Автор: Костромина Наиля Шамильевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДТДиМ-Дружба
Населённый пункт: г. Озерск
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: "Знай правила движения как таблицу умножения"
Раздел: дополнительное образование
Управление образования администрации Озёрского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодёжи
»
(Дата последней ежегодной корректировки)
Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Знай правила движения как таблицу умножения»
Возраст учащихся: 10-12 лет
Наиля Шамильевна Костромина,
педагог дополнительного образования
Озёрск
2024г.
Пояснительная записка
Актуальность и практическая значимость профилактики детского
дорожно-транспортного
травматизма
обусловлена
высокими
статистическими показателями ДТП участием детей. Анализ детского
дорожно - транспортного травматизма показывает, что основной причиной
является низкая культура участников дорожного движения, в том числе -
детей. Обучащиеся не всегда обладают навыками поведения в транспортной
среде, не умеют верно, оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций,
последствий нарушения правил дорожного движения.
В рамках соблюдения ПДД дополнительное образование уделяет
большое внимание безопасности детей через проведение бесед, презентаций,
игровых технологий.
В частности игровые технологии дают возможность включиться
ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных
на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах улицах,
в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Воспитательное мероприятие «Знай правила движения как
таблицу умножения»
Время и место проведения:
08.10.2024, 18:00 – 19:15, каб. 37,
Новогорненский филиал «Дружба»
Участники
занятия:
обучающиеся
творческого
объединения
«Радость» (10 - 12 лет).
Продолжительность занятия: 1 академический час.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Форма организации занятия: квест - игра.
Вид занятия: воспитательное.
Цель:
Формирование
у
обучающихся
сознательного
и
ответственного
отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих
участников
дорожного
движения.
Расширение
системы
знаний
и
практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
Личностные:
закрепить знания детей, в процессе игровой деятельности по ПДД;
Метапредметные:
развивать коммуникативные навыки, логику, мышление;
Предметные:
привитие культуры безопасного поведения на дорогах.
Предварительная работа:
написание сценария мероприятия
Методическое обеспечение:
хореографический класс согласно правилам СанПиН, компьютер,
конспект занятия, конверты с заданиями; карточки с ребусами, загадками.
Игра представляет собой соревнование детей между 2 командами. Задача:
пройти игровые этапы согласно маршрутному листу и набрать максимальное
количество баллов.
Предполагаемый результат занятия: Закрепление знаний по ПДД.
Методы обучения:
метод
воспитательного
воздействия
(поощрение
за
успешное
выполнение задания);
методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога,
самоконтроль, рефлексия, подведение итогов;
методы мотивации и эмоционального стимулирования: поощрение и
эмоциональное стимулирование (поддержка, поощрение, установка на успех,
подбадривание, доброжелательность, открытость);
Формы контроля: рефлексия, опрос.
Ход мероприятия:
Организационный момент
Педагог -Утро начинается,
Город просыпается.
По дорогам побежали
И мотором заурчали
Автобусы, машины -
Резиновые шины.
Раз, два - город,
Три, четыре, пять -
По улицам опять
С тобой идем гулять
И навык закреплять!
Педагог- Тему игры, я уверена, после стихотворения вы мне назовёте сами,
можно хором:
Движенья полон город,
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Чтоб было безопасно,
Всем нужно, без сомнения,
Знать и выполнять …
Правила дорожного движения.
Педагог- Правила - закон дороги, их знание и соблюдение необходимы. В
среднем в нашей стране каждый день погибают 15 детей и 150 человек
получают травмы, значит ежегодно дети совершают 600 000 ошибок.
Задумайтесь.
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду соблюдать.
Педагог - Ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное дорожное
путешествие. Если вы ответите на все вопросы, успешно выполните все
задания, отгадаете загадки и кроссворды, то в конце маршрута вас ждёт
сюрприз. А теперь - в путь! Желаю успеха.
Предлагаю начать наше увлекательное путешествие с разминки.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Я буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждением, то дружно
говорите фразу «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны -
молчите.
1.
Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
2.
Кто вперёд всегда идёт, широко разинув рот?
3.
Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?
4.
Кто шагает без разбора на сигналы светофора?
5.
Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?
6.
Кто, держась одной рукой, лихо мчит по мостовой?
7.
Кто дорогу перейдёт только там, где переход?
8.
Кто пинает мяч весёлый на дороге перед школой?
9.
Кто, играя во дворе, объясняет детворе «Помни правила движенья, как
таблицу умножения»?
10.Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?
11.Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
12.Чтоб проветриться в троллейбусе немножко,
13.Кто и голову, и туловище высунул в окошко?
14.Знает кто, что красный свет -это значит хода нет?
15.Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?
16.Знает кто, что свет зелёный означает -
17.По дороге каждый смело пусть шагает?
18.Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
- Начинаем наше путешествие. У каждой команды есть маршрутный литст.
