Автор: Селезнева Наталья Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ЛГ МАОУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: город Лангепас, Тюменской области, ХМАО-Югра.
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: "Декоративное искусство России"
Раздел: дополнительное образование
1
2
Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Декоративное
искусство России» имеет
художественную направленность, позволяет расширить кругозор
детей, сформировать художественный вкус, развить творческие способности.
Данная
программа
знакомит
учащихся
с
самобытным
творчеством
и
прикладным
искусством народов России. На занятиях
по программе дети узнают о самобытности, о
своеобразии
декоративного
искусства
(типичность
мотивов,
цветовое
и
композиционное
решение), о связи искусства с бытом и жизнью народов.
У детей проявляется интерес народному творчеству, а это зарождающееся чувство любви
к Родине, её истории, природе, труду людей.
В
процессе
занятий
по
программе
у
детей
воспитываются
и
нравственно-волевые
качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно
заниматься, преодолевать трудности.
При создании коллективных работ у учащихся воспитываются умение объединяться для
общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга,
умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы
самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому ребенку.
Актуальность
программы состоит в том, что она дает возможность расширить границы
творчества и художественных возможностей каждого ребёнка в разных видах декоративно-
прикладного творчества.
На занятиях по программе учащиеся осваивают такие виды декоративно-прикладного
творчества, как: роспись по ткани, валяние шерсти, лоскутное шитье, конструирование и
моделирование сценического костюма.
Программа
разработана
для
учащихся
от
8
до
17
лет.
Набор
в
учебные
группы
свободный, принимаются все желающие.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Декоративное искусство России» рассчитан на 5лет (952 учебных часа).
1 год обучения 136 часов (занятия 2 раза в неделю по 2часа);
2 год обучения 204 часа (занятия 2 раза в неделю по 3часа или 3 раза в неделю по 2 часа);
3 год обучения 204 часа (занятия 2 раза в неделю по 3часа или 3 раза в неделю по 2 часа);
4 год обучения 204 часа (занятия 2 раза в неделю по 3часа или 3 раза в неделю по 2 часа);
5 год обучения 204 часа (занятия 2 раза в неделю по 3часа или 3 раза в неделю по 2 часа).
На первом году обучения учащиеся знакомятся с инструментами, приспособлениями,
материалами,
необходимыми
для
работы,
способами
выполнения
простых
технических
операций по росписи ткани (узелковый батик, контурная роспись), сухому валянию шерсти
(изготовление игрушек) и выполнению плоскостных аппликации.
На втором и третьем годах обучения расширяются знания о предметах, правилах и
приемах
выполнения
различных
операций:
техники
росписи
ткани,
валяния
шерсти
и
лоскутного шитья средней
сложности (элементы горячего батика, изготовление игрушек из
шерсти и лоскута).
На четвертом и пятом годах обучения углубляются знания о художественной обработки
ткани повышенной сложности (горячий батик на шелке, мокрое валяние шерсти, объёмный
квилт, пэчворк, конструирование и моделирование одежды).
Учащиеся
реализуют
знания,
умения,
навыки
в
процессе
собственной
творческой
деятельности,
опираясь
на
поддержку
педагога.
Осуществляется
переход
к
выполнению
самостоятельных творческих проектов.
Форма проведения учебных занятий: мелкогрупповая (от 8 до 10 человек). Рекомендуемая
продолжительность занятия 40 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности,
трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
Для работы с учащимися используются разнообразные формы работы: индивидуальные,
групповые, работа в парах и т.д.
3
А
так
же
разнообразные
виды
занятий:
беседы,
практическая
работа,
творческие
мастерские, конкурсы профессионального мастерства, воспитательные мероприятия, выставки,
защита творческих проектов.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Декоративное
искусство России» разработана на основе:
1.
«Методиче ских
рекомендаций
по
п р о е к т и р о в а н и ю
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ», разработанных Минобрнауки РФ
совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет»,
ФГАУ
«Федеральный
институт
развития
образования
«Открытое
образование»,
направленных
письмом
Департамента
образования
и
молодежной
политики
Ханты-
Мансийского автономного округа Югры от 02.12.2015 №10-Исх-12700.
2.
Положения
ЛГ
МАОУ
ДО
«ДШИ» о структуре, порядке разработки,
утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 31.08.2016
№ 188.
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся в процессе
знакомства с самобытным творчеством и прикладным искусством народов России.
Задачи программы:
Обучающие:
познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-
прикладного искусства;
научить приемам владения ручными инструментами, приспособлениями и оборудованием
для шитья.
обучить технологиям росписи ткани, валяния шерсти, лоскутного шитья, конструирования
и моделирования одежды.
Развивающие:
развивать
природные
задатки,
творческий
потенциал
каждого
ребенка:
фантазию,
наблюдательность, мышление, художественный вкус;
развивать мелкую моторику рук, глазомер, образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание.
Воспитывающие:
прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
воспитывать
эстетическое
отношение
к
действительности,
трудолюбию,
аккуратности,
усидчивости, взаимопомощи;
формировать
потребность
к
творческому
труду,
стремление
преодолевать
трудности,
добиваться успешного достижения поставленных целей.
4
Содержание программы
Учебно-тематическое планирование (1г.о.)
№
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Знакомство с
программой, видами деятельности.
История развития и виды ДПИ
Инструктаж по Т.Б. и правила
поведения на занятиях и в ЦДО.
2
1
1
2
Основы цветоведения и
композиции.
Гармоничное сочетание цветов.
18
4
14
3
Художественная роспись по ткани.
Узелковый батик.
