Автор: Татьяна Владимировна Бредис
Должность: МОУ СОШ №43
Учебное заведение: МОУ СОШ №43
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок по А.И.Куприну "Гранатовый браслет"
Раздел: полное образование
Тема урока: А.И. Куприн. «Гранатовый браслет».
Цели:
- Анализ текста художественного произведения, обучение ведению диспута, -
развитие умения использования литературоведческих терминов,
-обучение монологическому аргументированному ответу,
-активное проживание текста художественного произведения, диалог с
авторским представлением о любви и смысле жизни.
УМК – Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Под ред. С.А.Зинина ,
В.А.Чалмаева
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-дискуссия
Оборудование:
портрет писателя, выставка книг писателя,презентация,
компьютер, проектор, экран.
ЭПИГРАФ:
«А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая
награды? Та, про которую сказано - «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая
любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на
мучение - вовсе не труд, а одна радость… Любовь должна быть трагедией.
Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и
компромиссы не должны ее касаться». А. Куприн «Гранатовый браслет»
Ход урока.
Слайд 1, 2 История написания произведения
Учитель: Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о
любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет».
Что же это такое любовь? По мнению Александра Ивановича Куприна,
любовь- это чувство, «которое до сих пор не нашло себе истолкователя».
Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, поэты,
писатели, художники, композиторы, и мы с вами тоже попытаемся понять
это чувство.
I.Организационный момент.
-На сегодняшнем уроке мы поработаем над анализом произведения
А.Куприна «Гранатовый браслет». Вы уже прочитали этот рассказ. Выразите
свои впечатления. Ваши ожидания, надежды оправдались, когда вы дошли до
конца?
-Прежде чем мы приступим к анализу произведения, давайте узнаем
лексическое значение незнакомых слов:
1 Людвиг ван Бетховен принадлежит к величайшим композиторам в истории
искусства. Его произведения стали самыми исполняемыми в мире.
2 «Аппассионата» — это соната для фортепиано № 23 композитора Людвига
ван Бетховена.
В переводе с итальянского название сонаты означает «воодушевлённая»,
«страстная». Автор не давал сонате названия, идея принадлежала Кранцу,
издавшему произведение в Гамбурге после смерти композитора.
«Аппассионата» исполнена бушующих страстей. Бетховен считал её лучшей
из своих сонат, а содержание произведения связывал с «Бурей» Уильяма
Шекспира — пьесой, в которой воспевается торжество человеческой воли и
разума.
Над «Аппассионатой» Бетховен работал в течение нескольких лет.
3 Княгиня- В чем разница между княгиней и княжной?
В случае смерти князя, княгиня берёт управление княжеством в свои руки.
Княжна - это незамужняя законнорожденная дочь княжеской семьи. Так же
может занять престол как его наследница. Княжна - это дочь князя, причём
незамужняя. Княгиня - жена князя или женщина, занимающая пост князя при
отсутствии мужа-князя.
4 Предводитель дворянства- это выборная должность в системе сословного
самоуправления дворянства и одновременно в системе местного
самоуправления в России до 1917 года.
Эта должность была учреждена в 1785 году Жалованной грамотой
дворянству Екатерины II.
5 Тамерлан- Тамерлан (Тимур) — тюрко-монгольский завоеватель, который
основал империю Тимуридов на территории современного Афганистана,
Ирана, Месопотамии, северной Индии и Центральной Азии и стал первым
правителем династии Тимуридов.
Тимур оставил после себя сложное наследие, включая свою жестокость и
стремление к культурному развитию, что делает его одной из наиболее
противоречивых фигур в истории Центральной Азии.
Он был непобедимым полководцем, широко известен как один из
величайших военачальников и тактиков в истории, а также как один из
самых жестоких.
Также считается великим покровителем искусства и архитектуры, его
правление положило начало тимуридскому Возрождению.
Слайд 4,5 Герои произведения
II. Учитель : Закончите, пожалуйста, предложение:
Любовь должна быть….
(учащиеся выходят к доске и записывают своё продолжение)
-Обратите, пожалуйста, внимание на наш эпиграф:
«А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая
награды? Та, про которую сказано - «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая
любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на
мучение - вовсе не труд, а одна радость… Любовь должна быть трагедией».
-Кстати, кому принадлежат эти слова? (генералу Аносову).
По Куприну любовь должна быть трагедией.
-Согласны вы с этим? (обмен мнениями)
Учитель: Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о
любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет».
Что же это такое любовь? По мнению Александра Ивановича Куприна,
любовь- это чувство, «которое до сих пор не нашло себе истолкователя».
Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, поэты,
писатели, художники, композиторы, и мы с вами тоже попытаемся понять
это чувство.
Слайд 4,5 Герои произведения. Желтков.
III.Аналитическая беседа.
Учитель: Любовь – редкая гостья на земле… Она такая разная: любовь
матери к ребенку, любовь мужчины и женщины… Какая она? Счастье она
или беда, награда или наказание? Что для человека важнее: жизнь или
любовь? Вот об этом рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1910 году.
В основе произведения лежит реальный факт- история любви скромного
чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.
Слайд 7 Значение произведения.
Работа с отрывком - письмо Желткова. Как характеризует это письмо нашего
героя?
Чтение последней главы (на фоне музыки).
-Каким настроением проникнут финал рассказа?
-Какую роль в создании этого настроения играет музыка?
Слайд 8 Значение музыки в произведении
IV.Итог урока.
Как часто люди носят маски, очень разные.Наверное, скрывая свои истинные
чувства, люди чувствуют себя более защищенными. А может быть, не
посетила их любовь, великая, вечная, перед которой рушатся все преграды…
«Любовь… одна дороже богатства, славы и мудрости… дороже самой жизни,
потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти», - писал А.
Куприн.
Сложен вопрос: настоящая любовь, не просто увлечение, не просто
влюбленность, – награда она или наказание. Наверное, каждый этот вопрос
будет решать по-своему.
А что важнее любовь или жизнь? «Простой» вопрос, который, как мне
кажется, каждый должен решать сам.
V.Домашнее задание.
Слайд 9 Темы сочинений в формате итогового.
Написать сочинение-рассуждение.