Напоминание

Организация воспитательной работы в спортивно-образовательном учреждении


Авторы: Корюкова Дина Рашитовна, Дина Рашитовна Корюкова
Должность: тренер-преподватель
Учебное заведение: МБУ ДО "СШ № 3 им. А.А. Лопатина
Населённый пункт: Нижний Тагил
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация воспитательной работы в спортивно-образовательном учреждении
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое пособие на тему:

«Организация воспитательной работы в спортивно-

образовательном учреждении»

Разработчик: Корюкова Дина Рашитовна,

тренер-преподаватель МБУ ДО «СШ № 3 им. А.А. Лопатина

Нижний Тагил

1

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Содержание и формы организации воспитательной работы в

спортивно-образовательном учреждении

3

2.

Планирование воспитательной работы в спортивно-

образовательных учреждениях

5

3.

Рекомендуемая структура плана воспитательной работы тренера-

преподавателя

6

4.

Взаимодействие родителей и школы

6

Список литературы

2

Аннотация

Данное методическое пособие (далее - МП) разработано с целью оптимизации учебно-

тренировочного

процесса

с

направленным

действием

на

совершенствование

воспитательной работы в условиях спортивно-образовательного учреждения.

Роль личности тренера-преподавателя, его педагогического мастерства в управлении

учебно-тренировочным процессом исключительно велика. От тренера преподавателя по

существу дела, зависит создание нормального «психологического климата» в работе

спортивного коллектива. В практике важно, чтобы не только тренер принял спортсмена,

но и спортсмены приняли тренера. Сразу стать у коллектива признанным лидером весьма

трудно: лишь пережитое вместе на спортивной арене, и вне ее цементирует дружбу,

сработанность и ответственность друг за друга.

В спорте всегда будут иметь место нестандартные, неопределенные ситуации, выбор

действий которых остается прерогативой тренера-преподавателя не только в силу

возложенных

на

него

обязанностей,

но

и

из-за

необходимости

целесообразно

использовать его опыт, интуицию, творческие способности, талант управления, умения

проанализировать весь тренировочно-соревновательный процесс воспитанием волевой

активности

(настойчивости,

решительности,

упорства,

смелости,

инициативности,

самостоятельности) с сохранением эмоциональной устойчивости, самоконтроля в

условиях большой психической напряженности.

В связи с этим возникает острая необходимость в более детальном рассмотрении одной из

форм образовательного процесса – воспитательной работы тренера-преподавателя в

условиях спортивно-образовательного учреждения.

1.

Содержание и формы организации воспитательной работы в спортивно-

образовательном учреждении

Организация

дополнительного

образования

(далее

-

СШ)

сложное

организационно-педагогическое и социально образовательное учреждения. СШ может

решать практически весь комплекс социальных и психолого-педагогических задач, при

этом, не ослабляя, а усиливая взаимосвязь с семьей, внешкольными учреждениями, с

социумом.

Содержание деятельности СШ совершенно отличается от образовательных школ.

Это тип школы, обеспечивающий максимальное раскрытие способностей учащегося, его

всестороннее психосоциальное развитие через коллективную работу с учениками и

учителем.

Организация работы СШ усиливает взаимную заинтересованность общества и

семьи в более качественном духовном и физическом развитии детей.

Перед СШ ставятся следующие задачи:

- создать условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного

обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в

течении всей активной жизни человека;

- обеспечить интеграцию основного и дополнительного образования;

3

- обеспечить на межведомственной основе взаимодействие с семьей по вопросам

воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализация комплекса мер по

социальной защите детства.

В СШ процесс во многом зависит от уровня развития материальной-технической

базы. Для поддержания и укрепления учебно-материальной базы с учетом объективных

потребностей выполнения планов и программ привлекаются родители и общественность.

Центральное место в работе СШ занимает содержание образования. Качество

знаний, умений и навыков учащихся во многом зависит не только от методов и приемов

обучения, но и от структуры и форм организации учебной работы, от управления

тренером-преподавателем спортивно-образовательной деятельности учащихся.

Условием совершенствования образовательного процесса является осуществление

единства

педагогического

процесса

на

учебно-тренировочном

занятии,

в

соревновательной деятельности и во внеурочное время, повседневной взаимосвязи в

работе тренера-преподавателя, учащихся, что в свою очередь положительно сказывается

на расширении и углублении их знаний, умений и навыков.

Большое

внимание

необходимо

уделить

особенностям

формирования

рациональных приемов учебной работы, рационального использования времени. Чтоб

процесс

обучения

сделать

хорошо

управляемым

следует

изучать

и

учитывать

индивидуально-психологические особенности каждого спортсмена. Особое внимание

обращается

на

создание

оптимальных

условий

для

наиболее

полного

развития

способностей и возможностей каждого учащегося на основе принципа дифференциации и

индивидуального подхода в обучении. Чтобы создать систему индивидуальной или

групповой работы с учащимися на учебно-тренировочных занятиях и особенно в период

соревновательной деятельности, необходимо изучать воспитанников, определять их

возможности. Для этого необходимо использовать различные методы, из которых на

первом месте - регулярное наблюдение за детьми и систематическое изучение результатов

их деятельности.

Для

определения

уровня

работоспособности

и

содержания

продуктивной

деятельности на учебно-тренировочных занятиях, используются разные формы работы,

при которых задания учащимся различаются по характеру и уровню требований. К таким

формам относятся:

- фронтальная форма - при которой тренер-преподаватель ставит общую цель и

дает одинаковые по объему и сложности задачи всем учащимся одновременно,

ограничивая их работу во времени и наблюдая за ходом и порядком работы;

- групповая форма - при которой тренер-преподаватель ставит общую цель,

определяет частные задачи для временно созданных групп учащихся, предлагая им разные

или одинаковые задания для совместной внутригрупповой работы, ограничивая во

времени, наблюдая за ходом и порядком работы;

- индивидуальная форма- при которой тренер-преподаватель дает учащимся

разные по характеру, объему, сложности или времени выполнения задания, учитывая

функциональные возможности каждого спортсмена СШ. Результаты индивидуальной

работы обсуждаются всей группой, находятся и исправляются ошибки, закрепляются

знания.

