Напоминание

Культура XIX века


Авторы: Разина Оксана Владимировна, Копылова Светлана Владимировна
Должность: преподаватели физики, истории
Учебное заведение: ГБПОУ "ЧАТТ"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Методическая разработка бинарного урока
Тема: Культура XIX века
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Преподаватель: Копылова Светлана Владимировна, Разина Оксана Владимировна

Учебная дисциплина

История, физика

Дата урока

23.03.2021

№ группы,

профессия/специальность

обучающихся

Э-108

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Раздел/тема программы

Тема урока

Культура XIX века

Элементы компетенций ОК, ПК,

формируемые на занятии

ОК 2 – Организовывать собственную деятельность при выполнении самостоятельной работы,

оценивать ее эффективность и качество

ОК 3 – Нести ответственность за принимаемые решения в стандартных и нестандартных ситуациях

ОК 4 – Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для личностного развития

ОК 5 – Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной

деятельности;

ОК 6 – Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством;

ОК – 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат

выполнения заданий;

ОК 8 – Заниматься самообразованием (самостоятельно искать информацию заданным темам)

Цели урока

Обучающая: Познакомить с понятиями художники-передвижники, «Могучая кучка», культура,

классицизм, эклектика, романтизм, реализм, электролиз, электромагнитные волны и их свойства;

Осуществлять поиск и использование информации об изобретении автомобиля, кинематографии,

художниках – передвижниках, «Могучей кучке» в музыке с использованием информационно-

коммуникационных технологий (ОК-4, ОК-5)

Развивающая: формирование способность осуществлять поиск и использование информации в

справочной литературе и сети Интернет, необходимой для личностного развития (ОК- 4,5,8);

Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между

развитием культуры и науки (ОК -8)

1

Воспитательная: продолжить формирование умения организовывать собственную деятельность (ОК-

2); умения работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством (ОК –

6); формирование умения заниматься самообразованием (ОК-8), формирование способности нести

ответственность за принимаемые решения (ОК-3,7);

Тип урока

бинарный урок (история, физика)

Технологии, методы, приёмы

обучения

методы: беседа, объяснение нового материала, повторение и закрепление изученного материала,

практические упражнения

приемы: проблемное обучение, использование компьютера, лекция, решение задач

Формы организации

деятельности обучающихся

фронтальный устный опрос, беседа с элементами лекции, подготовка информационного сообщения,

письменная самостоятельная работа, работа в группах

Основные понятия, термины

«Могучая

кучка»,

культура,

классицизм,

эклектика,

романтизм,

реализм,

электролиз,

электромагнитные волны

Оснащение урока

учебник

телевизор, ПК, презентация «Культура XIX века»

2

Элементы

внешней

структуры

урока

Элементы

внутренней

(дидактической)

структуры урока

Задачи

этапа

Деятельность

преподавателя

Деятельность обучающихся

ОК,

ПК

1 Вводная

часть

1.1

Организационный

момент

1.2 Целевая

установка

1.3 Постановка

проблемы

1.4 Актуализация

опорных знаний и

опыта

обучающихся

1.1 Подготовка студентов

к работе на занятии,

мобилизующее начало

1.2 Определение целей и

задач занятия, создание

мотивации учебно-

познавательной

деятельности

1.3 Определение

проблемной темы,

создание мотивации

учебно-познавательной

деятельности

1.4

Выявление

уровня

усвоения

основных

понятий

раздела

«Российская империя в 19

веке»

Приветствуют студентов.

Отмечают явку. Проверяют

готовность к занятию.

Формулируют тему занятия.

Ставят учебные цели.

Создают деловую,

дружескую атмосферу

общения.

Определяют проблемную

тему

Организуют проверку

уровня усвоения знаний:

- устно обсуждает с

обучающимися вопросы:

1 Что такое культура?

2 Исторические условия,

повлиявшие на развитие

культуры 19в?

3 Какие исторические

процессы повлияли на

технологическое развитие в

19в?

Оценивают работу

студентов.

