Напоминание

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству и развитию речи.


Автор: Силуянова Любовь Викторовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств и ремесел им А.С. Пушкина Изограф"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству и развитию речи.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Актуальность

На сегодняшний день в речи детей существуют множество проблем:

неспособность

построить

монолог,

бедная

диалогическая

речь,

отсутствие навыков культуры речи.

Речь является одной из главных потребностей и функцией человека.

Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как

личность.

У каждого человека есть творческие способности и потребность

в творческой

деятельности.

Каждый

дошкольник

маленький

исследователь, открывающий для себя окружающий мир. Нужно только

помочь

ему

разбудить

в

себе творческие

способности.

Через творчество человек наиболее полно раскрывается как личность.

В

последние

десятилетия

произошли

глубокие

социально-

экономические,

экологические

и

другие

изменения

в

нашей

действительности, приведшие к резкому увеличению разного рода

патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Число детей,

нуждающихся в помощи логопеда, с каждым годом увеличивается,

а тяжесть речевых нарушений возрастает.

Анализ существующей практики

Актуальность творческих занятий с детьми 5–6 лет обусловлена их

практической значимостью. Дети могут применить полученные знания

и практический опыт в самостоятельной деятельности.

Изобразительная

деятельность

наиболее

ярко

раскрывает

все

универсальные

способности

детей.

Изобразительное

искусство

совершенствует

органы

чувств,

развивает

мышление,

умение

наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению

гармонически развитой личности.

На

занятиях

в

творческой

мастерской

у

детей

развиваются

эмоционально-эстетические

чувства,

художественное

восприятие,

совершенствуются

навыки

изобразительного

и

конструктивного

творчества.

В

последнее

десятилетие

во

всём

мире

значительно

возросло

количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с

письмом. Раньше, дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали

пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для

таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики.

Теоретическое обоснование

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой

зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика

развивается нормально, т.е. ребёнок на определённых этапах роста

выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь.

Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и

в развитии речи.

Поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо

большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Она непосредственно

влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на

скорость реакции ребенка

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в

продуктивной деятельности дошкольников.

Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом

смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для

полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и

гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы

выражал оригинальные идеи и фантазии. Как правило, дети очень

любят творческие занятия и приступают к выполнению заданий такого

типа с огромным энтузиазмом

Наиболее естественно происходит развитие творческих способностей

в изобразительной деятельности – рисовании.

Одним

из

эффективных

путей развития

творческого мышления

дошкольников является нетрадиционное рисование. Эта техника

вырабатывает у ребенка нестандартное восприятие действительности,

она еще и способствует развитию и совершенствованию процессов

вображения, памяти и т.д.

Средства развития мелкой моторики: - Пластилин - Бумага - Крупа,

бусы, пуговицы - Природный материал - Нитки, тесьма, веревки,

шнурки, ткани - Куклы - Песок - Вода - Карандаши, счетные палочки

картофельные печати и т.д.

Для тренировки мышц артикуляционного аппарата используются

различные упражнения. (окошко, забор, трубочка).

Систематическая

работа

над

совершенствованием

двигательных

навыков приводит к улучшению речевых реакций. Занятия по развитию

мелкой моторики сопровождаются заучиванием и повторением стихов,

речь ребёнка становится более чёткой, ритмичной и эмоционально

окрашенной.

Результативность

профессиональной деятельности

Реализация

данной

программы

занятий

позволяет

добиваться

положительных

результатов,

а

именно:

Появилась способность к разработке деталей в рисунках, появление

сюжетов;

Дети научились переносить навыки и умения, полученный на занятиях

в повседневную жизнь, значительно повысился уровень мотивации к

учебной

деятельности;

У детей появилась способность самостоятельно оценивать свою

творческую

продукцию;

У детей преобладают положительные спонтанные реакции, эмоции,

приподнятое

настроение;

Повысился уровень связной речи, обогатился словарный запас;

Дети научились работать в коллективе, появилась уверенность,

повысилась

самооценка;

Повысился

уровень

развития

мелкой

моторики;

В рисунках детей стали преобладать яркие, светлые краски, дети

научились выражать положительные эмоции через рисунок и другие

работы.

Анализируя проделанную

работу, можно

сделать

вывод,

что

использование различных техник рисования, лепку в работе с детьми

дошкольного возраста, является эффективным средством творческого

развития детей.



В раздел образования