Контурная роспись.
52
13
39
Итого за I-полугодие:
72 часа
4
Валяние шерсти – вид народного
промысла России.
Сухое валяние шерсти.
30
10
20
5
Лоскутное шитьё – традиционный
вид народного творчества.
Аппликация из ткани.
32
10
22
6
Итоговое занятие.
Выставка.
2
1
1
Итого за II-полугодие:
64 часа
Итого:
136 часов
39
97
Содержание курса(1г. о.)
Раздел № 1.
Вводное занятие.
Теоретические сведения:
1.
Организационные вопросы.
2.
Правила поведения в кабинете.
3.
Виды декоративно-прикладного искусства.
Раздел №2 Основы цветоведения и композиции. Гармоничное сочетание цветов.
Теоретические сведения:
1.
Основы цветоведения.
2.
Основные, дополнительные и контрастные цвета.
3.
Понятие тона. Светотень.
4.
Основные элементы композиции.
5.
Правила построения композиции.
6.
Рисование плоских предметов и геометрических тел.
7.
Знакомство с материалами, инструментами.
8.
Правила ухода за инструментами. Т.Б. при работе с материалами и инструментами.
Практическая работа:
1.
Упражнения с использованием инструментов, роспись ткани по сырому.
2.
Упражнения по смешиванию цветов.
3.
Работа с Интернет-ресурсами.
4.
Выбор изделия.
5.
Создание эскиза.
5
Раздел № 3. Художественная роспись ткани. Узелковый батик.
Теоретические сведения:
1.
История возникновения, и развитие батика.
2.
Технология изготовления «узелкового батика».
3.
Основные техники (цветы, полосы, кукла).
4.
Роспись фона в технике узелкового батика (открытка, шарф).
5.
Правила сушки полотна.
6.
Правила запаривания работы.
Практическая работа:
1.
Подготовка рабочего места и ткани для росписи.
2.
Окраска
ткани
способами:
«скручивание»,
«завязывание
узелков»,
«складывание
и
подгибание», «зашивание».
3.
Сушка работы.
4.
Окончательная отделка и запаривание полотна.
Раздел № 4 Валяние шерсти – вид народного промысла России.
Сухое валяние шерсти.
Теоретические сведения:
1.
История возникновения валяния на Руси.
2.
Техники сухого и мокрого валяния шерсти.
3.
Материалы и инструменты для валяния.
4.
Основные техники в иглопробивном валянии.
5.
Правила Т.Б. при работе с иглой для валяния.
6.
Технология изготовления игрушек в технике сухого валяния.
7.
Приемы валяния на поролоне.
8.
Способы декорирования при помощи сухого валяния.
9.
Варианты создания формы, объема (поролон, фольга).
10.
Варианты изготовления конечностей, хвостов животных.
11.
Способы соединения частей тела.
12.
Окончательная отделка изделия.
Практическая работа:
1.
Изготовление игрушек в технике сухого валяния шерсти.
2.
Выбор изделия.
3.
Изготовление эскиза.
4.
Скручивание фольги. Передача формы и объема.
5.
Смешивание цветов шерсти.
6.
Изготовление тела и головы животного.
7.
Изготовление конечностей, хвостов животных.
8.
Приваливание деталей.
9.
Декорирование при помощи сухого валяния.
Раздел № 5 Лоскутное шитьё – традиционный вид народного творчества.
Аппликация из ткани.
Теоретические сведения:
1.
Инструктаж по технике безопасности.
2.
История возникновения и развития лоскутного шитья в России.
3.
Основные техники лоскутного шитья.
4.
Виды кухонных прихваток.
5.
Инструменты и приспособления для лоскутного шитья.
6.
Правила Т.Б. при работе с иглами и ножницами.
7.
Виды и свойства хлопчатобумажных тканей.
8.
Способы определения лицевой и изнаночной сторон ткани.
9.
Виды ручных швов и строчек.
10.
Понятие о стежке, длине и частоте стежка.
11.
Технология выполнения сметочного, тамбурного и петельного стежков.
6
12.
Технология изготовления лоскутной прихватки.
13.
Дополнительные украшающие элементы.
Практическая работа:
1.
Организация рабочего места.
2.
Работа с журналами. Выбор изделия.
3.
Изготовление аппликации из ткани.
4.
Создание эскиза.
5.
Изготовление выкроек и шаблонов.
6.
Выбор ткани и подготовка её к раскрою.
7.
Отработка приемов выполнения ручных стежков, завязывания узелков.
8.
Раскрой деталей.
9.
Сбор и компоновка рисунка.
10. Выполнение ручных стежков.
11. Чистка и ВТО изделия.
Раздел №6. Итоговое занятие. Выставка.
1.
Выставка.
2.
Презентация готовых изделий.
7
Планируемые результаты
1 год обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
Основные виды декоративно-прикладного искусства.
Названия инструментов и материалов и их применение.
Правила санитарии, гигиены и безопасности труда.
Основные и дополнительные цвета.
Гармоничное сочетание цветов.
Технологию изготовления узелкового батика.
Технология изготовления игрушек в технике сухого валяния.
Основные техники лоскутного шитья.
Виды и свойства хлопчатобумажных тканей.
Виды ручных швов и строчек.
Технология изготовления аппликации из ткани.
Учащиеся должны уметь:
Отбирать нужные инструменты для работы.
Бережно относиться к инструментам и оборудованию.
Экономить материал.
Соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасности труда.
Переносить рисунок на ткань.
Изготавливать шаблоны по эскизу.
Выполнять узелковый батик.
Выполнять ручные швы.