4

2. Планирование воспитательной работы в спортивно-образовательных

учреждениях

В планировании работы тренера-преподавателя заложены широкие возможности

для осуществления комплексного подхода к всестороннему и целостному развитию

личности учащегося.

План

тренера-преподавателя

должен

отвечать

следующим

основным

требованиям:

- конкретности, реальности выполнения мероприятий;

- обеспечение систематичности, последовательности и преемственности;

- опоре на интерес детей;

- разнообразию форм и методов воспитательной работы;

- соответствию форм и средств воспитательной работы возрастным особенностям

детей и степени развития детского коллектива;

- согласованности в планировании работы с школьным планом, с пожеланиями и

предложениями учащихся с точным определением сроков исполнения и исполнителей.

Единое

планирование

обеспечивает

целесообразное

распределение

всего

педагогического времени, т.е. целостный подход к обучению, воспитанию, развитию

личности учащегося на основе единой комплексной системы воспитательной работы

тренера, семьи, спортивно-оздоровительного учреждения.

План

должен

разрабатываться

тренером-преподавателем

совместно

с

воспитанниками. Планирование начинается «сверху». Сначала основные мероприятия по

спортивно-образовательному учреждению предлагает Администрация СШ, а уже затем

тренеры-преподаватели вносят в свои планы мероприятия, и индивидуальную работу с

отдельными учащимися.

Каждые отделения по видам спорта должны участвовать в общешкольных

мероприятиях, так как это объединяет В конце учебного года план воспитательной работы

отделений СШ сдается вместе с педагогически наблюдения и самоанализом. Такой план-

отчет с анализом проведенных воспитательных мероприятий является важнейшим

показателем (критерием) добросовестности и профессионализма наставника.

Основной целью воспитательной деятельности педагога является создание

оптимальных условий для жизнедеятельности коллектива и развития его членов.

Основные задачи:

- сплочение коллектива как основной инструмент психологической защиты и

условие свободного развития его членов;

- развитие социальных умений и навыков функционирования коллектива в

обществе (взаимодействие с администрацией СШ, родителями итд);

- создание благоприятных условий для самоутверждения, самовыражения,

самореализации каждого члена коллектива;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Структура плана у каждого тренера-преподавателя должна быть своя собственная.

Администрация может лишь рекомендовать возможные схемы.

5

3.

Рекомендуемая структура плана воспитательной работы тренера-

преподавателя

План воспитательной работы тренера по виду спорта должен отражать следующие

направления:

1.

Характеристика группы, как коллектива ,межличностных отношений, связей и

отдельных учащихся. Анализ жизнедеятельности группы за прошлый год

(противоречия, проблемы, пути реализации)

2.

Анализ социальной среды, в которой живут воспитанники (источники

положительных и отрицательных влияний, пути и способы устранения последних)

3.

Образовательные цели СШ

3.1.

Ценности, цели и задачи воспитательной системы школы, их методическое

обоснование;

3.2.

Методические, организационные, педагогические принципы (заповеди),

положенные на основу взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей в

данной группе

4.

Организация школьной воспитательной деятельности и общения (перечень

конкретных мероприятий, с задачами и ожидаемыми результатами, с назначениями

ответственных)

5.

Работа с родителями

6.

Достигнутые и ожидаемые результаты

Модель структуры плана воспитательной работы

месяц

Общешкольные

мероприятия

Дела

группы

Индивидуальная

работа

Педагогические

наблюдения и

выводы (в

течении года)

4.

Взаимодействие родителей и школы

Престиж школы в большой мере определяется взаимоотношениями педагогов с

учащимися и родителями. Доверие определяет настоящие человеческие отношения

родителя и педагога, вызывая обоюдную потребность в общении – в этом один из

секретов удач. Так же, как в группе существует коллектив учащихся, должен быть и

коллектив родителей, иметь свои органы самоуправления.

Чтобы добиться успехов в работе с детьми необходима целенаправленная,

систематическая, кропотливая работа каждого тренера-преподавателя с привлечением

родителей не только к хозяйственной деятельности, но и к общественной жизни учебно-

тренировочной группы.

Для выявления интересов и возможностей родителей, создается картотека. На

первом родительском собрании тренер-преподаватель раздает родителям по две карточки.

В первой указывается сведения о матери, во второй – об отце. Карточки раскрываются по

видам помощи.

6

Критериями правильно организованного коллектива является положительная,

свободная позиция каждого учащегося в нем как результата взаимного уважения

интересов и потребностей всех членов коллектива. Если же взаимоотношения между

коллективом и личностью решаются под нажимом педагога, угрозой наказания, то это

говорит о слабом развитии коллектива.

7

Список литературы

1.

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта.

Учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений. М.:ИЦ «Академия», 2000

2.

Дергач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС, 1981

3.

Дополнительное образование детей. Под ред. О.Е. Лебедева. Учеб. Пособие.

М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.

4.

Теоретическая подготовка юных спорсменов. Под общей ред. Буйлина Ю.Ф.,

Куамшина Ю.Ф. пособие для тренеров ДЮСШ. М.: ФиС ,1981

5.

Школа полного дня: основные направления и особенности работы. Научно-

практ. Журнал «Завуч». № , 2004

8



В раздел образования