Напоминание

Программа Макатон как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации при работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Автор: Терентьева Лариса Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ ШОВЗ
Населённый пункт: Мытищи
Наименование материала: статья
Тема: Программа Макатон как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации при работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Программа Макатон как метод альтернативной и вспомогательной

коммуникации при работе с детьми с умственной отсталостью (интеллек-

туальными нарушениями)

Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, не владею-

щие вербальной речью, часто зависят от окружения. Им не принадлежит иници-

атива коммуникации. Такие особенности детей, как ограниченный пассивный

словарь, отсутствие или недостаточная мотивация к речевой деятельности в

частности и коммуникации вообще, а также неумение осуществлять речевое

взаимодействие, ограничивают процесс общения таких детей с другими людь-

ми, затрудняют расширение их социальных контактов. Недопонимание со сто-

роны ребёнка требований взрослого, неспособность донести до другого челове-

ка свои желания ведут к проявлениям нежелательного поведения. Став взрос-

лым, такой человек может стать агрессивным оттого, что он лишён права выбо-

ра, что его не понимают, или послушным, не верящим в себя, в свои силы. Что-

бы уменьшить нежелательные для общества проявления, необходимо найти

возможность заменить вербальную коммуникацию другими неголосовыми

средствами.

Все неголосовые системы коммуникации называются альтернативными,

но альтернативная форма коммуникации используется как полная альтернатива

речи, либо как дополнение к ней (С. фон Течнер, 2014). Альтернативная комму-

никация означает, что человек общается с собеседником без использования ре-

чи.

Дополнительная коммуникация означает коммуникацию,

дополняющую

речь, т.е. идёт поддержка развития речи и обеспечение альтернативной формы

коммуникации в том случае, если у человека так и не разовьётся способность

говорить.

В России и за рубежом накоплен большой опыт по применению средств

альтернативной (дополнительной, поддерживающей) коммуникации. Авторы

публикаций по данной теме заявляют о большом выборе в использовании раз-

личных средств альтернативной коммуникации (жесты, взгляды, мимика, гра-

фические символы, технические устройства и др.)

Один из самых известных примеров АДК – это система обмена карточ-

ками PECS (Picture Exchange Communication System), разработанная в 1985 году

в США. С ее помощью дети и взрослые с аутизмом, которые часто не могут вы-

разить свои желания словами, могут выстраивать целые предложения и фразы.

Обычно у пользователя системы PECS всегда с собой альбом с набором карто-

чек на липучках, с помощью которых он может объясниться в семье, в магази-

не, попросить о помощи.

В последнее время активно развивается производство компьютерных

программ и электронных коммуникаторов, при помощи которых человек с

трудностями коммуникации может стать свободнее. Один из самых интересных

российских проектов программного обеспечения – LINKa. Это бесплатные про-

граммы, которые помогают людям с нарушениями речи, движения и интеллек-

та общаться с миром при помощи одной кнопки, джойстика или просто взгляда.

Полвека назад в Великобритании появился еще один способ, с помощью

которого могут общаться люди с нарушениями развития и речевыми расстрой-

ствами - «Макатон».

«Макатон» – языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и

картинки-символы. Ее разработала в 1970-х годах британский логопед и дефек-

толог Маргарет Уокер для взрослых с нарушениями развития, живущих в ин-

тернате. Впоследствии «Макатон» был адаптирован для детей и взрослых с раз-

личными нарушениями развития, людей с речевыми расстройствами, пожилых

людей с деменцией и последствиями инсульта. Сейчас программу используют

более чем в 50 странах мира, включая Польшу, Индию, Кувейт и Японию. В

Россию «Макатон» пришел в 2008 году благодаря центру лечебной педагогики

"Особое детство".

Для многих детей с тяжелыми коммуникативными и интеллектуальными

нарушениями «Макатон» стал голосом, который позволяет им общаться с окру-

жающими и участвовать в жизни семьи и общества. В этой программе речь все-

гда используется совместно с жестами и символами, и это позволяет наладить

общение в самых разных ситуациях.

Дети, у которых нет речи или она неразборчива, могут использовать же-

сты. Символы (напечатанные на карточках или нарисованные от руки) помога-

ют "говорить" тем, кто не может жестикулировать, а также тем, кто говорит

отдельные слова, выстраивать полные предложения. Модальности можно ком-

бинировать: например, человек может понимать собеседника благодаря жестам,

сопровождающим речь, а сам для общения использовать символы.

Как устроен «Макатон»

Словарь «Макатон» – чётко структурированная система, состоящая из

Основного словаря и Ресурсного словаря. Основной словарь включает около

450 функциональных понятий, необходимых в ежедневном, бытовом общении

(семья, еда, предметы, животные, основные глаголы действия и т.д.). Всего в

Основном словаре 8 уровней и ещё один уровень –дополнительный. Ресурсный

словарь (в британской версии 11000 понятий) в России пока не создан.

Каждому слову соответствуют жест и символ. В России это частично

адаптированные жесты Русского жестового языка (РЖЯ).

Выбор жестов характеризуется их лаконичностью, ясностью и просто-

той исполнения (рис.1). Некоторые жесты имеют 2 варианта – для двух или од-

ной руки. При этом жесты используются на трёх уровнях. На ключевом уровне

жесты отражают только ключевые понятия. На функциональном уровне жесты

отражают только глаголы действия.

На полном уровне жесты отражают

большинство слов в высказывании. Жестам в «Макатон» всегда соответствует

выражение лица, интонация, движения тела,

пространственная ориентация.

Многие жесты различаются в зависимости от того, о ком идёт речь – обо мне

или о собеседнике.

Рис. 1. Примеры простых жестов

Использование символов имеет свои преимущества. Символы улучшают

понимание, являются дополнительным средством для выражения мыслей и

чувств, мотивируют и привлекают пользователя, удерживают интерес, могут

использоваться самостоятельно, иллюстрируют тот факт, что речь и письмо со-

стоят из слов и звуков.

Метод использования символов интересен тем, что детям не обязательно

слушать педагога, когда он читает текст, – они могут его сами посмотреть. Ис-

пользование символов интересно ещё и тем, что оно структурирует мышление.

При составлении фраз из символов они получаются законченными (рис.2).

Рис. 2. Составление фраз из символов

Таким образом программа «Макатон» учит детей устанавливать контакт

со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать окружающих, сообщать о

своих потребностях и желаниях Жестикуляция стимулирует речевые зоны моз-

га, что способствует развитию артикуляционного аппарата ребёнка. В результа-

те появление одной из форм коммуникации в жизни ребёнка приводит к соци-

альному развитию и сокращает проявления поведенческих нарушений.

Литература

1.

Макатон. Основной словарь. Часть 1. Символы./ Под ред. Т.А. Бон-

дарь. - М.: РБО «Центр лечебной педагогики», 2018. - 50с.

2.

Макатон. Рабочая тетрадь. Тренинг базового уровня./ Под ред. Т.А.

Бондарь., А.А. Кибрик. - М.: РБО «Центр лечебной педагогики», 2019. - 52с.

3.

Матвеева, О.В. Альтернативная коммуникация (из практики

4.

работы). // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –

2015. – №7. – С. 42 – 47.

5.

Течнер, С., Мартинсен, Х. Введение в альтернативную и дополни-

тельную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двига-

тельными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами

аутистического спектра. – М.: Теревинф, 2014



В раздел образования