Напоминание

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ 9-10 ЛЕТ


Автор: Медникова Виктория Сергеевна
Должность: Тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "СШОР "СПУТНИК"
Населённый пункт: Свердловская область г. Нижний Тагил
Наименование материала: Курсовая работа
Тема: РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ 9-10 ЛЕТ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство просвещения Российской Федерации

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)

федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Факультет психолого-педагогического образования

Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования

Работа допущена к защите

Зав. кафедрой ___________

/В.А.Федюнин/

«___» ____________ 2022 г.

Выпускная квалификационная работа

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ

9-10 ЛЕТ

Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,

профиль «Психология и педагогика начального образования»

Исполнитель:

студент группы

Нт-401 ФК

___________________

/подпись/

Медникова Виктория

Сергеевна

Руководитель: доцент

кафедры БЖФК

___________________

/подпись/

Неймышев Алексей

Викторович, декан

кафедры БЖФК

Рецензент: доцент кафедры

БЖФК

___________________

/подпись/

Мишина Е.Г., кандидат

биологических наук,

доцент

Нормоконтролер:

доцент кафедры БЖФК

___________________

/подпись/

Федюнин В.А., кандидат

биологических наук,

доцент

Нижний Тагил

2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ 9-10 ЛЕТ.................6

1.1. Понятие координационных способностей и их виды...............................6

1.2. Средства и методы развития координационных способностей.............14

1.3. Особенности развития координационных способностей у пловцов 9-10

лет................................................................................................................................21

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ

КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ 9-10 ЛЕТ...............26

2.1. Организация и методы исследования уровня развития

координационных способностей у пловцов 9-10 лет.................................................

2.2. Методика развития координационных способностей у пловцов 9-10

лет....................................................................................................................................

2.3. Анализ результатов исследования уровня развития координационных

способностей у пловцов 9-10 лет во Дворце Водного Спорта МБУ ДО СШОР

«Спутник»......................................................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................53

2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что в теории и методике плавания

развитие координационных способностей занимает одно из важнейших мест,

поскольку именно от них во многом зависит соревновательный результат.

Характерной

чертой

современного

плавания

является

постоянное

усложнение техники движений спортивных способов. Поэтому, скорость

освоения техники плавания во многом зависит от уровня развития двигательно-

координационных

способностей

и

совершенства

специализированных

восприятий (М.Д. Бакшеев, 1995; Р.С.Жуков, 1995; Е.С. Жукова, 1990; В.Н.

Платонов, 2000).

Подготовка юных пловцов – одна из главных задач подготовки

спортивного резерва, поднятия престижа плавательного спорта в стране. И от

того насколько рационально будут решены вопросы тренировки в молодом

возрасте, процесс начального становления технического мастерства, уровня

развития специальных физических качеств во многом зависит дальнейший рост

спортивно-технических результатов.

Физическая подготовка спортсмена является воспитанием физических

качеств, необходимых в спортивной деятельности. Физическая подготовка

направлена в то же время на общее повышение функциональных возможностей

организма и сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям, укрепление

здоровья.

В связи с вышеизложенным, актуальность выбранной для исследования

темы не вызывает сомнений. Спортивный результат в плавании во многом

обусловлен

уровнем

развития

координационных

способностей

юных

спортсменов.

Известно, что этап начальной и предварительной базовой подготовки во

многом

является

определяющим

для

дальнейшего

спортивного

совершенствования. Поэтому, необходимо обеспечить быстрое и качественное

3

освоение, как простых движений, так и сложных элементов техники плавания

(Н.Ж. Булгакова, 1986; И.Л. Ганчар, 1998; Л.П. Макаренко, 1983; В.Н.

Платонов, 2000)

Данная работа посвящена теме развития координационных способностей

юных

пловцов.

В

ней

характеризуются

координационные

способности

организма юных пловцов и основные направления совершенствования этих

способностей.

Объект

исследования:

методика

развития

координационных

способностей у пловцов 9-10 лет.

Предмет исследования: средства и методы развития координационных

способностей на тренировках по плаванию.

Цель

работы

оценить

эффективность

методики

развития

координационных способностей у пловцов 9-10 лет.

Гипотеза исследования: предполагается, что применение физических

упражнений с мячом и подвижных игр на занятиях по плаванию позволит

качественно повысить уровень развития координационных способностей у

пловцов 9-10 лет.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие координационных способностей, их виды,

средства и методы их развития.

2. Изучить особенности развития координационных способностей у

пловцов 9-10 лет.

3. Описать основные аспекты организации исследования.

4. Разработать методику развития координационных способностей у

пловцов 9-10 лет.

5. Привести результаты опытно-экспериментальной работы по развитию

координационных способностей у пловцов 9-10 лет на тренировках.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы,

обобщение, тестирование, эксперимент.

4

База

исследования:

Дворец

Водного

Спорта

МБУ

ДО

СШОР

«Спутник».

Практическая значимость работы заключается в том, что работа может

быть использована в практической деятельности тренера по плаванию.

Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из

введения, двух глав, которые, в свою очередь, включают в себя по три

параграфа, заключения, списка литературы и приложения.

5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ 9-10 ЛЕТ

1.1.

Понятие координационных способностей и их виды

Начнем

с

определения

«координационные

способности».

Координационные

способности

это

совокупность

двигательных

способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также

умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных

ситуациях[17, c. 57].

Другими словами, координационные способности — это вид физически

возможностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических

особенностях

организма

и

помогающих

слаженному

исполнению

двигательных действий и включают в себя две стороны — биологическую и

социальную[3, c. 48].

Генетические психомоторные задатки, а не выработанные определенные

навыки и умения, а также приобретенные знания определяют изначальные

координационные

возможности

человека.

Именно

поэтому

многие

исследователи и ученые по-разному определяют приоритет формирования

координационных способностей с разных сторон.

Автор В. И. Лях определяет взаимосвязь координационных способностей

с качествами личности, которые определяют уровень подготовки к управлению

и контролю двигательной активностью.

Это соответствие доказывается тем, что координационные способности

больше чем другие физические качества регулируются центральной нервной

системой и в меньшей степени биохимическими и морфологическими

процессами. Поэтому довольно часто координационные способности соотносят

с понятием ловкости [18, c. 51].

Перечислим основные компоненты координационных способностей:

— способность к ориентированию в пространстве;

— способность к равновесию;

6

— способность к реагированию;

— способность к дифференцированию параметров движений;

— способности к ритму;

— способность к перестроению двигательных действий;

— вестибулярная устойчивость;

— произвольное расслабление мышц.

Все компоненты можно группировать следующим образом:

Первая

группа.

Способности

точно

соизмерять

и

регулировать

пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая

группа.

Способности

поддерживать

статическое

(позу)

и

динамическое равновесие.

Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без

излишней мышечной напряженности (скованности) [30, c. 102].

Каждую группу рассмотрим в отдельности.

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в

частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного

чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия.

Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят

от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие,

заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее

балансировке во время перемещений.

Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно

разделить на управление тонической напряженностью и координационной

напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц,

обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности,

закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных

сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в

частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения

в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

7

Существует

обширный

ряд

факторов,

от

которых

зависит,

как

проявляются координационные способности:

— способность человека к точному анализу движений;

— деятельность анализаторов и особенно двигательного анализатора;

— сложность двигательного задания;

— уровень развития других физических способностей (скоростные

способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);

— смелость и решительность;

— возраст человека;

— общая подготовленность организма (т.е. запаса разнообразных двига-

тельных умений и навыков) и др.[22, c. 91]

Также

на

проявление

координационных

способностей

влияют

определенные критерии, перечислим самые распространенные из них:

1. Время освоения нового движения или какой-то комбинации. Чем оно

короче, тем выше координационные способности.

2.

Время,

необходимое

для

«перестройки»

своей

двигательной

деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией.

3. Биомеханическая сложность выполняемых двигательных действий или

их комплексы (комбинации).

4.

Точность

выполнения

двигательных

действий

по

основным

характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным).

5. Сохранение устойчивости при нарушенном равновесии.

6. Экономичность двигательной деятельности, связанная с умением

расслабляться по ходу выполнения движений [20, c. 64].

Накопившийся опыт при исследовании координационных способностей

определил следующую классификацию:

— специальные координационные способности;

— специфические координационные способности;

— общие координационные способности.

