в стрельбе тра-
диционным способом защиты органов слуха остается на тренировках и
соревнованиях использование противошумовых наушников.
Координационные способности,
необходимые для надежного осу-
ществления
стрелковой
деятельности,
представляют
собой
достаточно
обширный комплекс физических свойств человека. По меньшей мере, к нему
можно отнести также параметры движения как точность пространственная,
временная, динамическая и ритмическая способность сохранять равновесие, а
также способность к мышечному расслаблению. Все эти виды условно можно
объединить в главную для стрелка способность - управление устойчивостью
системы «стрелок - оружие».
Ориентируясь на общепринятые в спортивной тренировке методические
подходы к совершенствованию координационных способностей, в таблице 1,
предлагаются некоторые приемы развития координационных способностей в
стрельбе.
При тренировке координационных способностей важно соблюдать
следующие методические положения:
1)
Все упражнения, направленные на воспитание координационных
способностей, целесообразно применять при оптимальном физическом и
психическом состоянии стрелка, т.е. в структуре одного занятия в начале
основной части тренировки, в микроцикле - в первые дни после отдыха.
2)
Интервалы отдыха между повторениями (сериями) должны быть
достаточными для хорошего восстановления от предшествующей работы.
3)
Специфические для стрельбы координационные способности со-
вершенствуются главным образом средствами стрелкового характера, а также
специально-подготовительными
упражнениями,
имеющими
сходство
по
структуре движений, мышечным усилиям, по пространственным и временным
параметрам с соревновательными действиями.
Таблица 1
Некоторые приемы совершенствования координационных способностей
стрелков-винтовочников
Общие методические приемы
Приемы в пулевой стрельбе
1. Введение необычных исходных
1. Уменьшение площади опоры (ноги)
вместе).
положений
2. Различная высота мишеней
3. Изготовка к стрельбе на непри-
вычном месте.
2.Изменение пространственных
1. Увеличение или уменьшение дис-
границ, в которых выполняется уп-
танции стрельбы
ражнение
3. Варьирование внешних
отягощений
1. Увеличение или уменьшение веса
винтовки
2. Изменение баланса винтовки
3. Усиление или уменьшение натя-
жений спуска
4. Применение различных сбиваю-
1. Тренировка при различном осве-
щих факторов
щении
2. Тренировка при различной тем-
пературе воздуха
3. Применение светофильтров
Таким образом, заканчивая рассмотрение роли физической подготов-
ленности в обеспечении надежности стрелка-винтовочника, можно отметить,
что хорошая физическая подготовка, создавая, прежде всего, необходимые
условия для совершенствования всех других видов подготовленности, в ряде
случаев непосредственно снижает отрицательное воздействие, внешних по
отношению к спортсмену, сбивающих факторов.
3.3.
Техническая подготовленность
Спортивная техника - это специализированная система одновременных и
последовательных движений, направленная на рациональную организацию
взаимодействия внутренних
и внешних сил с целью наиболее полного и
эффективного
использования
их
для
достижения
высоких
спортивных
результатов [30].
Основными показателями технической подготовленности являются две
группы факторов: первая характеризует эффективность технического действия
(результативность), а вторая - устойчивость технического действия при
максимальном режиме действий [9, 7].
М.Я. Жилина выделяет две основные стадии технической подготовки
стрелка:
I
-базовая техническая подготовка, куда входит этап первоначального
обучения;
II
-углубленное техническое совершенствование и овладение высшим
спортивным мастерством.
На стадии базовой технической подготовки стрелок овладевает крупно-
структурными элементами, техники: изготовкой с правильным и удобным для
себя расположением частей тела, положением туловища, постановкой рук, ног,
захватом и удержанием оружия, общепринятыми способами управления
спуском, дыханием, правильным прицеливанием, распределением мышечных
усилий при сохранении позы с оружием и т. д.
На
стадии
углубленного
технического
совершенствования
стрелок
отрабатывает
технику
одновременно
с
тренировкой
тонких
ощущений
чувственного аппарата: тактильную и проприоцептивную чувствительность,
координацию
движений,
чувство
времени,
способность
распределять
микродвижения
в
микроинтервале
времени,
тончайшие
ощущения
устойчивости оружия, тонкую регуляцию позы, ощущение весьма малых
усилий в управлении спуском, чувствительность в улавливании первых
признаков затухания колебаний оружия и предвидение наиболее устойчивых
фаз в его удержании, микродвижение указательного пальца с сохранением
устойчивости оружия, ощущение микроколебаний тела стрелка с оружием,
высокую точность в прицеливании и т.д. [11,14].
Одним из методов, используемых в подготовке стрелка в тирах и от-
крытых стрельбищах, является тренировка без патрона. Выбор этого метода
зависит от задач этапа тренировочных занятий.
При тренировке без патрона К. Франц [31] советует обращать внимание
на следующие моменты:
-
стрелок следит за правильной изготовкой (рациональным и привыч-
ным расположением: всех частей: тела);
-
при прицеливании выполняется весь комплекс движений, как при
тренировке с патроном;
-
обращается внимание на ритм дыхания, особенно при производстве
выстрела;
-
нажатие на спусковой крючок производится в привычной для стрел-
ка манере;
-
при выстреле контролируется поведение основных групп мышц,
принимающих участие в удержании оружия.
