Автор: Рыжова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОУ ТО "Барсуковская школа имени А.М.Гаранина"
Населённый пункт: Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия"
Раздел: начальное образование
Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что «первый воспитатель – это народ, а сказки – первые и
блестящие попытки создания народной педагогики».
Сказка несет в себе культуру, мировоззрение, ценности и нормы своего народа. На протяжении веков сказка
является своеобразным инструментом обучения и целительства, необходимым средством в постижении ребёнком
мира.
Тексты сказок вызывают особенный интерес у детей, в них можно найти полный перечень человеческих
проблем и способы их решения. В сказках закодированы способы отношения и делания в различных процессах жизни,
характерных для людей: жизненный выбор, любовь, борьба со злом, преодоление препятствий, ответственность,
взаимопомощь и др.
Сказкотерапией люди занимались всегда. Сегодня можно выделить четыре этапа в развитии сказкотерапии. И
каждый этап — это начало определенного процесса.
Первый этап сказкотерапии – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного
творчества продолжается по сей день.
Второй этап сказкотерапии – собирание и исследование сказок и мифов, которое связано с именами К.Г.Юнга, М.Л.
фон Франц, Б.Беттельхейма, В.Проппа и других.
Третий этап – психотехнический. На этом этапе используется прием «Сочини сказку», как повод для
психодиагностики, коррекции и развития личности.
Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с
духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому
восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предками.
Посредством сказкотерапии можно решить такие проблемы, как:
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками, учителями, родителями). Это естественные для каждого
ребёнка конфликты, противоречия, обиды.
2. Переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так». Чувство неполноценности. Практически все
агрессивное поведение — результат ощущения собственной «малозначимости» и попытка таким способом доказать
обратное. Ребёнок, досаждающий окружающим и тем самым демонстрирующий собственное Я, часто ощущает себя
гораздо более неполноценным, чем ребёнок, кажущийся слабым и «забитым».
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам. Здесь самое важное не то, чего именно ребёнок боится, а то, как он
боится. Если он использует страхи для саморазвития, преодолевает их и на этом учится жизни — всё в порядке. Если
страх «тормозит» развитие, концентрируя на себе все силы ребёнка, — тогда требуется помощь.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Каждый возраст приносит ребёнку новые и новые трудности.
Дошкольник сталкивается с тем, что ему нужно научиться обходиться самому, без мамы, научиться быть
самостоятельным. Дальше ребёнок идёт в школу — и оказывается под ворохом самых разных трудностей, связанных с
учёбой. Подросток же встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.
Сказкотерапию можно использовать и на уроках:
1.
на
уроках
русского
языка
и
литературы:
составление
устных
и
письменных
рассказов о персонажах прочитанных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание,
рассуждение, повествование), участие в сочинение сказок, забавных историй;
2.
на
уроках
музыки:
создание
представлений
о
содружестве
и
взаимообогащении
музыки и литературы; анализ музыкальных образов героев, составление музыкального интонационного рисунка;
3.
на
уроках
изобразительного
искусства:
использование
красок
для
передачи
своего
отношения к героям произведения, участие в уроках коллективного творчества по темам программы;
4. на уроках окружающего мира: наблюдение за изменениями в природе.
5. На внеклассных занятиях: психологический разбор образа героя, объяснение его поступков, осознание чувств
2
другого человека и сопереживание им, перенос на себя качеств и поступков героев, обсуждение сложных ситуаций и
моделирование поведения в них.
Таким образом, сказкотерапия используется для интеграции личности, развития творческих способностей,
расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Именно с помощью сказок
формируется жизненный «сценарий» личности, и соответственно происходит преображение внутреннего и внешнего
мира читателя, а также происходит переосмысление ценностей ребенка и моделирование будущих поступков и
реакций на происходящее вокруг. В короткой истории дети погружаются в удивительный мир, где добро всегда
побеждает.
Терапевтические сказки.
1. Сказка про гусеничку (А. Котова)
В стародавние времена в одном волшебном лесу на зеленой зеленой поляне жила была маленькая желтая гусеничка с
голубыми пятнышками. Были у этой гусенички мама и папа, которые очень любили ее и каждый день приносили ей
нектар с цветов на соседней поляне. А еще каждый вечер мама купала гусеничку в ароматной росе, которая
собиралась в голубых как небо колокольчиках. А папа в это время играл для них волшебные мелодии на скрипке со
струнами из тончайшей паутинки.
Когда гусеничка подросла, папа стал брать ее с собой в удивительные путешествия на соседнюю поляну. Во время
этих прогулок они бегали, веселились и играли в разные интересные игры. Жизнь казалась гусеничке солнечной,
радостной и удивительно волшебной.
Но в один из погожих летних деньков вместо любимого нектара родители принесли гусеничке маленького братика и
сказали: «Посмотри, какой хорошенький милый малыш! Да он просто чудо!»
Гусеничка посмотрела на малыша и не нашла в нем ничего чудесного — у него даже голубых пятнышек еще не было.