Приветствуют преподавателя.

Адаптируются к рабочему месту.

Осмысливают поставленные

преподавателем учебные цели.

Записывают в тетради дату, тему

занятия.

Осмысливают поставленную

проблему

Отвечают на вопросы

преподавателей. записывают

определение культуры

ОК-2

3

2 Основная

часть

2.1 Восприятие и

первичное

осмысление

материала,

2.2 Формирование

новых знаний

2.1 Организация

восприятия, осмысления

знаний по теме «Культура

19в»

2.2 Организация

первичного запоминания

знаний по теме «Культура

19в»

Организуют выступление

студентов с сообщениями:

Проводят беседу о

направлениях в культуре

Задают вопросы с

использованием

презентации

Организуют работу с

учебником

Оценивают результат

заполнения таблицы

Побуждают обучающихся

составлять опорный

конспект;

Организуют решение

проблемных вопросов:

раздают каждой группе

карточку с проблемой и

дают 1 минуту на ее

обсуждение.

Показывают в презентации

по очереди карточки

заданий.

Оценивают результаты

обсуждений

Выступают с сообщениями

-Изобретение автомобиля;

-Изобретение кинематографии;

Товарищество художников-

передвижников;

- «Могучая кучка» в музыке.

Отвечают на подготовленный

заранее вопрос от другой группы

Составляют опорный конспект;

Отвечают на вопросы о том, к

какому направлению относится

картина или здание

Заполняют таблицу по материалам

учебника по группам (две группы

физики и две группы лирики)

Группы по очереди читают

результаты заполнения таблицы,

остальные дополняют в тетради

материал

Обсуждают в группах проблемный

вопрос

Каждая группа отвечает на

поставленный вопрос. Остальные

группы слушают и исправляют

или дополняют

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК -8

ОК-3

ОК-8

ОК-3

ОК-8

ОК-6

ОК-7

ОК-3

ОК-8

ОК-6

ОК-7

ОК-3

ОК-8

ОК-6

ОК-7

4

2.2 Закрепление

усвоенных знаний

2.3 Выдача

домашнего задания

2.2.

Усвоение студентами

новых знаний при

решении задач на уровне

применения в нетипичной

ситуации

2.3 Осознание студентами

целей, содержания и

способов выполнения

домашнего задания

Побуждают группы решить

задачу, приведенную на

слайде презентации;

Оценивают результат

решения задачи на

электролиз.

Проводят беседу с

помощью презентации;

побуждают решать

нестандартные

качественные задачи

Дают положительную

оценку правильным

действиям.

Побуждают выполнять

самостоятельную работу

Сообщает и поясняет

домашнее задание

Обсуждая внутри группы , на

скорость решают задачу про

барельеф.

Решают нестандартные задачи

устно

Выполняют самостоятельную

работу по карточкам (6 вариантов)

Записывают и осознают домашнее

задание

ОК-2

ОК-3

ОК-6

ОК-7

ОК-8

ОК-3

ОК-6

ОК-7

ОК-2

ОК-8

3

Заключитель-

ная часть

3.1 Подведение

итогов урока

Анализ и оценка

успешности достижения

цели и задач занятия

студентами, определение

перспектив последующей

работы

Проводят эвристическую

беседу, обобщая и

систематизируя знания,

полученные по теме.

Подводят итог, говоря об

основных трудностях

изучения темы, степени

усвоения знаний

различными студентами.

Делают самоанализ изучения –

отвечают на вопрос:

Что понравилось сегодня на

занятии?

ОК-2

ОК-8

Краткий самоанализ урока:

Преподаватель:

5

Ход занятия.

Тема сегодняшнего занятия: «Культура XIX века».

Наша цель – изучить развитие культуры данного периода времени, выделить причины расцвета отраслей

культуры и искусства на этом временном отрезке, и решить, кому же принадлежит лидирующее положение – физикам

или лирикам - в этом историческом процессе.

Группа делится на 4 подгруппы (см. список) 2 – физики, 2- лирики.

