Автор: Марина Витальевна Саганова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБСУСОССЗН Серафимовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей
Населённый пункт: Серафимовский с.
Наименование материала: учебная программа
Тема: Комплексная социально-психологическая программа развития для детей с ментальными нарушениями и ТМНР
Раздел: дополнительное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИЙ
ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
ДЕТЕЙ
Рассмотрено
на заседании МС
Протокол №1
от « ___» августа 20__г.
Принята к
утверждению на
заседании ПС
Протокол № 1
от «___» августа 20__г.
Согласовано
и.о.зам. директора по ВРР
«__» августа 20__г.
________________
Л.Н. Ягудина
Утверждаю
Директор
ГБСУСОССЗН СДДИ
__________ Е.Г. Усманова
приказ №___
от «___» августа 20___г.
КОМПЛЕКСНАЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
для воспитанников с ментальными нарушениями и ТМНР
Cоставитель:
Педагог-психолог
Саганова М.В.
с. Серафимовский, 2024г
1. Пояснительная записка
1.1 Статус документа
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых
инструктивно-методических документов:
1.
Федеральный закон № 442 «Об основах социального обслуживания граждан
в Российской Федерации» (с изменениями на 7 марта 2018 года)(редакция,
действующая с 1 мая 2018 года)
2.
Закон Республики Башкортостан от 28 ноября 2014 года N 155-з «О
социальном обслуживании граждан в Республике Башкортостан»
3.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 ноября
2014 г.N 940н
"Об
утверждении
Правил
организации
деятельности
организаций социального обслуживания, их структурных подразделений"
4.
Постановление РБ от 14 апреля 2015 года N 134
«
О Порядке предоставления
социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания
поставщиками социальных услуг
»
(с изменениями на 22 августа 2018 года)
5.
Постановление РБ от 22 октября 2007 г. N 296Об утверждении концепции
развития и реформирования системы социального обслуживания населения
в Республике Башкортостан
6.
Постановление РФ № 8 от 09.02.2015 «Об утверждении
СанПиН 2.4.3259-15 «
Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству,
содержанию и
организации
режима
работы организаций
для
детей-сирот
и
детей, оставшихся без попечения родителей»
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 мая
2016 г.
№ 69
“Об
утверждении
СП
2.1.2.3358-16
«Санитарно-
эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию,
содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму
работы организаций социального обслуживания”
8.
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
СанПиН
2.4.2.3286-15,
утвержденные
Постановлением
главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г.
№ 26 (вступил в действие с 01.09.2016г.).
9.
Методические
рекомендации
по
составлению
социальных
программ
Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ от 2017 года
10.
Положение о порядке разработки и утверждения социально-
реабилитационных программ для ПСУ с умственной отсталостью (ИН) и
ТМНР, ГБСУСОССЗН СДДИ Пр. No 157/3 от 19.05.2017 г.
11.Положение о службе практической психологии в системе Министерства
образования (приказ № 636 от 22.10.99)
12.Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению
обучающихсяв учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации
образования ( Приложение к письму Минобразования россии от 27 июня 2003
г. № 28-51-513/16
2
1.2 Актуальность программы.
Трудности
психологической
реабилитации
и
адаптации
детей
с
нарушениями в психическом развитии в значительной степени обусловлены
сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, что проявляется в
своеобразных особенностях их умственного и эмоционально-волевого развития.
Поэтому своевременная психологическая помощь детям с проблемами в
развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации.
Имеющийся
дефект,
приводит
к
нарушению
связей
с
социумом,
культурой,
как
источником
развития.
Психологическая
поддержка
и
педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте - основное, в чем
нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии. И сейчас задача педагогов
и психологов, помочь особому ребенку без труда влиться в общество, найти
работу, и быть социально полезным гражданином нашей страны. Для этого
нужно видеть лучшие качества ребенка, развивать его коммуникативную сферу,
диалогическую речь, и научить его взаимодействию в том микроклимате, в
котором он сейчас находится.
Комплексная рабочая программа определяет содержание и структуру
деятельности
педагога-психолога
по
направлениям:
психопрофилактика,
психодиагностика,
психокоррекция,
психологическое
консультирование
и
поддержка деятельности детского дома в работе с детьми с интеллектуальными
нарушениями и педагогами.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического
сопровождения деятельности Серафимовского детского дома по основным
направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому
и
художественно-эстетическому,
обеспечивает
единство
воспитательных,
развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога
Серафимовского
детского
дома,
значительное
место
уделяется
целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции
нарушений
развития детей.
Содержание рабочей программы реализуется с
учетом индивидуальных особенностей детей с интеллектуальными нарушениями
и спецификой данного учреждения.
1.3 Целевая группа.
Программа ориентирована на детей с ментальными нарушениями и ТМНР
(получателей социальных услуг ГБСУСОССЗН Серафимовский детский дом-
интернат для умственно отсталых детей).
1.4 Цель программы
Содействие
социально-психологической
адаптации
воспитанников
Серафимовского детского дома-интерната.