8

На рис. 1 рассмотрен чем характерен каждый вид координационных

способностей:

Рис. 1. Виды координационных способностей [11, c. 142]

Специальные координационные способности относят к однородным по

психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, которые

систематизируются по возрастанию сложности. Вследствие этого специальные

координационные способности можно проследить в следующих двигательных

действиях:

всевозможные

циклические

(ходьба,

бег,

ползание,

лазание,

перелезание, плавание; активность на приспособлениях: коньки, велосипед,

гребля и др.) и ациклические двигательные действия (прыжки);

— движения манипулирования в пространстве отдельными частями тела

(движения указывания, прикосновения, укола, обвода контура и т.п.);

— движения перемещения вещей в пространстве (перекладывание

предметов, наматывание шнура на палку, подъем тяжестей);

9

Координационные

способности

Общие КС

определяют готовность

человека к

оптимальному

управлению различными

двигательными

действиями

Специальные

КС

определяют готовность

человека к

оптимальному

управлению

целенаправленными

двигательными

действиями,

однородными по

психофизиологическим

механизмам

Специфические

КС

определяют

готовность человека

к оптимальному

управлению

отдельными

специфическими

действиями,

требующими

проявления

координации

— баллистические (метательные) двигательные действия с установкой на

дальность и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота);

— метательные движения на меткость (метания или броски различных

предметов в цель; теннис, городки, жонглирование);

— движения прицеливания;

— подражательные и копирующие движения;

— атакующие и защитные двигательные действия единоборств (борьба,

бокс, фехтование, восточные единоборства);

— нападающие и защитные технические и технико-тактические действия

подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч,

хоккей с мячом и шайбой и др.) [12, c. 7].

В

рассмотренной

систематизации

не

перечислены

такие

координационные способности, которые можно определить в группу трудовых

и бытовых действий. Эти операции относятся к вертикальной классификации

координационных способностей.

Следующая группа — это специфические координационные способности,

другими словами их называют частными. Перечислим наиболее важные из них:

— способность к ориентированию в пространстве — это возможности

индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и

осуществлять движения в нужном направлении;

— равновесие — это способность к сохранению устойчивости позы

(равновесия) в тех либо иных статических положениях тела (в стойках), по ходу

выполнения движений (в ходьбе, во время выполнения акробатических

упражнений, в борьбе с партнером);

— ритм — это способность точно воспроизводить заданный ритм

двигательного

действия

или

адекватно

варьировать

его

в

связи

с

изменившимися условиями;

— способность к воспроизведению и дифференцированию, а также

оценка и отмеривание пространственных, временных и силовых параметров

10

движений

обусловливают

высокую

точность

и

экономичность

пространственных (позиций углов в суставах), силовых (состояние напряжения

в рабочих мышцах) и временных (высокое чувство микроинтервалов времени)

параметров движений;

— способность к реагированию позволяет быстро и точно выполнить

целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее

сигнал всем телом или его частью (рукой, ногой, туловищем);

— быстрота перестроения двигательной деятельности — это быстрота

преобразования выработанных форм движений или переключение от одних

двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям;

способность

к

согласованию

движений

это

соединение

(соподчинение) отдельных движений и действий в целостные двигательные

комбинации;

произвольное

мышечное

напряжение

это

способность

к

оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц

в нужный момент;

— статокинетическая устойчивость — (иными словами, вестибулярная)

это способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в

условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов и др.)

[18, c. 44].

Необходимо отметить, что каждая рассмотренная выше координационная

способность неоднородна по своей структуре и имеет свои особенности и также

подразделяется на подвиды. К примеру, равновесие включает в себя

динамическое, статическое равновесие и равновесие предметов. Способность к

дифференцированию подразделяется более чем на 15 подвидов способностей.

Способность к реагированию также имеет весьма сложную структуру из более

элементарных способностей, к примеру: выбор, предвиденье и переключение.

Ритм включает в себя такие подвиды как воспроизведение и изменение ритма.

11

Специфические координационные способности по-разному проявляются,

это зависит от вида деятельности или от выбранной спортивной дисциплины. К

примеру,

способность

к

дифференцированию

параметров

движений

своеобразно проявляется как чувство дистанции в боксе и фехтовании, чувство

снаряда — у гимнастов и легкоатлетов, чувство мяча — у баскетболистов,

волейболистов, футболистов, чувство снега — у лыжников, чувство льда — у

конькобежцев, чувство воды — у пловцов и т.п. Столь же своеобразны

способность к ориентированию в пространстве у батутистов, борцов и

спортсменов игровых видов спорта.

На

современном

этапе

изучения

координационных

способностей

исследователи не смогли точно определить и дать названия всем подобным

специфическим

координационным

способностям

и

подробнее

изучить

всевозможные их варианты.

Общие координационные способности — это ни что иное как обобщение,

иными

словами,

результат

развития

специфических

и

специальных

координационных

способностей.

Понятие

общих

координационных

способностей сформировалось в результате многочисленных исследований и

экспериментальных работ. Реальность существования общих координационных

способностей доказана наблюдениями за детьми, которые имели одинаковые

показатели тех или иных координационных способностей при двигательной

активности, одинаково низкий уровень их развития или одинаково высокий.

Исследования показали, что есть дети, которые аналогично друг другу

выполняют задания, где проявляются способность к ритму, равновесию или

ориентированию, а также другие способности [21, c. 147].

Необходимо отметить, что младший и средний школьный возраст

является

периодом

большего

проявления

общих

координационных

способностей. Что касается юношеского возраста, то в этот период доля общей

координационной готовности (что тождественно понятию координационных

способностей)

существенно

уменьшается.

Однако,

на

практике

часто

12

встречаются

такие

ситуации,

когда

ребенок

имеет

высокий

уровень

координационных способностей в циклических и ациклических движениях, но

весьма низки показатели в метательных действиях на меткость, в спортивных

играх,

так

как

проявляет

разный

уровень

развития

специальных

координационных способностей.

Аналогично можно привести вывод исследователей, что ребенок при

проявлении специфических координационных способностей может показать

высокий уровень статистического равновесия, но, при этом, иметь низкий

показатель развития способности к ориентации в пространстве и средний

уровень развития быстроты реагирования. Можно привести целый ряд

примеров.

Есть

еще

одна

классификация

координационных

способностей.

Вышеперечисленные виды координационных способностей можно представить

как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо

двигательной деятельности, поэтому они обозначены, как потенциальные, и как

представить их как проявляющиеся реально в начале и в процессе этой

деятельности, другими словами, актуальные.

Объяснение этому весьма логичное: если ребенок еще не начал

заниматься определенным видом спорта или двигательной активности, то его

определенные координационные способности существуют в задатке, являются

его потенциалом, они пока что не реализованы на практике, но могут быть

врожденными или генетически наследственными. Но после занятий, в процессе

которых координационные способности реализуются и развиваются, их можно

назвать актуальными координационными способностями [29, c. 106].

Потенциальные координационные способности — это не фиксированное

значение, поэтому спрогнозировать их возможности проявления и развития у

ребенка при проявлении двигательной активности не получится [25, c. 54].

Также координационные способности классифицируют на элементарные

и сложные. При ходьбе и беге проявляются элементарные координационные

13

способности. При более сложной двигательной активности проявляются

сложные координационные способности, как например, единоборства и

различные спортивные игры.

Таким образом, в параграфе изучено понятие и виды координационных

способностей.

Координационные

способности

это

определенные

возможности

организма

контролировать

и

управлять

двигательными

действиями.

Существует

основная

классификация

координационных

способностей на общие, специальные и специфические.

Общие координационные способности можно назвать потенциальные и

реализованные возможности индивидуума, которые определяют готовность

человека к контролируемому и оптимальному управлению собственными

движениями разными по происхождению и смыслу.

Специальные координационные способности являются возможностями

человека, которые определяют его готовность к оптимальному управлению

сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Под специфическими координационными способностями понимаются

возможности человека, которые определяют его готовность к оптимальному

управлению отдельными специфическими заданиями на координацию — на

равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение

двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров

движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.

В следующем параграфе рассмотрим средства и методы развития

координационных способностей.

1.2. Средства и методы развития координационных способностей

Рассмотрим

задачи

развития

координационных

способностей. При

развитии координационных способностей решают две группы задач:

Первая

группа

задач

предусматривает

разностороннее

развитие

координационных способностей. Реализация таких задач происходит, в

14

основном, в дошкольном и школьном базовом воспитании физических качеств.

Именно в этот период при развитии общего уровня координационных

способностей создаются предпосылки дальнейшего их совершенствования.

Вторая группа задач решаются при спортивной тренировке, или

специальной

физической

подготовке,

именно

они

реализуют

развитие

специальных координационных способностей. При спортивной тренировке

требования

определяются

выбранным

видом

спорта,

при

специальной

физической подготовке требования могут определяться профессией [23, c. 27].

Далее изучим средства, используемые для развития координационных

способностей. Накопленный опыт в спорте и физическом развитии организма

позволяет выделить ряд средств для воспитания и развития координационных

способностей человека.

Физические

упражнения

основное

средство

развития

координационных способностей при условии, что упражнения будут содержать

повышенный

уровень

координационной

сложности

и

содержать

новые

элементы для физического развития. Если менять пространственные, силовые и

временные параметры можно изменять сложность упражнений. То же касается

некоторых условий, к примеру, изменения порядка расположения, веса или

высоты снарядов, площадь опоры и прочее. Также можно комбинировать

двигательную активность для повышения сложности упражнений: сочетать бег

и ловлю предметов, прыжки и ходьбу, выполнять задания по сигналу или при

ограниченном времени [10, c. 74].

