Автор: Косолап Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Бутовская СШ"
Населённый пункт: село Бутово Старобельский м.о. ЛНР
Наименование материала: Разработка урока математики в 1 классе
Тема: "Расположение, описание расположения геометрических фигур на плоскости. Число и цифра 6"
Раздел: начальное образование
Расположение, описание
расположения геометрических
фигур на плоскости.
Число и цифра 6
Урок математики
в 1 классе
учитель Косолап
Татьяна Александровна
Тема: Расположение, описание расположения геометрических фигур на
плоскости. Число и цифра 6.
Цель урока: создать условия для ознакомления с числом и цифрой 6;
формировать навык порядкового счета; развивать логическое мышление,
внимание, память, речь учащихся; создать условия для формирования
личностных УУД обучающихся.
Ожидаемые результаты:
Предметные: совершенствовать навыки счета; начать изучение числа и
цифры 6.
Метапредметные: формирование умение выявлять проблему, планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленными задачами урока; формирование готовности слушать
собеседника и вести диалог, готовности признавать разные точки зрения и
право каждого иметь свою; развитие операций мышления: анализа, синтеза,
сравнения для решения проблемных ситуаций.
Личностные: формирование интереса к учебному материалу; воспитание
нравственных качеств личности: сопереживание, доброты, трудолюбия,
целеустремлённости, терпения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование урока: презентация к уроку, учебник, рабочая тетрадь,
карточки с заданиями, конверты с геометрическими фигурами, конусные
фигурки героев сказки «Репка».
Ход урока
I. Организационный момент
(слайд 2)
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
II. Актуализация опорных знаний
(слайд 3)
А теперь вперёд – за дело.
Математика нас ждёт
Начинаем устный счёт.
1. Устный счёт (слайд 4)
-
Счёт до 10 и обратно.
-
Порядковый счёт до 10.
-
Назовите числа, которые стоят между 3 и 8; 2 и 5; 4 и 9.
-
Назовите число, следующее за числом 3; 5; 7; 9.
-
Назовите число, предыдущее числу 2; 4; 5; 6; 10.
-
Назовите соседей числа 2; 4; 6; 8.
2. Игра-разминка «Кто знает, пусть дальше называет» (слайд 5)
-
Осень, а за ней что?
-
Зима, а за ней что?
-
Сколько месяцев в году?
-
Сколько дней в неделе?
-
Какой сегодня день недели?
-
Какой был вчера?
-
Какой будет завтра?
-
Назовите четвёртый день недели, пятый.
3. Решение задач в стихах (слайды 6-9).
На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (1+2=3)
Вот грибочки под кусточком
За ночь выросли опять
3 грибочка, 2 грибочка
Сколько будет вместе? (3+2= 5 )
Лебеди у нас в пруду.
Я поближе подойду:
Двое черных, белых трое.
Кто успел их сосчитать?
Говорите поскорей,
Сколько было лебедей?(2+3=5)
Три ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?(3+2=5)
Два мячика у Саши
Один – у Наташи.
Вы мячики все эти
Скорей считайте, дети. (2+1= 3 )
Три щенка в футбол играли
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (3 –1=2 )
Два котенка на диване,
Два котеночка – у Вани.
Теперь спросим у ребят:
Сколько было всех котят? (2+2=4 )
Пять веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?(4 –1=3)
4. Самостоятельная работа на карточках «Вставляем цифры» (слайд 10).
Ребята сегодня ветер залетел в наш класс и принёс листики с
примерами, а цифры из примеров вылетели. Давайте восстановим примеры и
решим их.
2+…=5
3+…=4
…+1=3
…+4=5
-
А теперь проверьте свои ответы (самопроверка) (слайд 11).
5. Построение домика из геометрических фигур (дети получают наборы
геометрических фигур). Один ученик работает у доски, остальные учащиеся
– на местах. (слайд 12)
-
Из каких геометрических фигур вы построили дом? (Треугольник,
прямоугольник, квадрат, забор – пятиугольник)
-
Покажите треугольник, сколько у него сторон, углов вершин?
-
Покажите фигуру, у которой больше всего углов. Сколько у неё углов?
(5)
-
Как называют такую фигуру? (Многоугольник, пятиугольник)
III. Формулировка темы и целей урока
(слайд 13)
У Наташи – кукла Маша.
Мишка плюшевый – у Саши.
У Танюшки – кошка.
У Жени – Матрёшка.
Лошадка – у Павлуши.
Машинка – у Илюши.
-
Сколько всего игрушек у малышей? (6).
-
Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Сегодня на
уроке мы будем говорить о числе и цифре 6).
