Авторы: Корюкова Дина Рашитовна, Дина Рашитовна Корюкова
Должность: тренер-преподватель
Учебное заведение: МБУ ДО "СШ № 3 им. А.А. Лопатина
Населённый пункт: Нижний Тагил
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация воспитательной работы в спортивно-образовательном учреждении
Раздел: дополнительное образование
Методическое пособие на тему:
«Организация воспитательной работы в спортивно-
образовательном учреждении»
Разработчик: Корюкова Дина Рашитовна,
тренер-преподаватель МБУ ДО «СШ № 3 им. А.А. Лопатина
Нижний Тагил
1
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Содержание и формы организации воспитательной работы в
спортивно-образовательном учреждении
3
2.
Планирование воспитательной работы в спортивно-
образовательных учреждениях
5
3.
Рекомендуемая структура плана воспитательной работы тренера-
преподавателя
6
4.
Взаимодействие родителей и школы
6
Список литературы
2
Аннотация
Данное методическое пособие (далее - МП) разработано с целью оптимизации учебно-
тренировочного
процесса
с
направленным
действием
на
совершенствование
воспитательной работы в условиях спортивно-образовательного учреждения.
Роль личности тренера-преподавателя, его педагогического мастерства в управлении
учебно-тренировочным процессом исключительно велика. От тренера преподавателя по
существу дела, зависит создание нормального «психологического климата» в работе
спортивного коллектива. В практике важно, чтобы не только тренер принял спортсмена,
но и спортсмены приняли тренера. Сразу стать у коллектива признанным лидером весьма
трудно: лишь пережитое вместе на спортивной арене, и вне ее цементирует дружбу,
сработанность и ответственность друг за друга.
В спорте всегда будут иметь место нестандартные, неопределенные ситуации, выбор
действий которых остается прерогативой тренера-преподавателя не только в силу
возложенных
на
него
обязанностей,
но
и
из-за
необходимости
целесообразно
использовать его опыт, интуицию, творческие способности, талант управления, умения
проанализировать весь тренировочно-соревновательный процесс воспитанием волевой
активности
(настойчивости,
решительности,
упорства,
смелости,
инициативности,
самостоятельности) с сохранением эмоциональной устойчивости, самоконтроля в
условиях большой психической напряженности.
В связи с этим возникает острая необходимость в более детальном рассмотрении одной из
форм образовательного процесса – воспитательной работы тренера-преподавателя в
условиях спортивно-образовательного учреждения.
1.
Содержание и формы организации воспитательной работы в спортивно-
образовательном учреждении
Организация
дополнительного
образования
(далее
-
СШ)
сложное
организационно-педагогическое и социально образовательное учреждения. СШ может
решать практически весь комплекс социальных и психолого-педагогических задач, при
этом, не ослабляя, а усиливая взаимосвязь с семьей, внешкольными учреждениями, с
социумом.
Содержание деятельности СШ совершенно отличается от образовательных школ.
Это тип школы, обеспечивающий максимальное раскрытие способностей учащегося, его
всестороннее психосоциальное развитие через коллективную работу с учениками и
учителем.
Организация работы СШ усиливает взаимную заинтересованность общества и
семьи в более качественном духовном и физическом развитии детей.
Перед СШ ставятся следующие задачи:
- создать условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного
обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в
течении всей активной жизни человека;
- обеспечить интеграцию основного и дополнительного образования;
3
- обеспечить на межведомственной основе взаимодействие с семьей по вопросам
воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализация комплекса мер по
социальной защите детства.
В СШ процесс во многом зависит от уровня развития материальной-технической
базы. Для поддержания и укрепления учебно-материальной базы с учетом объективных
потребностей выполнения планов и программ привлекаются родители и общественность.
Центральное место в работе СШ занимает содержание образования. Качество
знаний, умений и навыков учащихся во многом зависит не только от методов и приемов
обучения, но и от структуры и форм организации учебной работы, от управления
тренером-преподавателем спортивно-образовательной деятельности учащихся.
Условием совершенствования образовательного процесса является осуществление
единства
педагогического
процесса
на
учебно-тренировочном
занятии,
в
соревновательной деятельности и во внеурочное время, повседневной взаимосвязи в
работе тренера-преподавателя, учащихся, что в свою очередь положительно сказывается
на расширении и углублении их знаний, умений и навыков.
Большое
внимание
необходимо
уделить
особенностям
формирования
рациональных приемов учебной работы, рационального использования времени. Чтоб
процесс
обучения
сделать
хорошо
управляемым
следует
изучать
и
учитывать
индивидуально-психологические особенности каждого спортсмена. Особое внимание
обращается
на
создание
оптимальных
условий
для
наиболее
полного
развития
способностей и возможностей каждого учащегося на основе принципа дифференциации и
индивидуального подхода в обучении. Чтобы создать систему индивидуальной или
групповой работы с учащимися на учебно-тренировочных занятиях и особенно в период
соревновательной деятельности, необходимо изучать воспитанников, определять их
возможности. Для этого необходимо использовать различные методы, из которых на
первом месте - регулярное наблюдение за детьми и систематическое изучение результатов
их деятельности.
Для
определения
уровня
работоспособности
и
содержания
продуктивной
деятельности на учебно-тренировочных занятиях, используются разные формы работы,
при которых задания учащимся различаются по характеру и уровню требований. К таким
формам относятся:
- фронтальная форма - при которой тренер-преподаватель ставит общую цель и
дает одинаковые по объему и сложности задачи всем учащимся одновременно,
ограничивая их работу во времени и наблюдая за ходом и порядком работы;
- групповая форма - при которой тренер-преподаватель ставит общую цель,
определяет частные задачи для временно созданных групп учащихся, предлагая им разные
или одинаковые задания для совместной внутригрупповой работы, ограничивая во
времени, наблюдая за ходом и порядком работы;
- индивидуальная форма- при которой тренер-преподаватель дает учащимся
разные по характеру, объему, сложности или времени выполнения задания, учитывая
функциональные возможности каждого спортсмена СШ. Результаты индивидуальной
работы обсуждаются всей группой, находятся и исправляются ошибки, закрепляются
знания.