1.5 Задачи программы:
● создание коррекционных условий для развития сохранных познавательных
функций;
● осуществление сенсорного развития в процессе освоения содержательных
видов деятельности;
3
● развитие психических функций восприятия, памяти, мышления;
● развитие внимания, формирование динамических характеристик внимания,
устойчивости;
● формирование механизмов волевой регуляции и саморегуляции в процессе
осуществления заданной деятельности;
● воспитание умения общаться со сверстниками, действовать совместно;
● коррекция агрессивного поведения;
● формирование положительной нравственной направленности личности;
●развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного
поведения;
● формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я-
Концепции», уверенности в себе;
●обучение способам саморегуляции, релаксации;
● обучение способам выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально-
приемлемых формах;
● воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умения доводить
начатое до конца.
1.6 Формы работы:
1. Групповая деятельность – социально-психологические тренинги и занятия-
беседы,
работа
в
группах,
групповые
консультации,
обучающая
психодиагностика.
Особенностью
занятий
является
дискуссионный
характер
общения
с
воспитанниками, способствующий возникновению непринужденной атмосферы.
Доверительные отношения побуждают воспитанников открыто высказывать
свои мысли, выражать свои чувства, что позволяет психологу эффективно
воздействовать на сознание воспитанников в процессе проведения занятий.
2. Индивидуальная коррекционная работа
– личные беседы, игры и упражнения,
обучающая психодиагностика.
Во время индивидуальной работы создаются условия, которые обеспечивают
наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего
развития его личности, учитываются индивидуальные особенности ребенка,
осуществляется индивидуальный подход на занятиях.
3. Наглядно-информационная
форма
работы
педагога-психолога
с
персоналом СДДИ играет роль опосредованного общения между психологом,
воспитанниками и сотрудниками. Это информационные брошюры, памятки,
буклеты.
4.Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации
взаимодействий в системе «воспитатель-воспитанник». Так же консультативная
работа проводится с другими сотрудниками детского дома.
1.7 Методы и приемы:
Диагностика;
Психогимнастические игры;
Беседа;
Игры и упражнения для развития познавательных процессов: памяти,
мышления, восприятия, воображения;
4
Релаксационные методы (с использованием стихов, музыки, записи звуков
природы, релаксационной музыки).
Методы и приёмы развития эмоциональной сферы: открытое проявление
социально-приемлемыми
способами
(словесными,
физическими,
творческими).
Методы
и
приёмы
развития
коммуникативных
способностей:
рассматривание иллюстраций с последующим диалогом между взрослым и
детьми; работа в парах и мини командах; вопросы и ответы при
разыгрывании ситуаций или обсуждение чего-либо во время тренинга;
задания, требующие от ребёнка развёрнутого ответа, собственного мнения,
суждения.
Методы и приёмы развития культуры жеста, возможности выражать свои
мысли и чувства при помощи мимики, пантомимики, движений, осанки,
позы.
Анализ ситуаций.
1.8 Этапы и сроки реализации программы
Срок реализации программы - один реабилитационный год.
I
– организационный этап,
составляет 1 неделю (4 неделя августа),
направлен на диагностику воспитанников, выявление актуального состояния их
возможностей и индивидуальных особенностей.
II – практический этап, составляет 11 месяцев направлен на реализацию
программы по формированию позитивных жизненных целей «Дом, где
согреваются сердца» для детей с ментальными нарушениями и ТМНР
III – диагностический этап, составляет 2 недели (3, 4 недели февраля),
направлен на проведение промежуточной диагностики.
IV
- заключительный этап,
составляет 1 неделю (3 неделя августа),
направлен на мониторинг результатов программы, внесение коррективов,
согласно полученных результатов.
Количества часов рассчитано на 60 детей.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю в форме мини-
тренингов продолжительностью 30 минут. Оптимальное количество детей в
группе 5-6 человек.
5
2. Содержание программы
2.1
Направления
деятельности
и
их
содержание.
Психолого-
педагогическое.
Психологическая диагностика
.
Цель
-
получение полных информативных данных об индивидуальных
особенностях психического развития воспитанников, которые будут положены
в
основу
разработки
индивидуальных
образовательных
маршрутов.
Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу
администрации,
педагогов,
родителей
и
рассматривается
как
важный
подготовительный этап индивидуального и группового консультирования,
психолого-педагогического консилиума, педсовета. Выбор инструментария для
проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в
зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых
развивающих задач.
Психологическое консультирование.
Цель
-
оптимизация
взаимодействия
участников
воспитательно-
образовательного процесса и оказание им психологической помощи при
выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое
консультирование
состоит
в
оказании
психологической
помощи при решении проблем, с которыми обращаются
воспитанники,
родители,
педагогические
работники
и
администрация
СДДИ.
Консультирование
предполагает
активную
позицию
консультируемого,
совместную
проработку
имеющихся
затруднений
и
поиск
оптимальных
способов решения.
Психологическое просвещение
Цель - создание условий для повышения психологической компетентности
педагогов, администрации СДДИ, родителей и детей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическая профилактика
Цель - предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии
участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическая профилактика направлена на:
- сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на
всех этапах развития;
- соблюдение в детском доме психологических условий, необходимых для
психологического развития воспитанников;
-своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут
привести к определенным сложностям
в
его поведении и отношениях с
коллективом.
