Авторы: Гумерова Гузяль Азатовна, Гузяль Азатовна Гумерова
Должность: учитель
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 1 с. Инзер Белорецкого района Республики Башкортостан
Населённый пункт: с. Инзер Белорецкого района Республики Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание гражданской ответственности личности в образовательном процессе
Раздел: начальное образование
Воспитание гражданской ответственности личности в образовательном
процессе
Гумерова Гузяль Азатовна
учитель МОБУ СОШ № 1 с. Инзер
МР Белорецкий район Республики Башкортостан
В
современных
условиях
одним
из
важнейших
приоритетов
обновления
содержания
образования
в
российских
школах
является
модернизация в развитии гражданско-правового образования.
Актуальность гражданско-правового воспитания в современной школе
объясняется следующими причинами:
правовая
система
России,
провозглашенная
демократическим
правовым государством, претерпела значительные изменения;
в рамках правовой реформы на принципах верховенства права и
закона произошло демократическое обновление законодательства;
права и свободы человека и гражданина утверждаются как высшая
ценность в обществе, усиливается роль суда как независимого гаранта
соблюдения прав человека;
в обществе пробуждается интерес к праву и правовым институтам;
для
современного
этапа
развития
характерен
переход
к
гражданскому обществу, ориентирующему человека на готовность
осуществлять тот или иной выбор.
В
этой
связи
перед
современной
школой
стоит
задача
создать
благоприятные условия для формирования личности гражданина, личности,
способной действовать в ситуации выбора, умеющей отстаивать свою
позицию,
разрешать
возникающие
проблемы,
адаптироваться
к
изменяющимся
социально-экономическим
и
политическим
условиям,
представлять и защищать свои интересы, уважая права и интересы других
людей, грамотно выполнять свои социальные роли и функции, успешно
строить свои взаимоотношения с окружающим миром и находить способы
самореализации в различных сферах деятельности и на различных этапах
жизненного пути.
Образовательное
учреждение
создаёт
условия
для
формирования
гражданской
ответственности
молодого
поколения,
обеспечивая
их
приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной,
социальной
группы,
общечеловеческим
ценностям
в
контексте
формирования у них идентичности гражданина России. Также направляет
образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и
уважения к культурно_- историческому наследию своего народа и своей
страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его
социально ответственного поведения в обществе и в семье.
В рамках программы гражданско-правового воспитания проводилась
диагностика сформированности гражданской ответственности у старших
школьников. Исследование проводилось поэтапно.
На первом этапе исследовались представления школьников о категориях
и понятиях «гражданин», «гражданская общность», «гражданственность»,
«ответственность»,
«гражданская ответственность».
80%
школьников,
считают,
что
«гражданин»
это
человек,
который
принадлежит
к
определенному государству», «выполняет его законы и следует традициям и
обычаям своего парода»; 70% считают, что гражданин «гордится своей
Родиной». Они достаточно подробно описывают, какими качествами
обладает гражданин: «ответственность за свои слова и поступки» (66,5%),
«зрелость» (77%), «уважение к другим людям» (85,5°/о), «достойное
поведение в обществе» (78,8%). Более половины полагают, что «гражданская
общность - это группа граждан, проживающих на территории определенного
государства, которая имеет свою историю и традиции», 75,% школьников
связывают данное понятие с символами Российской Федерации, которые
едины для всего народа России. Школьники не просто трактуют понятие
«гражданственность» с позиции общечеловеческих качеств: «патриотизм»
(71,7%), «соблюдение законов» (38%), «долг» (66,9%), «знание истории
своего Отечества» (64%), «ответственность перед своей страной» (94%), но
приводят примеры того, как гражданственность воплощается в реальной
жизни. Учащиеся осознанно «рисуют» портрет
гражданина,
как
члена
гражданской общности, соотносящего себя с данной общностью, его
предками, знающего историю, традиции и обычаи общества, в котором он
проживает.
Задачами второго этапа «Интернет-проект и его возможности» являлись
формирование
знаний
школьников
об
Интернет-проекте,
способности
самостоятельно овладевать знаниями
по
истории
России;
формировать
умения школьников осуществлять выбор темы Интернет-проекта, выявлять
его возможности и ресурсы, определять его актуальность и значимость с
точки
зрения
гражданско-патриотической, краеведческой, исторической,
культурологической направленности.
Задачами третьего этапа «Социально значимая деятельность» являлась
реализация
школьниками
конкретного
социально
значимого
дела
(социальные акции, распространение материалов среди общественности,
встречи с представителями старшего поколения и др.). Школьники стали
более осознанно относиться к тому, что, несмотря на различия во взглядах и
убеждениях,
традициях
и
обычаях,
все
люди
являются
частью
многонационального народа нашей Родины, которые трудятся на славу
своего государства. Школьники осознают, что требование долга есть
требование защищать свое Отечество, хранить в памяти историю своих
предков и место, где родился, осознавать себя частью гражданской
общности, гордиться принадлежностью к нации, ее истории и традициям.
Диагностика уровня сформированности гражданской ответственности у
старших
школьников
также
использовалась
при
оценке
личностного
развития школьников.