Изготавливать аппликацию из ткани.
Производить ВТО готового изделия.
Учащиеся должны владеть:
Навыками работы с инструментами и приспособлениями: линейкой, карандашом, кисточкой,
красками, иглой для сухого валяния шерсти и инструментами для шитья.
Метапредметные:
Регулятивные действия:
умение организовывать свою деятельность: организовывать свое рабочее место, выполнять
инструкции педагога и т. д.
Познавательные действия:
выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебой задачи.
Коммуникативные действия:
умение общаться, взаимодействовать с людьми: участвовать в диалоге, отвечать на вопросы,
слушать и понимать речь;
Личностные:
оценивать свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность;
проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь
и др.
8
Учебно-тематическое планирование (2 г.о.)
№
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Русское
декоративное искусство.
Инструктаж по Т.Б. и правила
поведения на занятиях и в ЦДО.
6
2
4
2
Цветоведение. Природные красители.
Стилизация природных форм.
36
10
26
3
Художественная роспись ткани.
Свободная
роспись
и
роспись
по
контуру.
54
20
34
Итого за I-полугодие:
96 часов
4
Валяние шерсти.
Изготовление аксессуаров и
декоративных элементов.
54
24
30
5
Техника лоскутного шитья.
51
21
30
6
Итоговое занятие.
Выставка.
3
1
2
Итого за II-полугодие:
108 часов
Итого за год:
204 часа
78
126
Содержание курса(2 г.о.)
Раздел № 1.
Вводное занятие. Русское декоративное искусство.
1.
Организационные вопросы.
2.
Правила поведения в кабинете.
3.
Знакомство с русским декоративным искусством.
Раздел №2 Декоративное рисование с элементами живописи.
Стилизация природных форм.
Теоретические сведения:
1.
Многообразие художественных материалов и приемы работы с ними.
2.
Понятие «стилизация».
3.
Виды стилизации. Последовательность изготовления эскиза.
4.
Стилизация исходных природных форм (растения, насекомые).
5.
Способы создания композиции
с применением стилизованного мотива
(василек).
Практическая работа:
1.
Самостоятельная работа с Интернет ресурсами.
2.
Выбор изделия.
3.
Выполнение упражнений по стилизации.
4.
Стилизация исходных природных форм (растения).
5.
Стилизация исходных природных форм (насекомые).
6.
Отработка приемов создания композиции с применением стилизованного мотива (василек).
7.
Создание эскиза на тему «Русское поле».
Раздел № 3 Художественная роспись ткани. Свободная роспись и роспись по контуру.
Теоретические сведения:
1.
Художественная роспись ткани.
2.
Организация рабочего места.
3.
Материалы и инструменты для росписи (ткань, кисти, краски).
9
4.
Способы изменения размера (ксерокопии, сетка).
5.
Технология свободной росписи (по сырому).
6.
Приемы росписи рисунка с солью.
7.
Технология росписи по контуру.
8.
Материалы и резервирующие составы для контурной роспись ткани.
9.
Правила нанесения рисунка на ткань и работы с резервом.
10.
Способы промежуточной фиксации резерва.
11.
Лессировка. Многослойная роспись.
12.
Запаривание и окончательная отделка работы.
Практическая работа:
1.
Самостоятельная работа с Интернет ресурсами.
2.
Выбор изделия.
3.
Совершенствование навыков по изменению размера эскиза (ксерокопии, сетка).
4.
Изготовление эскиза.
5.
Изготовление панно «Русское поле».
6.
Роспись фона в технике «свободная роспись»
7.
Прорисовка элементов.
8.
Упражнения по отработке навыков рисования травы, цветов.
9.
Упражнения по нанесению контура.
10.
Выполнение лессировки (многослойная роспись).
11.
Запаривание работы. Окончательная отделка и ВТО.
Раздел № 4 Валяние шерсти. Изготовление аксессуаров и декоративных элементов.
Теоретические сведения:
1.
История развития валяния в России.
2.
Виды декоративных элементов.
3.
Технология изготовления изделия в технике мокрого валяния.
4.
Способы декорирования при помощи мохеровой пряжи и кружева.
5.
Порядок введения другого цвета.
6.
Особенности раскладки шерсти при изготовлении цветов.
7.
Технология изготовления цветов, брошек из шерсти.
8.
Технология изготовления цветка «Лилия».
9.
Технология изготовления цветка «Мак».
10.
Технология изготовления жгутов, листьев, ягод.
Практическая работа:
1.
Самостоятельная работа с Интернет ресурсами.
2.
Выбор изделия. Составление плана работы.
3.
Изготовление изготовления цветов, брошек.
4.
Декорирование при помощи мохеровой пряжи и кружева.
5.
Изготовление цветка «Лилия».
6.
Изготовление цветка «Мак».
7.
Скручивание жгутов на каркасе.
8.
Раскладка и изготовления листьев и ягод.
9.
Изготовление пестика и тычинок.
10.
Окончательная отделка, сушка.
Раздел № 5. Технология изготовления лоскутной прихватки в технике – «пэчворк».
Теоретические сведения:
1.
Лоскутный мир избы.
2.
Материалы и инструменты.
3.
Основные узлы и механизмы швейной машины.
4.
Т.Б. при работе на швейной машине.
5.
Правила заправки верхней и нижней ниток.
6.
Чистка и смазка швейной машины.
7.
Приемы работы на швейной машине.
10
8.
Машинные швы и строчки.
9.
Технология изготовления лоскутной прихватки в технике «пэчворк».
10.
Геометрическое соединение рисунка.
11.
Особенности настрачивания прямых углов и овальных контуров.
