Автор: Надежда Павловна Чурсина
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Новониколаевская СОШ Купинского района
Населённый пункт: НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ, КУПИНСКИЙ РАЙОН, НОВОНИКОЛАЕВКА
Наименование материала: Доклад
Тема: «Применение информационных технологий на уроках физики»
Раздел: полное образование
Доклад учителя физики Чурсиной Надежды Павловны на тему:
«Применение информационных технологий на уроках физики»
Современный
век
не
зря
называют
веком
информационной
цивилизации.Сегодня любой учитель, в том числе и учитель физики, должен
формировать информационно- коммуникативную компетенцию, а значит,
надо учить ребят умению получать информацию из различных источников, и
из электронных тоже, а к услугам современного учителя множество
информационных порталов, образовательных сайтов и мультимедийных
курсов.
Применение информационных технологий позволяет индивидуализировать
учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как
углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и
умения.
Сегодня важнейшей задачей школы, является
формирование личности,
способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного
образования,
в
том
числе,
и
преподавания
физики,
Осознание
общечеловеческих
ценностей
возможно
только
при
соответствующем
познавательном, нравственном, этическом и эстетическом воспитании
школьника.
Использование ИКТ на уроках физики дает возможность каждому учащемуся
работать самостоятельно, уровень обученности слабых школьников при этом
поднимается; не оказываются запущенными и сильные ученики. Вторая
возможность,
которую появляется при использовании информационных
технологий – развитие самостоятельности учащихся. Ученик решает те или
иные задачи самостоятельно, осознанно (не копируя решения на доске или у
товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том,
что он может усвоить предмет.
Третья возможность
– использование
компьютера для освобождения учащихся от рутинных операций при
решении задач или выполнении лабораторных работ (вычислений, перевода
величин в одну систему единиц и т. п.).
Четвертая возможность –
моделирование на компьютере некоторых физических процессов и явлений,
например свободного падения тел, поведение газа при изменении давления,
температуры и т. д. Такие модели помогают глубже осознать физическую
сущность явления. Применение информационных технологий повышает
качество наглядности в учебном процессе (презентации, выполнение
сложных графиков, таблиц и т. д. Информационные технологии – это и –
реализация межпредметных связей физики с другими учебными предметами;
– проведение предметных тестирований и диагностик; – выполнение
реферативных,
творческих
и
других
работ
с
использованием
информационных технологий; – поиск и обработка информации в рамках
изучаемого
материала
с
использованием
Интернет;
–
использование
электронных таблиц для решения задач; – проведение научных конференций,
презентаций; – использование мультимедиа_ технологий при изучении
учебного материала; – проведение виртуальных практикумов и лабораторных
работ. Без компьютера теперь обходится редкий урок физики, потому что это
одновременно и телевизор, и магнитофон, и экспериментальная установка, и
справочник,
и
задачник,
и
средство
контроля
знаний.
Используя
информационные
технологии,
учитель
–
повышает
уровень
профессиональной культуры; – снижает трудоемкость процесса контроля и
консультирования; – развивает плодотворное сотрудничество с учащимися; –
повышает уровень функциональной грамотности в сфере информационных
технологий; – переходит от роли учителя-транслятора знаний к роли
учителя-тьютора;
–
получает
возможность
самореализации
и
самоутверждения;
–
повышает
авторитет
среди
учащихся,
коллег.
Информационные
технологии
повышают
информативность
урока,
эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно
показывать
фрагменты
видеофильмов,
редкие
фотографии,
графики,
формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических
устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь,
обратиться к интерактивным лекциям. Существует несколько вариантов
использования реальных физических экспериментов и показа компьютерных
экспериментов, интерактивных моделей и видеофрагментов. Видеофильмы,
интерактивные модели, пошаговые анимации позволяют показать объекты в
движении, изменении, развитии, поэтому являются важнейшими средствами
иллюстрации объяснения учителя. Именно с их помощью можно показать
такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному
наблюдению, например, эволюцию звезд, ядерные превращения, квантование
электронных орбит и т.п.
Целью моей работы
является обобщение опыта по использованию
информационно-коммуникационных технологий на уроках физики. Свою
задачу
вижу
в
том,
чтобы
помочь
учащимся
через
использование
информационно – коммуникационных технологий создать условия для
овладения
общеучебными
навыками,
знаниями
по
предмету
и
для
формирования интереса к физике. Конечным результатом организации
данной деятельности вижу повышение качества обучения по предмету
физика как одного из приоритетных направлений Концепции модернизации
Российского образования.