В общем, он был совсем несимпатичным. «И что в нем нашли родители? Он даже играть не умеет, только плачет и
вечно чем-то недоволен. С ним же неинтересно! Я же лучше!!!»
С этого момента жизнь гусенички сильно изменилась. Родители все реже и реже приносили ей чудесный нектар с
соседней поляны, и папа почти перестал брать ее с собой на прогулки. И даже купаться по вечерам ей приходилось
самой, так как родители все свободное время уделяли маленькому брату.
Гусеничку стали посещать нехорошие мысли. Бывало так, что ей хотелось, чтобы маленького брата навсегда унес с
собой паук или чтобы братик просто исчез куда-нибудь волшебным образом. Вот тогда все стало бы как прежде.
Родители вновь бы начали играть с ней и опять любили бы ее как прежде. И тогда она не была бы такой одинокой и
никому не нужной.
Так проходило время, и ничего не менялось в жизни гусенички. Но вот однажды, в пасмурный осенний день родители
уехали в гости и оставили гусеничку одну с маленьким братиком. Гусеничка не хотела играть с малышом и решила
выйти на улицу. К ее удивлению, братик выполз за ней из домика. Тут внезапно на небе сгустились тучи, поднялся
сильный ветер, который подхватил и начал уносить маленького братика. Гусеничка очень испугалась за малыша,
схватила его покрепче и с трудом затащила в домик. Несколько минут дети сидели на полу и молча смотрели друг на
друга, потом крепко обнялись и расплакались.
После этого происшествия гусеничка и ее маленький братик подружились и не расставались ни на минуту. Они вместе
играли, пили ароматный нектар и ходили гулять на соседние волшебные полянки. На самом деле маленький братик
оказался добрым, веселым и забавным. Родители очень обрадовались тому, что их дети подружились, и стали любить
их еще больше.
С тех пор семья гусенички зажила весело и счастливо, и в их жизни больше не было ни одного пасмурного дня.
Вопросы после прочтения:
1.
Какие мысли появились у гусенички после появления младшего братика? Почему?
2.
Какие чувства она испытывала?
3.
Были ли в твоём сердце подобные мысли?
3
4.
Что ты тогда чувствовал?
5.
Как гусеничка смогла очистить от них своё сердце?
6.
Как бы ты поступил на месте гусенички?
7.
В какие игры ты любишь играть со своими братьями и сестрами?
2. «Я не такой как все»
В далекой-далекой стране в большом красивом старинном замке жили привидения. Их было очень много, и все они
любили пугать людей, живущих в замке, даже маленьких детей! Привидения очень гордились тем, что люди их
боялись. Но жило среди этих злых и страшных привидений одно маленькое привидение по имени Добряк. Так вот,
было оно таким добрым, таким хорошим, что никогда никого не пугало, да никто его и не боялся, ведь оно было
совсем не страшным! Жило привидение тихо и мирно, никого не трогая. Только одно его расстраивало: все остальные
привидения смеялись над ним, говорили, что он неудачник, что ничего не умеет, даже напугать кого-нибудь.
Маленькое привидение очень переживало. Ему так хотелось с кем-нибудь дружить, а с ним никто даже не
разговаривал. Все только обижали его.
И вот однажды все злые привидения собрались и решили между собой, что если Добряк никого не напугает, то они
прогонят его из замка. Они позвали «провинившегося» и сказали ему, что если он хочет остаться жить в замке, то
должен обязательно кого-то напугать. Маленькое привидение заплакало, ему так не хотелось никого обижать! Однако
и уходить из замка, скитаться одному по свету ему тоже не хотелось. И оно решило напугать кого-нибудь.
Притаившись на шкафу, Добряк ждал, когда кто-нибудь пройдет мимо. И вот через какое-то время маленькое
привидение наконец услышало шаги. Посмотрев вниз, Добряк увидел идущего мимо мальчика. Маленькое привидение
очень любило детей, и ему не хотелось пугать малыша, но, вспомнив угрозу злых привидений прогнать его из замка,
Добряк слетел со шкафа и, громко и страшно закричав, полетел прямо на мальчика. Тот испугался, побежал, но
споткнулся и упал. От страха, от боли в ушибленном колене он заплакал. Малыш выглядел таким несчастным, что
доброму маленькому привидению стало жаль его, и оно решило, что пусть его лучше выгонят, чем оно будет пугать
кого-то. Добряк подлетел к мальчику и решил извиниться перед ним:
– Мальчик, прости меня, пожалуйста, я не хотел тебя так обидеть.
Мальчик перестал плакать и посмотрел на привидение. Теперь оно не казалось ему страшным, а совсем наоборот,
смешным и добрым, и он спросил:
– А как тебя зовут?
Маленькое привидение очень удивилось, ведь никто никогда не спрашивал, как его зовут.
– Добряк.
– А меня Ваня. Хочешь со мной дружить?