Самыми распространенными средствами развития координационных

способностей выступают общеподготовительные гимнастические упражнения

динамического характера, которые охватывают разом все основные группы

мышц. Такие упражнения считаются самыми доступными в этом процессе.

Такие упражнения могут быть с предметами и без. Предметами в этом смысле

являются разнообразные атрибуты в виде мячей, скакалок, гимнастических

палок и прочих. Данные физические упражнения являются простыми по

15

технике выполнения, но с другой стороны довольно сложными, если к

стандартному упражнению прибавить изменения условий, положения тела или

его отдельных частей, также в упражнение можно привнести элементы

акробатики, выполнять упражнение на равновесие и т. д.

На развитие координационных способностей оказывает огромное влияние

правильная техника выполнения физического упражнения в виде естественных

движений (бега, различных прыжков, лазанья, метаний и прочих) [5, c. 49].

Также высокоэффективными средствами развития координационных

способностей выступают спортивные и подвижные игры, различные виды

единоборств, лыжный бег по пересеченной местности и горнолыжный спорт,

кроссовый бег и другое. Перечисленные виды средств служат средствами

совершенствования

способности

быстро

и

целесообразно

перестраивать

двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой.

Дополнительно можно выделить отдельную группу средств в виде

упражнений,

которые

направлены

на

развитие

определенных

психофизиологических

функций

организма,

которые,

в

свою

очередь,

направлены на регулирование двигательной активностью и отдельными

действиями. Такие упражнения вырабатывают чувство времени, пространства,

прилагаемых усилий (мышечное чувство).

Также

существуют

специальные

упражнения

для

развития

координационных способностей, которые носят специфичный характер, так как

разработаны с учетом особенностей выбранного виды спорта или профессии

[4, c. 96].

Следующим шагом изучим, какие методы используются для развития

координационных способностей.

При развитии координационных способностей используются те же

методы, что и для формирования и совершенствования двигательных навыков:

— стандартное упражнение;

— целостное упражнение;

16

— расчлененное упражнение;

— вариативное упражнение;

— соревновательный метод;

— игровой метод.

Те методы, которые обеспечивают вариативность условий выполнения

движений, являются самыми эффективными в развитии координационных

способностей. Такие методы делятся на два варианта:

— методы строго регламентированного варьирования;

— методы не строго регламентированного варьирования [24, c. 32].

Методы строго регламентированного варьирования содержат 3 группы

методических приемов:

1-я

группа —

приемы

строго

заданного

варьирования

отдельных

характеристик или всей формы привычного двигательного действия:

а) изменение направления движения (бег или ведение мяча с изменением

направления движения, лыжное упражнение «слалом», прыжки «с кочки на

кочку» и т.п.);

б) изменение

силовых

компонентов (чередование

метаний

при

использовании снарядов разной массы на дальность и в цель; прыжки в длину

или в высоту с места в полную силу, вполсилы, в одну треть силы и т.п.);

в) изменение

скорости

или

темпа

движений (выполнение

общеразвивающих упражнений в обычном, ускоренном и замедленном темпе;

прыжки в длину или в высоту с разбега с повышенной скоростью; броски в

корзину в непривычном темпе — ускоренном или замедленном и т.п.);

г) изменение ритма движений (разбег в прыжках в длину или в высоту,

бросковые шаги в метании малого мяча или копья, в баскетболе или гандболе и

др.);

д) изменение исходных положений (выполнение общеразвивающих и

специально подготовительных упражнений в положении стоя, лежа, сидя, в

приседе и др.; бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, из

17

приседа, из упора лежа и т.д.; прыжки в длину или глубину из положения, стоя

спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

е) варьирование конечных положений (бросок мяча вверх из и.п. стоя,

ловля — сидя; бросок мяча вверх из и.п. сидя, ловля — стоя; бросок мяча вверх

из и.п. лежа, ловля — сидя или стоя и т.п.);

ж) изменение

пространственных

границ, в

которых

выполняют

упражнение (игровые упражнения на уменьшенной площадке, метание диска,

толкание ядра из уменьшенного круга; выполнение упражнений в равновесии

на уменьшенной опоре и т.п.);

з) изменение способа выполнения действия (прыжки в высоту и в длину

при использовании разных вариантов техники прыжка; совершенствование

техники бросков или передач мяча при целенаправленном изменении способа

выполнения приема и т.п.)[26, c. 12].

2-я группа — это приемы выполнения привычных двигательных действий

в непривычных сочетаниях:

а) усложнение привычного действия добавочными движениями (ловля

мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом, прыжком с

поворотом и др.; опорные прыжки с дополнительными поворотами перед

приземлением, с хлопком руками вверху, с кругом руками вперед и др.; под-

скоки на обеих ногах с одновременными движениями рук и т.п.);

б) комбинирование

двигательных

действий (объединение

отдельных

освоенных общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами в

новую комбинацию, выполняемую с ходу; соединение хорошо освоенных

акробатических

или

гимнастических

элементов

в

новую

комбинацию;

включение вновь разученного приема единоборства или игры в состав уже

разученных технических или технико-тактических действий и т.п.);

в) зеркальное выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги

в прыжках в высоту и в длину с разбега; метание снарядов «не ведущей» рукой;

18

выполнение бросковых шагов в баскетболе, гандболе начиная с другой ноги;

передачи, броски и ведение мяча «не ведущей» рукой и т.п.)[26, c. 14].

3-я

группа —

это

приемы

введения

внешних

условий,

строго

регламентирующих направление и пределы варьирования:

а) использование различных сигнальных раздражителей, требующих

срочной перемены действий (изменение скорости или темпа выполнения

упражнений по звуковому или зрительному сигналу, мгновенный переход от

атакующих действий к защитным по звуковому сигналу и наоборот и т.п.);

б) усложнение движений с помощью заданий типа жонглирования (ловля

и передача двух мячей с отскоком и без отскока от стены; жонглирование

двумя мячами одинаковой и разной массы двумя и одной рукой и т.п.);

в) выполнение освоенных двигательных действий после раздражения

вестибулярного аппарата (упражнения в равновесии сразу после кувырков,

вращении и т. п.; броски в кольцо или ведение мяча после акробатических

кувырков или вращении и т.п.);

г) совершенствование

техники

двигательных

действий

после

соответствующей

(дозированной)

физической

нагрузки

или

на

фоне

утомления (совершенствование техники передвижения на лыжах, бега на

коньках на фоне утомления; выполнение серии штрафных бросков в баскетболе

после каждой серии интенсивных игровых заданий и т.п.);

д) выполнение

упражнений

в

условиях,

ограничивающих

или

исключающих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо

в условиях плохой видимости или в специальных очках; общеразвивающие

упражнения и упражнения в равновесии с закрытыми глазами; прыжки в длину

с места на заданное расстояние и метание на точность с закрытыми глазами и

т.п.);

е) введение заранее точно обусловленного противодействия партнера в

единоборствах и спортивных играх (с отработкой финта только на проход

вправо или на бросок — проход к щиту справа или слева от опекуна; заранее

19

оговоренные индивидуальные, групповые или командные атакующие и

защитные тактические действия в спортивных играх; заранее принятая и

оговоренная тактика в единоборстве и т.п.)[26, c. 19].

Методы

не

строго

регламентированного

варьирования содержат

следующие примерные приемы:

а) варьирование,

связанное

с

использованием

необычных

условий

естественной среды (бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде и др. по

пересеченной и незнакомой местности; бег по снегу, льду, траве, в лесу и др.;

периодическое выполнение технических, технико-тактических действий и

проведение игры в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол в непривычных

условиях, например на песчаной площадке или в лесу; выполнение упражне-

ний, например прыжковых, на непривычной опорной поверхности и т.п.);

б) варьирование, связанное с использованием в тренировке непривычных

снарядов, инвентаря, оборудования (технические приемы игры разными мя-

чами; прыжки в высоту через планку, веревочку, резинку, забор и др.;

гимнастические упражнения на незнакомых снарядах и т.п.);

в) осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих и

защитных тактических двигательных действий в условиях не строго регламен-

тируемых взаимодействий соперников или партнеров. Это так называемое

свободное

тактическое

варьирование (отработка

технических

приемов

и

тактических

взаимодействий,

комбинаций,

возникающих

в

процессе

самостоятельных

и

учебно-тренировочных

игр:

выполнение

различных

тактических взаимодействий с разными соперниками и партнерами; проведение

вольных схваток в борьбе и т.п.);

г) игровое

варьирование,

связанное

с

использованием

игрового

и

соревновательного методов. Его можно назвать состязанием в двигательном

творчестве (соперничество в оригинальности построения новых движений и

связок у акробатов, гимнастов, прыгунов в воду и на батуте и др.; «игра

скоростей» — фартлек; игровое соперничество в искусстве создания новых

20

вариантов индивидуальных, групповых и командных тактических действий в

спортивных играх: упражнения на гимнастических снарядах в порядке огово-

ренного соперничества с партнерами и т.п.)[28, c. 73].