Экспертная работа
1. Участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме СДДИ.
2.
Исследование
эффективности
усвоения
коррекционнойсоциально-
психологической
программы
детьми.
Анализ
в
соответствии
с
6
психологическими характеристиками воспитанника, подготовка рекомендации
по оптимизации педагогического процесса.
3.Участие
в
формировании
предметно-окружающей
среды,
отвечающей
требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития
воспитанников.
Коррекционно-развивающая работа.
Цель - создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка,
коррекция отклонений психического развития.
Коррекционно-развивающая
работа
направлена
на
осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого-педагогической помощи детям с ментальными нарушениями и ТМНР
с учётом особенностей психофизического развития и их индивидуальных
возможностей
(в
соответствии
с
рекомендациями
психолого-медико-
педагогической комиссии или результатов диагностики педагога-психолога
СДДИ).
2.2 Учебно-тематический план
Содержание работы
Кол-во часов
1.
Мониторинг
100ч.
2.
Программа по формированию позитивных
жизненных целей «Дом, где согреваются сердца».
500ч.
3.
Программа социально-психологического тренинга
«Коррекция агрессивного поведения подростков с
ментальными нарушениями и ТМНР»
51ч.
4.
Индивидуальные занятия
588ч.
5.
Экспертная работа (работа в ПМПк СДДИ)
47ч.
6.
Психологическая профилактика
47ч
7.
Психологическое просвещение
12ч
8.
Психологическое консультирование
47ч.
9.
Психологическая диагностика для МСЭ
По мере
необходимости
7
3. Ресурсы
3.1 Материально-технические ресурсы
Для реализации программы необходимо наличие следующих материально-
технических средств:
1. Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
2. Музыкальный центр (с USB– входом).
3. Иллюстративный материал.
4. Канцтовары (карандаши, линейки, стирательные резинки; клей канцелярский,
ПВА, пластилин; цветная бумага, белый картон, цветной картон, гофрированный
картон, ватман; кисти для клея, кисти для рисования № 3, № 5; цветные
карандаши, восковые мелки, гуашь, акварель, стаканчики – непроливайка, набор
для занятия эбру).
5.Разноцветные игрушки.
6. Куклы, банты, воздушные шарики, нитки.
7. Набор «Чудесный мешочек».
8. Природный материал..
9.Диагностический материал.
3.2 Информационные ресурсы.
Для
реализации
программы
используются
следующие
виды
информационных ресурсов:
- средства массовой информации (периодические издания);
- сайты;
- буклеты;
- информационные стенды.
3.3Методические ресурсы.
Для реализации программы используются следующие виды методических
ресурсов:
- наглядные пособия, средства компьютерной поддержки;
- методический материал (пособия, разработки занятий и т.д.);
- дидактический и лекционный материалы.
4. Результаты
4.1 Ожидаемые возможные результаты.
В результате целенаправленной деятельности на коррекционно-
развивающих занятиях дети должны научиться:
сформированным
четким
и
координированным
мелкомоторным
движениям, по показу и инструкции;
умению последовательно выполнять движения по образцу, словесной
инструкции, плану;
сформированным
четким
и
координированным
мелкомоторным
движениям, по показу и инструкции;
осознанию своих эмоциональных состояний, настроений, самочувствия;
8
умению преодолевать психоэмоциональное напряжение;
проявлению
ответственности,
настойчивости,
стремлении
быть
аккуратным, старательным;
самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за
помощью в ситуациях реальных затруднений;
адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей,
сопереживать;
подчинять свое поведение преимущественно не сиюминутным желаниям
и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и первичным
ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое
плохо»;
самостоятельно ставить цели, в том числе общественно значимые;
проявлять волевое усилие, противостоять отвлечениям, даже при
выполнении не слишком интересной деятельности;
рассуждать;
понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков
героев произведений;
различать
эмоциональную
(красивый/некрасивый)
и
моральную
(добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей;
развивать навыки диалогического общения;
устанавливать причинно-следственные связи;
отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки.
4.2 Критерии оценки эффективности работы над программой.
Мониторинг проводится в соответствии со списком методик, указанным в
приложении и отражается в диагностических картах, протоколах.Оценка
эффективности
психокоррекционной
и
развивающей
работы
проводится
качественно и количественно. Качественная оценка предполагает определение
количественных показателей, соответствующих динамике психологических
(психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.
9
5. Список литературы
1.
Грабенко Т., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Методический
практикум по песочноигротерапии. - Санкт-Петербург:«Златоуст», 1999.
2.
Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7
лет. / сост. Н.Д. Денисова - Издание 2-е, испр.- Волгоград, «Учитель».
3.
Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7
лет. Игры и упражнения/ М.В.Егорова – Волгоград: Учитель, 2015.
4.
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. , Никитина Л.А.Как
помочь
«особому»
ребенку. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2001.
5.
Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной
работе. - «Речь», Санкт-Петербург 2007.
6.
Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми.- «Речь», Санкт-Петербург
2006
7.
Киселёва
М.В.
Арт-терапияв
психологическом
консультировании:
учебное пособие. - «Речь», Санкт-Петербург 2014.
8.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.
9.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь» («Давайте жить дружно») программы эмоционального развития
детей. – Москва 1999.
10.
Лебедева Л.Д.Практика арт-терапии – подходы, диагностика, система
занятий. - «Речь», Санкт-Петербург 2007.
11.
Михальченко. К.А. Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи
детям с проблемами в развитии // Актуальные вопросы современной
психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011
г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
12.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и
коррекционные программы. — М., 1993.
13.
Хухлаева О.В.Лесенка радости – Москва: Издательство «Совершенство»,
1998.
14.
Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.
10
Приложение 1
Комплексно-тематическое планирование занятий по формированию
позитивных жизненных целей «Дом, где согреваются сердца» для детей с
ментальными нарушениями и ТМНР на 2024-2025 реабилитационный год
№
Тема занятия
Цель занятия
Дата
План.
Факт.
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных
эмоций
1.
Давайте
познакомимся
Создать
благоприятные
условия
для
работы
тренинговой
группы,
ознакомить участников с основными
принципами
тренинга,
принять
правила
работы
группы,
начать
освоение активного стиля общения,
способствовать
самодиагностике
и
самораскрытию членов группы.
02.09-
06.09
2.
Мое имя
Идентифкация себя со своим именем,
формирование
позитивного
отношения ребенка к своему « Я»
09.09-
13.09
3.
Я-образ
Формировать
чувство
близости
с
другими
людьми.Способствовать
углублению
процессов
са-
мораскрытия, учить находить в себе
главные
индивидуальные
особенности,
определять
свои
личностные особенности.
16.09-
20.09
4.
Работа с
кинетическим
песком. «То,
что меня
окружает»
Формировать
чувство
близости
с
другими
людьми.
Способствовать
углублению
процессов
са-
мораскрытия, учить находить в себе
главные
индивидуальные
особенности.Развитие
тактильного
восприятия,
воображения,гармонизация
эмоционального
состояния
как
потенциала
для
преодоления
деструктивных изменений личности и
личностного роста.
23.09-
27.09
5.
Дружные
ребята
Повышение
уровня
открытости,
доверия,
эмоциональной
свободы,
сплоченности в группе.
30.09-
04.10
6.
Психологическ
Развитие
навыков
уверенного
07.10-
11
ая игра
«Необитаемый
остров»
поведения,
лидерских
качеств,
повышение самооценки, а так же
воспитание
терпимости,
уважения
друг к другу, умения общаться и
сотрудничать.
11.10
Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия.
7.
Настроение
Эмоциональное
осознание
своего
самочувствия,
снижение
эмоционального
напряжения,
уменьшение
тревожности,
снятие
мышечных зажимов.
14.10-
18.10
8.
Рисование в
технике эбру
«Краски
осени»
Снятие
психоэмоционального
напряжени, развитие уверенности в
себе,
развитие
креативности
и
образного мышления.
21.10-
25.10
9.
Побежда
страхи
Выявление
реальных
страхов
детей,
развитие умения говорить о своих
негативных переживаниях открыто в
кругу
сверстников,
формирование
социального доверия.
28.10-
02.11
10.
Где живут
эмоции
помочь
Помочь
ребятам
осознать
важность
чувств, получить опыт распознавания
различных
эмоций
и
телесного
распознавания чувств.
05.11-
08.11
11.
Что я
чувствую,
когда мне
хорошо или
плохо
Помочь
Учиться распознавать свои чувства и
чувства
других
людей,
учиться
выражать свои чувства.
11.11-
15.11
12.
Саморегуляция
Обучение приемам саморегуляции
18.11-
22.11
13.
Принятие себя
Формирование положительной «Я»-
концепции, самопринятия, развитие
уверенности
в
себе,
Коррекция
негативного
образа
«Я»,
снятие
тревожности,неуверенности в себе.
25.11-
29.11
Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной
самооценки у детей.
14.
Комплименты
Повышение
внутригруппового
доверия
и
сплоченности
членов
группы.
02.12-
06.12
15.
Мой
жизненный
путь
Формирование умения ставить перед
собой
цели,
учиться
мечтать.
Формирование социального доверия.
09.12-
10.12
16.
Мечты имеют
свойство
сбываться
Формирование
представлений
о
мечте
как
побудителе
воли
к
действию. Учить детей представлять
мечты, развивать умение управлять
своим
настроением
и
мыслями,
ориентировать детей на собственные
возможности
в
улучшении
настроения, формировать установку
на
возможность
внутреннего
16.12-
20.12
12
самосовершенствования.
17.
Общая история
Обучение
воспитанников
высказывать свои мысли, выражать
адекватным способом свои эмоции,
развитие
умения
спокойно
выслушивать собеседника.
23.12-
27.12
18.
Мульттерапия
«Тигренок
Даниеэль и его
сосед»
Гармонизации
развития
личности
через
развитие
способности
самовыражения и самопознания, а так
же изменение стереотипов поведения
и
повышение
адаптационных
способностей личности.