12.
Виды соединительных полос.
13.
Способы соединения основного полотна с подкладом.
14.
Приемы ВТО.
Практическая работа:
1.
Выбор будущего изделия (прихватка).
2.
Изготовление эскиза.
3.
Изготовление шаблонов и выкроек.
4.
Подбор ткани по цвету и структуре волокна.
5.
Подготовка лоскута к раскрою, раскрой деталей.
6.
Сборка и компоновка рисунка.
7.
Сметывание и наметывание деталей.
8.
Отработка приемов выполнения прямой машинной строчки.
9.
Изготовление лоскутной прихватки в технике «пэчворк»
10.
Окончательная отделка. Декорирование. ВТО.
Раздел №6. Итоговое занятие. Выставка.
Практическая работа:
1.
Выставка. Презентация готовых изделий.
11
Планируемые результаты
2год обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
Технику безопасности при работе с инструментами и правилам поведения в кабинете.
Названия инструментов и материалов и их применение.
О соблюдении гигиены рабочего места и техники безопасности труда.
Виды природных красителей.
Понятие стилизации, основные виды стилизации.
Технологию выполнения свободной и контурной росписи.
Технология изготовления цветов, брошек из шерсти.
Основные узлы и механизмы швейной машины.
Технологию изготовления лоскутной прихватки в технике «пэчворк».
Учащиеся должны уметь:
Организовывать своё рабочее место.
Работать с ручными инструментами.
Производить свободную роспись с солью.
Наносить резерв и расписывать ткань по контуру.
Изготавливать цветы из шерсти.
Декорировать при помощи мохеровой пряжи и кружева.
Изготавливать лоскутную прихватку в технике «пэчворк».
Выкраивать детали, производить дублирование полотна.
Производить сборку и компоновку рисунка, выполнять ручные швы.
Презентовать свою работу.
Учащиеся должны владеть:
Навыками работы со всеми ручными инструментами.
Специальной терминологией.
Приемами составления композиции.
Приемами смешивания красителей.
Приемами изготовления цветов из шерсти.
Навыками самостоятельной работы.
Навыками презентации своей работы.
Метапредметные:
Регулятивные действия:
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос « что я
не знаю и не умею?»).
Познавательные действия:
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов,
имеющих общие свойства.
Коммуникативные действия:
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию,
необходимую для ее решения:
Личностные:
воспринимать
речь
учителя
(одноклассников),
непосредственно
не
обращенную
к
учащемуся:
выражать положительное отношение процессу познания:
12
Учебно-тематическое планирование (3 г.о.)
№
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
Декоративное
искусство
народов
России.
3
1
2
2
Цветоведение и гармоничное
сочетание цветов.
42
12
30
3
Художественная роспись ткани.
Роспись по шелку.
51
18
33
Итого за I-полугодие:
96 часов
4
Валяние шерсти.
Нано - фелтинг - техника валяния на
ткани.
54
20
34
5
Конструирование и моделирование
поясного изделия.
51
21
30
6
Итоговое занятие.
Выставка.
3
1
2
Итого за II-полугодие:
108 часов
Итого:
204 часа
73
131
Содержание курса(3г.о.)
Раздел № 1. Вводное занятие. Декоративное искусство народов России.
1.
Организационные вопросы.
2.
Правила поведения в кабинете.
3.
Планирование работы на год.
Раздел № 2 Наброски фигуры человека. Создание эскиза одежды.
Теоретические сведения:
1.
Инструктаж по технике безопасности.
2.
Правила построения эскиза с соблюдением пропорций фигуры человека.
3.
Гармонично сочетаемые цвета.
Практическая работа:
1.
Приемы рисования фигуры человека.
2.
Приемы изображения моделей одежды.
3.
Создание эскиза.
Раздел № 3 Художественная роспись ткани. Роспись по шелку.
Теоретические сведения:
1.
Технология изготовления панно на шелке.
2.
Правила подготовки ткани к росписи.
3.
Виды резервирующих составов.
4.
Технология изготовления работы с эффектом «кракле».
5.
Технологические приемы по удалению воска с полотна.
Практическая работа:
1.
Выполнение пробных работ росписи по шелку.
2.
Изготовление эскиза.
3.
Перенос рисунка на ткань.
4.
Резервирование горячим воском.
5.
Выполнение послойной росписи с воском.
6.
Прорисовка элементов при помощи контура и маркера по ткани.
7.
Изготовление работы с эффектом «кракле».
13
Раздел № 4. Валяние шерсти. Валяние с шелком.
Теоретические сведения:
1.
Художественный войлок в технике мокрого валяния.
2.
Нано - фелтинг - техника валяния на ткани.
3.
Технология изготовления головного убора «Повязка со шнуром».
4.
Приемы ощипывание волокна, набрызги, скручивание, цветовая и тональная растяжки.
5.
Приемы выполнения эффекта «рельефа», лессировки, эффекта «живых» линий.
6.
Технология изготовления войлочного шнура.
Практическая работа:
1.
Работа с Интернет ресурсами.
2.
Подбор необходимого материала.
3.
Изготовление головного убора «Повязка со шнуром».
4.
Валяние. Лессировка шерсти.
5.
Обсуждение, корректировка работ.
6.
Оформление краев.
7.
Изготовление войлочного шнура.
8.
Стирка, сушка, окончательная отделка изделия.
Раздел № 5.Конструирование и моделирование поясного изделия.
Теоретические сведения:
1.
Конструирование и моделирование поясного изделия.
2.
Правила снятие мерок.
3.
Правила подготовки ткани к раскрою.