Эпиграф:

Что-то физики в почете.

Что-то лирики в загоне.

Дело не в сухом расчете,

дело в мировом законе.

Б.Слуцкий (1959г.)

Постановка проблемы.

В 60-х годах XX века в СССР в период «оттепели» развернулась удивительная дискуссия, всколыхнувшая ум и

чувства участников. Эта дискуссия не ограничивалась спорами между физиками и лириками. Она вырвалась на

просторы информационного поля страны и стала публичной. Это был удивительный феномен публичного выяснения

между представителями науки и искусства вопроса – за кем будущее человечества.

На первый взгляд пустая дискуссия на глазах обретала многоуровневость и начала разворачиваться во времени.

Размышления о значении науки и культуры для формирования сознания человека волновали всё большее количество

людей. Отголоски спора оставались и в 70-х годах, следы - в 80-х и, не так активно, но спорят они до сих пор. Физики

спрашивали, зачем поэзия нужна, лирики отвечали – «дарует свет, любовь она». На что физики утверждали, что все это

бред и чушь.

И сегодня нашу тему мы решили изучить с вами, опираясь на спор между физиками и лириками.

6

Актуализация опорных знаний.

Определение Культура.

1.

Исторические условия, повлиявшие на развитие культуры 19 века.

Вопрос лирикам:

Какие исторические события повлияли на развитие культуры и искусства 19 века?

( идеи французских просветителей, Великая французская революция, Отечественная война 1812, движение

декабристов, либеральные движения, необходимость отмены и дальнейшая отмена крепостного права и т.д.)

Вопрос физикам:

Какие исторические процессы повлияли на техническое развитие 19 века?

(Промышленный переворот, развитие капитализма, развитие науки)

2.

Яркие достижения физиков и лириков.

Каждой группе предварительно дается задание сделать небольшое сообщение по темам:

- Изобретение автомобиля;

- Изобретение кинематографии;

- Товарищество художников-передвижников;

- «Могучая кучка» в музыке.

В группах выделяются следующие представители:

- Аналитик;

- Визуалист;

- Звукооператор;

- Оппонент;

Группе дается время 1,5 - 2 минуты. За это время необходимо было раскрыть тему, используя презентацию.

Затем оппонент задает вопрос, на который группа должна ответить. Каждая группа получает баллы за свои ответы.

Жюри будут являться преподаватели – наблюдатели.

3.

Открытия в различных областях культуры.

Необходимо заполнить таблицу.

Работа с учебником и таблицей дается каждой группе определенный раздел культуры. По этому разделу

студенты заполняют таблицу по & 64, стр. 251-257.

Затем идет проверка таблицы. Группа читает, остальные записывают. Студенты каждой группы по очереди

называют все открытия. Затем идет показ слайда для проверки.

Таблица.

В этот период времени развивались новые направления в культуре.

7

Записывают определения.

(здания отнести к направлениям, картины)

К какому направлению относятся?

Закрепление.

«Как физику и лирику связать бы нам в одно».

Физики и лирики не только вносят свой вклад в культуру по отдельности. Они дают возможность влиять на

развитие друг друга.

Каждой группе дается задание. Даем каждой группе карточку. Группа должна ответить на свой вопрос. Показ

слайда на презентации.

1.

Как эта формула отражена в следующих зданиях: Исаакиевский собор, Эрмитаж, большой театр?

m

=

k ∙ I ∙ Δ t

( Медные барельефы сделаны с помощью гальванопластики)

2.

Как музыка приучила людей пользоваться поездами?

(Не все изобретения люди принимали с радостью. Про паровозы думали, что это от дьявола, боялись

пользоваться изобретениями. Например, в России. Для того чтобы привлечь пассажиров для поездки на

поезде, строили специальные помещения – вокзалы, где проводили концерты для их привлечения. Отсюда

пошло название «вокзал», что означает вокальный зал. Первый такой вокзал был построен в Павловске, где

однажды дирижировал сам король вальса – композитор Штраус.)

3.

Что общего между этими картинками?

