Напоминание

Воспитание гражданской ответственности личности в образовательном процессе


Авторы: Гумерова Гузяль Азатовна, Гузяль Азатовна Гумерова
Должность: учитель
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 1 с. Инзер Белорецкого района Республики Башкортостан
Населённый пункт: с. Инзер Белорецкого района Республики Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание гражданской ответственности личности в образовательном процессе
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитание гражданской ответственности личности в образовательном

процессе

Гумерова Гузяль Азатовна

учитель МОБУ СОШ № 1 с. Инзер

МР Белорецкий район Республики Башкортостан

В

современных

условиях

одним

из

важнейших

приоритетов

обновления

содержания

образования

в

российских

школах

является

модернизация в развитии гражданско-правового образования.

Актуальность гражданско-правового воспитания в современной школе

объясняется следующими причинами:

правовая

система

России,

провозглашенная

демократическим

правовым государством, претерпела значительные изменения;

в рамках правовой реформы на принципах верховенства права и

закона произошло демократическое обновление законодательства;

права и свободы человека и гражданина утверждаются как высшая

ценность в обществе, усиливается роль суда как независимого гаранта

соблюдения прав человека;

в обществе пробуждается интерес к праву и правовым институтам;

для

современного

этапа

развития

характерен

переход

к

гражданскому обществу, ориентирующему человека на готовность

осуществлять тот или иной выбор.

В

этой

связи

перед

современной

школой

стоит

задача

создать

благоприятные условия для формирования личности гражданина, личности,

способной действовать в ситуации выбора, умеющей отстаивать свою

позицию,

разрешать

возникающие

проблемы,

адаптироваться

к

изменяющимся

социально-экономическим

и

политическим

условиям,

представлять и защищать свои интересы, уважая права и интересы других

людей, грамотно выполнять свои социальные роли и функции, успешно

строить свои взаимоотношения с окружающим миром и находить способы

самореализации в различных сферах деятельности и на различных этапах

жизненного пути.

Образовательное

учреждение

создаёт

условия

для

формирования

гражданской

ответственности

молодого

поколения,

обеспечивая

их

приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной,

социальной

группы,

общечеловеческим

ценностям

в

контексте

формирования у них идентичности гражданина России. Также направляет

образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и

уважения к культурно_- историческому наследию своего народа и своей

страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его

социально ответственного поведения в обществе и в семье.

В рамках программы гражданско-правового воспитания проводилась

диагностика сформированности гражданской ответственности у старших

школьников. Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе исследовались представления школьников о категориях

и понятиях «гражданин», «гражданская общность», «гражданственность»,

«ответственность»,

«гражданская ответственность».

80%

школьников,

считают,

что

«гражданин»

это

человек,

который

принадлежит

к

определенному государству», «выполняет его законы и следует традициям и

обычаям своего парода»; 70% считают, что гражданин «гордится своей

Родиной». Они достаточно подробно описывают, какими качествами

обладает гражданин: «ответственность за свои слова и поступки» (66,5%),

«зрелость» (77%), «уважение к другим людям» (85,5°/о), «достойное

поведение в обществе» (78,8%). Более половины полагают, что «гражданская

общность - это группа граждан, проживающих на территории определенного

государства, которая имеет свою историю и традиции», 75,% школьников

связывают данное понятие с символами Российской Федерации, которые

едины для всего народа России. Школьники не просто трактуют понятие

«гражданственность» с позиции общечеловеческих качеств: «патриотизм»

(71,7%), «соблюдение законов» (38%), «долг» (66,9%), «знание истории

своего Отечества» (64%), «ответственность перед своей страной» (94%), но

приводят примеры того, как гражданственность воплощается в реальной

жизни. Учащиеся осознанно «рисуют» портрет

гражданина,

как

члена

гражданской общности, соотносящего себя с данной общностью, его

предками, знающего историю, традиции и обычаи общества, в котором он

проживает.

Задачами второго этапа «Интернет-проект и его возможности» являлись

формирование

знаний

школьников

об

Интернет-проекте,

способности

самостоятельно овладевать знаниями

по

истории

России;

формировать

умения школьников осуществлять выбор темы Интернет-проекта, выявлять

его возможности и ресурсы, определять его актуальность и значимость с

точки

зрения

гражданско-патриотической, краеведческой, исторической,

культурологической направленности.

Задачами третьего этапа «Социально значимая деятельность» являлась

реализация

школьниками

конкретного

социально

значимого

дела

(социальные акции, распространение материалов среди общественности,

встречи с представителями старшего поколения и др.). Школьники стали

более осознанно относиться к тому, что, несмотря на различия во взглядах и

убеждениях,

традициях

и

обычаях,

все

люди

являются

частью

многонационального народа нашей Родины, которые трудятся на славу

своего государства. Школьники осознают, что требование долга есть

требование защищать свое Отечество, хранить в памяти историю своих

предков и место, где родился, осознавать себя частью гражданской

общности, гордиться принадлежностью к нации, ее истории и традициям.

Диагностика уровня сформированности гражданской ответственности у

старших

школьников

также

использовалась

при

оценке

личностного

развития школьников.