09.01-
10.01
19.
Три характера
Дать
моральную
оценку
злости,
плаксивости, работа над мимикой и
пантомимикой.
13.01-
17.01
20.
Поделись
успехом
Способствовать
повышению
самооценки воспитанников. Развитие
позитивного мышления.
20.01-
24.01
21.
Еженедельный
отчет
Развитие способности анализировать
и регулировать свою повседневную
жизнь
27.01-
31.01
22.
Игра «Дженга»
Развитие
мелкой
моторики,
пространственное
и
архитектурное
мышление, а также командный дух.
03.02-
07.02
23.
Позитивные
мысли
Развитие осознания сильных сторон
своей личности
10.02-
14.02
Блок 4. Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно
решать проблемы.
24.
Волшебные
зеркала
Гармонизация и развитие здоровой
«Я»-концепции,самоприняти,
уверенности в себе
03.03-
07.03
25.
Рисунок в
круге.
Мандалотерап
ия
Коррекция
эмоциональной
сферы,
нормализация
поведения,
развитие
мелкой
моторики,
развитие
творцеских способностей.
11.03-
14.03
26.
Доброта
Формирование
моральных
представлений,
воспитание
новых
форм поведения
17.03-
21.03
27.
Этюды. Игры с
песком
Привитие новых форм поведения,
проявление сочувствия в конкретном
действии, приобретение навыков в
саморасслаблении
24.03-
28.03
28.
Солидарность
Проявление сочувствия в конкретном
действии
31.03-
04.04
29.
Как научиться
дружить
Сопоставление
различных
черт
характера,
развитие
способности
понимать эмоциональное состояние
другого человека.
07.04-
11.04
30.
Путешествие в
мир
волшебных
Развитие эмоциональной сферы,
творческого потенциала.
Стабилизация эмоционального
14.04-
18.04
13
красок. Арт-
терапия
состояния
31.
Радости жизни
Побуждать детей к размышлению о
том, что приносит радость в жизни,
позитивный
настрой,
коррекция
поведенчиской сферы
21.04-
25.04
32.
Карта желаний
Помочь вам спланировать и
сформулировать ваши желания.
Также карта желаний помогает
скоординировать и синхронизировать
свои действия в соответствии с
заявленными желаниями.
28.04-
02.05
Блок 5. Снятие враждебености во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие
навыков общения.
33.
Урок
вежливости
Коррекция
негативных
поведенческих
реакций,
формирование
нового
опыта
взаимоотношений.
05.05-
08.05
34.
Я не вредный!
В ходе этого тренинга дети могут
разобраться в том, что они называют
агрессивным поведением. Они могут
разобраться
в
своем
собственном
агрессивном поведении и исследовать
чужое.
13.05-
16.05
35.
Беседа
«Правила
поведения»
Коррекция
негативных
поведенческих
реакций,
обучение
правилам поведения в социуме.
19.05-
23.05
36.
Встреча с
другом
Сопоставление различных черт
характера; развитие способности
понимать эмоциональное состояние
другого человека и адекватно
выразить свое; коррекция
эмоциональной сферы ребенка.
Формирование адекватных форм
поведения.
26.05-
30.05
37.
Спешите
делать добро
Обобщить представление о добре и
зле,воспитывать доброту,
сострадание,желание прийти на
помощь тем,кто в этом нуждается.
02.06-
06.06
38.
Секреты
Формировать умение находить общий
язык
со
сверстниками,
развивать
добрые теплые отношения.
09.06-
13.06
39.
Рисунок
группы
Развитие чувства принадлежности к
группе,
навыка
позитивного
социального поведения, творческих
способностей.
16.06-
20.06
Блок 6. Развитие уверенности. Развитие самопознания
40.
Достоинства и
недостатки
Формирование
нравственных
ценностей
у
детей
и
правил
поведения в обществе, воспитание
социально одобряемых стереотипов
23.06-
27.06
14
поведения у детей.
41.
То, что мне в
себе нравится
Формирование положительной «Я»-
концепции,
самопринятия,
уверенности
в
себе.
Коррекция
негативного
образа
«Я»,
снятие
тревожности, неуверенности в себе.
30.06-
04.07
42.
Я люблю
Развитие раскованности; тренировка
самоорганизации.Снятие
напряженности,
невротических
состояний;
развитие
сплоченности
группы.Укрепление
эмоциональных
контактов,
взаимопонимания
и
доверия.
07.07-
11.07
43.
Зарядись
солнцем
Снятие
психоэмоционального
напряжения,
развитие
способности
понимать
свое
эмоциональное
состояние.
14.07-
18.07
44.
Самовыражени
е в цвете
Расширение представления о цвете,
снятие эмоционального напряжения,
развитие
фантазии
и
творческого
воображения,
координации
движений.
21.07-
25.07
45.
Моя
самооценка
Повысить самооценку ребят,научить
выражать свои мысли, чувства
28.07-
01.08
46.
Коллаж
желаний
способствовать
постановке
жизненных
целей,
требующих
навыков
управления
своим
состоянием.
04.08-
09.08
47.