Упражнения для совершенствования изготовки. Предназначены для
отработки, контроля этого навыка, для правильного самооценивания в
нахождении точки опоры, положения ног, тела, рук, оружия, головы и т. д.
Упражнения на отработку удержания оружия и изготовки. Тренируют
названные элементы стрельбы, нажатие на спусковой крючок происходит без
произведения выстрела.
Упражнения для отработки выполнения выстрела.
Спортсмен го-
товится к выстрелу и выполняет его «натурально» со всеми соответствующими
усилиями. Количество подобных выстрелов определяет тренер. Упражнения
позволяют сравнить движения ствола оружия в момент выстрела или нажатие
на спусковой крючок при тренировке с патроном и без него, служат для
тренировки выносливости.
Упражнения на тренировку отдельных выстрелов без патрона.
Используют в ходе серий выстрелов на тренировке или на соревновании, если
есть к тому основания: неуверенность спортсмена в себе, нарушение в ритме
стрельбы, изменение погодных условий, в стрессовых ситуациях, после
нескольких неудачных выстрелов.
Тренировка без патрона как домашнее задание. Зачастую подобная
тренировка проводится с макетом или при отработке изготовки с отягощениями
или без них.
Методика тренировки при сбивающих факторах в аспекте технической
подготовки может включать следующие упражнения:
-
Стрельба на выработку различного темпа. Время задается на
каждый выстрел или на серию выстрелов. Возможны различные комбинации
темпа.
-
Стрельба в различных, условиях: с разным уровнем расположения
центра мишени (но в пределах правил соревнований), с различной контра-
стностью и освещенностью мишени, в закрытых и открытых тирах, в ясную и
пасмурную погоду, в жару и холод, при ветре и т. д.
-
Стрельба с различными интервалами. Интервалы между сериями
могут быть растянутыми в зависимости от условий соревнований [24, 27].
Говоря о технической подготовленности стрелка А.Я.Корх, упоминает в
качестве сбивающих факторов метеоусловия.
Нередко на соревнованиях стрелок, не попав в «свой ветер», вынужден
затрачивать на один выстрел две-три и более попыток. В результате появляется
неуверенность, сомнение в правильности своих действий. Боясь потерять очки,
спортсмен начинает изменять свои установки, нарастает утомление, которое
является потенциальной причиной возможных дополнительных потерь к концу
выступления. Значительно меньше будет влиять ветер на эффективность
действий стрелка, если до минимума сократить длительность фалы изготовки и
подготовки выстрела, фазы завершения выстрела.
Вообще, в условиях сложной погоды самое разумное экономно и быстро
выполнять все подготовительные действия и движения, и затаив дыхание,
ждать «свой ветер», провоцируя достаточно часто завершение выстрела. Если
на первой дыхательной паузе ветер не затихает, следует сделать два-три
коротких цикла вдоха-выдоха и снова на дыхательной паузе активно ждать
«своего ветра», наращивая свою готовность быстро и привычно выполнять
выстрел [4, 9].
При вертикальном мираже целесообразно сокращать время прицели-
вания, корректировать с помощью диоптра. Тоже рекомендуется и при
переменной облачности.
Учитывая влияние температуры надо подбирать одежду так, чтобы она
предохраняла от излишнего перегрева летом, обеспечивала устойчивость позы,
способствовала интенсивному выделению пота и впитывала его. Этим
требованиям
лучше
всего
удовлетворяет
спортивная
майка
из
хлопчатобумажной ткани. Рекомендуется также повязка на лоб, впитывающая
пот.
Для предотвращения охлаждения рук стрелка спортсмены применяют
карманные печки, надевают шерстяные перчатки. В перерывах между по-
ложениями стрелок должен обогреться[13, 20].
3.4.
Тактическая подготовленность
Спортивная тактика представляет собой совокупность эффективных
способов ведения состязания [28].
Л.П.Матвеев предложил систему упражнений и методических подходов
становления спортивной тактики, характерных для спортивной деятельности в
целом. Сюда вошли следующие аспекты:
-
создание облегчающих условий, при освоении рациональных вариантов
распределения сил на дистанции;
-
создание условий, усложняющих реализацию оптимального такти-
ческого плана при закреплении тактических навыков (выполнение заданий в
непривычных условиях, введение дополнительных помех);
-
выдерживание тактической схемы при существенной вариативности
пространственно-временных и динамических характеристик движений или,
напротив, неожиданное изменение тактики по дополнительному сигналу, либо
в связи с резко изменившейся ситуацией;
-
необходимость реализации оптимальной тактической схемы при работе в
условиях значительного и постоянно прогрессирующего утомления [23].
Однако тактика пулевой стрельбы имеет свою специфику и особенности.
Прежде всего, это выражается в отсутствии конкретного противоборца. В
основном стрелок «борется» с изменениями внешней среды и своего
психофункционального состояния, которые усложняют стрельбу, отрицательно
сказываются на результативности.
В соответствии со спецификой стрелковой деятельности, тактику
стрельбы условно разделяют на два понятия: тактика выполнения упражнения и
тактика выполнения отдельного выстрела.
А.Я.Корх определяет тактику выполнения упражнения как «способность
стрелка управлять своим поведением в процессе всей стрельбы в зависимости
от изменяющихся условий внешней среды, психофункционального состояния,
силы
мотивов,
соответствия
результативности
серий
запланированному
графику и других факторов»[30].
Тактика выполнения отдельного выстрела определяется им как «опе-
ративная
способность
стрелка
предвидеть
существенные
нарушения
в
двигательной структуре выстрела и вносить в нее необходимые коррективы (до
или в процессе выполнения выстрела) с тем, чтобы обеспечить необходимый
результат» каждого выстрела.
Поскольку
тактическая
подготовленность
является
своего
рода
объединяющей все виды подготовленности спортсмена, то построение модели
тактики выполнения упражнения и отдельного выстрела также должны быть
индивидуальны длякаждого стрелка-спортсмена.
Л.Кеттел [14] предлагает проводить опросы для определения индиви-
дуальной тактической схемы (приложения 1,2).
Анализ сведений, полученных при заполнении опросных листов, по-
зволяет судить о динамике результативности, самооценок и объективной
оценке результативности на тренировках и соревнованиях, о влиянии тех или
иных сбивающих факторов.
В процессе тактической, подготовки в тренировку целесообразно вводить
элементы с наличием тех иди, иных сбивающих факторов и тем самым
приучать стрелка к поиску наиболее оптимальных действий в сложившейся
необычной ситуации[5, 10].
3.5.
Психическая подготовленность
В структуре психической подготовленности спортсменов принято вы-
делять две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные
стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.
В структуре волевой подготовленности выделяют такие качества, как
целеустремленность, смелость, настойчивость и упорство, выдержка и са-
мообладание, самостоятельность, инициативность.
Специальную психическую подготовленность составляют:
устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям;
степень совершенства кинестетических и визуальных восприятии
различных параметров двигательных действий и окружающей
среды;
способность
воспринимать,
организовывать
и
перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
способность к психической регуляции движений, обеспечению
эффективной мышечной координации;
совершенство
пространственно-временной
антиципации
как
фактора,
повышающего
эффективность
технико-тактических
действий; способность к формированию в структурах головного
мозга
опережающих
реакций,
программ,
предшествующих
реальному
действию,
необходимость
которого
диктуется
требованиями эффективной соревновательной борьбы [28].
Уровень развития, психомоторных функций, непосредственно участ-
вующих в саморегуляции движений, во многом определяет успешность
двигательной спортивной деятельности. Техника выполнения упражнения
обусловлена
точностью
управления
движениями
по
пространственным
временным и динамическим параметрам.
Одним из качеств, обеспечивающих надежность деятельности стрелка,
специалисты
признают
двигательную
реакцию,
представляющую
собой
комплекс психомоторных средств, позволяющих стрелку быстро и правильно
реагировать на определенный раздражитель.
Для совершенствования, реакции стрелка Х.Кратцер [19] разработал
обоснованную систему, включающую применение следующих средств.
1.
Специфические средства:
а) тренировка без патрона, ее цель тренировка реакции на оптимальное
поражение мишени.
б) стрельба при неблагоприятных, например, погодных условиях, что
предъявляет повышенные требования к реакции стрелка.
2.
Тренировочные средства, заимствованные из других видов спорта
(в основном, игровые виды, развивающие ловкость).
3.
Неспецифические для стрельбы средства. Сюда относятся тренировки
с помощью специальных средств, совершенствующих реакцию, главным
образомвидеоигры.
Не менее важным фактором надежности стрельбы является направ-
ленность внимания, объем, а также его интенсивность. Наибольшие требования
в пулевой стрельбе предъявляются к способности переключения внимания. При
стрельбе из винтовки большое значение имеет устойчивость и концентрация
внимания, так как в этой дисциплине сравнительно большой промежуток
времени отводится на процесс прицеливания.
Рассматривая проблему надежности, нельзя не упомянуть о психическом
утомлении,
как
о
сбивающем
факторе,
основные
симптомы
которого
представлены в таблице 2.
Основной формой: обучения, концентрации в спортивной стрельбе
Х.Кратцер считает идеомоторную тренировку. Перед стрелком ставится задача
мысленно с закрытыми глазами представить весь процесс подготовки к
выстрелу. Тренер помогает стрелку формировать самоприказы, направленные
на облегчение создания определенных образов. Так, для этого необходимо
глубоко вздохнуть, принять правильное исходное положение, зарядить оружие,
приготовиться к изготовке, посмотреть в направлении мишени, оптически, ее
представить и т. д. Наиболее опытные спортсмены формируют приказы в очень
краткой форме[20, 24, 26].