Программа гражданского воспитания в рамках воспитательной системы

реализуется в каждом образовательном учреждении и способствует

формированию и развитию гражданской ответственности, социальной

активности учащихся, так как:

в программе гражданского воспитания предусмотрены условия

для формирования личности, которая характеризуется активностью

освоения и преобразования окружающего мира, высокой

самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и

поступков, уважением к законам государства;

досуговая деятельность нацелена на удовлетворение творческих,

интеллектуальных, профессиональных и социально-правовых

потребностей;

уважительное и внимательное отношение к увлечениям,

ценностям, культурным приоритетам подростков и

старшеклассников, к их субкультуре, к их миру; но вместе с тем

формируется позитивное отношение к общекультурным

ценностям, традициям и историческому наследию Отечества;

созданы оптимальные условия для совместной деятельности

педагогов и учащихся по соуправлению школой, совместному

созданию норм и правил совместной деятельности, развитию

лидерских качеств;

учитывается мнение меньшинства при решении общешкольных

дел.

Исследование формирования гражданской ответственности у старших

школьников привело к созданию поэтапного развития педагогической

технологии,

позволяющей

достаточно

эффективно

решать

задачу

формирования

гражданской

ответственности

обучающихся.

В

основу

программы положен принцип уровневого развития исследуемых качеств.

На первом уровне происходит становление базы знаний о гражданском

обществе и поведении человека в нем, понимание общественных интересов и

личных мотивов.

На втором уровне проектируются возможные способы деятельности и

стратегии поведения в различных ситуациях, формируется ценностное

отношение к природе, к обществу, вырабатываются ценностно-смысловые

позиции, характерные для различных жизненных ситуаций, разрабатываются

возможные

стратегии

поведения,

предполагающие

достижение

определенных

жизненных

целей

(стратегии

устойчивости,

стратегии

адаптации, стратегии успеха и т.п.).

На третьем

уровне обучающиеся

в

структуре

организованного

коллектива принимают участие в реальных проектах социальной жизни

активно включаются в процессы гражданской жизни школы.

Исходя из такого содержания и структуры гражданского становления,

педагогическая технология формирования гражданской ответственности

строится на основе следующих принципов:

1. Принцип

приоритета

общечеловеческих

ценностей,

предполагающий сохранение жизни и здоровья, свободного развития

личности, воспитание гражданственности, трудолюбии, уважения к правам и

свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. Принцип

единства

индивидуального

и

социального,

ориентированный на взаимосвязь социального и индивидуального развития

и обеспечивающий согласование развития общества и личности.

3.

Принцип

индивидуальной

осуществимости, предполагающий

раскрытие творческого потенциала личности.

4.

Принцип

единства

индивидуальной

и

коллективной

ответственности,

основывающийся

на

согласовании

потребностей,

интересов, целей личности и коллектива, личной ответственности за

конечный результат.

5. Принцип единства развития личности школьника и коллектива

класса, предполагающий

индивидуальную

и

коллективную

рефлексию,

оценку результатов коллектива и вклада каждого, критическую оценку

поступков.

6.

Принцип

включения

процессов

жизнедеятельности

школы

в

процессы реальной жизни, предполагающий наряду с согласованием норм,

требований

социальной

жизни

осуществление

общественно

значимых

проектов.

Данные принципы охватывают все формы деятельности школы:

классно-урочную, внеклассную, общественную, трудовую.

Главное

условие

формирования

гражданской

ответственности

школьников - активизирующая среда, в качестве которой в школе служит

единое культурное пространство развития.

Педагогическая

технология

формирования

гражданской

ответственности предполагает:

1)

создание

соответствующей

модели

управления

гражданско-

патриотическим

воспитанием

в

образовательном

пространстве

школы

(система работы, программы, планы, формы взаимодействия, состояние

нормативно-правового,

методического,

информационного

обеспечения;

периодичность анализа);

2)

переориентацию

содержания

всей

воспитательной

работы

(формирование современного научного мировоззрения и системы базовых

ценностей; духовно-нравственное, правовое, патриотическое воспитание

личности);

3) более активное использование преподавателями-предметниками

возможностей учебных предметов;

4) расширение самоуправления учащихся в школе и в процессе

взаимодействия с общественностью города;

5) повышение педагогической культуры учителей (кроме курсов

повышения квалификации организацию семинаров по обмену опытом,

разработка и открытие сайтов учителей, размещение на сайтах публикаций и

организацию дискуссий, совершенствование системы отчетов по проводимой

работе и др.);

6) привлечение общественности и специалистов в данной области

(сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и др.).

Результатом реализации технологии является: устойчивая социальная

направленность отношения старшего школьника к соотечественникам, к

жителям родного города, села и к близкому кругу лиц; устойчивая система

гуманистических и нравственных ценностей учащихся как противодействие

угрозам его духовной безопасности; развитое критическое мышление,

направленное на созидательную общественно - полезную деятельность.

Оценка педагогического процесса по развитию и формированию

гражданской ответственности включает анализ информации по состоянию

воспитательной работы, которую предоставляют: педагогический совет,

совет классных руководителей; заместитель директора по воспитательной

работе,

социально-психологическая

служба,

руководители

творческих

коллективов,

кружков,

спортивных

секций,

классные

руководители,

преподаватели, учащиеся.

Заключение

Возрастание роли гражданского общества в России определяет заказ

системе

образования

на

формирование

социально

ориентированного

поколения

россиян.

В

связи

с

этим

необходимо

продолжить

целенаправленную

работу

по

определению

и

реализации

условий

формирования

гражданской

ответственности

учащихся.

Программы

гражданского воспитания должны формироваться и развиваться в рамках

воспитательной системы школы, и занимать особое место и приобретать все

большее значение в связи с демократическими преобразованиями в

обществе, потребностями в правовой культуре и конструктивном участии

граждан в управлении государством.



В раздел образования