При применении методов вариативного (переменного) упражнения

необходимо

использовать

небольшое

количество

(8–12)

повторений

разнообразных физических упражнений, предъявляющих сходные требования к

способу управления движением; многократно повторять эти упражнения, как

можно чаще и целенаправленнее, изменяя при выполнении их отдельные

характеристики

и

двигательные

действия

в

целом,

а

также

условия

осуществления этих действий.

Существует особенность применения методов в разных возрастах,

которую стоит отметить. Методы строго регламентированного варьирования

рекомендуется

в

большей

степени

применять

при

формировании

координационных способностей в младшем и среднем школьном возрасте, не

строго регламентированного — в старшем.

Таким образом, в параграфе рассмотрены основные средства развития

координационных способностей, а также методы их развития.

При развитии координационных способностей основным средством

развития являются физические упражнения. Что касается методов, необходимо

отметить, что наиболее широкое применение в развитии координационных

способностей занимают общеразвивающие упражнения вариативного типа,

игровой и соревновательный методы.

В следующем параграфе рассмотрим основные особенности развития

координационных способностей у пловцов 9-10 лет.

1.3. Особенности развития координационных способностей у пловцов 9-10

лет

В уровне развития координационных способностей, в отличие от силы,

быстроты и выносливости, некоторые дети практически не уступают взрослым

людям.

21

Возрастной период младших классов является наиболее благоприятным

(сенситивным)

для развития координационных способностей с помощью

специально организованной двигательной активности.

В возрасте 7–8 лет наступает период активного совершенствования

двигательной функции. На протяжении этого периода совершенствуются

функциональные возможности организма, идет становление координационных

механизмов, обеспечивающих высокий уровень проявления двигательных

качеств и слаженную деятельность двигательного аппарата в соответствии с

возрастной периодизацией. Вместе с тем организм ребенка еще не полностью

сформирован, и это сказывается на выполнении длительных и интенсивных

физических упражнениях [27, c. 61].

Развитие пространственной ориентировки связано, в первую очередь, с

повышением проприорецептивной чувствительности. Она достигает уже в

младшем школьном возрасте такого уровня развития, при котором можно

разучивать технически сложные движения. Дети легко дифференцируют

мышечные ощущения, а отдельные сложные по технике упражнения являются

для них более доступными, чем для подростков [16, c. 14].

Темпы функционального созревания аппарата регуляции движений

опережает морфологические перестройки, от которых зависят прогрессивные

изменения двигательной функции. Это и позволяет достигать высоких

результатов в сложно координированных видах спорта (к которым относится

гимнастика) задолго до наступления половой зрелости, иначе говоря, до

времени пока

опорно-двигательный аппарат станет и функционально и

морфологически совершенным, т.е. в младшем школьном возрасте.

Физиологические закономерности обучения движениям. Формирование

произвольных движений у человека происходит при активном участии

сознания.

Эффективность

обучения

зависит

от

понимания

значения

разучиваемых упражнений, от интереса учащихся, от соответствия методов

обучения возрастным особенностям детей [31, c. 8].

22

В младшем школьном возрасте дети обладают способностью овладевать

технически сложными формами движений. Это обусловлено тем, что в возрасте

7–8 лет нервная высшая деятельность уже достигает высшей степени развития.

К этому времени заканчивается рост и структурная дифференцировка нервных

клеток. Стремительно возрастает возможности формирования внутренней речи

основы

абстрактного

понятийного

мышления.

Однако

остаются

несовершенные процессы внутреннего (условного) торможения, вследствие

чего выработка новых дифференцировок затруднена.

Скорость обучения ребенка новым движениям зависит от уровня

податливости его к внешним воздействиям. В процессе индивидуального

развития у детей наблюдается этапы повышенной чувствительности к

физической нагрузке различной направленности (критические периоды).

В возрасте 7–8 лет ребенка легче научить кататься на коньках, чем в

более старшем возрасте.

В этот же период дети имеют все шансы выучиться фактически всем

движениям,

требующие

точности

и

высочайшей

координации.

Этому

содействует пространственная ориентировка и остальные характеристики

двигательной функции[2, c. 198].

Необходимо

подчеркнуть,

что

самые

существенные

изменения

в

показателях развития физических качеств детей происходят в дошкольном и

младшем школьном возрасте. Как свидетельствуют исследования, проведенные

В.П. Губа, эти изменения обусловлены дисгармоничностью развития

компонентов массы тела и диспропорциональностью ростовых процессов

костей конечностей. Исследования доказали, что развитие моторики у детей

идет не по плавно восходящей линии [7, c. 103].

В это время, по мнению одних авторов, необходима «закладка

фундамента»

основ

физического

совершенства,

освоение

основных

двигательных умений и навыков. По мнению других исследователей,

23

упражнения, направленные на развитие силы и точности, следует начинать

только с 7–8лет.

Каждый ребенок имеет свои темпы биологического развития и, кроме

того, на его развитие влияют как внешние (социо-культурные, экологические,

педагогические), так и внутренние (генетические, биологические и т.п.)

условия. Если условия благоприятны, то ребенок развивается, и имеет

показатели развития, описанные выше. Если условия для развития ребенка

неблагоприятны, то они могут нарушить или затормозить развитие и

сформированность отдельных показателей.

Таким

образом,

рассмотрев

основные

особенности

развития

координационных способностей у младших школьников, коими являются

обучающиеся 2 класса, необходимо отметит, что данный возрастной период

отмечен многими исследователями, как самый благоприятный для развития

координационных способностей.

Такой вывод сформулирован, благодаря тому, что в 9-10-летнем возрасте

высшая

нервная

деятельность

достигает

высокого

уровня

развития,

а

физические данные ребенка еще податливы, благодаря этой совокупности дети

данного возраста легко обучаемы новым двигательным действиям и техникам

их выполнения и совершенствования физических возможностей своего

организма.

Вывод по 1 главе:

В первом параграфе главы изучено понятие и виды координационных

способностей:

Координационные способности — это определенные возможности

организма

контролировать

и

управлять

двигательными

действиями.

Существует основная классификация координационных способностей на

общие, специальные и специфические.

Общие координационные способности можно назвать потенциальные и

реализованные возможности индивидуума, которые определяют готовность

24

человека к контролируемому и оптимальному управлению собственными

движениями разными по происхождению и смыслу.

Специальные координационные способности являются возможностями

человека, которые определяют его готовность к оптимальному управлению

сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Под специфическими координационными способностями понимаются

возможности человека, которые определяют его готовность к оптимальному

управлению отдельными специфическими заданиями на координацию — на

равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение

двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров

движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.

Во втором параграфе главы рассмотрены средства и методы развития

координационных способностей:

При развитии координационных способностей основным средством

развития являются физические упражнения. Что касается методов, необходимо

отметить, что наиболее широкое применение в развитии координационных

способностей занимают общеразвивающие упражнения вариативного типа,

игровой и соревновательный методы.

В

третьем

параграфе

изучены

основные

особенности

развития

координационных способностей у пловцов 9-10 лет:

Младший

школьный

возрастной

период

отмечен

многими

исследователями, как самый благоприятный для развития координационных

способностей.

Такой вывод сформулирован, благодаря тому, что в 9-10 -летнем возрасте

высшая

нервная

деятельность

достигает

высокого

уровня

развития,

а

физические данные ребенка еще податливы, благодаря этой совокупности дети

данного возраста легко обучаемы новым двигательным действиям и техникам

их выполнения и совершенствования физических возможностей своего

организма.

25

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО

РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ 9-

10 ЛЕТ

2.1

Организация

и

методы

исследования

уровня

развития

координационных способностей у пловцов 9-10 лет

Исследование проводилось на базе Дворца Водного Спорта МБУ ДО

СШОР «Спутник» г. Нижнего Тагила Свердловской области. В исследовании

принимали участие спортсмены группы НП-3, возраст 9-10 лет в количестве

16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек.

Исследовательская работа проводилась в несколько этапов. На первом

этапе проводился анализ научно-методической литературы по данной теме,

были рассмотрены возрастные особенности пловцов 9-10 лет, а также

средства и методика развития координации. Обосновывалась актуальность

темы

исследования.

Определялся

объект,

предмет

исследования,

формулировались цель и задачи.

На втором этапе проводился подбор двигательных тестов для

определения уровня развития координационных способностей, у пловцов

НП-3

9-10

лет,

проведено

тестирование.

Выполнена

математическая

обработка результатов, полученных в ходе тестирования, а так же сделаны

выводы на их основе.

Для

решения

поставленных

задач

нами

были

использованы

следующие методы исследования:

1. анализ научно-методической литературы;

2. двигательные тесты;

3. функциональная проба;

4. математическая обработка результатов.

Исследование было проведено в сентябре 2021 года, направленное на

оценку уровня координационных способностей у пловцов 9-10 лет. Для этого

нами были подобраны и проведены следующие двигательные тесты.

26

Метод тестирование. Тест - это исследовательский метод, который

позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других

качеств личности. Основным методом диагностики способностей учащихся на

сегодняшний

день

являются

специально

подобранные

двигательные

(моторные) тесты, критерии оценки которых указаны в приложении 1

При

оценке

координационных

способностей

пловцов

в

основном

ориентируются на относительно стереотипные движения, предусматривающие

выполнение

заранее

известных

специально-подготовительных

и

соревновательных

упражнений.