Подобная тренировка эффективна только в сочетании с подготовкой на
расслабление, помогающей стрелку отвлечься от разного рода посторонних
раздражителей. Идеомоторная тренировка предполагает постепенный переход
от формирования представления о произведении одного выстрела до целой
серии.
Таблица 2
Основные симптомы психического утомления в стрельбе
Симптомы
Их проявления
Снижение сенсорной точности
и
Потеря точности при отработке
координации
спуска, недостатки в
координации системы стрелок-
оружие
Нарушение временной
структуры
Ошибки в ритме стрельбе. В от-
при выполнении типичных для
дельных выстрелах или сериях
стрельбы действий
Недостатки в скорости реакции
Запоздалая реакция на
появление мишени, на неожиданные
изменения погодных условий (скоро-
стрельный пистолет)
Нарушение в восприятии
Запоздалая оценка выстрела,
картины попадания, нарушения в
мышечной координации,
неправильная ориентация в качестве
выполняемых движений
Плохое запоминание всего
Слабо совершенствуется
выполнение
комплекса движений
движений, провалы в памяти
Нарушение способности к
концентрации
Невосприятие информации,
неправильная
концентрация на оптимальных
движения, стрелок легко отвлекается
на различные раздражители
Увеличение ошибочных
действий
Часто допускаются грубые
ошибки, запоздалая коррекция
ошибок
Соревновательные условия вызывают у спортсмена высокое нервно-
психическое напряжение, которое в ходе тренировок, как правило, не
возникает. В связи с этим надежность может быть значительно снижена, и
спортсмен, не способный справиться со своим психическим состоянием,
выступает на соревновании намного ниже своих возможностей.
Поэтому в процессе психической подготовки спортсмен должен до-
биваться
такого
психического
состояния,
которое
буде
способствовать
реализации всех видов подготовленности в полной мере. Воздействие же
сбивающих факторов будет снижено до минимума. В приложении 3 дана
характеристика
основных
видов
предстартового
состояния
стрелков-
спортсменов.
Таким образом, соревновательная надежность стрелка во многом зависит
от умения спортсмена использовать средства и методы психической подготовки
во время тренировочного процесса и в соревновательной деятельности.
3.6.
Интеллектуальная подготовленность
Интеллектуальная подготовка стрелка-спортсмена направлена на ос-
воение необходимых знаний, развитие мышления, выработку мыслительных
умений и навыков мыслительных операций.
Цель интеллектуальной подготовки состоит во всестороннем развитии
интеллектуальных начал человека, осуществлении умственного развития. В
узком смысле в спорте интеллектуальная подготовка выражается в повышении
уровня
специальных
знаний
в
области
техники,
тактики,
физической
подготовки, приемов психорегуляции и др.
В содержание интеллектуальной подготовки входит интеллектуальное
образование и воспитание интеллектуальных способностей.
Все необходимые стрелку знания могут быть разделены на три основные
группы:
1.
Знания мировоззренческого характера, которые формируют взгляд
на окружающий мир, помогают оценить общественную и личную значимость
спорта, формируют мотивы, принципы поведения;
2.
Знания общенаучного характера, раскрывающие общие принципы
физического воспитания и спортивной подготовки, естественнонаучные и
психологические основы спортивной деятельности и др.;
3.
Специально-прикладные знания: о пулевой стрельбе, видах оружия
и стрелковых упражнениях, соревнованиях, правилах построения спортивной
тренировки, технике и тактике стрельбы, средствах и методах подготовки,
самоконтроле, режиме и т. д.
К интеллектуальным способностям относятся:
1.
Мышление - процесс отражения объективной действительности в
представлениях, суждениях, понятиях.
Из
свойств
мышления,
необходимых
стрелку-спортсмену,
следует
отметить:
-
дедукцию - способ рассуждения, при котором новое положение вы-
водится логическим путем от общего к частному;
-
индукцию - способ рассуждения от частных фактов, положений к
общим выводам;
-
синтез - умение систематизировать знания, способность объединять
разрозненные данные в одну целостную систему;
-
предвидение - способность заранее учитывать и предполагать воз-
можные результаты;
-
моделирование - умение представлять стройную, идеальную модель
деятельности (выстрела, серии, упражнения);
-
быстроту - умение принять решение в зависимости от обстановки в
кратчайшее время, сообразительность;
-
глубину - способность познавать и выделять в предметах наиболее
существенное, за частным видеть целое, часто скрытое;
-
широту - способность, основываясь на имеющихся знаниях, охваты-
вать одновременно большой круг вопросов;
-
гибкость - умение подойти к явлению с разных сторон, перестроить
свой план действия и изменять решение в соответствии с обстановкой;
-
продуктивность - способность к быстрой и широкой мобилизации
знаний и использование их в сложных условиях;
-
самостоятельность - способность ставить задачи и находить их ре-
шение без посторонней помощи;
-
логичность - умение делать логическое построение объяснения,
мыслей;
-
устойчивость - способность к длительному контролю сознанием не-
обходимых вопросов, движений и т. п.
2.
