Напоминание

Урок технологии в малокомплектной начальной школе


Автор: Минназим Сафиуллович Гиниятуллин
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Чепкас-Ильметьевская НОШ"
Населённый пункт: село Чепкас-Ильметьево
Наименование материала: Статья
Тема: Урок технологии в малокомплектной начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Современная деревня, село существенно отличается от той, которая была 20-

30 лет назад. Наблюдаемое в последнее время резкое сокращение сельского

населения, вызванное интенсивным оттоком молодежи из села, привело к

появлению термина "неперспективная деревня". Это так и есть на самом

деле, потому что средний возраст жителей в отдельных деревнях

практически сравнялся с пенсионным. В связи с этим количество детей

школьного возраста резко сократилось. Некогда полноценные сельские

средние школы превратились в малокомплектные и малочисленные школы.

В данной момент у нас в школе 4 класс, обучаются двое учеников, в

прошлом учебном году были трое, один ученик выбыл,семья переехала в

город Казань.

На

построении

учебно-воспитательного

процесса

и

создании

воспитательной системы сельской школы отражается ее малочисленность,

которая имеет как положительные, так и негативные стороны. В

небольшом

коллективе

интенсивнее

идет

процесс

установления

межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися,

существует

реальная

возможность

проявить

себя

в

общем

деле,

объединиться, договориться о единстве действий. В такой школе все на

виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует

активность учащихся и учителей. В маленькой сельской школе имеются

особенно

благоприятные

условия

для

сотрудничества,

организации

совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей,

старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами,

учащимися разного возраста. Знание личностных особенностей, бытовых

условий

жизни

друг

друга,

отношений

в

семьях

способствует

установлению доброжелательных и доверительных отношений между

педагогами и школьниками.

В тоже время

малочисленность школы создает определенные

проблемы в организации учебно-воспитательного процесса. Если в классе

один, два, три ученика, и если они еще и слабые, затрудняется и

ограничивается выбор форм и методов воспитания и обучения в классном

коллективе такой школы, некоторые из них теряют всякий смысл.

Малочисленность классов в большинстве школ ограничивает круг общения

детей,

развитие

коммуникативных

умений,

способности

быстро

ориентироваться в новой обстановке.

Мотивация

учения,

познавательные

интересы

сельских

школьников

развиты слабее, чем городских, ниже успеваемость, качество образования.

Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью

классов и школы, которая создает ряд проблем:

Отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учебе

учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для

сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;

трудности

в

развитии

коммуникативных

умений,

способности быстро реагировать на события в новой ситуации в

следствии бедности общения и взаимодействия детей с окружающим

миром;

психологическая

незащищенность

ребенка,

постоянное

давление учителей на ученика, ожидание того, что его обязательно

спросят;

ограниченные возможности для выбора предметов, занятий,

педагогов, видов досуговой деятельности, общения ит.д.;

однообразием обстановки, контактов, форм взаимодействия.

Перед педагогами встает организационная и методическая задача:

учитывая достоинства малочисленности классов, найти способы решения

вышеуказанных проблем.

Мы живём в быстро меняющемся мире, где, кажется, невозможно найти

надёжные точки опоры и в этих условиях, возникает вопрос, как повысить

интерес и заинтересованность со стороны обучающихся к предмету

«Технология» в этом современном стремительно меняющемся мире. Одно из

направлений, которое на наш взгляд позволит, повысить интерес к изучению

предмета, это использование инноваций в образовательной деятельности.

Использование новых знаний, приёмов, подходов, методов активного и

интерактивного обучения, перед которыми стоит цель повысить

заинтересованность к предмету особенно среди учеников начальных классов.

Любое учебное занятие можно оживить внедрением технических средств

обучения (ТСО). Сегодня трудно представить урок «Технологии» без

использования цифровых технологий, а именно мультимедийных

установок.

Применение компьютерных технологий в обучении одна из

наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового

образовательного процесса. В данный момент имеется довольно широкий

интерактивный «набор технологий» для успешного усвоения учебного

процесса — это электронные учебники, виртуальные лекции и экскурсии,

программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном

виде и методические разработки к ним. В своей практике для подготовки к

урокам я использую ресурсы Интернет, как Яндекс видео, бери и делай, на

все руки,1000 поделок для детей, мастерим с детьми и.т.д….

Первая особенность уроков технологии состоит в том, что они базируются на

предметно-практической деятельности, а практические действия с

предметами обеспечивают ребенку чувственное (сенсорное) познание

действительности. 80 % времени тратится на практическую работу, иначе

трудовые умения просто не будут сформированы. И именно уроки

технологии предоставляют для этого уникальные возможности. Здесь

ученики работают с самыми разными материалами и через ощущения и

восприятие получают информацию об их свойствах: тяжелые и легкие,

гладкие и шероховатые, твердые, хрупкие и мягкие, пластичные и т.д.

Чувственный опыт, который добывается непосредственно в практической

деятельности, когда ученик должен учитывать в каждом действии свойства

материалов, более ценен. Педагоги и психологи отмечают в предметно-

практической деятельности важное обстоятельство: оперируя предметами,

человек может нагляднее «увидеть» многие абстрактные связи и понятия. Не

только дети, но и взрослые часто прибегают к этому способу: то, что с

трудом решается «в уме», мы стремимся по возможности смоделировать на

предметах. Смысл этих действий состоит в том, что человек просто

использует закономерность: мыслительная деятельность облегчается, если

она сопровождается моторной, практической деятельностью.

