Напоминание

" Использование сенсорной интеграции в работе с детьми с умственной отсталостью"


Автор: Ольга Анатольевна Генералова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ОГКОУ Измайловская ШИ
Населённый пункт: Р.п. Измайлово Ульяновская обл.
Наименование материала: Сенсорная интеграция для обучающихся с Умственной отсталостью
Тема: " Использование сенсорной интеграции в работе с детьми с умственной отсталостью"
Раздел: среднее образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ С

ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Генералова Ольга Анатольевна, воспитатель

ОГКОУ "Измайловская школа- интернат для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья"

А

ннотация. В статье рассматриваются возможности использования

сенсорной интеграции в работе с детьми с умственной отсталостью.

Описываются основные принципы сенсорной интеграции, её роль в развитии

когнитивных,

эмоциональных

и

социальных

навыков

у

детей

с

интеллектуальными нарушениями. Приводятся примеры практических

методов

и

упражнений,

направленных

на

улучшение

восприятия,

координации движений и адаптации детей с умственной отсталостью в

образовательной среде.

Ключевые слова:

сенсорная интеграция, умственная отсталость,

когнитивное развитие, координация движений, сенсорные упражнения,

социальная адаптация.

Одним из современных методов, применяемых для стимуляции

психических функций у детей с ОВЗ, является сенсорная интеграция. Этот

метод

активно

используется

в

работе

с

детьми

с

расстройствами

аутистического спектра (РАС), синдромом Дауна и множественными

нарушениями

развития.

Умственная

отсталость

характеризуется

стабильными и необратимыми нарушениями интеллектуального развития.

Хотя

невозможно

достичь

нормального

уровня

словесно-логического

мышления,

работа

с

другими

психическими

функциями

может

активизировать компенсаторные механизмы, способствуя развитию ребёнка

и его социализации. Важной задачей работы с такими детьми является

познавательное развитие, включающее совершенствование зрительного

восприятия и сенсорных навыков.

Сенсорная интеграция — это процесс, при котором мозг организует и

интерпретирует сигналы, поступающие от органов чувств. Для детей с

умственной отсталостью этот процесс может быть нарушен, что затрудняет

восприятие мира и взаимодействие с ним. Методы сенсорной интеграции

помогают улучшить восприятие и когнитивные процессы у таких детей,

облегчая их социализацию и развитие. Воспитателям важно применять

сенсорные техники, чтобы создать условия, в которых ребёнок сможет

максимально раскрыть свой потенциал.

Основной

задачей

сенсорной

интеграции

является

обеспечение

полноценного

восприятия

сенсорных

стимулов

через

все

каналы:

тактильные, зрительные, слуховые, вестибулярные и проприоцептивные. Это

достигается

с

помощью

специальных

упражнений

и

игр,

которые

активизируют определённые сенсорные системы. Например, тактильные

игры с разными текстурами (мягкие, жёсткие, шероховатые) помогают

развивать у детей чувство осязания, улучшая восприятие и координацию

движений.

Применение

сенсорных

упражнений

также

помогает

детям

с

умственной

отсталостью

улучшить

способность

концентрироваться

и

выполнять задания. Например, занятия на сенсорных качелях или с мячами,

где

ребёнок

должен

удерживать

равновесие

и

контролировать

свои

движения, помогают развивать координацию и внимание. Это особенно

важно для детей, которые сталкиваются с трудностями в выполнении задач,

требующих концентрации и контроля. Сенсорные игры помогают им

сосредоточиться на процессе, не отвлекаясь на внешние раздражители.

Одним из важнейших элементов успешной сенсорной интеграции

является

активное

участие

воспитателя

и

создание

условий

для

индивидуализированного подхода к каждому ребёнку. Воспитатель должен

разрабатывать

занятия

с

учётом

особенностей

ребёнка,

подбирать

соответствующие материалы и адаптировать задачи под его уровень

развития.

Это

помогает

детям

с

умственной

отсталостью

быстрее

адаптироваться к учебному процессу и добиться значительных успехов в

развитии.

Важную роль в успехе сенсорной интеграции играет взаимодействие с

родителями. Воспитатель может рекомендовать родителям продолжать

занятия дома, что поможет укрепить полученные в школе навыки и создать

для ребёнка более целостную обучающую среду. Например, родители могут

использовать простые сенсорные игры, такие как работа с глиной или

конструктором, чтобы развивать у ребёнка сенсорные способности в

домашних условиях.

Подводя итог, можно сказать, что использование сенсорной интеграции

в работе с детьми с умственной отсталостью является эффективным методом

развития их когнитивных и эмоциональных навыков. Сенсорные упражнения

помогают

детям

лучше

воспринимать

окружающий

мир,

улучшать

концентрацию и координацию движений, а также способствуют снижению

тревожности. Этот подход позволяет создать более благоприятные условия

для

обучения

и

социализации

детей

с

особыми

образовательными

потребностями.

Список литературы

1.

Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание

скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес [пер. с англ. Юлии Даре]. - 5-е изд.

- М.: Теревинф, 2018. - 272 с.

2.

Закеряева, Л.Н. Реализация коррекционного курса «Сенсорное

развитие» в 1-4 классах для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой

умственной

отсталостью,

тяжелыми

множественными

нарушениями

развития методическое пособие для специалистов [Электронный ресурс] /

Л.Н. Закеряева, А.В. Ларина, Е.В. Макарова, Е.В. Семенова / под ред.

Семеновой Е.В. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2022. – 48 с

3.

Ерышева А. Ю., Горина Е. Н. Сенсорная интеграция как метод

работы с детьми с умственной отсталостью // Саратов 2020. – 4 с.

4.

Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия: сб.

методических материалов / сост. А.Г. Гилева. - Пермь: ПІТПУ, 2018. - 121 с.



В раздел образования