Отдельные свойства психических процессов памяти, восприятия,
внимания и воображения:
-
быстрота восприятия (в частности, быстрота восприятия знаний, а
также явлений окружающего мира);
-
оперативность и продуктивность памяти; первая определяется воз-
можностью быстро воспроизводить только что совершенное действие (отметка
выстрела), вторая - объемом выдаваемой информации;
-
наблюдательность, интенсивность, устойчивость и распределение
внимания;
-
творческое воображение (при моделировании, составлении тактики
поведения и др.).
Одним из важнейших аспектов интеллектуальной подготовки является
своевременный
сбор
информации,
позволяющий
в
модельных
учебно-
тренировочных и соревновательных занятиях проигрывать ход рассуждений и
действий. Накопленная информация, а также опыт ее использования в
дальнейшем помогут определить выбор того или иного типа решения для своих
действий во время соревнований.
3.7.
Функциональная подготовленность
Основная задача функциональной, подготовки - определение функ-
ционального состояния стрелка, способности им переносить нагрузки и быстро
восстанавливаться, выявление способности организма реализовывать свои
возможности в процессе выполнения нагрузки и восстановления после нее, а
также
умения
реализовывать
свои
функциональные
возможности
на
соревнованиях.
Контроль за функциональным состоянием стрелка осуществляется по
показателям тремора, устойчивости системы «стрелок - оружие - мишень»,
точности мышечно-суставной чувствительности, точности воспроизведения
временных
параметров,
скорости
двигательных
реакций,
характеристик
внимания, ЧСС идр.
Существуют
следующие
методы
контроля
за
функциональным
состоянием стрелка:
1.
Сбор мнений (анкетирование, опрос). Эффективность этого метода
во многом определяется наличием двух моментов: желанием и способностью
ответить на поставленные вопросы самого стрелка.
2.
Педагогические наблюдения являются действенным методом для
определения функционального состояния и тренированности спортсмена. В
ходе подготовки стрелков тренер и врач анализируют частоту и плотность
занятий,
их
продолжительность,
разносторонность
и
индивидуализацию
тренировочных нагрузок.
В практике контроля существуют, два метода наблюдения: пассивный и
активный. При реализации пассивного метода тренер и врач проводят
наблюдения за стрелками, в различных ситуациях, создаваемых самой жизнью.
Активный метод, («естественный эксперимент» или «ситуационный тест»)
осуществляется в условиях специально созданных для наблюдения.
3.
Тестирование проводится с помощью следующих методов:
-
треморометрия, треморография;
-
стабилография;
-
определение точности восприятия мышечной, суставной и времен-
ной чувствительности;
-
определение скорости двигательной реакции;
-
регистрация свойств внимания;
-
регистрация ЧСС.
4.
Функциональные пробы. Для получения более полной информации о
состоянии функциональных систем, а также выявления способности организма
стрелка переносить определенные нагрузки и быстро восстанавливаться могут
быть
использованы
в
практике
контроля
ряд
функциональных
проб:
ортостатическая
и
проба
Воячека,
проба
с
применением
стрелкового
кинестезометра (для оценки кинестетической чувствительности указательного
пальца), вестибулярная проба Ромберга.
3.8.
Теоретическая подготовленность
В системе подготовки спортсмена, все большее значение приобретает
интеллектуальное воспитание, в частности, один из его аспектов - приоб-
ретение специальных теоретических знаний о спортивной тренировке и путях к
высоким достижениям, т.к. в спорте невозможно полностью проявить себя без
глубоких знаний и широты кругозора. «Покажите мне думающего спортсмена,
и я сделаю из него чемпиона», - вспоминает известный американский психолог
Р. Найдиффер слова своего тренера [26].
Л.П.Матвеев показал, что элементы теории органически включены во все
виды подготовки
спортсмена. Вместе с тем существует широкий круг
необходимых
спортсмену
знаний,
выходящих
за
рамки
физической,
технической, тактической и другими сторонами подготовки. Это знания по
истории и социологии спорта, по теории и методики спортивной подготовки, по
медико-биологическим дисциплинам и т. д. Усвоение этих знаний и является
собственно теоретической подготовкой спортсмена[27].
С учетом имеющейся в различных учебниках информации по теоре-
тической подготовке, в том числе и в учебнике по пулевой стрельбе [14],
основным содержанием теоретической подготовки спортсмена-стрелка можно
считать следующие разделы знаний:
-
общие основы современной системы спортивной тренировки, вклю-
чая знания о периодизации, построении и планировании спортивной тре-
нировки, о соревнованиях, внетренировочных факторах подготовки и вос-
становления;
-
знания
по
общей
и
специальной
физической
подготовке
спортсмена, средствах и методах ее совершенствования;
-
знания по технической подготовке, включая биомеханические осно-
вы стрельбы;
-
знания по тактической подготовке, путях и методах ее обеспечения
и реализации;
-
знания по психической подготовке, профилактике неблагоприятных
стрессовых состояний;
-
знания о сбивающих
факторах в стрелковом спорте, путях и
методах их преодоления;
-
анатомо-физиологические основы спортивной деятельности, в том
числе и в стрельбе;
-
врачебно-гигиенические знания, связанные с самоконтролем, вра-
чебным контролем, мерами предупреждения травм и оказания первой
доврачебной помощи;
-
знания материально-технической части оружия и снаряжения.