4.
Технология изготовления юбки.
5.
Моделирование юбки по собственному замыслу.
6.
Способы переноса контрольных знаков и вытачек.
7.
Правила подготовки и проведения первой примерки.
8.
Узловая обработка. ВТО полотнищ.
9.
Виды карманов и способы их обработки.
10.
Способы обработки застежки тесьмой «молния».
11.
Варианты обработки пояса.
12.
Последовательность выполнения влажно-тепловой обработки.
Практическая работа:
1.
Работа с журналами. Выбор модели.
2.
Создание эскиза. Проработка эскиза в цвете.
3.
Снятие мерок.
4.
Построение чертежа по индивидуальным меркам.
5.
Изготовление выкройки заднего и переднего полотнища.
6.
Расчет необходимого количества ткани.
7.
Раскрой и нанесение контрольных знаков.
8.
Подготовка к 1 примерке.
9.
Проведение 1 примерки, внесение изменений.
10.
Стачивание и обметывание срезов.
11.
Поузловая влажно-тепловая обработка.
12.
Обработка застежки.
13.
Обработка пояса, ВТО.
14.
Пришивание пуговицы, обметывание петли.
15.
Чистка и ВТО готового изделия.
16.
Подготовка к мини защите готового изделия.
17.
Демонстрация готовых изделий.
Раздел №6. Итоговое занятие. Выставка.
Практическая работа:
1.
Представление готовых изделий.
2.
Анализ демонстрации готовых изделий.
14
Планируемые результаты
3год обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
Правила техники безопасности при работе с электрооборудованием.
Технологию послойной росписи.
Технологию изготовления работы с эффектом «кракле».
Последовательность выполнения нетканого гобелена.
Технологию изготовления головного убора «Повязка со шнуром».
Правила построения эскиза соблюдая пропорций фигуры человека.
Правила работы на швейной машинке.
Технологию изготовления юбки.
Учащиеся должны уметь:
Планировать свою работу и осуществлять самоконтроль.
Пользоваться ручными инструментами, швейной машинкой и утюгом.
Содержать в чистоте и порядке рабочее место и инструменты.
Выполнять послойную роспись с воском.
Изготавливать головной убор «Повязка со шнуром».
Выполнять наброски фигуры человека.
Снимать мерки с фигуры.
Подготавливать изделие к 1 примерке.
Изготавливать юбку.
Выполнять поузловую влажно-тепловую обработку.
Презентовать свою работу.
Учащиеся должны владеть.
Ручными инструментами и необходимыми электрическими приборами.
Приемами росписи по шелку.
Приемами валяния шерсти на шелке.
Приемами шитья на швейной машине.
Навыками презентации готовой работы.
Метапредметные:
Регулятивные действия:
планировать
решение
учебной
задачи:
выстраивать
последовательность
необходимых
операций (алгоритм действий).
Познавательные действия:
выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и
различное в изучаемых объектах.
Коммуникативные действия:
составлять
план
текста:
делить
его
на
смысловые
части,
озаглавливать
каждую:
пересказывать по плану.
Личностные:
идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов.
15
Учебно-тематическое планирование (4 г. о)
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
Введение в программу «Конструирование,
моделирование и изготовление сценических
костюмов».
3
1
2
2
Конструирование и моделирование
плечевого изделия.
90
30
60
Итого за I-полугодие:
93 часа
3
Творческий проект по созданию
индивидуального костюма.
108
33
75
4
Итоговые занятия.
Показ коллекций.
3
1
2
Итого за II-полугодие:
111 часов
Итого:
204 часа
65
139
Содержание курса (4г.о.)
Раздел № 1. Вводное занятие.
Теоретические сведения:
1.
Инструктаж по ТБ и охране жизни и здоровья при работе ручными инструментами и
электрическим оборудованием.
2.
Организационные вопросы.
3.
Правила поведения в кабинете.
Раздел № 2.Современные тенденции развития моды.
Теоретические сведения:
1.
Современные тенденции развития моды.
2.
Развитие моды в нашей стране, основные современные тенденции.
Практическая работа:
1.
Просмотр видеофильмов с демонстрацией моды, журналов мод.
2.
Определение темы коллекции на учебный год.
3.
Работа с журналами.
4.
Изготовление эскизов.
Раздел № 3.Конструирование и моделирования плечевого изделия
Теоретические сведения:
1.
Материалы и инструменты, необходимые для работы.
2.
Конструирование и моделирование плечевого изделия.
3.
Технология изготовления платья.
4.
Особенности моделирования платья по собственному замыслу.
5.
Правила подготовки ткани к раскрою.
6.
Правила снятие мерок.
7.
Правила кроя.
8.
Способы переноса вытачек.
9.
Правила сметывания выточек, подрезов.
10. Правила подготовки и проведения первой примерки.
11. Варианты и последовательность соединения переда и спинки.
12. Обработка застежки тесьмой «молния».
13. Подготовка к мини защите готового изделия.
Практическая работа:
16
1.
Работа с журналами. Выбор модели.
2.
Создание эскиза.
3.
Снятие мерок.
4.
Выбор материала. Декатировка ткани.
5.
Изготовление выкройки переда и спинки.
6.
Нанесение контрольных знаков. Раскрой.
7.
Подготовка к 1 примерке.
8.
Проведение 1 примерки, внесение изменений.
9.
Стачивание и обметывание срезов.
10. Поузловая влажно-тепловая обработка.
11. Обработка застежки.
12. Пришивание пуговицы, обметывание петли.
13. Чистка и ВТО готового изделия.
14. Мини защита. Демонстрация готовых изделий.
