Напоминание

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС НОО


Автор: Мануликова Екатерина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ершичская средняя школа"
Населённый пункт: с. Ершичи, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС НОО
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ершичская средняя школа»

муниципального образования – Ершичский район Смоленской области

МБОУ ««Ершичская средняя школа»

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях

внедрения ФГОС НОО: проблемы и решения

Подготовила: учитель начальных классов

Мануликова Е. Ю.

с. Ершичи 2023г.

В

настоящее

время

одним

из

важных

направлений

формирования

профессиональных компетенций учителей начальных классов является повышение

готовности к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов.

Именно педагоги должны обеспечить решение такой важной задачей образовательного

учреждения при введении ФГОС как совершенствование педагогического процесса и

повышение развивающего эффекта образовательной работы.

Компетенция – результат образования, выражающийся в готовности человека к

решению

определённых

задач

профессиональной

и

в

непрофессиональной

деятельности на основе использования им внутренних и внешних ресурсов.

За

последние

годы

в

обществе

произошли

кардинальные

изменения

в

представлении о целях образования, путях их реализации. От признания знаний,

умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию

обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни. Готовность к тому,

чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудни-

чать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на

обновление знаний и требования рынка труда.

В связи с этим, важным фактором развития инноваций в образовании, становится

педагог, готовый к эффективному использованию инновационных образовательных

технологий для решения актуальных методических и дидактических задач; педагог,

создающий условия подготовки конкурентоспособных выпускников, готовых к

непрерывному образованию и самореализации в условиях быстро изменяющегося

мира. Следует отметить, что наиболее уязвимой стороной введения ФГОС в

общеобразовательную школу представляется подготовка учителя, формирование его

философской

и

педагогической

позиции,

методологической,

дидактической,

коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по ФГОС, учитель

должен

осуществить

переход

от

традиционных

технологий

к

технологиям

развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии

уровневой

дифференциации,

обучения

на

основе

компетентностного

подхода,

«учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-

коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.

Приоритетной задачей становится повышение профессионального уровня

педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам

современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного,

творчески работающего, социально - активного и конкурентоспособного педагога,

способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество

образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из

основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств

обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения

передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно

достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

Единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению

своих

профессиональных

функций

характеризуется

его

компетентностью.

В

обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в

каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения,

принимать решения, совершать действия в данной сфере.

Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией,

знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего

всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и

личностных

качеств,

позволяющих

успешно

решать

функциональные

задачи,

составляющие сущность профессиональной деятельности.

Развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая

задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное

условие

формирования

эффективного

учебно-воспитательного

процесса.

Перефразируя известную мысль классики педагогики Адольфа Дистервега, можно

сказать, что, только тот имеет право учить, кто сам находится в постоянном

совершенствовании. В наш информационный век, роль учителя, на мой взгляд,

заключается в том, чтобы собой явить образец для подрастающего поколения, дабы

они не нашли его в менее достойных примерах.

Личностное и профессиональное развитие учителя начальных классов в

педагогической деятельности – это динамичный процесс, включающий в себя

следующие личностные циклы: адаптацию к системе современного образования, к

профессиональному образу мыслей и образу действий в современных условий;

идентификацию учителя с требованиями и нормами профессиональной деятельности;

творческое саморазвитие и самореализацию в интересах творческого осуществления

своих профессиональных ролей и функций.

В своём содержании личностно-профессиональное развитие учителя начальных

классов означает «подтягивание» самого себя до требований избранной профессии.

Оно

включает

личностный

опыт

преодоления

трудностей

и

препятствий

и

самостоятельное достижение успешных результатов профессионального роста. Ядро

этого

процесса

можно

представить

как

синтез,

органическое

единство

профессиональной идентичности, профессиональной компетентности и готовности к

преобразующей деятельности.

Образовательная деятельность требует от специалиста широких и глубоких

познаний в разнообразных областях. Особенно это актуально для учителя начальной

школы, преподающего школьникам целый ряд различных научных дисциплин.

Следовательно, его общие познания должны вращаться в области языкознания,

литературы, математики, естествознания, истории, изобразительного искусство,

музыки. При этом имеется в виду не только владение содержанием учебной

дисциплины, но и обширный кругозор, позволяющий проводить глубокий анализ

разнообразных сторон окружающей действительности. Так, учителю необходимы

знания о культурно-исторических объектах и традициях своего города, региона, он

должен

ориентироваться

в

культурно-исторических

особенностях

народов,

населяющих регион, быть в курсе культурных событий.

Но сделать это сразу очень нелегко, так как уже на начальной ступени педагог

сталкивается с некоторыми проблемами, они так же переходят и на следующую

ступень. Речь идет как об общих проблемах, так и об индивидуальных, то есть личных.

К общим проблемам относятся:

- планирование и организация образовательного процесса в соответствии с

требованиями ФГОС;

- синхронизация действий со всеми участниками образовательного процесса при

введении ФГОС;

- изменения в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями

ФГОС;

- выявление социального заказа с целью формирования комфортной развивающей

образовательной среды.

Кроме того, возникают личностные проблемы, связанные с особенностями

личности педагога:

- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не

осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС,

консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;

- дидактическая, обусловленная

недостаточным

уровнем

теоретико-

методологической подготовки в части изменений

в технологии организации

образовательного

процесса,

типологии

уроков,

организации

проектной

и

исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной

занятости;

- организационно-нормативная, возникающая

при

отсутствии

научной

организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков

командно-проектной работы;

- профессиональная, определяемая неготовностью учителя

к реализации

в

деятельности

экспертно-аналитических,

прогностических

и

организационных

функций.

Эти проблемы возникли не потому,

что учитель не хочет перестроиться, а

потому, что трудно перестроиться.

Для решения любой проблемы человек должен хорошо разбираться в той или

иной сфере. Так же и в данном случае у педагога формируется его профессиональная

компетентность. Естественно, все прекрасно понимают, что она – профессиональная

компетентность - появляется не на данном этапе, а сразу с того момента, как он

начинает свою педагогическую деятельность.

Итак, работая с данными проблемами, в течение немалого времени, было

установлено, что необходимо четко наладить методическое сопровождение введения

ФГОС:

- проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения

учащихся;

- организовать работу по мониторингу формирования УУД;

- отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;

- возможно, создать микрогруппы по определенным проблемам:

- организовать психологическое сопровождение в начальной школе.

Наверное, самое важное для успешной работы по новым стандартам –

компетентный учитель-профессионал, а для этого важно желание учителя меняться (в

этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось

после обучения) и способность видеть проблемы, а не их следствия.

Таким образом, учителям начальных классов важно освоить новые формы

планирования

и

организации

образовательного

процесса

в

начальной

общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО нового

поколения и отказаться от сложившейся за предыдущие годы устойчивой методики

проведения урока, от поурочных разработок, накопившихся за многие годы. Высокий

профессионализм и творческое мастерство специалистов – один из важнейших,

собственно человеческих ресурсов, который определяется как объективными, так и во

многом субъективными факторами. В современной жизни всё большее значение

уделяется теме личного успеха. В профессиональном развитии педагогов важно

учитывать

разные

аспекты:

возрастной,

образовательный,

профессиональный

потенциал, степень социальной ответственности за результат, психологическую

готовность

к

непрерывному

образованию,

семейное

благополучие,

психофизиологические и коммуникативные особенности, мотивы профессионального

роста, возможности социального партнёрства образовательного учреждения и др.

Жизнь многогранна, человек играет несколько социальных ролей. Гармоничная их

взаимообусловленность способствует профессиональному совершенству личности, что

в свою очередь является фактором повышения качества образования



В раздел образования