Итоговое
занятие
по
программе
закрепить
умение
контролировать
свое поведение; завершить процесс
работы.
11.08-
15.08
15
Приложение 2
Комплексно-тематическое планирование занятий по коррекции агрессивного
поведения подростков с ментальными нарушениями и ТМНР на 2024-2025
реабилитационный год
№
Тема занятия
Цель занятия
Дата
План.
Факт.
1.
Вводное
занятие.
Знакомство
установление дружелюбной
отмосферы в группе; обсуждение и
установление правил группы;
создание ситуации доверия и
принятие подростка; диагностика
агрессивного поведения.
2.
Установление
контакта.
Понимание
подростком
своих эмоций.
установление контакта; сбор
информации о проблеме
агрессивности; совершенствование
коммуникативных навыков; создание
доверительной обстановке в группе.
3.
Что
такое
«Агрессия».
Приемы
востановления
эмоционального
равновесия.
развивать у подростка способность
понимать
свое
состояние,
контролировать свои эмоции, учиться
мыслить позитивно.
4.
Приемы
востановления
эмоционального
равновесия.
снижение агрессивности подростков
через
развитие
коммуникативных
навыков, социальной компетенции,
рефлексии и позитивных способов
действия в различных конфликтных
ситуациях.
5.
Эмоции
определение эмоций; осознание своих
переживаний и переживаний других
людей, развитие способности
управлять своими эмоциями
6.
Почему я
злюсь
продолжить
процесс
осознания
проблемы
агрессивности;
разграничить
диапазон
выражения
отрицательных
эмоций;
скорректировать в сторону позитива
16
отношение подростка к себе; помочь
подростку
проявить
и
осознать
отрицательные эмоции.
7.
Коррекция
агрессии
методами
арт-
терапии.
Изотерапия
обучение
подростка
управлять
своими эмоциями; способствовать
развитию
эмоциональной
саморегуляции.
8.
Управление
агрессией.
Формирование
навыков
конструктивног
о поведения.
формирование
навыков
конструктивного поведения в слоных
жизненных ситуациях.
9.
Развитие
самоконтроля
и
произвольност
и
снижение
агрессивных
тенденций
личности, развитие самоконтроля.
10.
Эмпатия
формирование осознавания
собственных эмоций и чувств других
людей, развитие эмпатии
11.
Формирование
внутреннего
самоконтроля и
умения
сдерживать
негативные
импульсы
формирование
внутреннего
самоконтроля,
осознать
у
себя
наличие как отрицательных, так и
положительных качеств.
12.
Гибкость
поведения
учиться находить выход из сложных
жизненных ситуаций, развивать
гибкость поведения.
13.
Осознание
собственных
эмоций,
отработка
навыков
контороля
коррекция
агрессивного
поведения
подростков;
формирование
устойчивого образ «Я».
14.
Конфликт
Познакомиться
с
понятием
«конфликт», учиться вести себя в
конфликтных ситуациях.
17
15.
Методы
выхода из
конфликта.
формирование у воспитанников
навыков бесконфликтного общения с
окружающими
людьми. Конструктивное решение
конфликтов.
16.
Цвета жизни
Коррекция эмоционального
поведения с помощью эбру-терапии
17.
Итоговое
занятие.
Диагностика.
оценить динамику снижения уровня
агрессивного поведения подростка.
18
Приложение 3
Перечень тем психологической профилактики
Получатели социальных услуг
Педагоги
«Правила поведения в блоке»
«Как помочь ребенку в период адаптации»
«Что такое капризы?»
«Речь и мышление»
«Воспитание человечности»
«Роль развивающих игр для детей с
интеллектуальными нарушениями»
«Как стать лучше»
«Пальчиковые игры – зачем они нужны?»
«Разговор о совести»
«Коммуникативность в общении с
коллегами, детьми»
«Воспитание бережного отношения к
вещам»
«Рекомендации педагогам по оптимизации
взаимодействия с детьми»
«Рекомендации по формированию
навыков самообслуживания»
«Конфликты между детьми»
«Мальчики и девочки – два разных мира»
«Формирование социально-
адаптированного поведения у детей с
умственной отсталостью старшего
возраста»
«Взаимодействие со сверстниками»
«Эмоциональное со стояние взрослого как
опосредствующий фактор эмоционального
состояния детей»
«Рисунок – ключ к внутреннему миру»
«Эффективное педагогическое общение»
«Почему необходимо помогать другим?»
«Как надо вести себя с гиперактивным
ребенком»
«Воспитываем усидчивость»
«Тревожный ребенок»
«Красота души. Учимся видеть хорошее»
«Агрессивный ребенок»
«Воспитание культуры поведения
средством художественной литературы»
«Влияние музыки на психику ребенка»
«Умение прощать»
«Индивидуальные особенности детей с
умственной отсталостью»
«Тропа милосердия»
«Роль взрослого в формировании у детей
отзывчивого отношения к сверстникам в
ситуации игрового взаимодействия и в
повседневной жизни»
«Сила любви»
«Методы активного слушания»
«Как стать счастливым»
«Решаем проблемы, играя с детьми»
«Быть ответственным»
«Детские конфликты»
«Нужно ли управлять своими эмоциями»
«Здоровье и эмоциональное благополучие
ребенка с умственной отсталостью»
«Злость и агрессия»
«Развитие логических операций
«классификация», «обобщение»,
«абстагирование-конкретизация» у детей
су.о.»