Раздел № 4.Творческий проект по созданию индивидуального костюма.
Теоретические сведения:
1.
Материалы и инструменты, необходимые для работы.
2.
Способы художественного оформления костюма.
3.
Варианты аппликации, вышивки, росписи.
4.
Основные детали костюма.
5.
Технология изготовления изделия.
6.
Декоративная отделка. Виды и техники исполнения.
7.
Технология изготовления плечевого изделия на основе платья.
8.
Правила и приемы снятия мерок.
9.
Первая примерка, внесение изменений.
10. Виды рукавов.
11. Технология обработки рукавов.
12. Технология изготовления головных уборов.
13. Порядок сборки всего костюма.
14. Последовательность выполнения ВТО.
Практическая работа:
1.
Работа с Интернет ресурсами.
2.
Изготовление коллекции одежды.
3.
Составление плана работы над проектом.
4.
Распределение обязанностей.
5.
Создание эскиза костюма.
6.
Подбор необходимых материалов.
7.
Изготовление лекала.
8.
Снятие мерок.
9.
Построение чертежа выкройки основы.
10. Раскрой платья. Перенос контрольных и центральных линий.
11. Подготовка к 1 примерке.
12. Проведение 1 примерки. Внесение изменений.
13. Сметывание и стачивание кокеток, подрезов, плечевых и боковых срезов.
14. Обметывание срезов. ВТО.
15. Обработка рукава.
16. Вмётывание и втачивание рукава в пройму.
17. Комплектация всего костюма.
18. Чистка и ВТО готовых изделий.
Раздел № 6.Итоговые занятия. Показ коллекций.
Практическая работа:
1.
Репетиция показа коллекции.
2.
Демонстрация готовых изделий.
17
Планируемые результаты
4год обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
Правила
Т.Б.
и
охраны
жизни
и
здоровья
при
работе
с
ручными
инструментами
и
электрическим оборудованием.
Современные тенденции развития моды.
Основы конструирования и моделирования плечевого изделия.
Последовательность изготовления плечевого изделия.
Технологию изготовления платья.
Этапы узловой обработки платья.
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться ручными инструментами, электрической швейной машиной и утюгом.
Содержать в чистоте и порядке рабочее место и инструменты.
Выполнять наброски фигуры человека.
Снимать мерки с фигуры.
Планировать свою работу и осуществлять самоконтроль.
Изготавливать эскизы и выкройки изделия.
Подготавливать крой платья к 1 примерке.
Вносить изменения в изделие.
Производить узловую обработку платья.
Составлять творческий проект в компьютерной программе в форме документа и слайдов.
Разрабатывать творческий проект и выполнять его презентацию.
Учащиеся должны владеть.
Всеми ручными инструментами и необходимыми электрическими приборами.
Приемами поузловой обработки платья.
Приемами окончательной отделки и декорирования изделия.
Навыками презентации готового изделия.
Метапредметные:
Регулятивные действия:
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей
и ошибок: намечать способы их устранения:
Познавательные действия:
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную
литературу.
Коммуникативные действия:
сравнить разные вида текста по цели высказывания главной мысли, особенностям вида
(учебной,
художественный,
научный):
различать
виды
текста,
выбирать
текст,
соответствующий поставленной учебной задаче:
Личностные:
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения: считаться с
мнением другого человека: проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии),
доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
18
Учебно-тематическое планирование (5 г.о.)
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Введение в программу
«Конструирование и моделирование легкой
женской одежды». Инструктаж по Т.Б.
2
1
1
2
Мода сегодня и завтра. Современные
тенденции развития моды на 2017 год.
4
1
3
3
Конструирование и моделирование
женского костюма.
66
22
44
4
Технология выполнения набойки по
ткани.
24
8
16
Итого за I-полугодие:
96часов
5
Творческий проект по созданию
индивидуального костюма.
Художественная роспись ткани в технике
«набойки».
104
34
70
6
Итоговые занятия.
4
1
3
Итого за II-полугодие:
108 часов
Итого:
204 часа
67
137
Содержание курса(5г.о.)
Раздел № 1. Вводное занятие. Введение в программу «Конструирование и моделирование
легкой женской одежды». Инструктаж по Т.Б.
Теоретические сведения:
1.
Инструктаж по ТБ и охране жизни и здоровья при работе ручными инструментами и
электрическим оборудованием.
2.
Организационные вопросы.
3.
Правила поведения в кабинете.
Раздел № 2. Мода сегодня и завтра.
Современные тенденции развития моды на 2017 год.
Теоретические сведения:
1.
Развитие моды в нашей стране, основные современные тенденции.
2.
Модные новинки, цвет и аксессуары на 2017г.
Практическая работа:
1.
Просмотр видеофильмов с демонстрацией моды, журналов мод.
2.
Определение темы коллекции на учебный год.
3.
Работа с журналами.
4.
Изготовление эскизов.
Раздел № 3. Конструирование и моделирование женского костюма.
Теоретические сведения:
1.
Материалы и инструменты, необходимые для работы.
2.
Конструирование и моделирование легкой женской одежды.
3.
Технология изготовления костюма (блуза, юбка, брюки).
4.
Особенности моделирования блуза по собственному замыслу.
5.
Правила подготовки ткани к раскрою.
6.
Правила снятие мерок.
7.
Правила кроя.
19
8.
Способы переноса вытачек.
9.
Правила сметывания выточек, подрезов, кокеток.
10.
Правила подготовки и проведения первой примерки.
11.
Варианты и последовательность соединения переда и спинки, переднего полотнища юбки и
заднего.
