Напоминание

Сторителлинг как методический инструмент создания, проведения и продвижения экскурсий


Автор: Пасещнюк Наталья Борисовна
Должность: преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: КГА ПОУ "Приморский политехнический колледж"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Сторителлинг как методический инструмент создания, проведения и продвижения экскурсий
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Сторителлинг как методический инструмент создания, проведения и

продвижения экскурсий

Пасещнюк Н.Б.,

преподаватель общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

КГА ПОУ «Приморский политехнический колледж»

г. Владивосток, 2024г.

Экскурсионный

сторителлинг

выступает

как

средство

продвижения

туристских

территорий

с

помощью

легенд,

мифов,

преданий,

различных

историй

и

рассказов,

необыкновенных зрительных образов. Экскурсанты – потребители экскурсионного продукта,

ожидают от экскурсовода рассказа с яркой и живой сюжетной линией, четко прорисованными

деталями и фабулой, прочерченной с помощью бинарных мифологических оппозиций (живое-

мертвое; добро-зло; светлое-темное и т.д.). Поэтому современные экскурсоводы в качестве

методического инструмента работы применяют сторителлинг.

Сторителлинг

(

англ.

storytelling

«рассказывание

историй»)

способ

передачи

информации в форме истории, живой, образной, которая вдохновляет, привлекает, побуждает

и помогает продавать экскурсию, образовательный курс, услугу отеля и т.д.

В механизме сторителлинга приобщение и вовлечение слушателя происходит через три

стадии: повествовательное обогащение, воображение и приближение.

Первая

стадия

включает в себя воздействие на экскурсантов через сторителлинг

музейных артефактов, описательных текстов и других источников информации. При этом они

подсознательно или осознанно выбирают те или иные объекты, уделяя меньше внимания или

полностью игнорируя другие. На второй стадии туристы используют воображение и создают

собственную общую картину увиденного. На третьей стадии туристы не только осмысливают

факты и истории прошлого, но и лично переживают их, ассоциируя свой жизненный опыт с

услышанной и воспринятой информацией.

Эти три стадии применимы и к любому туристскому объекту, с которым знакомится

турист. Через сторителлинг происходит обогащение как зрительным образом объекта, так и

историями,

легендами,

связанными

с

ним;

при

этом

через

рассказ

гида

или

текст из

путеводителя повествование трансформируется в зрительные образы через воображение,

формируя тем самым собственную причастность туриста к турдестинации. Это, в свою

очередь, усиливает туристское впечатление, и пережитый опыт побуждает человека снова

возвращаться к нему мысленно, и как правило, выбирать его в последующих поездках.

Кроме того, тут включается правило «постпутешественного сторителлинга», когда

турист делится не только впечатлениями об объекте, но и своими, интерпретированными

версиями услышанной о нём информации, особенно необычных историй и легенд. Основной

площадкой современного туристского постпутешественного сторителлинга выступают, как

правило,

социальные

сети,

что

позволяет

при

грамотном

подходе

активно

и

очень

результативно продвигать через них дестинации именно инструментами сторителлинга.

Истории по своему генезису могут быть как историческими (давние, передаваемые

через десятилетия и столетия предания, легенды, рассказы, байки, былины и т.п.), так и вновь

создаваемые,

ориентированные

на

привлечение

внимания к

тому

или

иному

объекту,

дестинации.

Либо

исторические,

но

дополняемые

и

наполняемые

новыми

смыслами

(неоисторические).

При создании интересной

и

убедительной

истории с маркетинговыми функциями,

использование исключительно фактов малоэффективно. В этом случае следует использовать

метод прямого пересказа, который называется «обогащением» и включает в себя намеренное

нагнетание напряжённости, подробное описание героев, чёткую сфокусированность сюжета и

выведение однозначной морали.

Следовательно ключевой составляющей сторителлинга является сюжет. Сюжет – это

упрощенная структура истории, которая традиционно состоит из следующих элементов:

завязка (место и персонажи), в экскурсионном сторителлинге главный герой должен быть

максимально

похож

на

слушателей

(экскурсантов);

развитие

действия

препятствием,

проблемой и серьезной ошибкой); развязка (кульминацией и разрешением проблемы); призыв

к действию.

Чтобы история убеждала в ней должно быть два момента: правильная структура и

история должна соответствовать целевой аудитории слушателей. Поэтому Герой должен быть

похож на свою целевую аудиторию (непослушник, мажор, романтик – трубадур, искатель и

т.д.), для этого необходимо обращаемся к ценностям и опыту целевой аудитории и опыту

самого автора истории.

