Автор: Юлия Александровна Щепленкова
Должность: МБДОУ СЦРР детский сад "Золотая рыбка"
Учебное заведение: МБДОУ СЦРР детский сад "Золотая рыбка"
Населённый пункт: р.п. Степное Озеро
Наименование материала: Презентация
Тема: Шипящие звуки и их коррекция
Раздел: дошкольное образование
Шипящие звуки
[Ш], [Ж], [Ч], [Щ]
Причины нарушений
шипящих звуков:
- Анатомические дефекты
- Дизартрия
- Алалия
- Нарушения фонематического слуха
- Социальные причины
- Интеллектуальная недостаточность
Основные виды нарушений
звуков [Ш], [Ж]
Отсутствие звука
Боковой шипящий сигматизм
один или оба края языка отрываются от
коренных зубов, отчего образуется щель
между краем (краями) языка и коренными
зубами. В образовавшуюся щель
устремляется воздух, а кончик языка
упирается в нёбо, отчего получается
дефектный хлюпающий звук.
Межзубный шипящий сигматизм
при произнесении шипящих звуков кончик языка просунут между верхними и
нижними резцами.
Межзубно-боковой сигматизм
кончик языка оказывается между передними зубами, а один край языка (правый или
левый) отрывается от коренных зубов, отчего весь язык разворачивается набок
.
Носовой шипящий сигматизм (частичная гнусавость)
дефект возникает, если во время произнесения "Ш" мягкое нёбо опускается и воздух попадает в
носовую полость.
Щёчное произношение шипящих
язык не принимает участия в артикуляции, в
результате чего выдыхаемая струя воздуха встречает
преграду не между языком и верхними альвеолами,
а между сближенными или сомкнутыми верхними и
нижними зубами и прижатыми к ним с боков углами
рта; такая артикуляция часто сопровождается
раздуванием щек.
Губно-зубной шипящий сигматизм:
при произнесении шипящих звуков нижняя губа приближена к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя
воздуха, при этом язык находится в положении, соответствующем правильной артикуляции шипящих звуков; в результате такой комбинированной
артикуляции образуется звук, содержащий в себе элементы звуков [Ф] и [Ш] ([В] и [Ж], [Ф’] и [Щ]), что нарушает качество произношения.
Нижнее произношение
шипящих звуков
при таком нарушении щель образуется не
сближением кончика языка с твердым нёбом,
а передней частью его спинки. При такой
артикуляции, звуки Ш и Ж приобретают
мягкий оттенок, напоминающий звук Щ,
произносимый без присущей ему долготы.
Призубный сигматизм шипящих
кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха, через
межзубную щель, так что вместо шипящих звуков слышится притуплённый звук
Парасигматизмы шипящих
Звук Ш чаще всего заменяется на С, Т, Ж, Щ, Х, З
Звук Ж чаще всего заменяется на З, Ш, С, Д
Звук Ч чаще заменяется на Щ, ТЬ, С, Ц
Звук Щ чаще заменяется на СЬ, Ш, Т, Ч, СТ, ШЧ
Комплекс артикуляционной
гимнастики для шипящих
«Бублик»
Цель: Отрабатывать необходимые
движения губ.
Описание. Вытянуть губы
(упражнение «Хоботок»),
затем округлить губы так, чтобы
были видны зубы. Удерживать губы
в таком положении на счёт до 5.
Методические указания.
- Следить, чтобы зубы были сомкнуты.
- Следить за тем, чтобы в упражнении принимали участие
только мышцы губ.
«Месим тесто»
Цель: Вырабатывать умение, расслабив
мышцы языка, удерживать его широким,
распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот,
спокойно положить язык на нижнюю губу
и, пошлёпывая его губами, произнести
звук «пя - пя - пя».
Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под
счёт от одного до пяти – десяти.
Методические указания.
- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.
Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
«Блинчик» («Лопатка»)
Цель: Вырабатывать умение
удерживать язык в спокойном,
расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть
рот, положить широкий передний край
языка на нижнюю губу.
Удерживать его в таком положении
под счёт от 1 - 5, 5 - 10.
Методические указания.
- Губы не растягивать в сильную улыбку,
чтобы не было натяжения.
- Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
- Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.
- Боковые края языка должны касаться уголков рта.
- Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению
«Наказать непослушный язык».
«Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкой
передней части языка вверх и положение
языка, близкое к форме чашечки, которое
он принимает при произнесении звука ш.