Программа гражданского воспитания в рамках воспитательной системы
реализуется в каждом образовательном учреждении и способствует
формированию и развитию гражданской ответственности, социальной
активности учащихся, так как:
в программе гражданского воспитания предусмотрены условия
для формирования личности, которая характеризуется активностью
освоения и преобразования окружающего мира, высокой
самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и
поступков, уважением к законам государства;
досуговая деятельность нацелена на удовлетворение творческих,
интеллектуальных, профессиональных и социально-правовых
потребностей;
уважительное и внимательное отношение к увлечениям,
ценностям, культурным приоритетам подростков и
старшеклассников, к их субкультуре, к их миру; но вместе с тем
формируется позитивное отношение к общекультурным
ценностям, традициям и историческому наследию Отечества;
созданы оптимальные условия для совместной деятельности
педагогов и учащихся по соуправлению школой, совместному
созданию норм и правил совместной деятельности, развитию
лидерских качеств;
учитывается мнение меньшинства при решении общешкольных
дел.
Исследование формирования гражданской ответственности у старших
школьников привело к созданию поэтапного развития педагогической
технологии,
позволяющей
достаточно
эффективно
решать
задачу
формирования
гражданской
ответственности
обучающихся.
В
основу
программы положен принцип уровневого развития исследуемых качеств.
На первом уровне происходит становление базы знаний о гражданском
обществе и поведении человека в нем, понимание общественных интересов и
личных мотивов.
На втором уровне проектируются возможные способы деятельности и
стратегии поведения в различных ситуациях, формируется ценностное
отношение к природе, к обществу, вырабатываются ценностно-смысловые
позиции, характерные для различных жизненных ситуаций, разрабатываются
возможные
стратегии
поведения,
предполагающие
достижение
определенных
жизненных
целей
(стратегии
устойчивости,
стратегии
адаптации, стратегии успеха и т.п.).
На третьем
уровне обучающиеся
в
структуре
организованного
коллектива принимают участие в реальных проектах социальной жизни
активно включаются в процессы гражданской жизни школы.
Исходя из такого содержания и структуры гражданского становления,
педагогическая технология формирования гражданской ответственности
строится на основе следующих принципов:
1. Принцип
приоритета
общечеловеческих
ценностей,
предполагающий сохранение жизни и здоровья, свободного развития
личности, воспитание гражданственности, трудолюбии, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
2. Принцип
единства
индивидуального
и
социального,
ориентированный на взаимосвязь социального и индивидуального развития
и обеспечивающий согласование развития общества и личности.
3.
Принцип
индивидуальной
осуществимости, предполагающий
раскрытие творческого потенциала личности.
4.
Принцип
единства
индивидуальной
и
коллективной
ответственности,
основывающийся
на
согласовании
потребностей,
интересов, целей личности и коллектива, личной ответственности за
конечный результат.
5. Принцип единства развития личности школьника и коллектива
класса, предполагающий
индивидуальную
и
коллективную
рефлексию,
оценку результатов коллектива и вклада каждого, критическую оценку
поступков.
6.
Принцип
включения
процессов
жизнедеятельности
школы
в
процессы реальной жизни, предполагающий наряду с согласованием норм,
требований
социальной
жизни
осуществление
общественно
значимых
проектов.
Данные принципы охватывают все формы деятельности школы:
классно-урочную, внеклассную, общественную, трудовую.
Главное
условие
формирования
гражданской
ответственности
школьников - активизирующая среда, в качестве которой в школе служит
единое культурное пространство развития.
Педагогическая
технология
формирования
гражданской
ответственности предполагает:
1)
создание
соответствующей
модели
управления
гражданско-
патриотическим
воспитанием
в
образовательном
пространстве
школы
(система работы, программы, планы, формы взаимодействия, состояние
нормативно-правового,
методического,
информационного
обеспечения;
периодичность анализа);
2)
переориентацию
содержания
всей
воспитательной
работы
(формирование современного научного мировоззрения и системы базовых
ценностей; духовно-нравственное, правовое, патриотическое воспитание
личности);
3) более активное использование преподавателями-предметниками
возможностей учебных предметов;
4) расширение самоуправления учащихся в школе и в процессе
взаимодействия с общественностью города;
5) повышение педагогической культуры учителей (кроме курсов
повышения квалификации организацию семинаров по обмену опытом,
разработка и открытие сайтов учителей, размещение на сайтах публикаций и
организацию дискуссий, совершенствование системы отчетов по проводимой
работе и др.);
6) привлечение общественности и специалистов в данной области
(сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и др.).
Результатом реализации технологии является: устойчивая социальная
направленность отношения старшего школьника к соотечественникам, к
жителям родного города, села и к близкому кругу лиц; устойчивая система
гуманистических и нравственных ценностей учащихся как противодействие
угрозам его духовной безопасности; развитое критическое мышление,
направленное на созидательную общественно - полезную деятельность.
Оценка педагогического процесса по развитию и формированию
гражданской ответственности включает анализ информации по состоянию
воспитательной работы, которую предоставляют: педагогический совет,
совет классных руководителей; заместитель директора по воспитательной
работе,
социально-психологическая
служба,
руководители
творческих
коллективов,
кружков,
спортивных
секций,
классные
руководители,
преподаватели, учащиеся.
Заключение
Возрастание роли гражданского общества в России определяет заказ
системе
образования
на
формирование
социально
ориентированного
поколения
россиян.
В
связи
с
этим
необходимо
продолжить
целенаправленную
работу
по
определению
и
реализации
условий
формирования
гражданской
ответственности
учащихся.
Программы
гражданского воспитания должны формироваться и развиваться в рамках
воспитательной системы школы, и занимать особое место и приобретать все
большее значение в связи с демократическими преобразованиями в
обществе, потребностями в правовой культуре и конструктивном участии
граждан в управлении государством.