4
2. Планирование воспитательной работы в спортивно-образовательных
учреждениях
В планировании работы тренера-преподавателя заложены широкие возможности
для осуществления комплексного подхода к всестороннему и целостному развитию
личности учащегося.
План
тренера-преподавателя
должен
отвечать
следующим
основным
требованиям:
- конкретности, реальности выполнения мероприятий;
- обеспечение систематичности, последовательности и преемственности;
- опоре на интерес детей;
- разнообразию форм и методов воспитательной работы;
- соответствию форм и средств воспитательной работы возрастным особенностям
детей и степени развития детского коллектива;
- согласованности в планировании работы с школьным планом, с пожеланиями и
предложениями учащихся с точным определением сроков исполнения и исполнителей.
Единое
планирование
обеспечивает
целесообразное
распределение
всего
педагогического времени, т.е. целостный подход к обучению, воспитанию, развитию
личности учащегося на основе единой комплексной системы воспитательной работы
тренера, семьи, спортивно-оздоровительного учреждения.
План
должен
разрабатываться
тренером-преподавателем
совместно
с
воспитанниками. Планирование начинается «сверху». Сначала основные мероприятия по
спортивно-образовательному учреждению предлагает Администрация СШ, а уже затем
тренеры-преподаватели вносят в свои планы мероприятия, и индивидуальную работу с
отдельными учащимися.
Каждые отделения по видам спорта должны участвовать в общешкольных
мероприятиях, так как это объединяет В конце учебного года план воспитательной работы
отделений СШ сдается вместе с педагогически наблюдения и самоанализом. Такой план-
отчет с анализом проведенных воспитательных мероприятий является важнейшим
показателем (критерием) добросовестности и профессионализма наставника.
Основной целью воспитательной деятельности педагога является создание
оптимальных условий для жизнедеятельности коллектива и развития его членов.
Основные задачи:
- сплочение коллектива как основной инструмент психологической защиты и
условие свободного развития его членов;
- развитие социальных умений и навыков функционирования коллектива в
обществе (взаимодействие с администрацией СШ, родителями итд);
- создание благоприятных условий для самоутверждения, самовыражения,
самореализации каждого члена коллектива;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Структура плана у каждого тренера-преподавателя должна быть своя собственная.
Администрация может лишь рекомендовать возможные схемы.
5
3.
Рекомендуемая структура плана воспитательной работы тренера-
преподавателя
План воспитательной работы тренера по виду спорта должен отражать следующие
направления:
1.
Характеристика группы, как коллектива ,межличностных отношений, связей и
отдельных учащихся. Анализ жизнедеятельности группы за прошлый год
(противоречия, проблемы, пути реализации)
2.
Анализ социальной среды, в которой живут воспитанники (источники
положительных и отрицательных влияний, пути и способы устранения последних)
3.
Образовательные цели СШ
3.1.
Ценности, цели и задачи воспитательной системы школы, их методическое
обоснование;
3.2.
Методические, организационные, педагогические принципы (заповеди),
положенные на основу взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей в
данной группе
4.
Организация школьной воспитательной деятельности и общения (перечень
конкретных мероприятий, с задачами и ожидаемыми результатами, с назначениями
ответственных)
5.
Работа с родителями
6.
Достигнутые и ожидаемые результаты
Модель структуры плана воспитательной работы
месяц
Общешкольные
мероприятия
Дела
группы
Индивидуальная
работа
Педагогические
наблюдения и
выводы (в
течении года)
4.
Взаимодействие родителей и школы
Престиж школы в большой мере определяется взаимоотношениями педагогов с
учащимися и родителями. Доверие определяет настоящие человеческие отношения
родителя и педагога, вызывая обоюдную потребность в общении – в этом один из
секретов удач. Так же, как в группе существует коллектив учащихся, должен быть и
коллектив родителей, иметь свои органы самоуправления.
Чтобы добиться успехов в работе с детьми необходима целенаправленная,
систематическая, кропотливая работа каждого тренера-преподавателя с привлечением
родителей не только к хозяйственной деятельности, но и к общественной жизни учебно-
тренировочной группы.
Для выявления интересов и возможностей родителей, создается картотека. На
первом родительском собрании тренер-преподаватель раздает родителям по две карточки.
В первой указывается сведения о матери, во второй – об отце. Карточки раскрываются по
видам помощи.
6
Критериями правильно организованного коллектива является положительная,
свободная позиция каждого учащегося в нем как результата взаимного уважения
интересов и потребностей всех членов коллектива. Если же взаимоотношения между
коллективом и личностью решаются под нажимом педагога, угрозой наказания, то это
говорит о слабом развитии коллектива.
7
Список литературы
1.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта.
Учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений. М.:ИЦ «Академия», 2000
2.
Дергач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС, 1981
3.
Дополнительное образование детей. Под ред. О.Е. Лебедева. Учеб. Пособие.
М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.
4.
Теоретическая подготовка юных спорсменов. Под общей ред. Буйлина Ю.Ф.,
Куамшина Ю.Ф. пособие для тренеров ДЮСШ. М.: ФиС ,1981
5.
Школа полного дня: основные направления и особенности работы. Научно-
практ. Журнал «Завуч». № , 2004
8