Автор: Мануликова Екатерина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ершичская средняя школа"
Населённый пункт: с. Ершичи, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС НОО
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ершичская средняя школа»
муниципального образования – Ершичский район Смоленской области
МБОУ ««Ершичская средняя школа»
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях
внедрения ФГОС НОО: проблемы и решения
Подготовила: учитель начальных классов
Мануликова Е. Ю.
с. Ершичи 2023г.
В
настоящее
время
одним
из
важных
направлений
формирования
профессиональных компетенций учителей начальных классов является повышение
готовности к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов.
Именно педагоги должны обеспечить решение такой важной задачей образовательного
учреждения при введении ФГОС как совершенствование педагогического процесса и
повышение развивающего эффекта образовательной работы.
Компетенция – результат образования, выражающийся в готовности человека к
решению
определённых
задач
профессиональной
и
в
непрофессиональной
деятельности на основе использования им внутренних и внешних ресурсов.
За
последние
годы
в
обществе
произошли
кардинальные
изменения
в
представлении о целях образования, путях их реализации. От признания знаний,
умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию
обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни. Готовность к тому,
чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудни-
чать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на
обновление знаний и требования рынка труда.
В связи с этим, важным фактором развития инноваций в образовании, становится
педагог, готовый к эффективному использованию инновационных образовательных
технологий для решения актуальных методических и дидактических задач; педагог,
создающий условия подготовки конкурентоспособных выпускников, готовых к
непрерывному образованию и самореализации в условиях быстро изменяющегося
мира. Следует отметить, что наиболее уязвимой стороной введения ФГОС в
общеобразовательную школу представляется подготовка учителя, формирование его
философской
и
педагогической
позиции,
методологической,
дидактической,
коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по ФГОС, учитель
должен
осуществить
переход
от
традиционных
технологий
к
технологиям
развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии
уровневой
дифференциации,
обучения
на
основе
компетентностного
подхода,
«учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-
коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.
Приоритетной задачей становится повышение профессионального уровня
педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам
современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного,
творчески работающего, социально - активного и конкурентоспособного педагога,
способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.
В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество
образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из
основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.
Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств
обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения
передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно
достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.
Единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению
своих
профессиональных
функций
характеризуется
его
компетентностью.
В
обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в
каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения,
принимать решения, совершать действия в данной сфере.
Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией,
знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего
всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и
личностных
качеств,
позволяющих
успешно
решать
функциональные
задачи,
составляющие сущность профессиональной деятельности.
Развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая
задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное
условие
формирования
эффективного
учебно-воспитательного
процесса.
Перефразируя известную мысль классики педагогики Адольфа Дистервега, можно
сказать, что, только тот имеет право учить, кто сам находится в постоянном
совершенствовании. В наш информационный век, роль учителя, на мой взгляд,
заключается в том, чтобы собой явить образец для подрастающего поколения, дабы
они не нашли его в менее достойных примерах.
Личностное и профессиональное развитие учителя начальных классов в
педагогической деятельности – это динамичный процесс, включающий в себя
следующие личностные циклы: адаптацию к системе современного образования, к
профессиональному образу мыслей и образу действий в современных условий;
идентификацию учителя с требованиями и нормами профессиональной деятельности;
творческое саморазвитие и самореализацию в интересах творческого осуществления
своих профессиональных ролей и функций.
В своём содержании личностно-профессиональное развитие учителя начальных
классов означает «подтягивание» самого себя до требований избранной профессии.
Оно
включает
личностный
опыт
преодоления
трудностей
и
препятствий
и
самостоятельное достижение успешных результатов профессионального роста. Ядро
этого
процесса
можно
представить
как
синтез,
органическое
единство
профессиональной идентичности, профессиональной компетентности и готовности к
преобразующей деятельности.
Образовательная деятельность требует от специалиста широких и глубоких
познаний в разнообразных областях. Особенно это актуально для учителя начальной
школы, преподающего школьникам целый ряд различных научных дисциплин.
Следовательно, его общие познания должны вращаться в области языкознания,
литературы, математики, естествознания, истории, изобразительного искусство,
музыки. При этом имеется в виду не только владение содержанием учебной
дисциплины, но и обширный кругозор, позволяющий проводить глубокий анализ
разнообразных сторон окружающей действительности. Так, учителю необходимы
знания о культурно-исторических объектах и традициях своего города, региона, он
должен
ориентироваться
в
культурно-исторических
особенностях
народов,
населяющих регион, быть в курсе культурных событий.
Но сделать это сразу очень нелегко, так как уже на начальной ступени педагог
сталкивается с некоторыми проблемами, они так же переходят и на следующую
ступень. Речь идет как об общих проблемах, так и об индивидуальных, то есть личных.
К общим проблемам относятся:
- планирование и организация образовательного процесса в соответствии с
требованиями ФГОС;
- синхронизация действий со всеми участниками образовательного процесса при
введении ФГОС;
- изменения в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями
ФГОС;
- выявление социального заказа с целью формирования комфортной развивающей
образовательной среды.
Кроме того, возникают личностные проблемы, связанные с особенностями
личности педагога:
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не
осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС,
консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;
- дидактическая, обусловленная
недостаточным
уровнем
теоретико-
методологической подготовки в части изменений
в технологии организации
образовательного
процесса,
типологии
уроков,
организации
проектной
и
исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной
занятости;
- организационно-нормативная, возникающая
при
отсутствии
научной
организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков
командно-проектной работы;
- профессиональная, определяемая неготовностью учителя
к реализации
в
деятельности
экспертно-аналитических,
прогностических
и
организационных
функций.
Эти проблемы возникли не потому,
что учитель не хочет перестроиться, а
потому, что трудно перестроиться.
Для решения любой проблемы человек должен хорошо разбираться в той или
иной сфере. Так же и в данном случае у педагога формируется его профессиональная
компетентность. Естественно, все прекрасно понимают, что она – профессиональная
компетентность - появляется не на данном этапе, а сразу с того момента, как он
начинает свою педагогическую деятельность.
Итак, работая с данными проблемами, в течение немалого времени, было
установлено, что необходимо четко наладить методическое сопровождение введения
ФГОС:
- проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения
учащихся;
- организовать работу по мониторингу формирования УУД;
- отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;
- возможно, создать микрогруппы по определенным проблемам:
- организовать психологическое сопровождение в начальной школе.
Наверное, самое важное для успешной работы по новым стандартам –
компетентный учитель-профессионал, а для этого важно желание учителя меняться (в
этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось
после обучения) и способность видеть проблемы, а не их следствия.
Таким образом, учителям начальных классов важно освоить новые формы
планирования
и
организации
образовательного
процесса
в
начальной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО нового
поколения и отказаться от сложившейся за предыдущие годы устойчивой методики
проведения урока, от поурочных разработок, накопившихся за многие годы. Высокий
профессионализм и творческое мастерство специалистов – один из важнейших,
собственно человеческих ресурсов, который определяется как объективными, так и во
многом субъективными факторами. В современной жизни всё большее значение
уделяется теме личного успеха. В профессиональном развитии педагогов важно
учитывать
разные
аспекты:
возрастной,
образовательный,
профессиональный
потенциал, степень социальной ответственности за результат, психологическую
готовность
к
непрерывному
образованию,
семейное
благополучие,
психофизиологические и коммуникативные особенности, мотивы профессионального
роста, возможности социального партнёрства образовательного учреждения и др.
Жизнь многогранна, человек играет несколько социальных ролей. Гармоничная их
взаимообусловленность способствует профессиональному совершенству личности, что
в свою очередь является фактором повышения качества образования