12.
Способы подготовки брюк кпримерки. ВТО брюк.
13.
Обработка застежки тесьмой «молния».
14.
Подготовка к мини защите готового изделия.
Практическая работа:
1.
Работа с журналами. Выбор модели.
2.
Создание эскиза.
3.
Снятие мерок.
4.
Выбор материала. Декатировка ткани.
5.
Изготовление выкройки переда и спинки блюзы, юбки, брюк.
6.
Нанесение контрольных знаков. Раскрой.
7.
Подготовка к 1 примерке.
8.
Проведение 1 примерки, внесение изменений.
9.
Стачивание и обметывание срезов.
10.
Поузловая влажно-тепловая обработка.
11.
Обработка застежки.
12.
Пришивание пуговицы, обметывание петли.
13.
Чистка и ВТО готового изделия.
14.
Мини защита. Демонстрация готовых изделий.
Раздел № 4.Творческий проект по созданию индивидуального костюма. Художественная
роспись ткани в технике «набойки».
Теоретические сведения:
1.
Способы художественного оформления костюма.
2.
Варианты аппликации, вышивки, набойки по ткани.
3.
История возникновения набойки ткани на Руси.
4.
Материалы и инструменты, необходимые для выполнения набойки по ткани.
5.
Виды набоек и особенности их выполнения.
6.
Последовательность выполнения набойки.
7.
Способы изготовления штампов.
8.
Технология выполнения набойки по ткани.
9.
Технология изготовления головных уборов.
10. Порядок сборки всего костюма.
11. Последовательность выполнения ВТО.
Практическая работа:
1.
Работа с Интернет ресурсами.
2.
Изготовление трафаретов и штампов.
3.
Составление плана работы над проектом.
4.
Распределение обязанностей.
5.
Создание эскиза костюма.
6.
Подбор необходимых материалов.
7.
Отработка приемов выполнения набойки.
8.
Комплектация всего костюма.
9.
Чистка и ВТО готовых изделий.
10.
Окончательная отделка.
Раздел № 6.Итоговые занятия. Показ коллекций.
Практическая работа:
1.
Репетиция показа коллекции.
2.
Демонстрация готовых изделий.
20
Планируемые результаты
5год обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
историю ДПИ и его современное развитие;
технологию выполнения изделий по изучаемому виду рукоделия (роспись ткани, валяния
шерсти, лоскутное шитьё, конструирование и моделирование одежды);
технику безопасности при работе с инструментами и материалами по видам рукоделия
(роспись
ткани,
валяния
шерсти,
лоскутное
шитьё,
конструирование
и
моделирование
одежды) и правила личной гигиены при работе с различными материалами;
начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях;
основные приемы и элементы машинного шитья.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами по
видам рукоделия (роспись ткани, валяния шерсти, лоскутное шитьё, конструирование и
моделирование одежды) и правила личной гигиены при работе с различными материалами
и инструментами;
выполнять
работы
самостоятельно
согласно
технологии,
используя
знания,
умения
и
навыки, полученные по предмету специализации;
пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
работать по шаблонам, схемам, выкройкам;
в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
сотрудничать
со
своими
сверстниками,
оказывать
товарищу
помощь,
проявлять
самостоятельность.
Учащиеся должны владеть:
терминологией по изучаемому виду рукоделия;
различными
техниками
работы
с
материалами,
инструментами
и
приспособлениями,
необходимыми в работе;
основными приёмами изготовления и декорирования одежды (композиции из цветов,
украшения, отделочные элементы);
навыками работы на швейной машинке;
навыками кройки и пошива изделия.
Метапредметные:
Регулятивные действия:
осуществлять
итоговый
контроль
деятельности
(«что
сделано»)
и
пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»):
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять
этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины:
Познавательные действия:
устанавливать
причинно-следственные
связи
и
зависимости
между
объектами,
их
положение в пространстве и времени:
Коммуникативные действия:
анализировать и исправлять деформированный текс: находить ошибки, дополнять, изменять
восстанавливать логику изложения:
Личностные:
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны:
различать основные нравственно-этические понятия:
анализировать
и
характеризовать
эмоциональные
состояния
и
чувства
окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом:
21
мотивировать
свои
действия:
выражать
готовность
в
любой
ситуации
поступить
в
соответствии с правилами поведения.
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Кабинет соответствует требованиям САНПина.
Имеется следующее материально- техническое
оснащение:
1.
Столы
2.
Стулья
3.
Шкафы
4.
Учебная доска
5.
Компьютер
6.
Стенды
7.
Швейное оборудование
Материалы и инструменты:
1.
Ножницы,
2.
Простые карандаши
3.
Клей
4.
Ручные и машинные иглы
5.
Подрамники
6.
Канцелярские кнопки
7.
Молоток
8.
Кисточки
9.
Краски для ткани
10.
Лоскуты ткани
11.
Шерсть
12.
Клеёнка
13.
Средство для мытья посуды
14.
Сантиметровая лента
15.
Мелки
16.
Английские булавки
22
Формы аттестации, контроля, оценочные материалы
Результативность освоения программы оценивается как на уровне знаний и умений, так и
личностной
характеристики
учащегося. После прохождения первого раздела и изготовления
первых
поделок,
проводится
выставка
«Первая
поделка».В
течение
года
проводятся
промежуточные и итоговые контрольные занятия, выставки
за полугодие и за год. Авторы
качественных работ награждаются грамотами.
Эффективность
реализации
программы
отслеживается по итогам участия в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней, по
результатам защиты творческих проектов.