В аспекте рассматриваемой проблемы считаем возможным предложить
более
обобщенную
классификацию
теоретических
знаний
спортсмена,
содействующих
повышению
надежности
соревновательной
деятельности
стрелка:
1.
Знания, способствующие реализации задач физической подготовки
спортсмена в плане ослабления, силы влияния различных сбивающих факторов
на физическое состояние стрелка в соревновании.
2.
Знания, способствующие реализации задач физической подготовки
спортсмена в плане снижения
любых сбивающих, факторов на результат
стрельбы.
3.
Знания, помогающие выбрать оптимальную тактику в зависимости
от физического и. психического состояний, а также наличия конкретных
сбивающих факторов.
4.
Знания психологического характера, обеспечивающие оптимальное
проявление физических, способностей, технико-тактического мастерства, а
также интеллектуального и психического состояния стрелка в различных
неблагоприятных условиях соревновательной борьбы.
5.
Знания основ построения спортивной тренировки, обеспечивающих
надежную реализацию интегральной подготовленности стрелка в вариативной
соревновательной деятельности.
Наиболее ценными источниками получения теоретических знаний яв-
ляются специалисты (тренер и преподаватели), спортивные соревнования,
учебные пособия, и спортивная литература, спортивная периодическая печать,
радиорепортажи, и кинофильмы. При этом вполне очевидно, что с ростом
спортивного
мастерства
ценность
научно-теоретической
информации
увеличивается,
а
учебно-методической
несколько
уменьшается.
Роль
информации о действии сбивающих
факторов на надежность выступления
стрелков также повышается с ростом спортивного мастерства.
ВЫВОДЫ
Проведенные
исследования
позволили
сформулировать
следующие
выводы:
1.
Роль физической подготовленности в обеспечении надежности стрелка-
винтовочника
заключается
в
создании
необходимых
условий
для
совершенствования всех других видов подготовленности, а в ряде случаев -
непосредственном
снижении
отрицательного
воздействия
сбивающих
факторов.
Среди физических качеств обеспечивающих надежность деятельность
стрелка-винтовочника выделяют:
ведущие: силовая статическая выносливость, специальная выносливость,
координационные способности, и общая выносливость;
важные: собственно-силовые способности, в частности медленная и
статическая сила, а также двигательная реакция;
несущественные: оставшиеся две формы проявления быстроты (скорость
одиночного движения и частота движений), динамическая или «взрывная сила»
а также гибкость.
В процессе тактической подготовки в тренировку целесообразно вво-
дить элементы с наличием тех или иных сбивающих факторов и тем самым
приучать стрелка к поиску наиболее оптимальных действий в сложившейся
необычной ситуации.
В процессе психической подготовки спортсмен должен добиваться такого
психического состояния, которое будет способствовать реализации всех видов
подготовленности в полной мере, воздействие же сбивающих факторов будет
снижено до минимума.
При
рассмотрении
теоретической
подготовленности
предложена
классификация теоретических знаний, направленных на повышение на-
дежности соревновательной деятельности в условиях действия сбивающих
факторов. Основу данной классификации составляют знания, обеспечивающие
совершенствование подготовленности стрелка-спортсмена как в конкретных
видах его подготовки, так и в обобщенной интегральной подготовленности.
2.
Воздействие сбивающих факторов на соревновательную деятель-
ность стрелка осуществляется опосредованно через отдельные виды под-
готовленности.
Выявлено, что влияние сбивающих факторов на соревновательную
деятельность стрелка происходит не напрямую, как «фактор - результат», а
опосредованно, через вид подготовленности по схеме: «фактор - вид
подготовленности - результат». При этом существенно, что отдельные группы
сбивающих факторов, влияя, в конечном счете, на результат соревновательной
деятельности, тем не менее, в первую очередь воздействуют на отдельные
стороны подготовленности спортсмена. В частности, установлено, что факторы
материально-технического обеспечения в большей степени влияют, на технико-
тактическую сторону подготовленности; метеорологические условия - на
физическую, тактическую и психическую; внешние раздражители - на
психическую
и
соответственно
тактическую;
организационные
-
на
физическую, и связанную с ней психическую подготовленность.
3.
В ходе проведения исследования предприняты попытки системати-
зации различных, методических приемов и разработки, рекомендаций, на-
правленных на обеспечение соревновательной надежности в пулевой стрельбе
при воздействии внешних сбивающих факторов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Актов,
А.В.
Устойчивость
тела
как
критерий
технического
мастерства стрелков: метод.рекоменд. [Текст] /А.В.Актов, Н.А.Лесого //
Теор.ипракт.физич.куль-ры. – 1985. – № 9. – С. 53-54.
2.
Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской
Федерации: новые вызовы современности [Текст]: монография / С.В. Алексеев,
Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. – М.: МГУ, 2013. – 780 c.
3.