Описание. Слегка приоткрыть рот и
широким краем языка облизать верхнюю
губу, делать языком сверху вниз, но не из
стороны в сторону.
Методические указания.
- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть
неподвижной.
- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению
«Наказать непослушный язык».
Дыхательные упражнения для
постановки шипящих звуков
«Чашечка»
Цель: Научиться удерживать язык в форме
чашечки наверху, у верхних зубов.
Укреплять мускулатуру языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и
установить язык наверху в форме чашечки.
Методические указания.
- Если «Чашечка» не получается, то
необходимо распластать язык на нижней
губе и слегка надавить на середину языка.
При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную
форму.
- Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами,
завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.
- При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
Постановка звуков
Ш, Ж
Вариант постановки при отсутствии звука
Если у ребенка в речи отсутствует Ш, и он не использует
другие фонемы вместо него, то основной упор делают на
артикуляционную гимнастику, а именно формирование
подъема широкого языка. Когда упражнение «Чашечка»
выполняется правильно, логопед приступает к постановке
звука. Он просит ребенка сделать «Чашечку» и спрятать язык
за зубы. Далее логопед объясняет, что нужно подуть на язык
и тогда получится Ш. Чтобы выработать правильное
произношение, нужно его повторять многократно.
При межзубном варианте проводится точно такая
же подготовительная работа, как и при отсутствии
фонемы в речи. Упор делается на подъем языка,
поэтому дополнительно отрабатывают четкое
проговаривание Т, от которого будут ставить звук.
Произнося Т, ребенок держит рот открытым. Нужно
медленно проговорить звук, добавляя придыхание.
Постепенно логопед учит ребенка удлинять
воздушную струю и не задевать языком бугорки.
Метод постановки от Р – этот способ используют редко, потому что для произнесения сонорной группы язык занимает аналогичное
положение, что и для шипящих. Поэтому мало кто из детей может правильно говорить Р, имея нарушения произношения шипящих.
Ребенок, держа рот открытым, произносит Р беззвучно. Логопед, используя зонд, останавливает вибрацию. В результате получается
шипение. Постепенно зонд используют меньше, ребенок приучается держать зубы вместе и произносить шипящий звук без
механической помощи.
Метод постановки от свистящих. Ребенок
произносит удлиненный С, логопед под
передний край языка помещает зонд,
поднимает его и отводит вглубь рта, пока в
речи не услышит Ш. При этом, чтобы
обеспечить необходимое выдвижение губ,
логопед слегка нажимает на углы его рта.
Постепенно ребенок учится самостоятельно
поднимать и удерживать «чашечкой» язык.
Исправление дефектов произношения звука
[Ж] при усвоенной артикуляции [Ш] не
вызывает затруднений. Ребенку предлагается
произнести протяжно звук [Ш] и включить
голос. Предварительно это проделывает сам
логопед, поднеся одну руку ребенка к своему
рту и приложив другую к своему горлу (для
ощущения вибрации).
Постановка звука
Ч
- Произносят ТЬ-ТЬ-ТЬ в быстром темпе. Кончиком языка
нужно затрагивать основание верхних зубов. Далее медленно
отвести его чуть вглубь, ребенок должен улыбаться. При
правильном выполнении в речи появляется четкое
произношение Ч.
-Аналогично этому способу. Но только если в предыдущем
варианте сразу был ускоренный темп, то здесь сочетание ТЬ-
ШЬ начинают проговаривать в медленном темпе, постепенно
ускоряя его. Губы принимают положение улыбки.
Ч можно скорректировать с механической помощью. Например, при межзубном
искажении. Когда ребенок будет произносить Ч, зондом поднимают кончик языка.
Сначала до альвеол, пока не образуется смычка, затем аккуратно отодвигая его вглубь
ротовой полости. Все это делается на одном выдохе
.
Постановка звука
Щ
Для постановки звука Щ можно воспользоваться
звуком с. Ребенок несколько раз произносит
слог си или ся с протяженным свистящим
элементом: си, си... Затем логопед вводит шпатель
или зонд под язык и в момент произнесения слогов
слегка приподнимает его, несколько отодвигая
назад. Тот же акустический эффект можно получить,
не поднимая язык, а лишь несколько отодвигая его
назад прикосновением шпателя.
Если правильно произносится звук Ч, то от него легко получить звук Щ, протянув
завершающий звук Ч фрикативный элемент. Слышится долгий звук Щ, который в
дальнейшем без труда отделяется от взрывного элемента. Звук сразу же вводится в
слоги, а затем в слова.
Спасибо
за внимание!