«Что такое эмпатия»
«Использование музыки в режимных
моментах»
«Как справиться с плохим настроением»
«Система работы воспитателя с детьми,
имеющим отклонения в поведении»
«Самовосприятие.
«Здоровье педагога как компонент
19
Самоуважение.Самоодобрение.»
профессиональной самореализации»
*Педагог-психолог может внести изменения по необходимости
20
Приложение 4
Перечень тем психологического просвещения
Получатели социальных услуг
Педагоги
Кем бы мне хотелось быть?
Обсуждение итогов
прохождения детьми периода
адаптации к СДДИ,
определение степени
сложности адаптационного
периода каждого ребенка,
пути
решения возникающих
проблем.
Мир профессий
«Индивидуальные
психологические особенности
детейс ИН».
Планирование дня
Индивидуальные беседы по
результатам психологической
диагностики в начале и конце
учебного года, в течение года
– беседы по поводу
трудностей в развитии
ребенка.
Мои желания,мои возможности
Как это сделать
«Психологическая готовности
ребенка
к
школе»:
итоги
диагностики.
Совместное
обсуждение уровня
психологической готовности к
обучению в школе каждого
ребенка
Мой первый рабочий день
Тренинг «Сплочение
педагогического коллектива»
Резюме
Тренинг
«Профилактика
эмоционального
выгорания
педагогов»
Как искать работу
Наблюдение занятий
педагогов с детьми, их
психологический анализ.
Классификация профессий.
«Ценности в жизни»
Планирование рабочего дня.
Беседа с выпускниками колледжей,которые уже получили
профессию
*Педагог-психолог может внести изменения по необходимости
21
Приложение 5
Перечень тем психологического консультирования
Получатели социальных услуг
Педагоги
«Мой круг общения»
«Трудности адаптации ребенка в новом
коллективе»
«Правила поведения в блоке»
«Ответственность педагогов за воспитание
детей с умственной отсталостью»
Самооценка и уверенность в себе
«Трудовое воспитание»
«Как стать лучше»
«Приучение детей к бережливости»
Я учусь переживать
«Воспитание у детей самостоятельности»
«Как заводить друзей
«О мерах поощрения и наказания»
«Как управлять эмоциями
«Воспитание у детей вежливости»
«Стресс, как его избежать»
«Значение режима дня в воспитании детей
с ИН»
«Тренируйте уверенность в себе
«Психолого-педагогические особенности
подростков с ИН»
«Отношения с сотрудниками СДДИ
(воспитателями)»
«Взаимодействие педагогов друг с
другом»
«Как избежать одиночества»
«Воспитание навыков и привычек
культурного поведения»
«Воспитываем усидчивость»
«Профилактика и разрешение
конфликтов»
«Образ «Я»
«Формирование мотивации обучения у
детей с ИН»
«О вреде алкоголя и табака»
«
Стресс, как его избежать
»
«Умение прощать»
«Индивидуальные особенности детей с
умственной отсталостью»
«Здоровый образ жизни»
«Детские страхи»
«Раздражительность»
«Правила общения с ребенком с ИН»
«Одиночество»
«Решаем проблемы, играя с детьми»
22
«Самопринятие»
«Детские конфликты»
«Выбор профессии»
«Подготовка воспитанников к жизни в
семье»
«Самоубийство? Никогда!»
«Формирование целенаправленной
деятельности у детей с ИН»
«Как справиться со стрессом»
«Роль общения в жизни детей с ИН»
«Как справиться с плохим настроением»
«Особенности детей с РДА»
«О личных проблемах. Поддержка.»
«Общение со сверстниками
противоположного пола»
«Моя будущая семья»
«Признаки эмоционального выгорания
педагогов»
*Педагог-психолог может внести изменения по необходимости
Приложение 6
Примерный перечень диагностических методик
Параметры
Направленность
Диагностические методики
Диагностика интелекта
Выявление уровня IQ
Методика векслера
Развитие перцептивных
действий
Овладение сенсорными
эталонами.
Восприятие размера
Сформированность
пространственных
отношений (сериация).
Объединение элементов в
целых образ.
Зрительный гнозис
Понимание и употребление
предлогов и слов,
обозначающих
пространственное
взаиморасположение
предметов
Восприятие
«Коробочка форм», «Вкладыши»,
«Доска Сегена»
«Пирамидка», «Мисочки»
,
«Подбери фигуру к предмету»
(модифицированный вариант
методики Л.А. Венгера)
«Закрашивание фигур» (Л.Ф.
