Автор: Чурилова Ольга Ивановна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ Гимназия
Населённый пункт: Орловская область, г.Ливны
Наименование материала: Самообобщение опыта работы
Тема: "Наставничество как ресурс непрерывного педагогического образования"
Раздел: начальное образование
Наставничество как ресурс непрерывного профессионального развития
педагога
О. И. Чурилова
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия города
Ливны
Народная мудрость гласит: «Век живи – век учись». На протяжении всего
жизненного пути учитель неустанно следует данному наставлению. Изо дня в
день мы «открываем» для себя новое, идем путем исследователя, не стоящего
на месте, стремящегося к постоянному личностному и профессиональному
росту.
Эффективным ресурсом непрерывного профессионального роста педагога
является наставничество. Наставничество становится одним из приоритетов
федеральной образовательной и кадровой политики. Являясь
важнейшим
условием профессионального становления молодого учителя и повышения его
педагогического мастерства, наставничество помогает в решении одной из
основных проблем, имеющихся в современном образовании, - удержать
молодого учителя в школе, помочь ему освоить профессию, мотивировать к
дальнейшему профессиональному и личностному росту.
Кроме
того,
взаимодействие
«наставник
–
наставляемый»
является
взаимообогащающим процессом. Оно обеспечивает не только
комфортное
вхождение в профессию молодых учителей и сохранение кадрового потенциала
образовательной организации, но и развитие профессиональных компетенций
учителей со стажем.
Три года назад в нашем педагогическом коллективе появился молодой
специалист Елена Александровна Бахтина, учитель-логопед. Задолго до
получения своего диплома во время прохождения педагогической практики в
гимназии студентка знакомилась с особенностями работы учителя. Когда Елена
Александровна начала профессиональную деятельность в школе, я была
назначена ее наставником и наше общение «переросло» в долговременный
проект, который я бы назвала «Лифт для молодого специалиста и наставника».
Для меня данное сотрудничество было толчком к новому витку моей
профессиональной деятельности, поскольку у меня появилась новая роль. Мне
предстояло передать опыт молодому специалисту, помочь ей адаптироваться в
профессии, а для этого необходимым условием было осмыслить свою
педагогическую деятельность, обновить ее, осознать и транслировать свои
ценности и убеждения.
В связи с этим мне предстояло решить несколько задач:
1)
Что я должна делать на начальном этапе?
2)
Для чего я это должна делать? Каков смысл деятельности?
3)
Как мне выполнять данную функцию?
4)
Какой результат я преследую?
5)
Что поможет мне стать компетентным наставником?
На начальном этапе я разработала программу наставничества, целью
которой было помочь молодому специалисту комфортно «войти» в профессию
реализовать
себя,
развить
профессиональные,
личностные
качества,
коммуникативные и управленческие умения. Также я определила формы и
методы
взаимодействия
наставника
и
наставляемого:
консультирование,
взаимное посещение занятий совместное выполнение заданий, самообучение,
участие в вебинарах.
Взаимное посещение занятий позволило увидеть те моменты, на которые
нужно
обратить
особое
внимание:
организация
работы
обучающихся,
взаимодействие «педагог-обучающийся», выстраивание структуры занятия с
учетом требований ФГОС.
Через анкетирование и беседы мы выявили
недостатки в умениях и навыках наставляемого. В первую очередь, это были
вопросы по оформлению документации. Вместе с Еленой Александровной мы
изучали коррекционно-развивающие программы для детей с ОВЗ, изменения в
нормативных документах, регламентирующих деятельность учителя-логопеда,
оформление
речевых
карт
(общих,
индивидуальных),
обследования
обучающихся, оформление документов для ПМПК.
Следует отметить, что непосредственная деятельность учителя-логопеда
заключается в устранении тех трудностей, которые мешают обучающемуся
быть успешным. В процессе работы по коррекции звукопроизношения,
устранению стойких специфических ошибок при письме и чтении возникали
вопросы, на которые порой не сразу можно было найти ответы. Подобные
ситуации вынуждали нас объединяться и искать пути решения проблем. Так, я в
очередной раз убедилась в правоте слов Я.А. Коменского, который сказал: «Кто
учит других, тот обучает сам себя, не только потому, что повтореньем он
укрепляет усвоенные знания, но и потому, что получает возможность глубже
проникнуть в предмет».
Сложные стойкие нарушения побудили меня искать другие пути и
возможности их устранения. В связи с этим я прошла обучение в летней
нейрошколе, которое мне помогло взглянуть на проблемы детей с ОВЗ под
другим углом. Своими знаниями я поделилась с Еленой Александровной. В то
же время молодой специалист изучала на Всероссийском вебинаре вопросы
коррекции письма и чтения по теме: «Многофункциональный подход к
обучению чтению у детей с ОВЗ с использованием интерактивных технологий».
В подобном тандеме мы работали на протяжении двух лет, восполняя
теоретические пробелы и реализуя на практике полученные знания.
Наше
взаимодействие можно охарактеризовать как «реверсивное наставничество».
Таким образом, шаг за шагом мы преодолевали трудности, поддерживая
двустороннее общение, которое всегда отличалось конструктивностью и
практической значимостью для нас обеих. Те задачи, которые я ставила перед
собой в начале нашего взаимодействия «наставник – наставляемый», были
благополучно решены.
В настоящий момент Елена Александровна закончила магистратуру,
успешно прошла аттестацию на первую квалификационную категорию, которая
является прямым доказательством того, что молодой специалист осваивает
профессиональные навыки и полностью адаптировался в коллективе. Об
успешности ее работы свидетельствуют дипломы и сертификаты, а главное -
успехи детей, которым она смогла помочь.
На
завершающем
этапе
реализации
программы
наставничества
мы
скорректировали наши действия и наметили планы на будущее.
1)
Создание собственного сайта наставляемого;
2)
Участие в конкурсах методических разработок;
3)
Работа на учебных платформах;
4)
Проведение мастер-классов;
Процесс
наставничества
послужил
стимулом
и
для
моего
профессионального роста. За последние 3 года я была участником вебинаров,
неоднократно повышала квалификацию, демонстрировала открытые занятия на
муниципальном уровнях, готовила материалы к региональному семинару и
проводила мастер-класс по функциональной грамотности.
Я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю оказывать помощь
будущим молодым специалистам. В данном учебном году на базе класса, в
котором я являюсь классным руководителем, проходила практику студентка 4-го
курса БПОУ ОО «Болховский педагогический колледж» Ермолаева Елизавета,
которая отличается активной жизненной позицией, дисциплинированностью. Ее
профессиональное становление только начинается, но наше кратковременное
сотрудничество обогатило ее педагогический опыт и «омолодило» мои подходы
к решению профессиональных задач, направленных на новые образовательные
результаты.
Таким
образом,
наставничество
является
эффективным
ресурсом
непрерывного личностного и профессионального развития как наставляемого,
так и наставника. Начинающему специалисту наставничество позволяет
комфортно «войти» в профессию, освоить педагогический инструментарий,
устранить
профессиональные
дефициты
и
развивать
профессиональные
компетенции.
У
наставника
появляется
возможность
осмыслить
педагогическую деятельность, обновить ее, осознать и транслировать свои
ценности и убеждения, оставаться в профессии и быть в ней удовлетворенным,
развиваться как профессионалу и совершенствоваться.