В программе используются такие виды контроля: 1- входной, 2 - текущий, 3 - итоговый.
1.
Тестовые задания (кроссворды, проверочные тесты с применением ИКТ);
2.
Рейтинг готового изделия
3.
Выставки;
4.
Контрольные занятия;
5.
Проектные занятия;
6.
Проведение открытых занятий для родителей
№
Вид контроля
Содержание
Формы
1.
Входной
Уровень знаний учащихся,
общая эрудиция по
предмету.
Тестовые задания, беседа,
наблюдение.
2.
Текущий
Освоение учебного
материала по теме на
занятии (на каждом
учебном занятии).
Устный опрос, контрольные
карточки по темам,
практическая работа,
кроссворды по темам,
упражнение.
3.
Итоговый
Контроль усвоения
учебного материала.
Итоговые образовательные
события с последующим
анализом.
Выставки работ.
Конкурсы. Наблюдение.
Методические материалы
Методы
обучения: словесный (беседа, рассказ, объяснение, инструктаж,); наглядный
(показ,
иллюстрация,
слайдовые
презентации);
практический
(упражнения,
изготовление
эскиза, поделки, участие в выставках, конкурсах и пр.); репродуктивный (работа по образцу,
репетиции
показа
коллекции);
проблемно-поисковый
(создание
эскиза
модели;
работа
с
информации; подбор материалов, техники исполнения работы, инструментов и пр.)
Для
достижения
высоких
результатов
при
построении
образовательного
процесса
используются
методы, которые не просто формируют умения, но и
компетенции, то есть
умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.
Метод игры - это приобретение социального опыта через игру.
Методы
формирования
сознания
личности
–
это
осознание
своей
принадлежности
к
искусству
самим
ребёнком.
Это
методы
наглядности
и
убеждения,
метод
практического
действия.
Здесь используются беседы, презентации по ознакомлению
детей с детской
литературой,
героями
мультфильмов,
с
историей
возникновения
ремесел
и
декоративного
искусства в целом.
Метод творческого самовыражения - происходит развитие творческого потенциала ребёнка,
формируются
личностные
качества,
навыки
конструктивного
взаимодействия,
понимания
партнера, так как идёт близкая работа в группах, в парах.
Педагог оставляет за собой право вносить изменения в программу по разделам программы,
видам декоративных материалов и техник изготовления работ, и замене тем.
Для расширения кругозора учащихся и улучшения визуального восприятия материала, на
занятиях
используются
информационно-коммуникационные
технологии
.
Применяются
презентации по темам: «Декоративно искусство России», «Батик- вид ДПИ», «Композиция»,
«Создание
эскиза»,
«Цвет
и
его
свойства»,
«Гармонично
сочетающиеся
цвета»,
«Последовательность изготовления батика», «Русский орнамент», «Художественная роспись по
ткани»,
«Валяние
шерсти
–
вид
народного
промысла
России»,
«Лоскутное
шитьё
–
традиционный вид народного творчества». В работах используются эскизы героев русских
народных сказок, мультфильмов. Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое
занятие по изучению теоретического материала нетрадиционным, ярким, насыщенным, легко
запоминающимся.
Для
успешной
реализации
программы
необходимы
наглядные
и
дидактические
материалы:
учебная, научно-популярная и справочная литературу;
учебно-наглядные пособия (таблицы, картины, карты);
аудио и видео пособия, программное обеспечение (видеокассеты, CD- диски и др.);
дидактический и раздаточный материал;
слайдовые презентации по темам программы;
фотоматериалы.
литературные
произведения
(пословицы,
загадки,
сказки,
исторические
справки,
новейшие достижения в области нано-технологий)
технологические карты, эскизы, рисунки, образцы - эталоны, тестовые задания по
темам, кроссворды.
Список литературы
Литература для учителя
1.
БердникТ.О. Моделирование и художественное оформление одежды /Авт.-сост. Ростов-
на-Дону: Феникс, 2001
2.
Гильман, Р. А. Художественная роспись тканей : учеб.-метод. пособие. – М :Гуманит.
изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – 160 с. (Под грифом Министерства образования РФ.)
3.
Гусакова А.М. Художественная роспись. Пособие для учителей. -М.: Просвещение,
2003-176с.
4.
Ермилова
В.В.,
Ермилова
Д.Ю.
Моделирование
и
художественное
оформление
одежды: Учебное пособие. – М.: Мастерство; Академия; Высшая школа, 2000
5.
Журавлёва И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. – М., 2003
6.
Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников:
Пособие для учителя / Под.ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003
7.
Патрикеев А.Ю. Подвижные игры: 1-4 классы.\ Патрикеев А.Ю. – М.: ВАКО, 2007
8.
Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя.
9.
Романова
Е.С.
99
популярных
профессий.
Психологический
анализ
и
профессиограммы. – СПб.: Питер, 2004
10. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие,
учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.
11. Сергеев
И.С.
Как
организовать
проектную
деятельность
учащихся:
Практическое
пособие для работников образовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:
АРКТИ, 2006
12. Терешкович Т.А. Словарь моды. – Минск: Хелтон, 2000
Литература для учащихся
1.
Банакина Л.В. Материалы для лоскутного шитья/ Школа и производство. -2000.-№3.-
с.40.
2.
Гардман Ю.С. 1001 путь к моде, стилю, элегантности. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001
3.
Домашний уют своими руками.-М.,2000
4.
Иванова Ю.Б. Лоскутная мозаика России // Школа и производство. -2002.-№3.- с.42
5.
Крут С. Роспись по ткани. Батик: Практическое пособие. – СПб: Корона принт, 2000