Напоминание

Современный урок с позиции формирования функциональной грамотности


Автор: Лукоянова Кристина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129"
Населённый пункт: г. Казани, Приволжского района
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок с позиции формирования функциональной грамотности
Раздел: начальное образование





Назад




СОВРЕМЕННЫЙ УРОК С ПОЗИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В современном образовательном пространстве одной из ключевых

задач

является

формирование

функциональной

грамотности

у

учеников. Это не только умение читать и писать, но и способность

применять знания на практике в различных жизненных ситуациях,

критически

мыслить,

анализировать

информацию

и

принимать

обоснованные решения. Современный урок должен быть ориентирован

именно на эти цели, используя разнообразные методы и подходы,

которые развивают у учащихся функциональные навыки.

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная

грамотность

включает

несколько

ключевых

компонентов:

Читательская

грамотность

умение

извлекать

и

интерпретировать информацию из различных текстов.

Математическая грамотность — способность решать реальные

задачи, используя математические методы.

Естественно-научная

грамотность

понимание

основных

законов природы и умение применять их на практике.

Финансовая грамотность — понимание принципов управления

личными финансами и осознанное отношение к экономическим

вопросам.

Цифровая грамотность

навыки

работы с

современными

технологиями

и

критическое

восприятие

информации

в

цифровом пространстве.

Принципы современного урока

Современный

урок

должен

строиться

на

принципах

активного

участия

учащихся,

самостоятельности

и

развития

их

творческого

мышления.

Основные

принципы,

которые

помогают

формировать

функциональную грамотность, следующие:

Практическая направленность. Важным элементом урока должно

стать

использование

знаний

для

решения

реальных

жизненных

ситуаций.

Например,

математика может

быть связана с

расчётом

семейного бюджета или планированием путешествия, а уроки химии —

с обсуждением экологических проблем.

Межпредметные

связи.

Современный

урок

не

должен

ограничиваться

рамками

одного

предмета.

Задания,

требующие

применения знаний из разных областей, способствуют развитию у

учеников навыков системного мышления.

Проектная

деятельность.

Учащиеся

должны

участвовать

в

создании проектов, которые помогают им не только углубить знания, но

и применять их на практике. Проекты развивают коммуникативные и

организационные навыки, а также стимулируют инициативность.

Критическое мышление и анализ информации. Важно обучать

учеников

анализировать

источники

информации,

оценивать

их

достоверность и делать выводы на основе фактов. Это особенно

актуально

в

условиях

широкого

доступа

к

разнообразным

информационным ресурсам.

Использование

цифровых

технологий.

Современный

урок

предполагает

активное

использование

технологий:

интерактивные

доски, планшеты, онлайн-ресурсы. Это помогает не только улучшить

восприятие учебного материала, но и развивать цифровую грамотность

учеников.

Методы обучения, способствующие развитию функциональной

грамотности

Современные

методы

обучения

должны

быть

направлены

на

активизацию учащихся и вовлечение их в процесс познания. Среди них

выделяются:

Метод кейсов. Учащиеся анализируют конкретные ситуации (кейсы),

которые

требуют

применения

различных

знаний

и

навыков

для

решения проблемы.

Дебаты

и

дискуссии.

Развитие

навыков

аргументации

и

критического мышления.

Игровые методы. Симуляции и ролевые игры позволяют развивать

как коммуникативные, так и предметные навыки.

Исследовательский

метод.

Предполагает

самостоятельное

исследование проблемы, сбор информации, анализ и представление

выводов.

Роль учителя в современном уроке

Учитель в современном образовательном процессе выступает не

только

как

источник

знаний,

но

и

как

наставник,

модератор

и

координатор. Его задача — создать условия для активного участия

учеников, помочь им развить самостоятельность и ответственность за

своё обучение. Важно поддерживать атмосферу сотрудничества и

взаимного уважения, мотивируя учеников к активному поиску решений

и реализации собственных идей.

Заключение

Современный

урок,

ориентированный

на

формирование

функциональной

грамотности,

представляет

собой

динамичный

и

многогранный процесс. Он требует от учителя не только глубокой

предметной подготовки, но и умения использовать разнообразные

методы обучения, которые помогают ученикам развивать ключевые

навыки

для

жизни

в

современном

обществе.

Такой

подход

способствует подготовке учеников к успешной интеграции в общество

и

профессиональной

деятельности,

делая

их

более

самостоятельными,

ответственными

и

способными

принимать

осознанные решения.



В раздел образования