Автор: Ульданова Динара Равильевна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Спортивная школа №10"
Населённый пункт: РТ, город Набережные Челны
Наименование материала: "Обучение защите в баскетболе детей младшего школьного возраста"
Тема: Баскетбол.
Раздел: дополнительное образование
Обучение защите в баскетболе детей младшего
школьного возраста.
Динара Равильевна Ульданова, тренер-преподаватель, МАУ ДО «Спортивная школа
№10», г.Набережные Челны.
Тема статьи посвящена обучению защитным действиям в баскетболе детей младшего
школьного возраста. Прежде чем приступить непосредственно к самой теме, хотелось бы
сделать маленькое отступление. Поговорить о том, как мы с вами тренеры- преподаватели
относимся к защите. Считаем ли мы ее важной составляющей баскетбола или весь акцент
в своей работе делаем на тактические и технические действия в нападении? Как доносим
до своих подопечных нужность этой работы, как много времени на тренировках уделяем
ей. За себя могу сказать, что треть тренировочного времени у меня уходит акцентировано
на защиту. Сколько я не бьюсь над этим, упущения постоянно бывают. Кто-то не ставит
спину на подбор, кто-то проваливается в защите, не дорабатывает ногами, лезет руками на
выбивание, кто-то не успевает на подстраховку, выбирает не правильную защитную
позицию при входах и т.д. Исправляя недочеты, понимаешь - это очень кропотливая
работа, постоянная работа над ошибками, требующая намного больше времени и
внимания.
Дети должны понимать, как действовать в защите!
Какой рукой идти на выбивание мяча, как противодействовать точной, быстрой передаче,
как максимально правильно действовать против заслонов, сыграть в численном
меньшинстве, противостоять быстрому отрыву т.д. Объясняя, показывая, добиваясь
правильного выполнения, мы закладываем фундамент защитных навыков у ребенка.
Многократным повторением, учим подопечных на «автомате» принимать правильные
решения в игре.
Мы все прекрасно знаем, юные баскетболисты в большинстве своем не любит работать в
защите. С чем это связано? Во-первых, трудно, а иногда даже тяжело. Во-вторых, это не
заметно и ни кем не оценено!
Наша с вами задача научить своих воспитанников если не любить, то хотя бы получать
удовольствие от защиты. Ребенку должно доставлять радость, что он максимально
затруднил ведение своему подопечному, не дал сделать прицельную передачу, перехватил
или подобрал мяч, помог партнеру… И сделать это мы можем, замечая его попытки
успешно сыграть в защите.
Поощрять и стимулировать!
Ребенок должен знать, что вы и партнеры по команде видите и цените его работу.
Проговаривайте детям положительные моменты защиты. Заставляйте детей поощрять
друг друга, говорить спасибо за помощь. Все это в скором времени начнет давать свои
плоды.
Переходя к обучению защите нужно помнить один очень важный момент.
Нельзя научить ребенка правильным быстрым защитным действиям, если нет
достаточной базы физической подготовки и координационных способностей.
Невозможно заставить воспитанника успеть за своим подопечным, если в защитной
стойке он перемещается медленно, на «высоких ногах», медленно реагирует на изменения
направления движения нападающего, даже делая все это технически правильно. Для
удобства обучения быстроте работы ног в защитных перемещениях, выбрала ряд
упражнений, ребята называют их «дорожками». Выполняя «дорожки», заставляйте детей
выполнять упражнение правильно, останавливая и акцентируя внимание на ошибках.
Добившись технически правильного выполнения, постепенно увеличивайте скорость до
максимальной, контролируя качество исполнения.
Весь этап обучения защитным действиям у вас должен сводиться к правилу:
«От простого к сложному!»
Многие тренеры вначале своей работы, совершают ошибки, начиная торопиться в
процессе обучения, желая научить всему и быстро. Например, молодой тренер ставит
своих подопечных в игровую позицию 5 х 5 и начинают их двигать, показывая
перемещения при подстраховке. Видели бы вы «квадратные» глаза этих детей,
непонимающих, что происходит. Вы не можете свое видение баскетбола или свои мысли
вложить в голову ребенку. Он должен прийти к этому сам, пробуя, анализируя, делая и
исправляя ошибки. Вы как тренер должны проложить «дорогу» к этому пониманию.
Поделите это упражнение на составляющие, отработайте сначала в парах, затем в тройках
постепенно переходя к игровой позиции. Вы увидите, процесс обучения будет на много
качественнее, легче для понимания, иногда даже и быстрее. Это правило применимо не
только для групповых и командных защитный действий, но и в индивидуальной
подготовке.
Не форсируйте события!
Не освоив один элемент, не переходите к другому. Например, работая в защите против
дриблера, направляя его к боковой линии, вы замечаете, что ребенок не правильно
закрывает линию, постоянно нарушая правила. Вернитесь, потратьте время, даже если вы
это уже отрабатывали. Из этих маленьких нюансов и недоработок во многом состоят
результаты игр и техническая подготовка ваших подопечных.
Обучение в защите начинается с азов.
У многих молодых тренеров особенно трудно идет процесс обучения малышей 1-2 класса.
Дети этого возраста в большинстве своем не готовы воспринимать, те серьезные «вещи»
которые говорит тренер. Игры, которые так нравятся детям, вы можете использовать в
процессе обучения.
В игровой форме материал усваивается интереснее, веселее, не требует большой
концентрации внимания.
Например, игра «День-Ночь». Тренер говорит слово «День!», дети бегут, при слове
«Ночь!» останавливаются в защитной стойке и замирают. Тренер подходит к ребенку,
чуть-чуть подталкивая, проверяет, как ребенок сохраняет баланс. Если он качнулся, игра
для него начинается с места старта.
Все упражнения, которые вы даете этим детям, должны быть придуманы так, чтобы
ребенок не смог выполнить их технически неправильно.
Если вы учите его перемещаться на согнутых ногах, можете для этого использовать
гимнастическую скамейку. Ребенок перемещается по ней боком, а вы потихоньку
раскачиваете ее. Дети непроизвольно начинают сгибать ноги.
Придумывайте названия, вместе с детьми, тем техническим элементам, которые вы
разучиваете.
Например, работу рук в защите «Чунга-Чанга» и для низкой защитной стойки
«Стульчик» т.д. Проявляйте фантазию, смекалку, детям это нравится и они с большим
удовольствием включаются в процесс обучения.
Еще один момент, на котором мне хотелось бы обратить ваше внимание. Обучая своих
подопечных защитным действиям (индивидуальным, групповым или командным), мы с
вами всегда задаемся вопросом: « Как все то, что мы отработали на тренировочном этапе,
будут получаться в игре?» Да, все не так просто. Помогут вам в этом
Проверочные контрольные игры, игры с заданиями после каждого разученного
действия.
Добивайтесь точности исполнения детьми ваших требований, останавливайте игру,
разбирайте ошибки, акцентируйте внимание на мелочах. Используйте для закрепления
пройденного материала товарищеские игры, даже если это отразиться на результате игры.
Внимательно следите за тем, что не получается в игре и за положительными моментами!
Постоянно возвращайтесь к тому, что, по вашему мнению, не отработано. Используйте
то, что хорошо получается, в задачах на официальных играх.
И последнее. В спортивной школе должна быть четкая программа по обучению
защитным действиям на определенном этапе обучения учащихся.
С каким багажом технических и тактических знаний ребенок должен перейти на
следующий этап обучения?
. Составляйте планы подготовки на год для своей группы самостоятельно, ориентируясьна
программу спортивной школы по баскетболу.. Проверяйте себя и своих подопечных в
соответствии с вашим планом.
Обращаю ваше внимание, что это примерный план. План, который требует вашей
постоянной корректировки в зависимости от возраста ваших учащихся, уровня
подготовки. Была ли группа оставлена на повторный год обучения или пропустила этап,
может дети очень талантливые и процесс обучения идет очень быстро и качественно, или,
наоборот, процесс обучения идет трудно и приходиться постоянно возвращаться назад к
пройденному материалу.
Уважаемые коллеги.
Сейчас свое увлечение в баскетболе находят многие дети. И вы, наставник, помогающий
в их немалых достижениях, пусть не «великих». Хочу пожелать вам уверенности в себе и
своих возможностях, а так же больших творческих успехов.
«Наслаждайтесь тем, что вы делаете, и вы никогда в своей жизни не будете
работать».
Билл Гейс.