Желаю вам хороших успехов. В путь.
1 станция «Да - Нет»
- Ребята, вам надо прочитать задания и ответить Да или Нет. За каждый
правильный ответ вы получите по 1 баллу».
1.
Одно из опасных мест для пешеходов - перекресток.
2.
На тротуаре, рядом с проезжей частью можно играть с мячом
3.
Если опаздываешь на урок, то можно и разок и разок перебежать
дорогу.
4.
Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны.
5.
Запрещающие знаки - круглой формы с красной каймой.
6.
Нельзя цепляться за машину или автобус, даже если они едут
медленно.
7.
В общественном транспорте, чтобы не упасть, нужно держаться за
ручки.
8.
В автобусе нельзя запрыгивать на ходу, а нужно ждать полной
остановки.
9.
Никогда не перебегайте в неположенном месте, даже если нет машины.
10.По тротуару пешеходы должны двигаться, придерживаясь левой
стороны.
Ответы
1 этап «Да - Нет»
1.
Одно из опасных мест для пешеходов - перекресток. (да)
2.
На тротуаре, рядом с проезжей частью можно играть с мячом (нет)
3.
Если опаздываешь на урок, то можно и разок и разок перебежать
дорогу. (нет)
4.
Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны. (да)
5.
Запрещающие знаки - круглой формы с красной каймой. (да)
6.
Нельзя цепляться за машину или автобус, даже если они едут
медленно. (да)
7.
В общественном транспорте, чтобы не упасть, нужно держаться за
ручки. (да)
8.
В автобусе нельзя запрыгивать на ходу, а нужно ждать полной
остановки. (да)
9.
Никогда не перебегайте в неположенном месте, даже если нет машины.
(да)
10.По тротуару пешеходы должны двигаться, придерживаясь левой
стороны. (да)
2 станция «Ребусы»
(по 1 баллу за каждый отгаданный ребус)
3 станция «В гостях у сказки»
(по одному за каждый правильный ответ)
Педагог - Прочитайте отрывок и назовите литературное произведение и его
автора.
1. На площади катались множество детей. Те, кто были посмелее,
привязывали свои санки к крестьянским саням и уезжали, таким образом,
довольно далеко. Веселье так и кипело. В самый разгар его откуда-то
прикатили большие сани, выкрашенные в белый цвет. Сани объехали кругом
площади два раза; мальчик живо привязал к ним свои санки и покатил.
(Г.Х.Андерсен «Снежная королева»)
2.
Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал.
И, двери открывая,
Вожатому сказал:
"Глубокоуважаемый,
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый!
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо уходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить!"
(С.Я.Маршак «Вот какой «рассеянный»)
3. А наварил он ее столько, что тут, кому приходилось из деревни в город
ехать, должен был в каше дорогу проедать. Только никто на это не
жаловался: очень уж была каша вкусная и сладкая. (Братья Гримм «Горшок
каши»)
4. Этот автомобиль работал на газированной воде с сиропом. Посреди
машины было устроено сидение для водителя, а перед ним помещался бак с
газированной водой. Газ из бака проходил по трубке в медный цилиндр и
толкал железный поршень... Такие газированные автомобили были очень
распространены среди коротышек. (Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его
друзей»)
5. Тем временем король, проезжая мимо, заметил по пути прекрасный замок,
и пожелал войти туда. Кот услыхал, как гремят по подъемному мосту колеса
королевской кареты и, выбежав навстречу, сказал королю: «Добро
пожаловать в замок, ваше величество!» (Шарль Перро «Кот в сапогах»)
4 станция «Автомульти»
(за каждое правильно угаданное слово выставляется 1 балл)
Педагог А теперь мы проверим, как вы знаете виды сказочных транспортных
средств.
1.
На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной?
(Поезд)
2.
При помощи какого транспорта передвигались Бременские музыканты?
(Телега запряженная ослом)
3.
Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики ….на чем летали
комарики? (на воздушном шарике)
4.
Кто путешествовал в мультфильме «Чунга-Чанга?» (Кораблик)
5.
На чем летал Барон Мюнхгаузен? (на ядре)
6.
В чем плыли по морю царица со своим младенцем в сказке о царе
Салтане? (в бочке)
7.
На чем перебиралась Василиса Премудрая к царю во дворец? (в карете)
8.
Какого сказочного героя - транспортное средство наказывали за частые
опоздания из-за любви к природе, к пению птиц (Паровозик из
Ромашково)
9.
На каком виде транспорта ехали Чебурашка, Шапокляк и Крокодил
Гена в мультфильме «Чебурашка и крокодил Гена»? (Голубой вагон)
10.На чем летала няня Мэри Поппинс? (на зонтике)
5 станция «Загадочная дорога»
(На данном этапе участники должны разгадать загадки)
В данном конкурсе можно заработать 6 баллов - по 1 баллу за
каждый правильный ответ.
