Автор: Баскакова Елизавета Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 39 г. Челябинска
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Путешествие по России (По Дальнему Востоку; На просторах Сибири)
Раздел: начальное образование
ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»
Технологическая карта урока
Окружающего мира в 4 классе
Подготовила: Баскакова Елизавета Владимировна,
Учитель начальных классов
Тема: «Путешествие по России (По Дальнему Востоку; На просторах Сибири)»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: создание условий для формирования знаний о народах России, их традициях, обычаях; познакомиться с
городами, достопримечательностями.
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование знаний о народах России, их традициях, обычаях, а также знать
достопримечательности и города России.
Личностные:
развитие умение формулировать свои мысли в устной форме
Регулятивные:
ориентироваться в учебнике, планировать свою деятельность на уроке
Коммуникативные:
высказывать свою точку зрения и умения её обосновать, умение слышать сверстников
Познавательные:
осуществлять умение по поиску информации, выделению в тексте самого главного
Оборудование: мультимидийная презентация, учебник, раздаточный материал, иллюстративный материал для доски
№ Этапы
урока
Методы и
приёмы
обучения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
работы
Виды
контро
ля
1
Мотив
ацион
ный
этап
(2
мин.)
Цель:
мотиви
ровать
учащих
ся на
работу
на
уроке.
Методы:
Словесный
: беседа
Наглядный
:
презентац
ия
-Добрый день, ребята, подровняйте свои спинки,
присаживайтесь. Я очень рада вас видеть на своем
уроке, для того чтобы он прошел познавательно и
интересно, прочитайте девиз нашего урока, который вы
видите на слайде (1слайд)
-Скажите, как вы понимаете эти слова?
-Верно, если вы хотите получать знания и умения,
нужно не отвлекаться, а усердно работать и быть
внимательным.
-Приветствуют
учителя.
-Читают девиз.
-На уроке нужно
внимательно слушать
учителя, смотреть все
иллюстрации и
думать, тогда ты
обязательно получишь
знания.
Фронтал
ьная
Устный
.
Фронта
льный
2
Актуа
лизаци
я
знаний
(7
мин.)
Методы:
Словесный
: беседа
Наглядный
:
презентац
-Ребята, скажите, какой была тема прошлого урока?
-Давайте вспомним, что интересно вы узнали по этой
теме, проверю я это с помощью блиц опроса, я буду
читать вопрос ваша задача поднять руку и ответить,
кто будет самый активный получит отметку.
-Такие разные
праздники
Фронтал
ьная;
Индиви
дуальна
я
Устный
,
фронта
льный
Цель:
создан
ие
услови
й для
повтор
ения
пройде
нного
матери
ала.
ия
Практичес
кий: блиц
опрос
Готовы? (слайд 2)
-Какой праздник отмечается 12 июня?
-Когда отмечается день Государственного флага
Российской Федерации?
-Что такое государственный флаг?
-Что отмечается 4 ноября?
-Назовите дату когда отмечается день Конституции?
-В каком году была принята конституция?
-23 февраля, что за праздник отмечается?
-Кого принято поздравлять в этот день?
-Назовите дату празднования дня Победы?
-7 января, что мы отмечаем?
-Когда празднуется международный женский день?
-1 мая праздник чего?
(Параллельно с ответами детей, идет поднятие кружков
согласны ученики с ответом или нет с помощью
сигнальных карточек)
-Молодцы!
-Да
-
День России
-22 августа
-Это один из символов
страны
-День народного
единства
-12 декабря
-1993
-День защитника
Отечества
-Мужчин и мальчиков
как будущих
Защитников
-9 мая
-Рождество Христово
-8 марта
-День весны и труда
3
Самоо
предел
ение
деятел
Методы:
Словесный
: беседа
Наглядный
-Ребята, чтобы узнать тему урока, посмотрите на слайд
и решите ребус (слайд 3)
-Решают ребус
Фронтал
ьная
Устный
Фронта
льный
ьности
(5
мин.)
Цель:
создан
ие
услови
й для
форми
ровани
я темы
и цели
урока
самост
оятель
но
ученик
ами.
:
презентац
ия
-Что у вас получилось?
-Верно, значит как будет называться наша тема урока?
(вывесить на доску)
-Как вы думаете исходя из темы урока, какая может
быть цель? (вывесить на доску)
-Цель вы можете увидеть на доске, прочитайте её.
-План нашего маршрута урока у вас на партах:
1. Какие народы населяют.
2. Знаменитые города.
3. Достопримечательности.
-Путешествие по
России
-Путешествие по
России
-Ответы детей
-Цель: узнать о
народах России, их
традициях, обычаях, а
также познакомиться с
городами,
достопримечательност
ями.