Оценивается

соответствие

техники,

демонстрируемой спортсменом, по ее рациональной структуре, стабильности

навыков при наличии сбивающих факторов (утомление, неожиданные сигналы

к выполнению движений, выполнение упражнений в усложненных условиях,

например, при плавании на дорожке одновременно с • 8 — 10 спортсменами и

т. п.), вариативность навыков в зависимости от ситуации и т. п.

При

осуществлении

контроля

за

развитием

координационных

способностей следует учитывать, что единого критерия его оценки данного

качества нет. Это связано с многофакторной структурой, а также с тем, что они

проявляются в комплексе с другими качествами и способностями. Контроль за

развитием координационных способностей, как правило, осуществляется по

данным

комплексных

тестов,

которые

требуют

от

пловца

развития

определенных физических качеств и совершенства двигательных навыков,

высоких координационных способностей. Поэтому об уровне координации

можно судить по показателям экономичности работы при выполнении разных

заданий, по степени соответствия заданию результатов выполнения сложных в

координационном отношении упражнений. Об уровне координационных

способностей можно судить по времени, необходимому для освоения сложных

двигательных действий, по времени от момента изменения тренировочной или

соревновательной

ситуации

до

начала

соответствующего

двигательного

27

действия, а также по совершенству специализированных восприятий: чувства

развиваемых усилий, темпа, скорости, воды и др. (Hirtz, 1994; Платонов, 1997).

Для

оценки

координационных

способностей

часто

применяют

дозированный комплекс разных упражнений в строгой последовательности.

Общее время, затрачиваемое спортсменами на выполнение всех двигательных

действий, служит мерой координационных способностей, так как в нем находит

свое отражение быстрота, целесообразность и последовательность этих

движений.

В основу контроля способности к оценке и регуляции динамических и

пространственно-временных параметров движений (чувства времени, темпа,

ритма, развиваемых усилий и т. п.) должны быть положены специальные тесты

(обычно это серии 50—100-метровых отрезков, преодолеваемых с разной

скоростью и заданными паузами с ориентацией на оценку и регуляцию

конкретных характеристик), программы которых предъявляют повышенные

требования к деятельности анализаторов в отношении точности разных

характеристик движений. При этом тесты должны иметь избирательный

характер с акцентом на оценку темпа движений или времени преодоления

отрезков и т. п. Усложнение контрольных испытаний может быть осуществлено

исключением

зрительного

или

слухового

контроля

за

двигательными

действиями.

Тесты, рекомендуемые для оценки координационных способностей

пловцов.

Таблица 1

Критерии оценивания координационных способностей у пловцов 9-10 лет

Плавательные

движения

отлично

хорошо

удовлетворительно

1

1

Скольжение на

груди

Без ошибок

Кисти

рук не

соедине

ны.

Ноги

Чрезмерное прогибание

туловища (высокий

подъём головы и плеч)

28

врозь.

Носки

не

оттянут

ы

3

2

Движения

ногами при

плавании

кролем на

груди, спине

Практически без

ошибок. Имеются

нарушения в ритме

движений ногами

Неправи

льное

положен

ие тела

на воде

Сильное сгибание ног,

стопы не повёрнуты

внутрь

4

3

Движения

руками при

плавании

кролем на

груди

Без ошибок

Пальцы

рук не

соедине

ны

Руки согнуты, неполный

гребок

5

4

Умение лежать

на воде на

груди

Без ошибок

Неправи

льное

положен

ие тела

на воде.

Не опускается голова,

ноги тонут.

6

5

Плавание

кролем на

груди в полной

координации

Практически без

ошибок. Затянутый

вдох

Руки и

ноги

согнуты

Нет согласования

движений рук, ног и

дыхания

Таблица 2

Результаты тестирования координационных способностей у пловцов 9-10 лет

Двигательные

тесты

мальчики

девочки

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Скольжение

на груди

0

3

5

0

3

5

Движения

ногами при

плавании

кролем на

груди, спине

1

3

4

1

4

3

Движения

руками при

плавании

1

2

5

0

3

5

29

кролем на

груди

Умение

лежать на

воде на груди

0

6

2

2

4

2

Плавание

кролем на

груди в

полной

координации

0

2

6

1

4

3

Перед началом экспериментально-исследовательской работы была проведена

оценка качества способностей на старте.

Исследование было проведено в сентябре 2021 года в городе Нижний

Тагил во дворце водного спорта «Спутник», мы провели оценку уровня

специальных координационных способностей и общих.

Нами были сделаны следующие выводы.

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

0%

37%

63%

0%

37%

63%

мальчики

девочки

Рис. 1 – Результат тестирования «Скольжение на груди»

По результатам тестирования «Скольжение на груди»:

У мальчиков выявлено, что высоких результатов показало 0%, средний

уровнь 37%(3), а низкий результатов 63%(5). Таким образом, можно сделать

30

вывод, что все спортсмены группы НП показали низкие результаты в данном

тесте.

У девочек выявлено, что высоких результатов достигло 0%, средних

результатов достигло 37% (3) испытуемых, низких результатов 63%(5). Можно

сделать вывод, что у девочек низкие результаты.

По данным мы можем сказать, что большое число спортсменов показало

низкие результаты, и ни одного человека высокого результата. Это говорит о

том, что развитие у пловцов группы НП находится на низком уровне и нужно

его

совершенствовать,

для

этого

рекомендуется

изменить

и

добавить

упражнения на координацию.

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

12%

37%

50%

12%

50%

37%

мальчики

девочки

Рис. 2 – Результат тестирования «Движения ногами при плавании кролем на груди,

спине»

По результатам тестирования «Движения ногами при плавании кролем на

груди, спине»:

У пловцов группы НП выявлено, что средних результатов достигло 37%

(3) у мальчиков, девочек 50%(4), высоких результатов у мальчиков 12%(1), у

девочек 12%(1), низких у мальчиков 50%(4), у девочек 37%(3) . По данным мы

31

можем сказать, что у пловцов развитие среднее и ниже. Поэтому рекомендуется

добавить новые упражнения.

32

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

12%

25%

63%

0%

37%

63%

мальчики

девочки

Рис. 3 – Результат тестирования «Движение руками при плавании кролем на груди»

По результатам тестирования «Движение руками при плавании кролем на

груди» (рисунок 3) выявлено, что:

У мальчиков средний уровень показал 2 пловца (25%), низкий – 5 (63%),

а высокий 1 пловец – 12%. Таким образом, можно сделать вывод, что у

спортсменов данной группы низкий уровень развития координационных

способностей.

У девочек средний уровень показала 3 спортсменки (37%), 5 - низкий

(63%), высокий уровень не показал никто. Таким образом, можно сделать

вывод,

что

у

спортсменок

данной

группы

низкий

уровень

развития

координационных способностей.

Итак, можно сделать вывод, что спортсмены группы НП имеют низкий

уровень развития координационных способностей. Делая вывод, мы можем

сказать, что нужно сделать акцент на точность движений, так как он влияет на

технику плавания в дальнейшем.

33

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

0%

75%

25%

25%

50%

25%

мальчики

девочки

Рис. 4 – Результат тестирования «Умение лежать на груди на воде»

По результатам тестирования «Умение лежать на груди на воде» (рисунок

4) выявлено, что:

У мальчиков высоких результатов не показал ни один пловец (0%),

средних – 6 (75%) и низких – 2 (25%). Таким образом, можно сделать вывод,

что спортсмены данной группы показали средний результат в тесте.

У

девочек

50%

(4)

показали

средний

результат

развития

координационных способностей и 25% (2) спортсменки показали высокий

результат, низкий уровень показали 2 спортсменки 25%. Итак, в группе НП

среди девочек средний результат.

Таким образом, у пловцов группы НП средний результат. Этот тест

определяет на сколько развиты отделы центральной нервной системы, которые

отвечают за совершенствование движений, использование двигательного

аппарата. Если не развивать данное качество, то все специальные упражнения

на улучшение техники плавания будут даваться с большим трудом.

34

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

0%

25%

75%

12%

50%

37%

мальчики

девочки

Рис. 5 – Результат тестирования «Плавание кролем на груди в полной координации»

По результатам тестирования «Плавание кролем на груди в полной

координации» (рисунок 5) выявлено, что:

У мальчиков 2 спортсмена показали средний результат это 25% и 6 (75%)

низкий. Таким образом, в группе среди мальчиков низкий уровень развития

координации.

У девочек 1 (12%) показала высокий результат, а 4 (75%) средний

результат развития координационных способностей, 3 девочки (37%) низкий

уровень. Выявлено, что среди девочек тест показал средний уровень развития

координационных способностей.

Таким образом, группа пловцов НП в данном тесте показала низкий

уровень развития координационных способностей.