Мона Лиза, Тайная вечерня, водолазный костюм,

парашют, велосипед, робот, танк.

(Это все изобретение Леонардо да Винчи)

4.

Как данная схема используется в современной жизни?

8

(радиоприемник, мобильный телефон)

5.

Задачки для физиков и лириков.

1.

Задача по отрывку из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»:

Ну-с, как едет наш Иван

За кольцом на окиян,

Горбунок летит, как ветер,

И в почин на первый вечер

Верст сто тысяч отмахал

И нигде не отдыхал.

? Сколько раз за первый вечер Конек-Горбунок обогнул земной шар? Считайте, что земля имеет форму шара, а

одна верста примерно равна 1066 метрам. Когда учащиеся находят ответ (2,5 раза)

2.

Для того, чтобы проснулся солдат, требуется громкость звука, которую издают два кричащих петуха.

Сколько петухов потребуется для казармы, в которой спят десять солдат, чтобы их разбудить?

3.

Археологи обнаружили свиток с воспоминаниями очевидца смерти великого Архимеда, где были такие

строчки: "...он погиб от меча захватчика 17 июля 212 года до нашей эры..." Можно ли верить свитку?

4.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

«Из закоптевшей трубы столбом валил дым и, поднявшись высоко, так, что посмотреть – шапка валилась,

рассыпался

горячими

угольями

по

всей

степи…»

Вопрос: Почему в безветрие дым из трубы поднимается вертикально?

Ответ: Так как теплый воздух легче холодного, то он поднимается вверх и расширяется до тех пор, пока не

охладится. Такой вид теплопередачи называется конвекцией.

5.

Н.В. Гоголь «Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогами

слышался

за

полверсты».

Вопрос: Почему мы слышим скрип снега по ногами?

Ответ: Снежинки представляют собой кристаллы, под ногами они ломаются, вследствие этого появляется звук.

6.

М.М. Пришвин «Весна света»

9

«В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когда первый

воробей запоет по- своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает и поперек тротуара

побежит первый маленький ручей».

Вопрос :Какие тепловые процессы описаны в рассказе ?

Ответ: Кристаллизация и плавление

7.

Афанасий Фет «Нежданный дождь»

Повиснет дождь, как легкий дым,

Напрасно степь кругом алкала,

И надо мною лишь одним

Зарею радуга стояла.

Как образуется радуга?

Ответ: Радуга - явление, наблюдаемое обычно во время дождя, когда светит солнце. Оно выглядит как

разноцветная дуга, составленная из цветов спектра

( красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый )

Радуга возникает из-за того, что солнечный свет испытывает преломление в капельках воды дождя

8.

Ф.И.Тютчев « Успокоение»

Гроза прошла – ещё курясь, лежал

Высокий дуб, перунами сражённый,

И сизый дым с ветвей его бежал

По зелени, грозою освежённой.

Почему дуб чаще других деревьев поражается молнией?

Ответ: У дуба более мощная корневая система, чем у других деревьев, т.е. он лучше заземлён.

9.

«Сказка о попе и о работнике его Балде »

Задам тебе, вражонок, задачу,

Посмотрим, какова у тебя сила.

Видишь, там сивая кобыла?

Кобылу подними ты,

Да неси полверсты.

Найдите и в этом отрывке старинную русскую меру длины и переведите ее в СИ.

10

Ответ : 1верста = 500 саженей = 1,07 км

10.

Найдите ошибку в литературных отрывках.

Задание 1:

«Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг ее морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала

И в мире поубавилось тепла»

Ответ: Неверно, что « в мире поубавилось тепла», т.к. в процессе кристаллизации тепло выделяется,

следовательно, тепло должно прибавиться.

11.

Задание 2:

«…Ребята на ночлег расположились на берегу реки. К вечеру похолодало, но после купания ребятам сразу стало

теплее, и они, согревшись, сразу уснули…»

Ответ: После купания ребятам должно стать холоднее, т.к. происходит испарение влаги с кожи, а этот процесс

требует поступления энергии, в данном случае от тела человека.)

