Автор: Быстрова Марина Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №4"
Населённый пункт: город Чебоксары Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок литературного чтения во 2 классе по теме А.Гайдар "Ёлка в тайге"
Раздел: начальное образование
Тема: «А.Гайдар "Ёлка в тайге"»
Цели урока:
Создать условия для формирования читательских умений при различных
видах работы:
а) анализ сюжета
б) выборочное чтение
в) просмотровое чтение
г) чтение про себя
- Формировать специально читательские умения: правильно называть
произведение, автора, жанр, тему.
- Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность.
- Создать условия для положительной мотивации к учению посредством
литературы.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на
уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой
жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
Оборудование к уроку: учебник “Литературное чтение”. 2 класс.
Ефросининой Л.А.;
презентация;
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Ребята, я вижу у вас хорошее настроение? Почему?
-А с хорошим настроением легче работать? Тогда начнём!
2. Проверка домашнего задания.
А знаете ли вы, как празднуют Новый год в других странах?
- Жители северной Индии украшают себя цветами розовых, красных,
фиолетовых или белых оттенков. В южной Индии матери помещают
сладости, цветы и небольшие подарки на специальный поднос. Утром нового
года дети с закрытыми глазами ждут, пока их не подведут к подносу. Только
тогда они получают свои подарки.
- В Японии Новый Год празднуется 1 января. Чтобы не впустить злых духов,
японцы вешают пучки соломы перед входом в дома, что, как они полагают,
приносит счастье. В момент начала нового года японцы начинают смеяться.
Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году.
- Китайский Новый Год празднуется между 17 января и 19 февраля, во время
новолуния. Уличные процессии - самая захватывающая часть праздника.
Тысячи фонарей зажигаются во время процессий, чтобы осветить путь в
Новый Год. Китайцы считают, что новый год окружен злыми духами. Поэтому
они отпугивают их хлопушками и петардами. Иногда китайцы заклеивают
окна и двери бумагой, чтобы не впускать злых духов.
- Новый год в Австралии начинается первого января. Но как раз в это время
там стоит такая жара, что Дед Мороз и Снегурочка разносят подарки в
купальных костюмах.
- В Греции Новый год - это день святого Василия. Святой Василий был
известен своей добротой, и греческие дети оставляют свои ботинки у камина
в надежде, что Святой Василий заполнит ботинки подарками.
3. Организация восприятия и усвоения учащимися материала
а) Знакомство с автором, названием произведения, жанром (анализ и
прогнозирование содержания)
- О чём может идти речь в этом произведении? Рассмотрите иллюстрацию.
- Что вы знаете об авторе? ("Совесть", "Горячий камень", "Тимур и его
команда", "Чук и Гек")
б) Сведения об авторе
22 января 1904 года родился Аркадий Голиков – будущий писатель Аркадий
Петрович Гайдар в г. Арзамасе.
Гайдар в переводе с монгольского означает “всадник скачущий впереди” и он
всегда старался быть первым. Первым в неполные 16 лет стал командиром
полка во время гражданской войны, первым октябрьским утром 1941 года
принял на себя огонь фашистов, спасая своих товарищей – разведчиков
партизанского отряда. Да и герои его произведений тоже стараются быть
первыми во всём и везде. Они, как первопроходцы, идут по трудно, но
благородной дороге, совершая добрые дела и увлекая за собой других.
Общечеловеческие ценности - любовь, дружба, семейное счастье-вот, что
было присуще его произведениям.
4. Первичное чтение
а) Словарная работа:
- тайга, папиросная бумага, радиоприёмник, не ахти какие, перевести дух,
лупоглазые
(толковый словарь)
б) Выборочное чтение (с пометами)
- Какие игрушки смастерили мальчики? Из чего? (с.150 - 151)
1. старые журналы - цветные картинки
2. лоскуты и вата - зверьки и куклы
3. папиросная бумага - цветы
4. бумага от упаковки чая - шишки
5. воск - свечи
- Какие образные выражения автор употребляет, чтобы подчеркнуть
важность и серьёзность подготовки к празднику? (игрушечная фабрика,
свечной завод)
/ "Мастерская Деда Мороза"/
- Описание ёлки.
- Найдите образное выражение. (таёжная красавица) Докажите, что это была
необыкновенная ёлка.
5. Анализ содержания (просмотровое чтение)
а) Характеристика героев рассказа:
Чук и Гек - весёлые, неугомонные, выдумщики, фантазёры, озорные
(нарядить ёлку)сказочность имён
Сторож - хмурый, нелюдимый, неразговорчивый, малообщительный
Отец - сильный, добродушный
Мать - добрая, заботливая, смелая, решительная, строгая
Физминутка
б) Работа в парах (на карточках)
- Расположи картинки в нужной последовательности.
- Встреча Нового года.
- Таёжная красавица-ёлка.
- Изготовление игрушек.
- Звон Кремлёвских курантов
в) Какое настроение вызывает рассказ? Почему? Докажите. Составьте модель
обложки.
6. Домашнее задание
. Чтение и подробный пересказ отрывка из текста
7. Итог
Когда автор описывает праздник, можно ли сказать, что все радуются?
Почему?
Как вы встречаете Новый год? Вы любите встречать Новый год со своей
семьёй?
Почему в конце рассказа автор говорит о счастье?
Счастливы ли дети в рассказе? Что такое счастье по-вашему?
8.Рефлексия
- Продолжите фразы: "Сегодня на уроке я узнала ...", "На уроке мне было ...".