Автор: Пасещнюк Наталья Борисовна
Должность: преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: КГА ПОУ "Приморский политехнический колледж"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Сторителлинг как методический инструмент создания, проведения и продвижения экскурсий
Раздел: среднее профессиональное
Сторителлинг как методический инструмент создания, проведения и
продвижения экскурсий
Пасещнюк Н.Б.,
преподаватель общих гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
КГА ПОУ «Приморский политехнический колледж»
г. Владивосток, 2024г.
Экскурсионный
сторителлинг
выступает
как
средство
продвижения
туристских
территорий
с
помощью
легенд,
мифов,
преданий,
различных
историй
и
рассказов,
необыкновенных зрительных образов. Экскурсанты – потребители экскурсионного продукта,
ожидают от экскурсовода рассказа с яркой и живой сюжетной линией, четко прорисованными
деталями и фабулой, прочерченной с помощью бинарных мифологических оппозиций (живое-
мертвое; добро-зло; светлое-темное и т.д.). Поэтому современные экскурсоводы в качестве
методического инструмента работы применяют сторителлинг.
Сторителлинг
(
англ.
storytelling
—
«рассказывание
историй»)
–
способ
передачи
информации в форме истории, живой, образной, которая вдохновляет, привлекает, побуждает
и помогает продавать экскурсию, образовательный курс, услугу отеля и т.д.
В механизме сторителлинга приобщение и вовлечение слушателя происходит через три
стадии: повествовательное обогащение, воображение и приближение.
Первая
стадия
включает в себя воздействие на экскурсантов через сторителлинг
музейных артефактов, описательных текстов и других источников информации. При этом они
подсознательно или осознанно выбирают те или иные объекты, уделяя меньше внимания или
полностью игнорируя другие. На второй стадии туристы используют воображение и создают
собственную общую картину увиденного. На третьей стадии туристы не только осмысливают
факты и истории прошлого, но и лично переживают их, ассоциируя свой жизненный опыт с
услышанной и воспринятой информацией.
Эти три стадии применимы и к любому туристскому объекту, с которым знакомится
турист. Через сторителлинг происходит обогащение как зрительным образом объекта, так и
историями,
легендами,
связанными
с
ним;
при
этом
через
рассказ
гида
или
текст из
путеводителя повествование трансформируется в зрительные образы через воображение,
формируя тем самым собственную причастность туриста к турдестинации. Это, в свою
очередь, усиливает туристское впечатление, и пережитый опыт побуждает человека снова
возвращаться к нему мысленно, и как правило, выбирать его в последующих поездках.
Кроме того, тут включается правило «постпутешественного сторителлинга», когда
турист делится не только впечатлениями об объекте, но и своими, интерпретированными
версиями услышанной о нём информации, особенно необычных историй и легенд. Основной
площадкой современного туристского постпутешественного сторителлинга выступают, как
правило,
социальные
сети,
что
позволяет
при
грамотном
подходе
активно
и
очень
результативно продвигать через них дестинации именно инструментами сторителлинга.
Истории по своему генезису могут быть как историческими (давние, передаваемые
через десятилетия и столетия предания, легенды, рассказы, байки, былины и т.п.), так и вновь
создаваемые,
ориентированные
на
привлечение
внимания к
тому
или
иному
объекту,
дестинации.
Либо
исторические,
но
дополняемые
и
наполняемые
новыми
смыслами
(неоисторические).
При создании интересной
и
убедительной
истории с маркетинговыми функциями,
использование исключительно фактов малоэффективно. В этом случае следует использовать
метод прямого пересказа, который называется «обогащением» и включает в себя намеренное
нагнетание напряжённости, подробное описание героев, чёткую сфокусированность сюжета и
выведение однозначной морали.
Следовательно ключевой составляющей сторителлинга является сюжет. Сюжет – это
упрощенная структура истории, которая традиционно состоит из следующих элементов:
завязка (место и персонажи), в экскурсионном сторителлинге главный герой должен быть
максимально
похож
на
слушателей
(экскурсантов);
развитие
действия
(с
препятствием,
проблемой и серьезной ошибкой); развязка (кульминацией и разрешением проблемы); призыв
к действию.
Чтобы история убеждала в ней должно быть два момента: правильная структура и
история должна соответствовать целевой аудитории слушателей. Поэтому Герой должен быть
похож на свою целевую аудиторию (непослушник, мажор, романтик – трубадур, искатель и
т.д.), для этого необходимо обращаемся к ценностям и опыту целевой аудитории и опыту
самого автора истории.
