Автор: Силуянова Любовь Викторовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств и ремесел им А.С. Пушкина Изограф"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству и развитию речи.
Раздел: дополнительное образование
•
Актуальность
•
На сегодняшний день в речи детей существуют множество проблем:
неспособность
построить
монолог,
бедная
диалогическая
речь,
отсутствие навыков культуры речи.
•
Речь является одной из главных потребностей и функцией человека.
Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как
личность.
•
У каждого человека есть творческие способности и потребность
в творческой
деятельности.
Каждый
дошкольник
–
маленький
исследователь, открывающий для себя окружающий мир. Нужно только
помочь
ему
разбудить
в
себе творческие
способности.
Через творчество человек наиболее полно раскрывается как личность.
•
В
последние
десятилетия
произошли
глубокие
социально-
экономические,
экологические
и
другие
изменения
в
нашей
действительности, приведшие к резкому увеличению разного рода
патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Число детей,
нуждающихся в помощи логопеда, с каждым годом увеличивается,
а тяжесть речевых нарушений возрастает.
•
Анализ существующей практики
•
Актуальность творческих занятий с детьми 5–6 лет обусловлена их
практической значимостью. Дети могут применить полученные знания
и практический опыт в самостоятельной деятельности.
•
Изобразительная
деятельность
наиболее
ярко
раскрывает
все
универсальные
способности
детей.
Изобразительное
искусство
совершенствует
органы
чувств,
развивает
мышление,
умение
наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению
гармонически развитой личности.
•
На
занятиях
в
творческой
мастерской
у
детей
развиваются
эмоционально-эстетические
чувства,
художественное
восприятие,
совершенствуются
навыки
изобразительного
и
конструктивного
творчества.
•
В
последнее
десятилетие
во
всём
мире
значительно
возросло
количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с
письмом. Раньше, дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали
пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для
таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики.
•
Теоретическое обоснование
•
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой
зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика
развивается нормально, т.е. ребёнок на определённых этапах роста
выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь.
Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и
в развитии речи.
Поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо
большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Она непосредственно
влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на
скорость реакции ребенка
•
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в
продуктивной деятельности дошкольников.
•
Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом
смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для
полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и
гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы
выражал оригинальные идеи и фантазии. Как правило, дети очень
любят творческие занятия и приступают к выполнению заданий такого
типа с огромным энтузиазмом
•
Наиболее естественно происходит развитие творческих способностей
в изобразительной деятельности – рисовании.
•
Одним
из
эффективных
путей развития
творческого мышления
дошкольников является нетрадиционное рисование. Эта техника
вырабатывает у ребенка нестандартное восприятие действительности,
она еще и способствует развитию и совершенствованию процессов
вображения, памяти и т.д.
•
Средства развития мелкой моторики: - Пластилин - Бумага - Крупа,
бусы, пуговицы - Природный материал - Нитки, тесьма, веревки,
шнурки, ткани - Куклы - Песок - Вода - Карандаши, счетные палочки
картофельные печати и т.д.
•
Для тренировки мышц артикуляционного аппарата используются
различные упражнения. (окошко, забор, трубочка).
•
Систематическая
работа
над
совершенствованием
двигательных
навыков приводит к улучшению речевых реакций. Занятия по развитию
мелкой моторики сопровождаются заучиванием и повторением стихов,
речь ребёнка становится более чёткой, ритмичной и эмоционально
окрашенной.
Результативность
профессиональной деятельности
•
Реализация
данной
программы
занятий
позволяет
добиваться
положительных
результатов,
а
именно:
Появилась способность к разработке деталей в рисунках, появление
сюжетов;
Дети научились переносить навыки и умения, полученный на занятиях
в повседневную жизнь, значительно повысился уровень мотивации к
учебной
деятельности;
У детей появилась способность самостоятельно оценивать свою
творческую
продукцию;
У детей преобладают положительные спонтанные реакции, эмоции,
приподнятое
настроение;
Повысился уровень связной речи, обогатился словарный запас;
Дети научились работать в коллективе, появилась уверенность,
повысилась
самооценка;
Повысился
уровень
развития
мелкой
моторики;
В рисунках детей стали преобладать яркие, светлые краски, дети
научились выражать положительные эмоции через рисунок и другие
работы.
•
Анализируя проделанную
работу, можно
сделать
вывод,
что
использование различных техник рисования, лепку в работе с детьми
дошкольного возраста, является эффективным средством творческого
развития детей.