– Конечно, хочу! – Маленькое привидение очень обрадовалось, ведь у него никогда не было друзей, а ему так
хотелось, чтобы они были.
И с этого дня Добряк дружил с Ваней, с другими детьми, играл с ними в салочки, в мячик, читал сказки, ходил в цирк
или просто смотрел мультики. И был счастлив. Еще бы, ведь у него появились друзья, которые его любят и совсем не
боятся!
Однажды Добряк собрался пойти с друзьями в зоопарк и решил позвать с собой всех привидений (ведь он был таким
добрым!). Злые привидения увидели, какой он хороший, и им стало стыдно. Они попросили у Добряка прощения и
разрешения дружить с ним и его новыми приятелями. Ведь на самом деле они были не такими уж злыми, и им тоже
хотелось дружить, просто они не знали как. Конечно же, Добряк их простил, ведь он знал, как важно, чтобы были
друзья. И они теперь дружили все вместе, а маленькое привидение все любили и уважали.
Вопросы после прочтения:
1.
Из-за чего переживало маленькое привидение?
4
2.
Чем Добряк отличался от всех остальных, и как ему это помогло?
3.
Каким должен быть настоящий друг?
4.
Какие качества хорошего друга есть у тебя?
5.
Почему быть добрым это важно?
3.«Принц Эдгар» (автор – М.Доброневский).
«Опять ты испортил свой новый костюм!»-кричала королева-мать. «Ты даже не можешь постоять за себя!»-ворчал
король-отец.
«Недотепа,
недотепа!
-говорили
старшие
братья.-
Ты
ни
на
что
не
годен!»
И так было каждый день. Эдгар был принцем и жил в роскоши. Но все равно ему часто бывало грустно. Отец-король
постоянно был занят государственными делами, королеве-матери приходилось следить за всем дворцовым хозяйством,
старшие братья были заняты учебой и спортом и готовились стать достойными преемниками короля. И только Эдгар,
по общему мнению, ни к чему не был способен.
Эдгар не очень-то любил свою роскошную комнату, заваленную дорогими игрушками, ему больше нравилось
проводить время в дворцовом саду – так легче было не попадаться на глаза домочадцам, чтобы лишний раз не
раздражать и не расстраивать их своей праздностью. В саду шелестели листья, стрекотали кузнечики. Цветочные
поляны дышали ароматом, а легкий ветерок на закате, казалось, нашептывал принцу ласковые слова.
Часто долгие прогулки заканчивались очередной взбучкой. Эдгар очень страдал, думая о своей никчемности. Он
всегда надеялся на то, что наступят лучшие времена, но пока что ему было очень грустно.
Но вот однажды над королевством нависла угроза гибели. Приближалось неминуемое Зло. Как его победить? Король
собрал семейный совет. Предлагались разные способы уничтожения Зла. Только Эдгар сидел и молчал. Он думал о
том, что Зло можно победить только с помощью Добра и Любви. Но он не решался высказать свое мнение, боялся, что
его не поймут и осмеют, как всегда. И все-таки он набрался смелости и сказал то, о чем он думал: «Чтобы победить
Зло, нам нужно всем обняться, простить друг другу все и почувствовать, как мы любим друг друга». Конечно, никто не
воспринял это всерьез. И было принято решение уничтожать Зло при помощи оружия.
Но чем больше пытались победить Зло оружием, тем больше и сильнее становилось зло; казалось вот-вот оно охватит
весь мир. Предчувствие неминуемой гибели росло. И вот король собрал всех своих родных, чтобы проститься друг с
другом перед лицом смерти. И тогда произошло чудо. Все – король-отец, королева-мать, братья и Эдгар – все
почувствовали, как они дороги друг другу, как сильна их любовь. Мелкие обиды отступили. Все попросили друг у
друга прощения за то, что порой бывали несправедливы и невнимательны, но их объятия были красноречивее любых
слов. Все плакали и прощались друг с другом.
И вот за окном встала радуга невиданной красоты. Как темная туча, налетело Зло, но радуга встала на его пути.
Столкнувшись с ней, Зло разлетелось на тысячи мелких осколков, которые, падая на землю, окрашивались в радужные
цвета и превращались в цветы. Слезы горя стали слезами радости. Все королевство ликовало.
Король и вся его семья благодарили принца Эдгара. Все стали относиться к нему с уважением и больше не считали его
недотепой. Во дворце царили любовь и взаимопонимание. Наступили счастливые дни, и королевство с тех пор
процветало.
Комментарии для взрослого. Обсуждение сказки. Предложите детям подумать о том, что произошло с гипотетическим
мальчиком Максимом, когда он прочел эту книгу. Дети приходят к выводу, что злом нельзя победить зло, оно от этого
становится только сильнее. Зло можно победить только любовью. Можно рассказать детям, что мы иногда невольно
обижаем друг друга и важно иметь мужество попросить прощения, посмотрев при этом в глаза человеку и, по
возможности, обняв его. Можно завершить это задание тем, что дети попросят прощения друг у друга за обиды (по
желанию).