Напоминание

"Наставничество как ресурс непрерывного педагогического образования"


Автор: Чурилова Ольга Ивановна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ Гимназия
Населённый пункт: Орловская область, г.Ливны
Наименование материала: Самообобщение опыта работы
Тема: "Наставничество как ресурс непрерывного педагогического образования"
Раздел: начальное образование





Назад




Наставничество как ресурс непрерывного профессионального развития

педагога

О. И. Чурилова

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия города

Ливны

Народная мудрость гласит: «Век живи – век учись». На протяжении всего

жизненного пути учитель неустанно следует данному наставлению. Изо дня в

день мы «открываем» для себя новое, идем путем исследователя, не стоящего

на месте, стремящегося к постоянному личностному и профессиональному

росту.

Эффективным ресурсом непрерывного профессионального роста педагога

является наставничество. Наставничество становится одним из приоритетов

федеральной образовательной и кадровой политики. Являясь

важнейшим

условием профессионального становления молодого учителя и повышения его

педагогического мастерства, наставничество помогает в решении одной из

основных проблем, имеющихся в современном образовании, - удержать

молодого учителя в школе, помочь ему освоить профессию, мотивировать к

дальнейшему профессиональному и личностному росту.

Кроме

того,

взаимодействие

«наставник

наставляемый»

является

взаимообогащающим процессом. Оно обеспечивает не только

комфортное

вхождение в профессию молодых учителей и сохранение кадрового потенциала

образовательной организации, но и развитие профессиональных компетенций

учителей со стажем.

Три года назад в нашем педагогическом коллективе появился молодой

специалист Елена Александровна Бахтина, учитель-логопед. Задолго до

получения своего диплома во время прохождения педагогической практики в

гимназии студентка знакомилась с особенностями работы учителя. Когда Елена

Александровна начала профессиональную деятельность в школе, я была

назначена ее наставником и наше общение «переросло» в долговременный

проект, который я бы назвала «Лифт для молодого специалиста и наставника».

Для меня данное сотрудничество было толчком к новому витку моей

профессиональной деятельности, поскольку у меня появилась новая роль. Мне

предстояло передать опыт молодому специалисту, помочь ей адаптироваться в

профессии, а для этого необходимым условием было осмыслить свою

педагогическую деятельность, обновить ее, осознать и транслировать свои

ценности и убеждения.

В связи с этим мне предстояло решить несколько задач:

1)

Что я должна делать на начальном этапе?

2)

Для чего я это должна делать? Каков смысл деятельности?

3)

Как мне выполнять данную функцию?

4)

Какой результат я преследую?

5)

Что поможет мне стать компетентным наставником?

На начальном этапе я разработала программу наставничества, целью

которой было помочь молодому специалисту комфортно «войти» в профессию

реализовать

себя,

развить

профессиональные,

личностные

качества,

коммуникативные и управленческие умения. Также я определила формы и

методы

взаимодействия

наставника

и

наставляемого:

консультирование,

взаимное посещение занятий совместное выполнение заданий, самообучение,

участие в вебинарах.

Взаимное посещение занятий позволило увидеть те моменты, на которые

нужно

обратить

особое

внимание:

организация

работы

обучающихся,

взаимодействие «педагог-обучающийся», выстраивание структуры занятия с

учетом требований ФГОС.

Через анкетирование и беседы мы выявили

недостатки в умениях и навыках наставляемого. В первую очередь, это были

вопросы по оформлению документации. Вместе с Еленой Александровной мы

изучали коррекционно-развивающие программы для детей с ОВЗ, изменения в

нормативных документах, регламентирующих деятельность учителя-логопеда,

оформление

речевых

карт

(общих,

индивидуальных),

обследования

обучающихся, оформление документов для ПМПК.

Следует отметить, что непосредственная деятельность учителя-логопеда

заключается в устранении тех трудностей, которые мешают обучающемуся

быть успешным. В процессе работы по коррекции звукопроизношения,

устранению стойких специфических ошибок при письме и чтении возникали

вопросы, на которые порой не сразу можно было найти ответы. Подобные

ситуации вынуждали нас объединяться и искать пути решения проблем. Так, я в

очередной раз убедилась в правоте слов Я.А. Коменского, который сказал: «Кто

учит других, тот обучает сам себя, не только потому, что повтореньем он

укрепляет усвоенные знания, но и потому, что получает возможность глубже

проникнуть в предмет».

Сложные стойкие нарушения побудили меня искать другие пути и

возможности их устранения. В связи с этим я прошла обучение в летней

нейрошколе, которое мне помогло взглянуть на проблемы детей с ОВЗ под

другим углом. Своими знаниями я поделилась с Еленой Александровной. В то

же время молодой специалист изучала на Всероссийском вебинаре вопросы

коррекции письма и чтения по теме: «Многофункциональный подход к

обучению чтению у детей с ОВЗ с использованием интерактивных технологий».

В подобном тандеме мы работали на протяжении двух лет, восполняя

теоретические пробелы и реализуя на практике полученные знания.

Наше

взаимодействие можно охарактеризовать как «реверсивное наставничество».

Таким образом, шаг за шагом мы преодолевали трудности, поддерживая

двустороннее общение, которое всегда отличалось конструктивностью и

практической значимостью для нас обеих. Те задачи, которые я ставила перед

собой в начале нашего взаимодействия «наставник – наставляемый», были

благополучно решены.

В настоящий момент Елена Александровна закончила магистратуру,

успешно прошла аттестацию на первую квалификационную категорию, которая

является прямым доказательством того, что молодой специалист осваивает

профессиональные навыки и полностью адаптировался в коллективе. Об

успешности ее работы свидетельствуют дипломы и сертификаты, а главное -

успехи детей, которым она смогла помочь.

На

завершающем

этапе

реализации

программы

наставничества

мы

скорректировали наши действия и наметили планы на будущее.

1)

Создание собственного сайта наставляемого;

2)

Участие в конкурсах методических разработок;

3)

Работа на учебных платформах;

4)

Проведение мастер-классов;

Процесс

наставничества

послужил

стимулом

и

для

моего

профессионального роста. За последние 3 года я была участником вебинаров,

неоднократно повышала квалификацию, демонстрировала открытые занятия на

муниципальном уровнях, готовила материалы к региональному семинару и

проводила мастер-класс по функциональной грамотности.

Я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю оказывать помощь

будущим молодым специалистам. В данном учебном году на базе класса, в

котором я являюсь классным руководителем, проходила практику студентка 4-го

курса БПОУ ОО «Болховский педагогический колледж» Ермолаева Елизавета,

которая отличается активной жизненной позицией, дисциплинированностью. Ее

профессиональное становление только начинается, но наше кратковременное

сотрудничество обогатило ее педагогический опыт и «омолодило» мои подходы

к решению профессиональных задач, направленных на новые образовательные

результаты.

Таким

образом,

наставничество

является

эффективным

ресурсом

непрерывного личностного и профессионального развития как наставляемого,

так и наставника. Начинающему специалисту наставничество позволяет

комфортно «войти» в профессию, освоить педагогический инструментарий,

устранить

профессиональные

дефициты

и

развивать

профессиональные

компетенции.

У

наставника

появляется

возможность

осмыслить

педагогическую деятельность, обновить ее, осознать и транслировать свои

ценности и убеждения, оставаться в профессии и быть в ней удовлетворенным,

развиваться как профессионалу и совершенствоваться.



В раздел образования