Баксанский О.Е. Современная психология [Текст] / Баксанский
О.Е., Самойлова В.М. – М.: Либроком, 2018. – 320 с.
4.
Барчуков, И.С. Физическая культура [Текст] / И.С. Барчуков; Под
общ.ред. Н.Н. Маликов. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 528 c.
5.
Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки
[Текст]: учебн.пособ. / Ю.В.Верхошанский. – М.: изд-во «Физкультура и
спорт», 1988. – 184 с.
6.
Джамгаров Т.Т. Об одном теоретическом подходе к проблеме
психической
надежности
спортсменов.[Текст]
/в
кн.:
«Психологическая
надежность спортсменов высокого класса и методы ее совершенствования» //
под ред. К.П.Жарова иВ.А.Плахтиенко. - М., 1977. - С.51-68.
7.
Джгамадзе,
Т.А.
Подготовка
стрелка
из
пневматического
оружия[Текст]:
методическая
разработка
для
студентов
РГАФК./Т.А.Джгамадзе, И.С.Володина. – М.: 1998. – 110 с.
8.
Дьячков В.М. Проблемы технического мастерства как фактор
надежности деятельности спортсмена. [Текст]/ в кн. «Психологические
факторы надежности деятельности спортсмена». -
М., 1977. - С.12-19.
9.
Егидес, А.П. Психология конфликта [Текст]: учебное пособие / А.П.
Егидес. – М.: МФПУ Синергия, 2017. – 320 c.
10.
Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии
[Текст]: учебное пособие / Н.С. Ефимова. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА,
2016. – 192 c.
11.
Завирохин, Д. С. Эмоциональная устойчивость юных спортсменов–
стрелков [Текст]/ Д. С. Завирохин // Проблемы подготовки научных и научно–
педагогических кадров [Текст]: опыт и перспективы; сб. науч. тр. молодых
ученых УралГУФК. Вып 10. – Челябинск: УралГУФК, 2010. – С. 123-126.
12.
Загайнов,
Р.М.
Психология
современного
спорта
высших
достижений [Текст]: Записки практического психолога спорта / Р.М. Загайнов.
– М.: Советский спорт, 2012. – 292с
13.
Загайнов,
Р.М.
Психология
современного
спорта
высших
достижений[Текст]: Записки практического психолога спорта / Р.М. Загайнов. –
М.: Советский спорт, 2012. – 292с.
14.
Ивойлов
А.В.
Помехоустойчивость
движений
спортсменам.
[Текст]/Ивойлов А.В. - М.: ФиС, 1986.- 156 с.
15.
Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. [Текст]/ Е.П. Ильин. – СПб.:
Питер, 2011. – 512 c.
16.
Ильин, Е.П.: Психология спорта. [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.:
Питер, 2010 – 352с.
17.
Капрара, Дж Психология личности. [Текст]/ Дж. Капрара, Д.
Сервон. – СПб.: Питер, 2003. – 640 с.
18.
Корх, А.Я Спортивная стрельба [Текст]: учебн. для ин–тов физ.
культ. / Под общ.ред. А.Я. Корха. – М.: Изд–во «Физкультура и спорт», 1987. –
255 с.
19.
Котова, И.Б. Общая психология [Текст]: учебное пособие / И.Б.
Котова, О.С. Канаркевич. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. – 480 c.
20.
Кравченко, Ю.Е. Психология эмоции. Классические и современные
теории и исследования [Текст] / Ю.Е. Кравченко. – М.: Форум, 2017. – 544 c.
21.
Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте. [Текст]/ Б.Дж.
Кретти. – М.: ФиС, 1978. – 222с.
22.
Кубланов, М.М. Основы техники стрельбы [Текст]: учебн.пособ. /
М.М. Кубланов, И.А. Зозулина. – Воронеж: Изд–во ООО «Калибри», 2005.
23.
Кубланов,
М.М.
Физическая
подготовка
стрелка.
[Текст]:
Методическое пособие для студентов ВФ МОГИФК/ М.М. Кубланов. –
Воронеж: ВГИФК, 1994 – 34 с.
24.
Левитов,
Н.Д.
О
психических
состояниях
человека
[Текст]:
учебн.пособ. / Н.Д Левитов. – М.: Изд–во «Просвещение», 1964. – 344 с.
25.
Лимонова, О.О. Особенности проявления характера [Текст] / О.О.
Лимонова, А. Е Цыс.//Приоритетные научные направления: от теории к
практике. – 2017. – С. 92–94.
26.
Ляхов, П.В. Волевые качества стрелка и способы их развития
[Текст] / П.В. Ляхов //Эпоха науки. – 2016. – №. 6. С. 58–61.
27.
Плотников, В.В. К диагностике динамики функционального состояния
человека
[Текст]
//Психол. журн. / В.В. Плотников, Г.Н. Щекотихина. - М., 1987.- Т. 8.
-
№ 2 . - С .
66-72.
28.
Попов, А.К. Работоспособность человека.
[Текст]
/А.К. Попов, / Психол.
журн. / А.К. Попов. -М.: 1985. - Т. 6. - №
1 . - С .
3-12.
29.