Мы можем сказать, что все пловцы группы НП имеют уровень ниже

среднего развития координационных способностей. Таким образом, мы можем

сказать, что если не продолжать её развитие, то впоследствии будут большие

проблемы с улучшением техники и результатов в плавании любым способом,

вне зависимости от дистанции. Далее в следующем параграфе мною были

разработаны упражнения на развитие координационных способностей, которые

35

практиковались в дальнейшем в течении месяца, а сравнение результатов на

старте и результатов в конце экспериментально-исследовательской работы

будут приведены в параграфе три данной главы.

2.2. Методика развития координационных способностей у пловцов 9-10 лет

Виды

координационных

способностей,

существенно

влияющие

на

эффективность тренировочной и соревновательной деятельности пловца и их

структура определяют методику совершенствования данного качества.

Основной

особенностью

упражнений,

направленных

на

совершенствование координационных способностей, является их сложность,

нетрадиционность, новизна, возможность многообразных и неожиданных

решений

двигательных

задач.

При

определении

средств

повышения

координационных способностей следует помнить, что их совершенствование

связано с накоплением большого количества разнообразных двигательных

навыков и выбором путей их оперативного объединения в комплексные

двигательные действия. Все это обусловливает необходимость применения при

развитии координационных способностей большого количества разнообразных

упражнений и методических приемов.

Поэтому для улучшения координационных способностей пловцов 9-10

лет на протяжении месяца, в качестве эксперимента, мы испытательные группы

делали упражнения на баланс пловца в воде и в условиях суши – чтобы

тренировать и включать все мышцы, а также координировать их работу между

собой.

Упражнения на воде

Комплекс 1.

1. Скольжение на груди: руки вытянуты вперед. Стоя на дне бассейна,

поднять руки вверх; наклонившись вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду

и оттолкнуться ногами.

2. То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища.

36

3. То же, поменяв положение рук.

4. То же, руки вдоль туловища.

5. Скольжение на левом боку: левая рука вытянута вперед, правая у

бедра.

6. Скольжение на спине, руки вдоль туловища.

7. То же, правая рука впереди, левая вдоль туловища.

8. То же, поменяв положение рук.

9. То же, руки вытянуты вперед.

10. Скольжение с круговыми вращениями тела - «винт».

11. Скольжение на груди: руки вытянуты вперед; в середине скольжения

сделать выдох-вдох, подняв голову вперед.

12. То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища; в середине

скольжения сделать выдох-вдох в левую сторону.

13. То же, поменяв положение рук; выдох-вдох в правую сторону.

14. Скольжение на правом боку: в середине скольжения сделать быстрый

выдох-вдох.

15. То же на левом боку.

Комплекс 2. Упражнения на груди:

1.

И.п.:

правая

рука

вверху,

левая

прижата

к

ноге.

Выполняется

попеременная работа ногами.

1– поворот головы в правую сторону

2 – и.п.

2.

И.п.: руки в стрелочку за головой. Выполняется попеременная работа

ногами.

1 – правую руку опускаем вниз, голову поворачиваем в правую сторону, вдох;

2 – и.п. выдох;

3-4 то же другой рукой.

37

3.

И.п.: руки в стрелочку за головой. Выполняется попеременная работа

ногами.

1 – правую руку опускаем вниз, голову поворачиваем в правую сторону, вдох;

2 – и.п. выдох;

3-4

то же другой рукой.

4.

И.п.: лежа на груди, руки вверх правая кисть в кулак, выполняется

попеременная работа ногами.

1 – гребковое движение левой рукой вниз, правая согнутая в локте к плечу;

2 – левая рука назад над водой, правая вниз;

3 – левая рука вверх, правая согнутая в локте к плечу;

4 – и.п. (рис. 1).

Рис.1. Упражнения на груди

5.

И.п.: лежа на груди, руки вверх левая кисть в кулак, выполняется

попеременная работа ногами.

1 – гребковое движение правой рукой вниз, левая согнутая в локте к плечу;

2 – правая рука вверх над водой, левая вниз;

3 – правая рука вниз, левая согнутая в локте к плечу;

4

– и.п.

6.

И.п.: лежа на груди правая рука вверх, левая – вниз.

38

1 – гребковое движение руками кролем на груди и одновременное отталкивание

ногами брассом. Отталкивание ногами брассом выполняется во время

вкладывания руки в воду.

7.

И.п.: лежа на груди правая рука вверх, левая – вниз.

1 – гребок правой рукой кролем, отталкивание левой ногой брассом;

2

– гребок левой рукой кролем, отталкивание правой ногой брассом.

8.

И.п.: лежа на груди руки за спиной в замок, подбородок к груди.

1 – голову поднять вдох;

2-7 - подбородок к груди, отталкивание ногами брассом, скольжение;

8 – и.п., выдох (рис. 2).

Рис.2. Упражнения на груди

9.

И.п.: лежа на груди руки в стрелочке за головой.

1 – гребковое движение руками брассом, отталкивание левой ногой.

2 – то же правой ногой (рис. 3).

39

Рис.3. Упражнения на груди

10. И.п.: лежа на груди руки в стрелочку за головой.

1 – гребковое движение левой рукой брассом, отталкивание ногами брассом; 2

– гребковое движение правой рукой брассом, отталкивание ногами брассом.

11.И.п.: лежа на груди правая рука за спиной, правой рукой держим левую

ногу. Выполняется гребковое движение правой ногой и левой рукой.

Комплекс 3 Кроль на груди:

1. «2 гребка, третий – вдох»

Лежа на груди: Руки в положении – «стрелочка», выполняется гребок правой

рукой, затем гребок левой рукой, после одновременный гребок правой и вдох в

сторону, потом наоборот.

2. «2 гребка одной рукой, третий – вдох»

Лежа на груди: Руки в положении – «стрелочка», выполняется 2 гребка одной

рукой, третий гребок – вдох, затем два гребка другой, третий – вдох.

3. «2 гребка в координации, третий – вдох»

Лежа на груди: Руки выполняют гребки «в координации» (раз, два, три – вдох).

4. «4 гребка в координации, пятый – вдох»

Лежа на груди: Руки выполняют гребки «в координации» (раз, два, три, четыре,

пятый – вдох).

40

5. «Гребок, вдох, пронос руки»

Лежа на груди: Руки в положении – «стрелочка», выполняется гребок одной

рукой, затем поворот на бок – вдох, одна рука остается вытянутой вперед,

другая – вдоль туловища, после – выполняется пронос одной руки до касания

другой и обратно, затем возвращение в положение «стрелочка» и то же другой

рукой.

6. «Переворот с груди на спину»

Лежа на груди: Руки выполняют гребки «в координации» (раз, два, три – вдох,

переворот на спину), затем на спине - (раз, два, три - переворот на грудь).

7. ««Торпеда» на груди с переворотом на спину»

Лежа на груди: Руки в положении – «стрелочка», выполняется работа ногами на

четыре счета, затем переворот на спину, то же – на спине.

Комплекс 4

1. И.п. - стоя, одна рука вверху, другая у бедра. Круговые и попеременные

движения обеими руками вперед и назад - «мельница». Разнонаправленные

круговые движения руками.

2. И.п. - стоя в выпаде вперед, слегка наклонив туловище вперед; одна рука

опирается о колено передней ноги, другая - впереди, в положении начала

гребка. Имитация движений одной рукой кролем.

3. И.п. - то же; одна рука впереди, в положении начала гребка; другая -у бедра,

в положении окончания гребка.. Имитация движений руками кролем.

4. И.п. - стоя на дне бассейна в выпаде вперед; одна рука упирается в колено

передней ноги, другая -на поверхности воды, в положении начала гребка;

подбородок на воде, смотреть прямо перед собой. Имитация движений одной

рукой кролем (сначала правой, затем левой). То же, с задержкой дыхания (лицо

опущено в воду). То же, с поворотом головы для вдоха.

5. Плавание при помощи движений одной рукой, держа в другой руке доску.

41

6.Плавание с непрерывной работой ног, одна рука впереди, другая - у бедра.

Присоединение движений руками кролем на груди.

7. Плавание кролем на груди с акцентом на сильную работу ногами (для

выработки шестиударной координации движений).

Упражнения на суше

Комплекс 5

1.

Удержание равновесия

1.2.

На одной ноге. Исходное положение: основная стойка. На 1- сгибаем

ногу в колене и держим на весу 5-10 секунд. На счет 2 – исходное

положение.

1.3.

В полуприседе. Исходное положение: основная стойка. Счет 1-

выполняем полуприсед. На счет 2-9 удерживаем положение тела в

полуприседе. На счет 10 – исходное положение.

1.4.

С закрытыми глазами. Эти же упражнения, но с закрытыми глазами,

стараясь удержать равновесие.

1.5.

С прыжком. Исходное положение: основная стойка. На четыре счета

прыжки на правой и левой ноге на месте.

1.6.

Удержание несколько секунд сложной позы. Отведение в сторону

прямой или согнутой ноги на несколько секунд.

2. Вращательные упражнения

2.1.

