Напоминание

Использование нетрадиционных методов коррекции при работе с детьми с ОНР


Автор: Матюшенец Татьяна Сергеевна
Должность: Учитель логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с 424
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Использование нетрадиционных методов коррекции при работе с детьми с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Использование нетрадиционных методов

коррекции при работе с детьми с ОНР»

Учитель-логопед

Матюшенец Татьяна Сергеевна

2022 г.

Использование нетрадиционных методов коррекции

при работе с детьми с ОНР

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с

речевыми

нарушениями.

Среди

них

весьма

распространенным

является

общее

недоразвитие речи различных уровней. Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР

требует системный комплексный подход – это коррекция речевого нарушения и

сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

При ОНР ведется работа в следующих направлениях:

Развитие общей моторики.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие фонематических процессов.

Развитие лексических навыков.

Развитие лексико-грамматического компонента языка.

Развитие связной речи.

В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются

нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных

успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

Традиционные

формы

работы

это

коррекционная

работа, направленная

на исправление или ослабление имеющихся нарушений, а нетрадиционные методы - это

комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использова

ния нового практического средства,

направленногона раскрытие потенциальных возможностей ребенка,достижение им оптима

льного уровня развития.

Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать корре

кционный процесс.

Результаты этой деятельности выражаются в изменениях в содержании, в методах,

в формах, в технологиях, в средствах коррекции. Работа с ребенком при нетрадиционной

коррекции речи становится динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и

разнообразной, занятия становятся более интересными и разнообразными, содействуют

созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют

процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма

ребенка. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать

новые

возможности,

включать

действенные

методы

в

систему

коррекционно-

развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время

занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.

Применение данных методов коррекции нельзя рассматриватьсамостоятельными и

самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для

создания благоприятногоэмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффекти

вность коррекционно-го воздействия.

На сегодняшний день к методам нетрадиционного воздействия,

относятся:

• Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.

• Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.

• Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

• Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

• Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

• Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.

• Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка.

Применение нетрадиционных методов в коррекционной педагогике признано в сов

ременной педагогической науке одним из эффективных средств профилактики и коррекци

и нарушений в речевом развитии.

Эффективность нетрадиционных методов тем выше, чем раньше начата ихреализац

ия. Особенно важным является применение нетрадиционных методов в коррекции речи. У

детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, алалия, заикание и др.) наблюдает

ся недостаточное развитие познавательных и психических процессов: памяти, внимания,

мышления. Зачастую происходит отставание в развитиитворческих способностей, вообра

жения.

Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, по

вышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы,

снижает уровень утомляемости.

Нетрадиционные методы направлены на регуляцию эмоционально-волевой сферы

ребенка, понимание ребенкомсвоих переживаний, поиск способов их

преодоления.

Данные методы способствуют развитию коммуникативной функции речи, при этом

заметно усиливают эффект работы логопеда. Нетрадиционные методы

отлично сочетаются в комплексной коррекции речи за счет того, что ребенок лучше запом

инает и усваиваетречевой материал.Общая характеристика нетрадиционных методов корр

екционно-развивающей работы может быть представлена обобщенной технологией развит

ия, обучения и воспитания детей с речевымипроблемами.

Эффективность нетрадиционных методов определяется:

- необычностью замысла, организации и методики проведения занятий,

- заинтересованностью детей,

- развитием их творческой самостоятельности,

- созданием благоприятного климата на занятиях,

- ориентировкой детей на коммуникацию.

Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, направленны

х на преодоление тяжелых нарушений речи, ориентированы на:

- развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;

- решение эмоционально-волевых проблем ребенка;

-

развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собств

енного тела,

- формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость

речевой и

моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка с ОНР особое

внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что

положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. От

развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и

результативность.

Доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются

мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика -

это основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов, таких как

внимание, память, восприятие, мышление, речь.

Все чаще предлагаются в современной литературе игры и упражнения с

использованием нетрадиционного материала (бытовых предметов): пипетки, пинцеты,

зубочистки, прищепки.



В раздел образования