-
Чему мы будем учиться на уроке? (Мы будем учиться считать до 6,
научимся писать цифру 6).
-
Положите на парту 5 счётных палочек.
-
Что нужно сделать, чтобы получить 6 счётных палочек? (Добавить ещё
одну).
-
А какое число больше 5 или 6? Почему?
-
А на сколько больше/меньше?
-
Где стоит число 6? (Между 5 и 7, после числа 5, перед числом 7).
IV. Знакомство с цифрой 6
(слайд 14)
1. Отгадайте загадку:
В книге шесть листов простых,
А седьмой – золотой.
-
Какие шесть листов простых, а седьмой золотой? (Дни недели.)
-
Назовите эти дни по порядку.
-
Какой по счёту день недели – суббота? (Шестой.)
2. Знакомство с цифрой 6
-
Сегодня на уроке мы научимся писать цифру 6.
-
На что похожа эта цифра? Нарисуйте её на планшетах.
С.Я. Маршак написал о цифре шесть так (слайд 15):
«Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек» (Читает ученик)
-
Изобразите шестёрку в виде замка.
-
А Сережа нам покажет фокус. Какая это цифра?
Эта цифра – акробатка:
То шестёрка, то девятка.
3. Работа в учебнике на с. 52 (слайд 16)
1)
Как можно получить число 6?
2)
Сравнение чисел.
4. Работа в тетради на с. 21 (слайд 17).
1)
Соотнести рисунок и математическую запись.
2)
Соединить точки по линейке.
-
Какие геометрические фигуры мы получили?
-
Что вы о них знаете?
-
Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильно ли
нарисованы фигуры.
3)
Написание цифры 6.
-
Рассмотреть таблицу «Цифра 6».
-
Из каких элементов состоит цифра 6?
-
Показ образца написания цифры 6 учителем на доске с
комментарием (Цифра 6 состоит из двух элементов: большого
левого и малого правого полуовалов. Начинаем писать большой
левый полуовал немного ниже верхнего правого угла клетки,
закругляем, касаясь верхней стороны клетки, и ведем вниз;
закругляя, касаясь середины нижней стороны клетки и ведем
вверх, закругляя, не касаясь правой стороны клетки, затем
закругляем влево немного выше середины клетки).
-
Письмо в воздухе.
-
Письмо цифры 6 в тетради: по точкам и самостоятельно.
-
Сравните с образцом. Обведите в кружочек цифру, которая вам
больше всего понравилась.
V. Закрепление изученного
1. Что в нашей жизни связано с числом 6? (слайд 18 и 19)
-
Чего в жизни бывает только 6?
шесть материков (назвать, показать на карте);
шесть лап у насекомых (показ картинок, на которых изображены оса,
пчела, жук и т.п.; посчитать у них количество лапок).
-
В каких сказках встречается число 6?
2. Инсценировка русской народной сказки «Репка» (слайд 20)
В землю репка села крепко,
Одному не справиться.
И за старым дедом следом
Хвост длиннющий тянется.
Ребята показывают сказку при помощи фигурок сказочных героев (дети
заранее подготовлены)
-
Вы узнали сказку? Сколько героев к нам пришло? (5)
-
Как вы узнали? (Посчитали)
-
Все ли в сборе? Кого не хватает? (Мышки)
-
Кто позовёт мышку? (Кошка зовёт мышку)
-
Какой по счёту будет мышка? (Шестой)
-
Сколько стало героев, когда прибежала мышка? (Шесть)
-
Как получили шесть? (К 5+1=6)
-
Героев стало больше или меньше, когда прибежала мышка? Почему?
-
Поблагодарим наших артистов.
3. Математический диктант.
-
Запишите в тетрадь ряд чисел (под диктовку): 1, 3, 5, 2, 4, 6
-
Обведите красным карандашом число, которое предшествует при счёте
числу 4.
-
Обведите синим карандашом два числа, между которыми в
натуральном ряду стоит число 3.
-
Обведите зелёным карандашом число, которое следует при счёте за
числом 5
-
Обведите жёлтым карандашом число, которое предшествует при счёте
числу 6.
-
Сколько надо прибавить к 5, чтобы получилось 6? Подчеркните ответ
простым карандашом.
-
Проверьте, так ли вы выполнили задание? (Открыть на доске образец
выполнения) (слайд 21)
VI. Итог урока. Рефлексия.
-
Ребята, понравился ли вам урок?
-
Какому числу был посвящён урок?
-
Что нового узнали? Чему научились?
-
Как бы вы оценили свою работу на уроке?
-
С каким настроением заканчиваем урок? Давайте покажем это при
помощи смайликов (слайд 22).
Окончен урок и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам!