Напоминание

Совершенствование усных вычислительных навыков младших школьников


Автор: Верхутина Ирина Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Учитель начальных классов
Населённый пункт: Химки
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Совершенствование усных вычислительных навыков младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

УСТНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ"

Введение

Устные

вычисления

важный

аспект

математического

образования

младших

школьников.

Навыки

быстрого

и

точного

выполнения устных вычислений формируют основу для успешного

усвоения более сложных математических концепций в дальнейшем.

Они также развивают логическое мышление, память и концентрацию.

Цель

данной методической разработки – предложить учителям

начальных

классов

эффективные

методы

и

приёмы

для

совершенствования устных вычислительных навыков у младших

школьников.

Цели и задачи:

Цель:

Развитие и совершенствование устных вычислительных навыков

младших школьников, повышение их интереса к математике.

Задачи:

Развивать способность к быстрому и точному вычислению.

Формировать и укреплять навыки устного счёта.

Обучать школьников рациональным приёмам вычислений.

Повышать мотивацию к изучению математики через игровые и

занимательные методы.

Теоретическая часть

Значение устных вычислений:

Устный счёт развивает внимание, концентрацию, умение быстро

принимать решения и логически мыслить. В условиях, где требуется

оперативность (в жизни или в дальнейших обучающих дисциплинах),

устные вычисления играют ключевую роль.

Трудности усвоения:

Многие дети сталкиваются с проблемами при освоении устных

вычислений

из-за

недостаточного

развития

пространственного

мышления

или

несформированной

числовой

интуиции.

Важно

использовать

специальные

упражнения

для

формирования

этих

навыков.

Практическая часть

Методы и приёмы совершенствования устных вычислительных

навыков

Числовые пирамиды.

Цель: Развитие навыков сложения и вычитания.

Описание: Учащимся предлагается пирамида чисел, в ячейках

которой они должны записывать результаты сложения или вычитания

соседних чисел.

Игра «Математическое домино».

Цель: Развитие навыков устного счёта и логического мышления.

Описание:

Ученикам

раздаются

карточки

с

числами.

Необходимо по очереди класть карточки с результатами вычислений

так, чтобы числа на стыках совпадали.

Флеш-карточки с числами.

Цель: Автоматизация навыков сложения, вычитания, умножения

и деления.

Описание: Учитель показывает карточки с примерами, а ученики

должны как можно быстрее назвать результат.

Игра «Магический квадрат».

Цель: Закрепление навыков сложения.

Описание:

Ученикам

предлагается

заполнить

магический

квадрат

числами

так,

чтобы

суммы

в

каждой

строке,

столбце

и

диагонали были одинаковыми.

«Блиц-опрос».

Цель: Повышение скорости устных вычислений.

Описание: Учитель быстро задаёт примеры, а ученики отвечают,

не используя письменных вычислений.

Математические головоломки и ребусы.

Цель: Повышение интереса к предмету и развитие творческого

мышления.

Описание: Ученики решают задачи с логическими элементами и

вычислениями, что развивает их аналитическое мышление.

Дифференцированный подход

Каждый

ребёнок

имеет

свои

особенности

восприятия

информации

и

уровня

математической

подготовки.

Необходимо

использовать

дифференцированные

задания,

ориентированные

на

уровень подготовки учащихся:

Для учащихся с высоким уровнем подготовки можно предлагать

задачи с более сложными вычислениями, требующими логического

обоснования.

Для детей с низким уровнем подготовки можно использовать

задачи с опорой на конкретные примеры и наглядные пособия.

Рекомендации по организации

занятий Регулярность упражнений:

Важно выделять время на устные вычисления на каждом уроке.

Пусть это будет 5-7 минут в начале или в конце урока.

Использование наглядных материалов:

Карточки,

таблицы,

цифровые

пирамиды,

флеш-карточки

помогают детям визуализировать процессы вычислений и облегчают

их восприятие.

Интерактивные задания и игры:

Игровая

форма

занятий

повышает

мотивацию

и

интерес

к

предмету.

Поощрение и поддержка:

Поддержка со стороны учителя, похвала за успехи в устных

вычислениях формируют у детей уверенность в своих силах.

Заключение

Развитие устных вычислительных навыков младших школьников

это важный и неотъемлемый этап математического образования.

Использование различных методических приёмов, таких как игровые

методы, задания на логику и скорость, позволит сформировать

у

детей уверенность в своих математических способностях и повысить

интерес к учебному процессу.



В раздел образования