Автор: Новгородова Айталина Афанасьевна
Должность: преподаватель теории музыки
Учебное заведение: МБО ДО Намская детская школа искусств имени З.П. Винокурова
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия), Намский улус, село Намцы
Наименование материала: план открытого урока
Тема: Воспитание интонационного слуха на уроках сольфеджио
Раздел: дополнительное образование
МБО ДО НАМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ З.П. ВИНОКУРОВА
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
Предмет: Сольфеджио
Тема: "ВОСПИТАНИЕ ИНТОНАЦИОННОГО СЛУХА
НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО"
Специальность: фортепиано
II-III классы
Преподаватель: Новгородова А.А.
Намцы, 2024 г.
Цель занятия: Развитие интонационного слуха у учащихся через работу
с интервалами, мелодическими оборотами и аккордовыми
последовательностями.
Задачи:
1. Научить учащихся различать и точно воспроизводить интервалы на
слух.
2. Развивать способность интонационно точно петь мелодические
обороты.
3. Формировать слуховое восприятие гармонических
последовательностей
. 4. Развивать чувство лада и гармонии.
Этапы урока:
Организационный момент (2-3 минуты):
• Приветствие учащихся.
• Настройка на работу: разогрев голоса, упражнения на дыхание и
правильную постановку звука.
Введение в тему (5 минут):
• Краткое объяснение важности интонационного слуха в музыкальном
обучении.
• Демонстрация на примере коротких мелодических фраз с
использованием различных интервалов и аккордов.
• Вопросы к ученикам: какие интонации в мелодии им кажутся
важными и почему.
Основная часть (20-25 минут):
Упражнения на интервалы:
• Повторение и пение интервалов от примы до октавы (восходящие и
нисходящие).
• Работа с трудными для интонирования интервалами (например,
тритон).
• Слуховые задания: учитель исполняет интервалы, ученики должны
определить на слух, затем пропеть их.
Интонация мелодических оборотов:
• Разбор коротких мелодий (4-8 тактов) с акцентом на интонационно
сложные места.
• Пение с сопровождением фортепиано и без.
• Исполнение мелодий с различной динамикой и агогикой для
тренировки выразительности интонирования.
Гармоническое восприятие:
• Работа с аккордами: пение отдельных звуков в аккорде, определение
аккордовой функции на слух (тоника, субдоминанта, доминанта).
• Пение последовательностей аккордов с заданной мелодией для
закрепления гармонического слуха.
Закрепление материала (5-7 минут):
• Учащиеся выполняют тестовые упражнения на интонирование
интервалов и мелодий.
• Игра «узнай мелодию»: учитель играет мелодию, ученики должны
определить на слух её характерные интонационные черты.
Рефлексия и домашнее задание (3-5 минут):
• Обсуждение с учащимися: что вызвало сложности, а что получилось
хорошо.
• Домашнее задание: подготовить к следующему уроку 1-2 упражнения
на интонирование интервалов и аккордовых последовательностей, а также
разучить мелодию с акцентом на интонационную точность.
Домашнее задание:
• Повторить интервалы, разобранные на уроке.
• Разучить простую мелодию и интонационно точно исполнить её на
следующем уроке.
• Выполнить упражнения на гармоническое восприятие аккордов.
Ожидаемые результаты:
• Учащиеся научатся более точно интонировать интервалы и мелодии.
• Разовьется слуховое восприятие гармонических
последовательностей.
• У учащихся появится понимание важности интонационного слуха
для музыкального развития