Вторая особенность, несмотря на то, что авторитет учителя в младших

классах высок, деловая обстановка на уроке технологии удерживается только

тогда, когда он идет в плотном, насыщенном (но не быстром) темпе, на

высоком уровне заинтересованности детей. Интерес же удерживается, если у

ребенка хорошо получается работа. А для этого он должен понять задание и

путь его осуществления, запомнить план работы и без излишних затруднений

его реализовать. Поэтому учителю необходимо правильно строить урок,

подкрепляя каждый его этап не просто отдельными средствами обучения, а

их комплексами, которые обеспечат достижение цели, создадут условия для

самостоятельной работы в индивидуальном ритме.

Третья особенность, учитель постоянно вынужден считаться с тем, что все

дети работают с разной скоростью и подтягивание их под общий ритм

(делай, как я, делай вместе со мной) не дает желаемых результатов, учитель

устает, дети шумят, изделия получаются плохими.

На уроках технологии большое значение имеет также обстановка

психологической разгрузки. Созданию такой обстановки помогает

неспешность в работе, спокойная, размеренная деятельность детей. Однако

не следует смешивать её с вялостью и скукой, которые имеют в высшей

степени отрицательное воздействие на ребёнка. На уроке должен быть

психологический комфорт: нормальный эмоциональный тонус, продуманная

смена видов деятельности. Это и обеспечивает органическую связь обучения

с творчеством в ручном труде.

Еще одной особенностью является то, что большое значение имеет развитие

мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Эта проблема не

теряет своей актуальности. Замечательный педагог Василий Александрович

Сухомлинский (28.9.1918 – 2.9.1970) писал, что истоки способностей и

дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем

больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем

тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом и др.),

тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче

творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное

обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского

мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции

руки. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени

сформированности тонких движений пальцев рук.

Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не

только для педагогов и психологов, но и для других специалистов

(философов, языковедов, историков, биологов), т.к. руки, обладая

многообразием функций, являются специфическим человеческим органом.

Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. Иван Михайлович

Сеченов (13.8.1829 – 15.11.1905) был одним из первых ученых подвергших

критике теорию наследственной предопределенности развития движений

ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он

писал, что «движения руки человека наследственно не предопределены, а

возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных

связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в

процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

Какой вывод из всего этого следует? Уроки ручного труда, с их

уникальными образовательными и развивающими возможностями, просто

необходимы в современной школе, в том числе в школах самых серьезных

образовательных ориентаций (скажем, в математических, языковых и пр.

Труд связан с основами всех наук. Он воспитывает в человеке многие

качества: дисциплину, осторожность, настойчивость, глазомер, усидчивость,

внимательность.

Технология включает в себя несколько взаимосвязанных предметов:

трудовое обучение, информатику, математику, геометрию, черчение, физику.

Сегодня к вашему вниманию я предлагаю мастер-класс по изготовлению

сложной открытки. По требованию нового ФГОС НОО с 2023 года в

программу по технологии 4 класса включена тема «Конструирование

сложной открытки».

Я вам предлагаю изготовить 3D открытку. Хотя она и маленькая, но внутри

прячется большой цветок. (демонстрация) Эту поделку можно подарить на

День матери, на 8 марта, день рождения и.т.д

Приглашаю несколько коллег помочь мне. Попробуем изготовить открытку.

Перед вами набор необходимых инструментов и принадлежностей для

изготовления изделия. (ножницы, карандаш, фломастеры, клей для бумаги,

циркуль, линейка, цв. картон, цв, бумага.

Не забудьте соблюдать технику безопасности.

Выбираем понравившийся вам лист цветной бумаги, такого цвета будет

цветок.

1.

Возьмем лист цветной бумаги, кладем ее на стол.

2.

Берем циркуль, выставляем по линейке радиус 9 сантиметров,

вырисовываем круг.

3.

Берем ножницы и отрезаем круг.

4.

Кладем круг на парту, складываем его пополам, совмещая края.

5.

Раскрываем и поворачиваем круг на 90 градусов.

6.

Складываем еще раз пополам совмещая линии изгиба.

7.

Раскрываем, переворачиваем и складываем так чтобы линии изгиба по

диагонали совпадали.

8.

Разворачиваю бумагу и надавливаем на линию изгиба, получается

двойной треугольник.

9.

Складываем еще раз.

10.Карандашом рисуем полукруг.

11.Вырезаем полукруг.

12.Раскрываем цветок.

13.Раскрашиваем цветок, проводим линии по всем складкам,

разрисовываем середину цветка длинными линиями, можно нарисовать

точки- тычинки.

14.Собираем цветок по складкам.

15.Карандашом намечаем центр лепестков, на вершинах лепестка

отступая 1.5.см ставим точки.

16.Сгибаем лепестки по точкам вовнутрь.

17.Сгибаем противоположные лепестки вовнутрь.

18.Раскрываем цветок и по намеченным складкам прогибаем их вовнутрь.

19.Собираем модель по складкам и получаем колокольчик.

20.Берем лист картона и чертим линейкой прямоугольник 8-18 см,

вырезаем.

21.Складываем картон пополам.

22.Берем цветок, наносим клей и склеиваем по центру.

23.Наносим клей на другую сторону и закрываем открытку.

24.Оформляем обложку. Можно пописать.

Мастер- класс по технологии на тему :

« Конструирование сложной открытки»

Учитель начальных классов

Гиниятуллин М.С.



В раздел образования