Фаттихова)
«Конструирование по образцу»,
«Включение в ряд», «Эталоны»
«Разрезные картинки»,
«Перцептивное моделирование»
«Узнавание реалистичных
изображений», «Узнавание
перечеркнутых изображений»,
«Узнавание наложенных
изображений», «Узнавание
конфликтных изображений-
нелепиц»
Картинки из альбома Н.Я. Семаго
Ориентирование в
предметных действиях
Наглядно
действенное
мышление
«Коробочка форм», «Мисочки»
«Пирамидка», «Матрешка», «Доска
Сегена», «Сложи круг» (разработка
23
Л.Ф. Фаттиховой)
Моделирование
Анализ образца
Образная форма
мыслительной деятельности
Овладение зрительным
синтезом
Развитие ориентировочных
действий
Наглядно
образное
мышление
«Рыбка»
«Разрезные картинки»
«Пиктограмма»
«Перцептивное моделирование»
«Рисунок человека»
«Схематизация»
«Недостающие детали»
Действия обобщения и
классификации
Выявление актуального
уровня развития
понятийного мышления
Действия систематизации
Знаковая форма мысли-
тельной деятельности
Логическое
мышление
«Классификация по заданному
принципу» «Свободная
классификация»,«Предметная
классификация»
«Самое непохожее»
«Исключение лишнего» (4-й
лишний)
Определение уровня
сформированности
пространственного
мышления, его
особенностей, оценка
возможности
осуществления ребенком
пространственного анализа
и синтеза.
Пространственное
мышление
Методика Кооса
Отражение логической
последовательности в
речевой форме
Установление причинно-
следственных связей
Оценка уровня
сформированности
речемыслительной
деятельности.
Словесно
логическое
мышление
«Дополнение фраз»
«Последовательность картинок»
Понимание сюжетной картинки
«Снежок»
Объем активного словаря
Логопедические дефекты
Оценка умения составить
рассказ по серии картинок,
объединенных единым
сюжетом
Активная
речь
«Вопросы по картинкам»
«Последовательность картинок»
Составление рассказа по
последовательному ряду картинок,
объединенных одним сюжетом (из
пособия О.Е. Грибовой)
Сформированность игровых
действий:
-
замещение предмета;
Игра в контексте
мышления и
воображения
«Свободная игра»
Наблюдение
24
-
принятие и поддержание
роли и т. д.
Выстраивание цепочки
игровых действий (сюжета)
Образная и вербальная
креативность.
Беглость, гибкость,
оригинальность
Творческое
воображение
«Дорисование фигур»
«Рисунок несуществующего
животного»
Овладение координацией
движений.
Общая двигательная
активность
Зрительно-моторная
координация
Ведущая рука (позиция)
Моторика
«Игра в мяч»
«Повтори за мной»
«Определение рукости»
Наблюдение и тесты на моторику.
Преобладающий тип
внимания
Объем и устойчивость
Изучение особенностей
произвольного внимания
Внимание
«Найди такую же» «Корректурная
проба»
Методика В.М. Когана
«Чего не стало?», «Что
изменилось?» (модифицированные
методики С.Д. Забрамной)
Конфликтность
Коммуникативные пред-
почтения
Формы и средства общения
Общение
«Рисунок человека» «Социометрия»
Самооценка и уровень
притязаний
Личностные черты и
качества
Эмоциональные
особенности
Исследование
психоэмоционального
состояния ребенка
Тревожность
Выявление агрессии
Диагностика личностных
резервов
Личность
«Лесенка», «Дерево»
«Рисунок человека» «Дополнение
фраз»
«Три желания»
«Волшебная страна»
Тест на тревожность Р.Теммл, М.
Дорки, В. Амен
Графическая методика «Кактус»
«Человек под дождем»
«Страхи в домиках»
Методика «Личностная
агрессивность и конфликтность»
Авторы Е. П. Ильин и П. А. Ковалев
Механическое
запоминание
Опосредованное
запоминание
Память
«10 предметов»
«10 слов»
Пересказ, рассказ по картинкам
Методика исследования
опосредованного запоминания по
А.Н. Леонтьеву ( модификация
Л.Ф. Фаттиховой)
25
Неспецифические показатели
Упорядочение действий
Принятие и удержание
задачи
Организация
деятельности
произвольная
регуляция
Наблюдение
«Графический диктант»
«Корректурная проба»
Скорость
выполнения
действий
Темп деятельности
Наблюдение
Работоспособность
Психоэнергетически
й тонус
жизнедеятельности
(стеничность)
Наблюдение
Способность к
самореализации (способы)
Личная активность
Наблюдение
Предпочтение предметных
задач.
Предпочтение
общения
с
взрослым,
ориентация
на
оценку деятельности
Фиксация на собственных
переживаниях (рефлексив-
ность), ориентация на
одобрение
Личностная
направленность
Наблюдение
Преобладание
эмоционально окрашенных
состояний
Эмоциональный фон
Наблюдение
Скорость возникновения и
прекращения
эмоциональных реакций
Легкость перехода
контрастирующих эмоций в
нейтральное состояние
Эмоциональная
лабильность.
Пластичность
Наблюдение
Появление ситуативной
реактивности,
эмоциональной
возбудимости,
заторможенности.
Характер
эмоциональных
проявлений
Наблюдение
Реакция на ситуацию
обследования
Ситуативное общение
Наблюдение
*Педагог-психолог может внести изменения по необходимости
26