Автор: Наила Исмаиловна Ишмухаметова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №129"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: «Использование активных методов обучения в классах начальной школы в условиях введения ФГОС»
Раздел: начальное образование
Раздел образования: начальное образование
Автор: Ишмухаметова Наила Исмаиловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ«Средняя
общеобразовательная школа №129»
Населённый пункт: Приволжский район
г. Казани Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: «Использование активных
методов обучения в классах
начальной школы в
условиях введения ФГОС»
Раздел: начальное образование
«Использование активных методов обучения в классах начальной
школы в условиях введения ФГОС».
Услышишь-забудешь.
Увидишь – запомнишь.
Построишь – поймешь.
(Конфуций).
Меня, как и всякого учителя, постоянно волнует вопрос: почему один и
тот же материал учащиеся воспринимают по-разному: одни схватывают на
лету, а другим требуется на это не урок и не два. Как сделать так, чтобы
сильные не сидели без дела, не топтались на месте, а учащиеся средних
способностей не только не отставали, но и поверили в свои силы , почувство-
вали интерес к предмету.
Изменения, которые произошли в современном обществе, обусловили
необходимость применения новых подходов в обучении младших
школьников, внедрения Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования. Перед учителем начальной
школы выдвинуты следующие цели: формирование универсальных учебных
действий и мотивации к обучению.
Активные методы обучения – что это?
Активные методы обучения и воспитания - те, которые позволяют учащимся
в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми
знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей
учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых
деятельностей. Методы обучения – способы работы педагога, с помощью
которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также
развитие их познавательных способностей. Методы обучения — это
основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие
формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-
воспитательных задач. Методы обучения – совокупность путей, способов
достижения целей.
Применение активных методов в работе с младшими школьниками
побуждает их к активной мыслительной и практической деятельности в
процессе овладения разнообразным учебным материалом. Своеобразие
активных методов обучения младших школьников заключено в том, что в их
основе лежит побуждение к практической и мыслительной деятельности
обучающихся, без которой невозможно движение вперед в освоении новых
ЗУН. К таким методам обучения можно отнести следующие:
1.
Необычное, нетрадиционное начало урока – эмоциональный настрой на урок
(использование эпиграфа, загадки, музыкального или видеофрагмента)
2.
Использование проблемного метода (вопросов, ситуаций). Проблемность в
обучении начинается с особой конструкции проблемного вопроса. -
Почему…? (Какова причина…?) - Чем отличается…от…? - Что изменилось
бы, если бы…? - Что объединяет…и…?- Какие условия необходимы,
чтобы…? - Чем можно объяснить…? Это вопросы, которые не только
учитель задает обучающемуся, но и школьник - педагогу.
3.
Применение информационно-коммуникационных методов - мультимедийных
презентаций, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
4.
Использование методов интерактивного обучения и их элементов: «метода
проектов» (монопроект, межпредметный, краткосрочный, среднесрочный,
долгосрочный), «мозгового штурма» (совместная деятельность участников,
каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания,
многократно усиливает результат поиска решений, процесс мозгового
штурма
обладает
особым
творческим
потенциалом,
преобразуясь
в
увлекательную коллективную игровую деятельность).
5.
Игровые методы - дидактические, подвижные, имитационные, ролевые игры,
игровые моменты.
Классификация методов активного обучения.
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко
применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и
практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной
деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих
профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным
правилам.
«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из
организационных форм познавательной деятельности учащихся,
позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую
информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции,
научить культуре ведения дискуссии.
Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее
эффективных и распространенных методов организации активной
познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных
ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и
производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый
должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить
свое отношение к ситуации.
Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания
учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности.
Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями
преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько
передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным
противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В
сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые
знания, постигают теоретические особенности отдельной науки
Среди множества активных форм обучения мне хочется
остановиться на групповой форме работы. В условиях традиционных форм
обучения нередко неудачи одних учеников невольно создают благоприятный
фон для проявления успехов других. Такая деятельность учащихся не
предполагает совместных усилий и взаимопомощи, возможности
сотрудничества здесь резко ограничиваются. Поэтому психологи считают
наиболее эффективной учебную деятельность, организованную по
групповому принципу.
Обычно игровые моменты по группам я включаю в конце урока. Это
орфографическое лото, «Четвертое лишнее». Нравится учащимся 4 классов
орфографическая эстафета. Ее обычно провожу во время комплексного
повторения. Например, повторяет тему «ь после шипящих в различных
частях речи». Первой группе досталась тема ь в существительных, второй
группе – ь в глаголах, третьей группе – ь в наречиях.
В 7 классе при закреплении темы «Служебные части речи» на доске был
записан текст с пропуском союзов, частиц, предлогов. Каждая группа
представляла свою служебную часть речи. Они и должны были «встать на
место».
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть (не) скудеющая сила,
Есть и (не) тленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет (не) земных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них
Активные методы обучения применяют для повышения учебной
мотивации, для активизации познавательной активности учащихся, развития
способности к самостоятельному обучению, выработки навыков работы в
коллективе, коррекции самооценки учащихся, формирования и развития
коммуникативных навыков (навыков общения со сверстниками, и с
учителями).
Ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам
процесс обучения. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в
процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по
поводу того, что они знают и думают. Атмосфера взаимной поддержки
позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму
познавательную деятельность.
Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на
основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать
альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в
дискуссиях, общаться с другими людьми.
Активные методы развивают коммуникативные умения и навыки
поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих
товарищей. Снимается нервная нагрузка школьников. Активизация
мыслительной деятельности учащихся на уроках – одна из самых актуальных
проблем методике преподавания в начальной школе.
Исследователи активных методов обучения отмечают, что в памяти человека
остаётся до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 %
того, что он делает
Таким образом, рассмотренные методы и приемы обучения помогают
развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить
обучающихся самостоятельно добывать знания, способствуют развитию
интереса к образовательному предмету, способствуют активизации процесса
развития у младших школьников коммуникативных навыков, учебно-
информационных и учебно-организационных умений.
Использованная литература.
1.
Исенина, Е. И. Педагогика: гуманизация обучения в школе : учебное пособие
/ Е. И. Исенина. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. - 290 с.
2.
Крившенко, Л. П. Педагогика : учебник и практикум / Л. П. Крившенко,
Л. В. Юркина. - 2-е изд. – М.: Юрайт, 2019. - 400 с.
3.
Федотова, П.И. Использование активных методов обучения на уроках
русского языка с позиции требований ФГОС / П.И.Федотова //Научное и
образовательное
пространство:
перспективы
развития
Материалы
Международной научно-практической конференции . - 2015. С. 131-134.