Что за чудо этот дом!
Пассажиров много в нём.
Обувь носит из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…
(Дорожный знак).
Эту ленту не возьмешь
И в косичку не вплетешь.
На земле она лежит,
Транспорт вдоль по ней бежит.
(Дорога)
Две дороги долго шли
И друг к дружке подошли.
Ссориться не стали,
Пересеклись и дальше побежали.
Что это за место,
Всем нам интересно.
(Перекресток)
Наш автобус ехал-ехал,
И к площадочке подъехал.
А на ней народ скучает,
Молча транспорт ожидает.
(Остановка)
Рядышком с шоссе лежит,
По ней транспорт не бежит.
Ну а если вдруг беда,
То съезжают все сюда.
(Обочина)
6 станция «Пословицы»
На данном этапе надо соединить половинки пословиц.
За каждую пословицу 1 балл.
Тише едешь,
тот не спотыкается.
Знай правила движения,
да попали в яму.
Осторожность - .
дальше будешь.
Сидя на колесе,
дорога короче.
Кто знает дорогу,
и думай,куда едешь.
С хорошим попутчиком и
как таблицу умножения.
Ехали прямо, да попали в яму.
думай, что под колесом.
Езжай куда думаешь, и думай,куда
едешь.
мать безопасности.
Тише едешь, дальше будешь.
Знай правила движения, как таблицу умножения.
Осторожность - мать безопасности
Сидя на колесе, думай, что под колесом.
Кто знает дорогу, тот не спотыкается.
С хорошим попутчиком и дорога короче.
Ехали прямо, да попали в яму.
Езжай 7 станция «Виды транспорта»
(за каждый правильный ответ 1 балл)
Педагог - А давайте, с вами вспомним, какие виды транспорта упоминаются
в наших любимых сказках:
1.
На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
2.
Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
3.
Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше?
(Вареньем)
4.
Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину?
(Велосипед)
5.
Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)
6.
На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолете)
7.
Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа)
8.
На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной?
(На поезде)
9.
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд,
А за ним комарики...
На чём летали комарики?
(На воздушном шарике).
10.Кто путешествовал в мультфильме «Чунга-Чанга»? (Кораблик)
11.На чём катался Кай? (На санках)
12.На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)
13.В чём плыли по морю царица с младенцем в сказке о царе Салтане? (В
бочке)
14.На каком транспорте передвигались Бременские музыканты? (На
повозке)
15.На чём приехала Василиса Премудрая к царю во дворец? (В карете)
8 станция «Задачи по ПДД»
За правильный ответ по одному баллу
1. Во дворе Федя встретил своего друга Сашу. Саша предложил ему:
«Хочешь на «зебру» посмотреть?» Саша схватил Федю за руку, поспешил к
дороге, где ездили машины.
- Как вы думаете, почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а
на улицу?
- Для чего она нужна?
2. Каждый раз, когда мы подходили к оживленному перекрестку, нас всегда
встречает …. То зеленым светит, то красным засияет. Для чего этот предмет
находится на перекрестке?
3. Как только выпал снег. А Федя взял санки и побежал к горке, горка совсем
рядом - у дороги. Влез Федя на горку, сел на санки и - помчался вниз…! Но
вдруг неожиданно из-за поворота выскочила машина…
- Как ты думаешь, что могло случиться?
- Где можно кататься на санках, лыжах, коньках?
4. Может быть, ты отгадаешь загадку? Загадка была такая:
«Какой островок находится на суше» (островок безопасности)
5. Федя с друзьями играл в футбол. Место для игры выбрали недалеко от
улицы. Федя так увлекся игрой, что не заметил, как с мячом оказался вне
поля. Удар! И мяч полетел, только не в ворота, а прямо на улицу. Мальчик
бросился за ним…
- Что может случиться с Федей?
- Скажите, где можно играть с мячом?
Рефлексия
Подведение итогов и награждение победителей.
Победителем квест-игры в командном зачете становится команда, которая
пройдет маршрут максимально быстро (фиксируется общее время от начала
и до конца) и наберет наиболее большее количество баллов за выполненные
задания на игровых точках (остановках).
По итогам квест-игры будут определены победители. Командам-участникам
будут вручены дипломы за участие.
Приложение
Литература
1.
Журналы «ПедСовет», «Шик», «Педагогическое творчество» - 2005-
20011 г.
2.
В.А. Амелина «Справочник классного руководителя по ПДД», Москва,
«Глобус», 2006 г.
3.
Е.Ю.Лавлинская «Изучаем дорожного движения», Волгоград,
«Учитель», 2007 г.
4.
В.В.Шумилова «Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма в начальной школе», Волгоград, «Учитель», 2007 г.
5.
Р.Ш.Ахмадиева «Обучение младших школьников правилам
безопасного поведения на дороге», Казань, ГУ «НЦ БЖД», 2009 г.