Хорошая

история

должна быть

«прилипчивой»

(хорошо

запоминающейся,

легко

воспроизводимой

в

последующем

слушателем),

простой,

неожиданной,

конкретной,

заслуживающая доверия, эмоциональной, динамичной, лаконичной и с хорошим концом.

Для удержания внимания и присоединения слушателя к истории при ее составлении и

воспроизведении рекомендуется использовать:

Вопросы;

Слова маркеры (представьте себе…, вдруг… и вот однажды…);

Слова,

которые

можно

увидеть

(цвет,

форма,

субстанция),

услышать

(звук) и

почувствовать запах;

В речи применять контрастные приемы, использовать сравнения;

Уделять внимание дистанции общения между экскурсоводом и слушателями;

И невербальным средствам, обогащающим и поддерживающим речь (мимика и

жесты, движения тела).

Формат

туристского

сторителлинга

это

про

принцип

представления

и

структурирования истории. Среди наиболее популярных сегодня:

стори-листинг:

соответствующие

тому

или

иному критерию перечни

(списки)

объектов, объединённых общим увлекательным заголовком или небольшим подогревающим

интерес

рассказом.

Например,

«10

самых

таинственных

мест

Владивостока»,

«ТОП-10

легендарных

фортов

столицы

Приморского

края»,

«10

островов

морской

акватории

Владивостока, которые стоит посетить в этой жизни» и т.п.;

тревел-стори: тревелблог или путевой дневник от первого лица, вызывающий у

читателя внутреннее доверие изложением собственного прочувствованного, проверенного и

испытанного на себе опыта пребывания в том или ином месте, создавая тем самым «ощущение

от места»;

фото-стори: серии фотографий определённого тематического содержания с коротким

или

более

развёрнутым

описанием,

иллюстрирующим

и

дополняющим

изображения.

Например, фотоотчёт с историей о посещении Владивостоксой крепости;

детектив-стори: история-расследование, содержащая логически и последовательно

выстроенный рассказ с элементами интриги и неопределённости, описывающая героев и

ситуацию (например, расследование «Тайны миллионки»).

Удобно

составляться

истории

в

форме

мономифа,

события

разворачиваются

последовательно, в рассказе есть завязка, развитие, кульминация, развязка. Мономиф цепляет

медленным

развитием

конфликта,

герой

встречается

с

проблемами

и

пока

решает

их,

становится лучше, добивается успеха А сама история учит и призывает к действию. Мономиф

вызывает доверие у слушателя или читателя, делает историю простой и понятной.

Чтобы история работала и был результат, важно знать: свою целевую аудиторию;

осознавать цель; продумать структуру истории и сюжет; выбирать форму подачи истории,

наилучшим

образом

раскрывающую

сюжет;

выразительно,

эмоционально

представлять

содержание истории слушателям; принимать во внимание, что в механизме сторителлинга,

приобщение

и

вовлечение

слушателя,

происходит

через

три

стадии:

повествовательное

обогащение, воображение и приближение.

Современный экскурсовод работая со слушателем:

Погружает его в эпоху с помощью напоминания истории страны и визуальных

материалов;

Находит

и

показывает

связи

экономики,

социальной

жизни,

политики

с

архитектурой;

Вплетает архитектуру в жизнь того периода, объясняет почему были нужны те или

иные архитектурные формы;

Владеет предметом рассказа вглубь и вширь, увлечен темой и желает поделиться

знаниями;

Говорит только по теме (Владивосток, значит Владивосток);

Виртуозно владеет русским языком;

Харизматичен и влюбляет слушателя в тему истории и немного в себя.

Сторителлинг может оказать большое влияние на развитие туризма практически в

любой дестинации, поскольку интерес и любопытство туристов будет двигать туристический

поток в интересные места среди которых ходят легенды. Легенда может быть связана с

историческим событием или вообще придумана из ничего. Также история может быть

основана на сказаниях предков, живших в этой местности сотни лет назад. На основе «силы

историй» могут создаваться довольно мощные туристские дестинации, способные привлекать

к себе миллионы туристов.

Список литературы:

1.

Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Сторителлинг дестинаций как современная технология

туризма. // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2017. Т.11. №3.

2.

Гусейнова А.Г. Основные особенности экскурсионного сторителлинга. УДК 379.822

3.

Тодорова

О.

В.

Сторителлинг

как

инновационный

PR-инструмент

//

Современные

проблемы науки и образования. — 2014. № 4

4.

Птаховская И. И. Сторителлинг и его применение в туризме // Молодой ученый. — 2020.

— № 27.1 (317.1)



В раздел образования