Исходное положение: основная стойка руки в сторону. Вращательные

движения на четыре счета по часовой и против часовой стрелки. Затем

в локтевых суставах и плечевых суставах по той же схеме. Для

большего

эффекта

вращения

выполняются

в

разные

стороны

одновременно.

Благотворно

влияют

на

подвижность

суставов.

Вращение кистями, в локтевых суставах и в плечевых как в одну

сторону, так и одновременно в разные стороны.

42

3.

Маховые движения ногами без опоры. В стойке на одной ноге движения

руками и неопорной ногой в одной плоскости. Маховые движения

выполняются на одну ногу 8-12 раз.

4. Прыжковые упражнения. Различные прыжки на одной и на двух ногах на

месте и продвижением, прыжки с поворотом на 90 и 360 градусов. «Олений»

шаг

на

правую

и

левую

ногу

с

продвижением.

К

сложному

координационному упражнению относится «прыжок в длину с разбега,

согнув ноги». Сложность состоит в том, чтобы подобрать разбег, сделать

отталкивание

без

заступа,

не

снижая

скорости.

Толчковой

ногой с

силой выполнить

отталкивание,

преодолев

в

полете

максимальное

расстояние и приземлиться желательно на ноги.

Комплекс 6 Игры на воде

Игры с всплыванием и лежанием на воде «Винт» Играющие по команде

ведущего ложатся на воду в положении на спине. Затем (в зависимости от

дальнейшей команды) поворачиваются на бок, на грудь, снова на спину и т. д.

Выигрывает тот, кто лучше других умеет менять положение тела в воде.

Методические указания. При выполнении поворотов руководитель дает

указание играющим помогать себе гребковыми движениями рук. «Авария» По

команде ведущего играющие, сделав глубокий вдох, ложатся на спину на

поверхность воды - это «потерпевшие кораблекрушение». Они стараются

продержаться как можно дольше на воде (до 3-5 мин) -«пока не подоспеет

помощь». Методические указания. До начала игры ведущий подсказывает

участникам, что во время лежания на воде можно выполнять легкие гребковые

движения кистями (в виде «восьмерок») около тела. «Слушай сигнал!»

Вариант

1.

Играющие

соревнуются

в

правильном

выполнении

упражнений «поплавок», «медуза», лежание на спине и на груди, «винт».

Каждое их них выполняется после соответствующего условного сигнала

(значение сигналов оговаривается до начала игры). Побеждает тот, кто ни разу

не ошибся или сделал минимум ошибок.

43

Вариант 2. Играют две равные по силам команды. Выигрывает команда,

допустившая меньшее количество ошибок. Методические указания. Условные

сигналы

должны

быть

короткими

и

выразительными.

Перед

подачей

очередного сигнала нужен промежуток времени, достаточный для отдыха.

2.3. Анализ результатов исследования уровня развития координационных

способностей у пловцов 9-10 лет во Дворце Водного Спорта МБУ ДО

СШОР «Спутник»

Исследование было проведено в сентябре 2021 года в городе Нижний

Тагил во дворце водного спорта «Спутник», мы провели оценку уровня

специальных координационных способностей и общих.

Нами были сделаны следующие выводы.

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

0%

37%

63%

0%

37%

63%

мальчики

девочки

Рис. 1 – Результат тестирования «Скольжение на груди»

По результатам тестирования «Скольжение на груди»:

У мальчиков выявлено, что высоких результатов показало 63%, средний

уровень 37%, а низкий результатов 0%. Таким образом, можно сделать вывод,

что все спортсмены группы НП показали высокие результаты в итоговом тесте.

44

У девочек выявлено, что высоких результатов достигло 57%, средних

результатов 43% достигло испытуемых, низких результатов – 0 %. Можно

сделать вывод, что у девочек результаты стали выше среднего.

По данным мы можем сказать, что большое число спортсменов показало

высокие результаты, и ни одного человека низкого результата. Это говорит о

том, что развитие у пловцов группы НП повысилось в течении месяца работы.

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

12%

37%

50%

12%

50%

37%

мальчики

девочки

Рис. 2 – Результат тестирования «Движение ногами при плавании кролем на груди,

спине»

По результатам тестирования «Движение ногами при плавании кролем на

груди, спине»:

У пловцов группы НП выявлено, что средних результатов достигло 37%

у мальчиков, и девочек 50%, высоких результатов у мальчиков 50%, у девочек

37%, низких у мальчиков 12%, у девочек 12%. По данным мы можем сказать,

что у пловцов заметные изменения в результатах и виден прогресс, благодаря

упражнения на развитие координации предложенных мною в параграфе два

данной главы.

45

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

0%

12%

87%

0%

25%

75%

мальчики

девочки

Рис. 3 – Результат тестирования «Движение руками при плавании кролем на груди, спине»

По результатам тестирования «Движение руками при плавании кролем на

груди, спине» (рисунок 3) выявлено, что:

У мальчиков средний уровень показал 1 пловец (12%), высокий – 7 (87%),

а низкий – 0. Таким образом, можно сделать вывод, что у спортсменов данной

группы уровень развития координационных способностей повысился.

У девочек средний уровень показали 2 спортсменки (25%), 6 -

высокий(75%). Таким образом, можно сделать вывод, что у спортсменок

данной

группы

уровень

выше

среднего

развития

координационных

способностей.

Итак, можно сделать вывод, что спортсмены группы НП повысился

уровень развития координационных способностей.

46

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

25%

63%

12%

37%

63%

0%

мальчики

девочки

Рис. 4 – Результат тестирования «Умение лежать на груди на воде»

По результатам тестирования «Умение лежать на груди на воде» (рисунок

4) выявлено, что:

У мальчиков высоких результатов показало 2 пловца (25%), средних – 5

(63%) и низких – 1 (17%). Таким образом, можно сделать вывод, что

спортсмены данной группы показали средний результат в тесте.

У

девочек

63%

(5)

показали

средний

результат

развития

координационных способностей и 37% (3) показала высокий результат. Итак, в

группе НП среди девочек средний результат.

Таким образом, у пловцов группы НП средний результат. Результаты не

сильно изменились.

47

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

25%

75%

0%

50%

50%

0%

мальчики

девочки

Рис. 5 – Результат тестирования «Плавание кролем на груди в полной координации»

По результатам тестирования «Плавание кролем на груди в полной

координации» (рисунок 5) выявлено, что:

У мальчиков 2 спортсмена показали высокий результат это 25% и 6 (75%)

средний. Таким образом, в группе среди мальчиков уровень развития

координации увеличился.

У девочек 4 (50%) показали высокие результаты, а 4 (50%) средний

результат развития координационных способностей. Выявлено, что среди

девочек тест показал уровень развития координационных способностей тоже

увеличился.

Таким образом, группа пловцов НП в данном тесте показала уровень

развития координационных способностей увеличился на данном уровне.

Мы можем сказать, что все пловцы группы НП имеют средний уровень

развития координационных способностей. Таким образом, мы можем сказать,

что если не продолжать её развитие, то впоследствии будут большие проблемы

с улучшением техники и результатов в плавании любым способом, вне

зависимости от дистанции.

48

Выводы по 2 главе:

Нами проведено исследование развития координационных способностей

у пловцов на базе Дворца Водного Спорта МБУ ДО СШОР «Спутник».

В первом параграфе главы нами рассмотрен алгоритм проведения

опытно-экспериментальной работы; подобраны тесты для оценки уровня

развития координационных способностей у пловцов 9-10 лет.

В исследовании принимали участие спортсмены группы НП-3, возраст 9-

10 лет в количестве 16 человек, из них 8мальчиков и 8 девочек.

Исследовательская работа проводилась в несколько этапов. На первом

этапе проводился анализ научно-методической литературы по данной теме,

были рассмотрены возрастные особенности пловцов 9-10 лет, а также средства

и методика развития координации. Обосновывалась актуальность темы

исследования. Определялся объект, предмет исследования, формулировались

цель и задачи.

На

втором

этапе

проводился

подбор

двигательных

тестов

для

определения уровня развития координационных способностей, у пловцов НП-3

9-10 лет, проведено тестирование. Выполнена математическая обработка

результатов, полученных в ходе тестирования, а также сделаны выводы на их

основе.

Были

зафиксированы

данные

на

начале

исследовательско-

эксперементальной работы.

Во

втором

параграфе

представлена

методика

развития

координационных способностей у пловцов 9-10 лет, которая реализована на

формирующем этапе опытно-экспериментальной работы. В течении месяца

группы детей выполняли упражнения на развитие координации в плавании.

В третьем параграфе приведены результаты опытно-экспериментальной

работы по развитию координационных способностей у пловцов 9-10 лет

посредством реализации вышеприведенной методики спустя месяц практики.

Благодаря

упражнениям

на

развитие

координации,

способности

групп

значительно улучшились.

49

Таким образом, результаты показали, что практически все обучающиеся

экспериментальной

группы

улучшили

свои

результаты,

благодаря

реализованным занятиям по развитию координационных способностей. Это

определяет эффективность предложенного комплекса занятий.

50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности,

осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях,

которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к

концентрации и переключению внимания, пространственной, временной,

динамической точности движений и их биомеханической рациональности.