Рабазанов, С. И. Некоторые аспекты влияния занятий спортом на
развитие морально-волевых свойств личности
[Текст]
/ С.И. Рабазанов, А.В.
Иванчиков, С.В. Булатецкий // Центральный научный вестник. – 2017. – Т. 2. – №. 3. –
С. 60-61.
30.
Сосновикова, Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация
и диагностика: Пособие для студентов и учителей.
[Текст]
/ Ю.Е. Сосновикова. -
Горький: Изд-во «Государств, педагог, ин-тут», 1975.- 117 с.
31.
Уилмор, Дж.Х. Физиология спорта и двигательной активности
[Текст]
:
Олимпийская литература. / Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костил. - Киев: 1997. - 500 с.
32.
Фалалеев, А.Г. Критерии комплексного физиологического контроля
подготовленности спортсменок
[Текст]
//В сб. науч. тр.: «Актуальные вопросы
Научного обеспечения подготовки» / А.Г. Фалалеев, Э.И. Пышняк, Л.С. Соколова. -
М., 1989. - Т. 8. - №2. - С.78-79.
33.
Физиология физического воспитания и спорта
[Текст]
: учебник для студ.
учреждений высш. проф. образования //под ред. Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова,
М.М. Расулова. - М.: Академия, 2012. - 304с.
34.
Шарапов,
А.Ю
Управление
психологическим
и
психофизическим
состоянием стрелка в стрельбе.
[Текст]
/Шарапов, А.Ю., Зубрилкин, С. Д., Якимов,
С.С.//Аллея науки. – 2017. – Т. 3. – №. 13. – С. 921-925.
Приложение 1
Опросный лист Т
(тренировочная программа)
для определения схемы тактических действий
1.
Дата тренировки.
2.
Вид стрельбы из винтовки (пневматический, крупнокалиберный,
малокалиберный).
3.
Точность попадания, общий результат.
4.
Программа (выстрел N°, результат, число попыток, время).
5.
Продолжительность тренировки.
6.
Необходимые
сведения
для
оценки
(индивидуальная,
групповая,
тренировка, место тренировки, условия настрельбище).
7.
Погодные условия (солнечно, облачно,дождь, туман).
8.
Освещение мишени (сильное, частично заменена, затенена полностью).
9.
Тип оружия, калибр.
10.
Неполадки в оружие (да, нет, какие).
11.
Боеприпасы.
12.
Данные об эффективности тренировочного занятия (проходила ли
тренировка на соответствующем уровне, если нет,то почему?).
13.
Впечатления самого стрелка до, во время и после выстрела.
Приложение 2
Опросный лист С
(соревновательная программа)
для определения схемы тактических действий
1.
Дата соревнований.
2.
Вид
стрельбы
из
винтовки
(пневматический,
малокалиберный,
крупнокалиберный).
3.
Точность попадания, общий результат.
4.
Очередность выстрелов (пробные и зачетные).
5.
Программа (выстрел, результат, время).
6.
Соревновательное время, затраченное стрелком.
7.
Необходимые сведения, для оценки (вид.и место соревнований, смена,
время старта).
8.
Как оборудовано стрельбище.
9.
Качество организации соревнования, судейства.
10.
Погодные условия (солнечно, облачно, дождь и туман).
11.
Освещенность мишеней
(сильная, мишень затенена частично или
полностью).
12.
Тип оружия, калибр.
13.
Неполадки в оружие (да, нет, какие).
14.
Боеприпасы.
15.
Намеченное количество очков.
16.
Набранное количество очков.
17.
Впечатления стрелка до, вовремя и после выстрела.
Приложение 3
Таблица 3 - Характеристика предстартовых состояний стрелка
Предстартовое
состояние
Физиологические признаки
Психические
признаки
Виды проявления
Предстартовая
лихорадка
Общее возбуждение, острая
вегетативная перестройка (учащение
ЧСС, потоотделение, тремор)
Сильная
нервозность, неспо-
собность к концентрации,
забывчивость,
эмоциональная ла-
бильность, психомоторная
неустойчивость, страх
Неустойчивость
моторного навыка, потеря
тактической линии, темпа и
чувства ритма, судорожные
действия.
Предстартовая
апатия
Ярко выраженные процессы
торможения, снижение
чувствительности, вегетативная
перестройка (утомление, чувство
слабости, тяжести).
Снижение
Интенсивности процессов
восприятия, мышления,
психический дискомфорт,
плохое настроение,
недовольство, нежелание
участвовать в сорев-
новании
Частичная мобилизация
сил, неспособность к
быстрому включению в
работу, быстрое утомление,
замедленная реакция
Оптимальная
готовность
Концентрация и равновесие
процессов возбуждения и
торможения, оптимальная интен-
сивность физиологических процессов
(дыхания, кровообращения, обмена
веществ, гормональной регуляции и
т.д.)
Оптимальный
уровень активности,
чувство радости от участия
в соревнования,
положительные эмоции,
оптимизм, оптимальный
уровень внимания, реакции
Выступление проходит
по тактическому плану,
достижение планируемых
результатов