4
Откры
тие
новых
Методы:
Словесный
;
-Не один век навстречу солнцу- с запада на восток-
шли землепроходцы, заселяя и осваивая нашу страну.
Велика Россия. Много в ней городов и сёл, гор и
Слушают рассказ
учителя
Фронтал
ьная;
Индиви
Фронта
льный
знаний
(15
мин.)
Цель:
создан
ие
услови
й для
ознако
мления
младш
их
школьн
иков с
новым
матери
алом,
реализа
цией
постав
ленных
задач
Наглядный
равнин, рек и озер. (4 слайд)
-Первым встречают новый день жители Дальнего
Востока. Отсюда начинает солнце свой путь над
территорией нашей страны. Вместе с ним- с востока на
запад- мы отправимся в путешествие по России( 5
слайд)
И начнем мы с Дальнего Востока.
Население этих краёв - чукчи, коряки, удэгейцы и
другие народы. Многие названия произошли из языков
этих народов. Например, полуостров Чукотка в
переводе на русский язык означает «земля чукчей». С
природой этого края связаны и старинные занятия
населения - это оленеводство, охота, рыбная ловля. (6-7
слайд)
Современный Дальний Восток — это не только
удивительная природа, но и красивые большие города.
На Тихом океане находится город-порт Владивосток.
Его называют морскими воротами России. (8 слайд)
Владивосток – центр Приморского края, конечный
пункт Транссибирской железнодорожной магистрали.
(9 слайд)
На карте нашей страны он появился в 1860 году. Об
этом событии напоминает колонна при въезде в город.
На ней установлена модель парусника «Маньчжур» —
русского корабля, который бросил якорь в бухте
Золотой Рог в 1860 году. (10 слайд)
Жизнь Владивостока тесно связана с морем. Издавна из
порта города на промыслы выходят рыболовецкие
дуальна
я,
парная
суда.
-Сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой
видеоролик о Дальнем Востоке после которого вам
будут заданы вопросы по видео, поэтому смотрим и
слушаем внимательно.
-Вдоль побережья какого океана протянулся Дальний
Восток?
-Какие полуострова и острова входят в Дальний
Восток?
-Какая самая крупная река на Дальнем Востоке?
-Что добывают на Дальнем Востоке?
-Чем особенный Уссурийский край?
-Молодцы, с Дальним Востоком мы с вами
познакомились, теперь, откройте, пожалуйста, свои
учебники на странице 183, прочитайте название
заголовка.
Сибирь вы будете изучать в парах, но для начала
повторим правила работы в парах.
-Правила повторили, теперь придерживаясь их
Смотрят видеоролик
-Тихий океан
Полуостров камчатка,
Чукотский
полуостров, остров
Сахалин, Курильские
острова
-Амур
-Свинец, золото,
алмазы, нефть
-Можно встретить
медведя и тигра
вместе, сосну и
абрикосовое дерево,
крапиву и
тропические лианы.
-На просторах
Сибири.
Правила работы в
парах.
начинаем работу, вам нужно по плану, который у вас
лежит на партах подготовить развернутый ответ в виде
рассказа про Сибирь на отметку, по готовности пара
выходит к доске и защищает свой ответ.
-Приступайте к заданию.
-Время вышло, отвечаем строго по плану, остальные
ребята слушают и если есть что дополнить дополняют.
(Выступление детей сопровождает презентация, также
дополнительно в неё включены
достопримечательности, которых нет в учебнике, но
интересны детям)
(Видео про Улан-Удэ)
(14-15 слайд достопримечательности Иркутска)
Исследование Сибири,
подготовка к
выступлению.
Защита детей.
5
Перви
чное
закреп
ление
(7
мин.)
Цель:
создан
ие
услови
й для
фиксир
ования
получе
нных
Методы:
Словесный
: беседа
Практичес
кий:
решение
теста
Наглядный
:
презентац
ия
-Ребята, вы проделали большую работу, вы большие
молодцы, теперь время закрепить полученные знания, а
сделаем мы это с помощью небольшого теста, который
вы будете решать самостоятельно, приступайте к
выполнению.
Решают
Фронтал
ьная;
Индиви
дуальна
я
Письме
нная
знаний.
6
Инстр
уктаж
Д/З
(1мин.)
Методы:
Словесный
: беседа
Откроем дневник домашнее задание: найти
достопримечательность городов, которые мы с вами
сегодня обсудили и подготовить про них сообщение.
Записывают
7
Итог.
Рефле
ксия
(5
мин.)
Методы:
Словесный
;
Наглядный
-Ребята, помните цель нашего урока?
Реализовали мы её, как вы считаете?
-Продолжите фразы
Знаю…
Умею…
Понимаю…
-Сегодня на уроке мы хорошо и продуктивно
поработали и получили отметки….
Ответы детей
Фронтал
ьная
Фронта
льный