Координационные способности лежат в основе проявления различных

координационных характеристик техники двигательных действий. Быстрота и

координация движения в первую очередь определяются соответствующей

нервной деятельностью, вызывающей напряжение и расслабление мышц,

направляющей движения. Лучшее время для развитий этих способностей

младший школьный возраст.

Эффективным методом воспитания координационных способностей

является

игровой

метод

с

дополнительными

заданиями

и

без

них,

предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо

в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.

п.

Соревновательный

метод

используется

лишь

в

тех

случаях,

когда

занимающиеся достаточно физически и координационно-подготовлены в

предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если

занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению упражнений. Игровой

метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие

двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь

на собственный анализ сложившейся ситуации, применяется он в основном в

младшем школьном возрасте.

Под плавательной подготовленностью пловцов следует понимать степень

совершенства (эффективность, освоенность) движений спортсмена. Важными

компонентами плавательной подготовленности являются объем и усвоение

разносторонних специфических для плавания двигательных навыков.

51

Высокую

эффективность

плавательную

подготовленность

отличает

правильное выполнение всех ее элементов, когда тело в воде обтекаемо и

уравновешено, гребки руками мощные, продвижение вперед — отличное;

правильное выполнение движений ногами помогает движениям руками;

дыхание ритмичное, вдох-выдох выполняются своевременно и т. д. При низкой

эффективности плавательной подготовленности отмечаются грубые ошибки в

выполнении отдельных элементов техники или их согласовании: движения

руками и ногами скованны, плохое продвижение вперед, излишняя мышечная

напряженность и т. п.

Немаловажным критерием плавательной подготовленности пловцов

является умение спортсменов сохранять эффективность техники плавания при

изменении эмоционального состояния, при нарастающем утомлении и других

факторах. Освоенность плавательной подготовленности пловцов проявляется

во время игр, эстафетного плавания, плавания на скорость, выступления на

соревнованиях и т. д.

1.Изучив

научно-методическую

литературу

мы

выяснили,

что

координационные способности - это возможности индивида, определяющие его

готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

Основным методом диагностики способностей учащихся на сегодняшний день

являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.

2. Проанализировав методы развития координационных способностей мы

пришли к выводу, что для развития способностей детей школьного возраста

используют разнообразные методы: методы строго регламентированного

упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного)

упражнения являются главными методами развития, а также игровой и

соревновательный методы.

52

3.

Наиболее

эффективными

средствами

воспитания

способностей

являются игры и физические упражнения. Координация движений тренируема

и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально

направленного на их развитие. Высокая степень развития координационных

способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новых

двигательных навыков. Развитые координационные способности сохраняются в

течение

сравнительно

длительного

срока

и

поддаются

воздействию

педагогического процесса. Занятия с использованием средств физического

воспитания способствуют формированию устойчивого интереса у детей к

спорту.

Мы провели двигательные тесты и пробу для оценки координационных

способностей занимающихся в НП-3. Нами было установлено, 17% имеют

высокий уровень развития координационных способностей, 43% средний и

40% низкий. Исходя из этого, можно сказать, что спортсмены группы НП-3

имеют в основном средний уровень развития координационных способностей.

В

выпускной

квалификационной

работе

планируется

разработать

методические

рекомендации

по

подбору

средств

для

развития

координационных способностей детей, занимающихся в группе НП-3 и

комплексы

упражнений

для

развития

и

повышения

координационных

способностей. Также планирую осуществить подбор игр и игровых упражнений

для развития координационных способностей.

53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Агаджанян, Н.А. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е.,

испр. / Н.А. Агаджанян, И.Г. Власова, Н.В. Ермакова, В.И. Торшин. — М.: Из-

во РУДН, 2003. — 408 с.

2.

Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития

ребенка / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. — М.: Академия, 2009. —

416 с.

3.

Белокопытова, Ж.А. Эффективность разработанной программы по

развитию координационных способностей девочек 10–13 лет, занимающихся

художественной гимнастикой / Ж. А. Белокопытова. — М.: Медицина, 2016. —

348 с.

4.

Болобан, В.Н. Сенсомоторная координация как основа технической

подготовки / В.Н. Болобан // Наука в олимпийском спорте. — 2006. — №1. —

С.96–102.

5.

Булгакова,

Н.Ж.

Спортивные

способности:

диагностика

формирование / Н.Ж. Булгакова // Теория и практика физической культуры. —

2009. — № 9. — С. 49–51.

6.

Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания:

учебник для студентов вузов / А. А. Васильков. — Ростов-на-Дону: Строка,

2008. — 381 с.

7.

Губа, В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов

[Текст] / В.П. Губа, П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин. — М.: Физкультура и

спорт, 2009. — 276 с.

8.

Гутник,

Б.А.

Опорно-двигательный

аппарат/

Б.А.

Гутник,

В. С. Кобрин. — М.: Человек, 2011. — 80 с.

9.

Двейрина,

О.А.

Координационные

способности:

определение

понятия, классификация форм проявления / О.А. Двейрина // Ученые записки

университета им. П.Ф. Лесгафта. № 1. — Спб. 2008. — 35–38 с.

54

10.

Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры / И. В.

Еркомайшвили. — Екатеринбург: Слово, 2004. — 192 с.

11.

Колумбет, А.Н. Классификация координационных способностей

молодежи, факторы и компоненты их развития / А.Н. Колумбет // Актуальные

проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 4. — Ч. II — С.

142–149.

12.

Коренберг, В.Б. К теории спортивной двигательной активности /

Б.В. Коренберг // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 2. —

С. 7–11.

13.

Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и

спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.С. Кузнецов, Ж. К.

Холодов. — М.: «Академия», 2000. — 480 с.

14.

Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник

/ Ю.Ф. Курамшин. — 2-е изд., испр. — М.: Советский спорт, 2004 — 464 с.

15.

Лаврентьева,

Л.К.

Методика

развития

координационныз

способностей младших школьников / Л. К. Лаврентьева // Физическое

воспитание студентов. — 2011. — №3. — С.12–16.

16.

Лаптев, А.П. Возрастные особенности юных футболистов: учеб,

пособие для тренеров / А. П. Лаптев. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — С.

14–28.

17.

Лях,

В.И.

Важнейшие

для

различных

видов

спорта

координационные способности и их значимость в техническом и технико-

тактическом совершенствовании / В. И. Лях // Теория и практика физической

культуры. — 1988. — № 2. — С. 57–59.

18.

Лях,

В.И.

Координационные

способности

школьников

/

В. И. Лях. — Минск: Полымя, 1989. — 159 с.

19.

Лях, В.И. Факторная структура ловкости с позиции многоуровневой

системы

управления

произвольными

движениями

/

55

В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. — 1979. — №5. — С. 51–

53.

20.

Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры:

учебник для физкультурных вузов / А.М. Максименко. — 2-е изд., испр. и доп.

— М.: Физическая культура, 2009. — 496 с.

21.

Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры /

Л. П. Матвеев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт,

СпортАкадемПресс, 2008. — 544 с

22.

Назаренко, JI.Д. Развитие двигательно-координационных качеств

как фактор оздоровления детей и подростков: монография / JI.Д. Назаренко. —

Москва: Теория и практика физической культуры, 2001. — 332 с.

23.

Назаренко, Л.Д. Стимулируемое развитие базовых двигательных

координаций у школьников разного возраста: автореф. дисс. … д-ра пед. наук :

13.00.04 / Л. Д. Назаренко. — М., 2003. — 51 с.

24.

Пидоря, А.М. Основы координационной подготовки спортсменов /

А.М. Пидоря, М.А. Годик, А.И. Воронов. — Омск: СибГАФК, 1992. — 76 с.

25.

Сейтвелиева,

Э.Э.

Развитие

координации

у

детей

старшего

дошкольного возраста как педагогическая проблема / Э.Э. Сейтвелиева //

Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1. — С. 54–56.

26.

Синяжников,

Д. А.

Эффективность

методики

двигательно-

координационной подготовки квалифицированных баскетболистов: на примере

студенческой

команды:

автореф.

дисс....канд.пед.

наук:

13.00.04

/

Д.А. Синяжников. — Тула, 2009. — 24 с.

27.

Солодков, А.С. Возрастная физиология: учебное пособие /

А. С. Солодков, Е.Б. Сологуб // СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. — 188 с.

28.

Солопов,

И.Н.

Специфические

восприятия

при

спортивной

деятельности /И.Н. Солопов. — Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2007. — 184

с.

56

29.

Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и

развития ребенка: учебное пособие для студентов высших педагогических

учебных заведений / Э.Я. Степаненкова. — Москва: Академия, 2001. — 368 с.

30.

Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта:

учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования /

Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. — 11-е изд., стер. — М.: Академия, 2013. — 480

с.

31.

Чирва, Б.Г. Учет особенностей сенситивных периодов в обучении

техническим приемам юных футболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук /

Б.Г.Чирва. — М.:РГАФК, 1998. — 23 с.

57



В раздел образования