Хорошая
история
должна быть
«прилипчивой»
(хорошо
запоминающейся,
легко
воспроизводимой
в
последующем
слушателем),
простой,
неожиданной,
конкретной,
заслуживающая доверия, эмоциональной, динамичной, лаконичной и с хорошим концом.
Для удержания внимания и присоединения слушателя к истории при ее составлении и
воспроизведении рекомендуется использовать:
—
Вопросы;
—
Слова маркеры (представьте себе…, вдруг… и вот однажды…);
—
Слова,
которые
можно
увидеть
(цвет,
форма,
субстанция),
услышать
(звук) и
почувствовать запах;
—
В речи применять контрастные приемы, использовать сравнения;
—
Уделять внимание дистанции общения между экскурсоводом и слушателями;
—
И невербальным средствам, обогащающим и поддерживающим речь (мимика и
жесты, движения тела).
Формат
туристского
сторителлинга
–
это
про
принцип
представления
и
структурирования истории. Среди наиболее популярных сегодня:
—
стори-листинг:
соответствующие
тому
или
иному критерию перечни
(списки)
объектов, объединённых общим увлекательным заголовком или небольшим подогревающим
интерес
рассказом.
Например,
«10
самых
таинственных
мест
Владивостока»,
«ТОП-10
легендарных
фортов
столицы
Приморского
края»,
«10
островов
морской
акватории
Владивостока, которые стоит посетить в этой жизни» и т.п.;
—
тревел-стори: тревелблог или путевой дневник от первого лица, вызывающий у
читателя внутреннее доверие изложением собственного прочувствованного, проверенного и
испытанного на себе опыта пребывания в том или ином месте, создавая тем самым «ощущение
от места»;
—
фото-стори: серии фотографий определённого тематического содержания с коротким
или
более
развёрнутым
описанием,
иллюстрирующим
и
дополняющим
изображения.
Например, фотоотчёт с историей о посещении Владивостоксой крепости;
—
детектив-стори: история-расследование, содержащая логически и последовательно
выстроенный рассказ с элементами интриги и неопределённости, описывающая героев и
ситуацию (например, расследование «Тайны миллионки»).
Удобно
составляться
истории
в
форме
мономифа,
события
разворачиваются
последовательно, в рассказе есть завязка, развитие, кульминация, развязка. Мономиф цепляет
медленным
развитием
конфликта,
герой
встречается
с
проблемами
и
пока
решает
их,
становится лучше, добивается успеха А сама история учит и призывает к действию. Мономиф
вызывает доверие у слушателя или читателя, делает историю простой и понятной.
Чтобы история работала и был результат, важно знать: свою целевую аудиторию;
осознавать цель; продумать структуру истории и сюжет; выбирать форму подачи истории,
наилучшим
образом
раскрывающую
сюжет;
выразительно,
эмоционально
представлять
содержание истории слушателям; принимать во внимание, что в механизме сторителлинга,
приобщение
и
вовлечение
слушателя,
происходит
через
три
стадии:
повествовательное
обогащение, воображение и приближение.
Современный экскурсовод работая со слушателем:
—
Погружает его в эпоху с помощью напоминания истории страны и визуальных
материалов;
—
Находит
и
показывает
связи
экономики,
социальной
жизни,
политики
с
архитектурой;
—
Вплетает архитектуру в жизнь того периода, объясняет почему были нужны те или
иные архитектурные формы;
—
Владеет предметом рассказа вглубь и вширь, увлечен темой и желает поделиться
знаниями;
—
Говорит только по теме (Владивосток, значит Владивосток);
—
Виртуозно владеет русским языком;
—
Харизматичен и влюбляет слушателя в тему истории и немного в себя.
Сторителлинг может оказать большое влияние на развитие туризма практически в
любой дестинации, поскольку интерес и любопытство туристов будет двигать туристический
поток в интересные места среди которых ходят легенды. Легенда может быть связана с
историческим событием или вообще придумана из ничего. Также история может быть
основана на сказаниях предков, живших в этой местности сотни лет назад. На основе «силы
историй» могут создаваться довольно мощные туристские дестинации, способные привлекать
к себе миллионы туристов.
Список литературы:
1.
Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Сторителлинг дестинаций как современная технология
туризма. // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2017. Т.11. №3.
2.
Гусейнова А.Г. Основные особенности экскурсионного сторителлинга. УДК 379.822
3.
Тодорова
О.
В.
Сторителлинг
как
инновационный
PR-инструмент
//
Современные
проблемы науки и образования. — 2014. № 4
4.
Птаховская И. И. Сторителлинг и его применение в туризме // Молодой ученый. — 2020.
— № 27.1 (317.1)