12.

Первый тип – угадать пословицу по графическому изображению. Задание простое, его можно использовать

в качестве разминки перед более сложными заданиями или для игры со зрителями на внеклассном мероприятии.

11

1

2

3

12

4

5

13

6

7

14

8

Ответы

1. Одна голова – хорошо, а две – лучше. 2. Баба с возу – кобыле легче.3. Семь раз отметь, один – отрежь.4. Утро вечера

мудренее.5. Тише едешь – дальше будешь.6. Семь пятниц на неделе.7. Старый друг лучше новых двух.8. Гусь свинье не

товарищ

Задача

Сколько потребуется времени, чтобы изготовить медный барельеф массой в 1000 кг, если на

электролитическую ванну подается сила тока 40000 А. Электрохимический эквивалент меди составляет 0,3∙10

-6

кг/Кл. (83333с = 23,14 ч) (7 мин).

ВЫВОД: На самом же деле между физиками и лириками нет никаких противоречий, а наоборот, глубокая

внутренняя связь. Её существование ещё Нильс Бор объяснял тем, что настоящий художник всегда полагается на

«общечеловеческий фундамент», на котором строят гипотезы также и ученые. Лев Ландау писал: «Грош цена вашей

физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм… Физик, не воспринимающий

поэзии, искусства, – плохой физик». «Наука и искусство также тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце» – вот

высказывание Льва Толстого. Об этом же говорил и Альберт Эйнштейн, указывая, что в научном мышлении всегда

должен присутствовать «элемент поэзии».

Безусловно, между физиками и лириками есть принципиальная разница. Человек, достигший успеха в

гуманитарной области, обязательно создал что-то уникальное. От его деятельности непременно как-то изменился мир.

Например, если он написал даже не очень хорошее стихотворение, все равно: был мир без стихотворения — стал со

15

стихотворением. И никто другой написать это стихотворение вместо него не мог. Если бы Лев Толстой не написал

«Войну и мир» — не было бы этого романа вообще. И это касается любой гуманитарной деятельности: скульптор ли,

музыкант ли — он обязательно меняет, обогащает мир, в котором мы живем.

Что касается точных и естественных наук, здесь ситуация совершенно другая. Одна из главных и наиболее

старых ее функций — познание окружающего мира. Оно требует от человека значительных способностей, ума,

целеустремленности и т. д. Но когда ученый открывает какое-то явление или закон природы, мир не меняется. Человек

лишь узнает то, что в мире есть, поэтому, скажем, если гуманитарное произведение признается принадлежащим тому,

кто его создал, то закон тяготения Исааку Ньютону не принадлежит. Это, скорее, закон имени Ньютона, ставшего его

первооткрывателем, но не создателем. И в этом существенная разница. Если бы не было Ньютона, закон открыл бы кто-

то другой. Закон природы объективен, в нем нет индивидуальности.

6.Проверка знаний

Каждой команде дается листочек с фамилиями деятелей науки. Необходимо указать область, в которой этот

деятель принимал участие.

Самостоятельная работа для каждого - 6 вариантов.

7.

Подведение итогов и выставление оценок.

Подсчитываются баллы и выставляются оценки, Д.З.

Самостоятельную работу мы проверим и выставим. Проставляем баллы.

Критерии оценки сообщений групп

3 балла – полно, логично, интересно, изложено грамотным языком, не более 2 мин;

2 балла – не достаточно полно, превышение по времени;

1 балл – чтение, косноязычно, превышение времени.

Критерии оценки заполнения таблицы

3 балла – таблица полная;

2 балла – имеется 2 недочета;

1 балл – много недочетов.

Критерии оценки решения задач

Расчетная задача

16

3 балла – первой группе, решившей задачу правильно

2 балла – второй группе, решившей задачу правильно

Качественные задачи

1 балл – первому, ответившему правильно. в случае неверного ответа этот балл переходит следующему

правильно ответившему студенту

17



В раздел образования