Напоминание

Развитие интонационных навыков на уроке сольфеджио


Авторы: Новгородова Айталина Афанасьевна, Айталина Афанасьевна Новгородова
Должность: Преподаватель теории музыки
Учебное заведение: МБО ДО "Намская детская школа искусств им. З.П. Винокурова"
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия), Намский улус, село Намцы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие интонационных навыков на уроке сольфеджио
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБО ДО НАМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ, З.П. ВИНОКУРОВА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме:

"РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ

НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО"

выполнила: преподаватель

теории музыки филиала

на базе НСОШ №3

Новгородова Айталина

Афанасьевна

2021 г

Введение

Интонация — один из важнейших элементов музыкальной речи, без

которой

невозможно

полное

понимание

музыкального

произведения.

Интонационные навыки включают в себя способность точно воспроизводить

мелодические линии, передавать характер звуковысотных изменений и

выражать музыкальные эмоции через голос.

Развитие этих навыков — ключевая задача уроков сольфеджио. Эта

методическая разработка направлена на формирование и совершенствование

интонационных навыков учащихся в рамках занятий по сольфеджио.

Цели занятия:

1. Развитие слуховых навыков, способствующих точному восприятию

и воспроизведению интонаций.

2. Формирование устойчивых интонационных навыков через пение и

анализ мелодий.

3. Развитие музыкального слуха и интонационной памяти.

4. Развитие творческих способностей учащихся через интерпретацию

интонационных образцов.

Задачи:

• Научить учащихся осознанно воспринимать интонационные элементы

музыки.

• Формировать умение точно воспроизводить звуковысотные линии и

интонационные акценты.

• Развивать мелодический слух и слуховые ассоциации.

• Прививать навык работы с различными жанровыми интонационными

моделями.

План занятия:

Вводная часть (5 минут)

• Приветствие и настройка на работу.

Краткое

обсуждение

значимости

интонации

в

музыкальном

произведении.

• Вопросы к учащимся: «Что такое интонация в музыке? Почему она

важна?». Разминка слуха и голоса (10 минут)

• Упражнения на точное воспроизведение отдельных звуков и

интервалов.

• Вокальные упражнения на интонирование простых мелодических

ходов (движение на терцию, кварту, квинту).

• Упражнения на интервальный слух (с использованием фортепиано

или камертона). Основная часть (25 минут)

Интонационный

анализ

мелодии:

Учитель

показывает

на

фортепиано

короткие

музыкальные

фразы.

Учащиеся

поочередно

интонируют эти фразы, уделяя внимание точности звуковысотных линий и

эмоциональному выражению.

Работа с фрагментами музыкальных произведений: • Слушание

коротких

фрагментов

известных

произведений

(например,

Бетховен,

Чайковский) и их интонационный анализ. • Пение по нотам с акцентом на

интонационные особенности каждого фрагмента.

Импровизация: • Предложить учащимся создать свою короткую

мелодию с интонационными особенностями, опираясь на предложенные

учителем модели.

Закрепление материала (10 минут)

• Интонационная игра: учитель играет музыкальную фразу, учащиеся

повторяют, используя различные динамические и темповые изменения для

выражения интонации.

• Пение гамм и арпеджио с акцентом на чистую интонацию.

Заключительная часть (5 минут)

• Подведение итогов занятия.

• Обсуждение трудностей, с которыми столкнулись учащиеся.

Домашнее

задание:

предложить

учащимся

выучить

мелодию

и

проанализировать её интонационные особенности.

Методические рекомендации: Последовательность работы: начинать с

простых мелодических элементов и постепенно переходить к более сложным

интонационным моделям. Это помогает учащимся уверенно развивать

интонационные навыки.

Использование

различных

методов:

необходимо

чередовать

аналитические упражнения с творческими заданиями, чтобы развивать не

только технические, но и художественные аспекты интонации.

Обратная связь: регулярное индивидуальное взаимодействие с каждым

учеником помогает своевременно корректировать ошибки в интонировании и

стимулировать прогресс.

Индивидуальный подход: учитывайте уровень каждого учащегося и

адаптируйте задания в зависимости от его музыкальных возможностей.

Заключение

Развитие

интонационных

навыков

это

процесс,

требующий

систематической работы и внимания к деталям. Через интонацию ученик не

только осваивает технические аспекты музыкального языка, но и учится

выражать музыкальные идеи, что в конечном итоге помогает раскрыть его

творческий потенциал



В раздел образования