Автор: Ольга Анатольевна Генералова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ОГКОУ Измайловская ШИ
Населённый пункт: Р.п. Измайлово Ульяновская обл.
Наименование материала: Сенсорная интеграция для обучающихся с Умственной отсталостью
Тема: " Использование сенсорной интеграции в работе с детьми с умственной отсталостью"
Раздел: среднее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ С
ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Генералова Ольга Анатольевна, воспитатель
ОГКОУ "Измайловская школа- интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья"
А
ннотация. В статье рассматриваются возможности использования
сенсорной интеграции в работе с детьми с умственной отсталостью.
Описываются основные принципы сенсорной интеграции, её роль в развитии
когнитивных,
эмоциональных
и
социальных
навыков
у
детей
с
интеллектуальными нарушениями. Приводятся примеры практических
методов
и
упражнений,
направленных
на
улучшение
восприятия,
координации движений и адаптации детей с умственной отсталостью в
образовательной среде.
Ключевые слова:
сенсорная интеграция, умственная отсталость,
когнитивное развитие, координация движений, сенсорные упражнения,
социальная адаптация.
Одним из современных методов, применяемых для стимуляции
психических функций у детей с ОВЗ, является сенсорная интеграция. Этот
метод
активно
используется
в
работе
с
детьми
с
расстройствами
аутистического спектра (РАС), синдромом Дауна и множественными
нарушениями
развития.
Умственная
отсталость
характеризуется
стабильными и необратимыми нарушениями интеллектуального развития.
Хотя
невозможно
достичь
нормального
уровня
словесно-логического
мышления,
работа
с
другими
психическими
функциями
может
активизировать компенсаторные механизмы, способствуя развитию ребёнка
и его социализации. Важной задачей работы с такими детьми является
познавательное развитие, включающее совершенствование зрительного
восприятия и сенсорных навыков.
Сенсорная интеграция — это процесс, при котором мозг организует и
интерпретирует сигналы, поступающие от органов чувств. Для детей с
умственной отсталостью этот процесс может быть нарушен, что затрудняет
восприятие мира и взаимодействие с ним. Методы сенсорной интеграции
помогают улучшить восприятие и когнитивные процессы у таких детей,
облегчая их социализацию и развитие. Воспитателям важно применять
сенсорные техники, чтобы создать условия, в которых ребёнок сможет
максимально раскрыть свой потенциал.
Основной
задачей
сенсорной
интеграции
является
обеспечение
полноценного
восприятия
сенсорных
стимулов
через
все
каналы:
тактильные, зрительные, слуховые, вестибулярные и проприоцептивные. Это
достигается
с
помощью
специальных
упражнений
и
игр,
которые
активизируют определённые сенсорные системы. Например, тактильные
игры с разными текстурами (мягкие, жёсткие, шероховатые) помогают
развивать у детей чувство осязания, улучшая восприятие и координацию
движений.
Применение
сенсорных
упражнений
также
помогает
детям
с
умственной
отсталостью
улучшить
способность
концентрироваться
и
выполнять задания. Например, занятия на сенсорных качелях или с мячами,
где
ребёнок
должен
удерживать
равновесие
и
контролировать
свои
движения, помогают развивать координацию и внимание. Это особенно
важно для детей, которые сталкиваются с трудностями в выполнении задач,
требующих концентрации и контроля. Сенсорные игры помогают им
сосредоточиться на процессе, не отвлекаясь на внешние раздражители.
Одним из важнейших элементов успешной сенсорной интеграции
является
активное
участие
воспитателя
и
создание
условий
для
индивидуализированного подхода к каждому ребёнку. Воспитатель должен
разрабатывать
занятия
с
учётом
особенностей
ребёнка,
подбирать
соответствующие материалы и адаптировать задачи под его уровень
развития.
Это
помогает
детям
с
умственной
отсталостью
быстрее
адаптироваться к учебному процессу и добиться значительных успехов в
развитии.
Важную роль в успехе сенсорной интеграции играет взаимодействие с
родителями. Воспитатель может рекомендовать родителям продолжать
занятия дома, что поможет укрепить полученные в школе навыки и создать
для ребёнка более целостную обучающую среду. Например, родители могут
использовать простые сенсорные игры, такие как работа с глиной или
конструктором, чтобы развивать у ребёнка сенсорные способности в
домашних условиях.
Подводя итог, можно сказать, что использование сенсорной интеграции
в работе с детьми с умственной отсталостью является эффективным методом
развития их когнитивных и эмоциональных навыков. Сенсорные упражнения
помогают
детям
лучше
воспринимать
окружающий
мир,
улучшать
концентрацию и координацию движений, а также способствуют снижению
тревожности. Этот подход позволяет создать более благоприятные условия
для
обучения
и
социализации
детей
с
особыми
образовательными
потребностями.
Список литературы
1.
Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание
скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес [пер. с англ. Юлии Даре]. - 5-е изд.
- М.: Теревинф, 2018. - 272 с.
2.
Закеряева, Л.Н. Реализация коррекционного курса «Сенсорное
развитие» в 1-4 классах для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной
отсталостью,
тяжелыми
множественными
нарушениями
развития методическое пособие для специалистов [Электронный ресурс] /
Л.Н. Закеряева, А.В. Ларина, Е.В. Макарова, Е.В. Семенова / под ред.
Семеновой Е.В. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2022. – 48 с
3.
Ерышева А. Ю., Горина Е. Н. Сенсорная интеграция как метод
работы с детьми с умственной отсталостью // Саратов 2020. – 4 с.
4.
Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия: сб.
методических материалов / сост. А.Г. Гилева. - Пермь: ПІТПУ, 2018. - 121 с.